«Интерфакс», крупнейшее независимое информационное агентство России, раскрывает «внутреннюю кухню» процесса производства новостей. Книга, которая изначально создавалась как внутренний информационный стандарт, подробно рассказывает, как писать качественные тексты и выпускать их первым, как журналисту всегда следовать принципам достоверности, объективности и независимости. Авторы пособия на примерах новостей «Интерфакса» детально описывают, как оценивать важность события или высказывания, находить оптимальный формат, формулировать лид, выбирать «золотую цитату», проводить факт-чекинг и искать интересные детали. Результатом этой работы должен стать текст, отвечающий на вопросы «что», «где», «когда», «что это значит и что будет дальше», а в итоге – дающий полное раскрытие темы. Книга будет полезна тем, кто работает с оперативной информацией – от студентов факультетов журналистики до репортеров и PR-специалистов, – а также всем, кто хочет научится писать профессиональные новости, соответствующие лучшему отраслевому стандарту.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интерфакс. Технология новостей: учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. От авторов
Говорят, что в творческих профессиях не бывает жестких правил. И все же оперативная информационная журналистика — это творческая профессия, которая подчиняется жестким правилам.
Исторически сложилось, что в России эти правила сформировались более 30 лет назад благодаря «Интерфаксу».
Первое в СССР независимое информационное агентство «Интерфакс» появилось в 1989 году — и сразу стало формировать свои правила и стандарты, постоянно проверяя их на практике. Мы учились задавать неудобные вопросы и доходить до сути событий, искать новые источники информации, видеть главное и предотвращать ошибки и просчеты.
Именно от корреспондентов «Интерфакса» мир узнавал в ту пору об исторических событиях, которые привели к распаду СССР, положили конец холодной войне, сформировали новые политические и экономические реалии на постсоветском пространстве. Новости «Интерфакса» радикально отличались от всего, что практиковала советская журналистика. Мы не перепечатывали официальные заявления, мы первыми узнавали о важных событиях и приводили весь спектр мнений о них. Мы не просто держали руку на пульсе событий — мы показывали максимально полную картину.
В 1990-х годах мы первыми в России стали делать специализированные информационные продукты для отдельных отраслей экономики, таких как ТЭК или металлургия, и научились говорить на языке, понятном участникам рынка и инвесторам.
И в политике, и в бизнесе мы всегда ориентировались на потребности профессионалов, нуждающихся в оперативной информации для принятия решений. Читатели каждый день оценивали нас по тому, насколько пригодным для практического использования оказывалось наше изделие — новость, насколько полно, ярко и объективно мы передали картину происходящего.
Наши клиенты хотели первыми узнавать самые важные новости и, понимая их значение и последствия, оставаться уверенными в нашей объективности и независимости. Мы же, в свою очередь, понимали, что главным критерием нашего успеха всегда будет оценка наших читателей. Так родилась миссия «Интерфакса» — работать с информацией так, чтобы она рождала новые идеи, помогала принимать правильные решения и снижать риски. И так родились наши принципы, которым мы были и остаемся верны:
Практика показала, что соответствовать ожиданиям клиентов можно, только следуя жестким правилам. Так новости «Интерфакса» стали лучшими на рынке, а наши правила и форматы работы — отраслевым стандартом.
Мы готовы делиться нашим Информационным стандартом со всеми, кому это интересно, — с коллегами из информагентств, с журналистами и редакторами периодических изданий и новостных сайтов, со студентами-журналистами. Это наш вклад в дальнейшее формирование цивилизованного рынка новостей.
Но неужели главное для тех, кто хочет делать качественные новости, — стандарт? А как же творческий подход, инициатива, глубокое знание предметной области? Они, безусловно, нужны при выборе информационного повода, формулировании идеального лида и захватывающего заголовка, поиске ударной цитаты и репортажных деталей, развитии темы, объяснении причин и поиске источников информации.
Но все эти находки будут напрасны без идеальной новостной формы! Неточности в передаче фактического материала, ошибки в тексте, задержка публикации напрочь убивают все творческие усилия. Если подобные просчеты становятся следствием нарушения технологии создания новостей, выявляя недостаток профессионализма, — это вдвойне досадно. Как боевой устав, который написан кровью, наш Информационный стандарт создан опытом, извлеченным из подобных ошибок.
Общие принципы нашей работы, которые помогают нам правильно расставлять приоритеты и принимать решения в принципиально новых ситуациях, изложены в Журналистской хартии группы «Интерфакс». С нее и начнем.
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ХАРТИЯ ГРУППЫ «ИНТЕРФАКС»
Главное достояние «Интерфакса» — его репутация надежного, точного, оперативного и объективного источника новостей.
Доверие читателей строится на профессионализме наших журналистов и нашей верности принципам независимой и качественной журналистики, жестким правилам проверки информации, нормам профессиональной этики. Мы постоянно развиваем наши продукты, повышая их качество и оперативность.
Мы делаем все от нас зависящее, чтобы наши читатели могли реализовать свое право знать точную информацию.
Работа в «Интерфаксе» требует от каждого из нас НЕЗАВИСИМОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ТОЧНОСТИ, ОБЪЕКТИВНОСТИ, следования базовым этическим нормам и установленным в агентстве стандартам работы.
Редакционная политика группы «Интерфакс» определяется правлением АО «Информационное агентство Интерфакс», стороннее вмешательство в нее не допускается.
«Интерфакс» поддерживает конструктивные отношения с широким кругом государственных органов, политических групп и партий, а также коммерческих организаций — с целью оперативного получения информации из наиболее авторитетных и надежных источников. «Интерфакс» не допускает, чтобы его информация использовалась для лоббирования интересов какой-либо группы людей, организации или компании.
Журналисты «Интерфакса» не допускают появления в своих информационных сообщениях скрытой или явной политической или коммерческой рекламы. О попытках навязать агентству такого рода рекламу или предвзятую информацию, разместить информацию за вознаграждение необходимо немедленно сообщать руководству агентства.
Журналисты «Интерфакса» не должны иметь коммерческих или финансовых интересов в организациях и компаниях, о которых они пишут. О наличии такого рода интересов необходимо сообщать руководству агентства.
«Интерфакс» не допускает появления в своих продуктах сообщений, нарушающих российские законы и базовые этические нормы, и не использует в работе методы, нарушающие эти законы и нормы.
Журналисты «Интерфакса» честно предоставляют клиентам полную картину происходящих событий, сообщая только ту информацию, источник которой им известен и в объективности и достоверности которой они уверены.
Сотрудники агентства должны пресекать любые попытки использования агентства для манипуляций финансовым рынком. «Интерфакс» и его журналисты ни при каких обстоятельствах не могут быть заинтересованы в том или ином изменении рыночных цен, происходящем под влиянием сообщений агентства, или давать какие-либо преимущества при получении информации, способной повлиять на рынок.
«Интерфакс» не допускает появления в своих продуктах сообщений с угрозами совершения террористических актов, призывов к насилию и другой подобной информации.
В кризисных ситуациях, таких как захват заложников и другие чрезвычайные происшествия, журналисты «Интерфакса» действуют в тесной координации с компетентными органами, чтобы передаваемая ими информация не поставила под угрозу жизни людей.
«Интерфакс» не предоставляет свои ресурсы для опубликования компрометирующей информации или обвинений, затрагивающих человеческое достоинство конкретных персон.
Публикация информации, содержащей критику в адрес конкретных личностей и компаний, допускается в случае несомненной общественной важности этой информации; при этом сторона, подвергающаяся нападкам, получает возможность высказать свою точку зрения. В случае публикации конфликтной информации журналисты «Интерфакса» исходят из того, что обе стороны, участвующие в конфликте, имеют равное право на высказывание позиции и на ее воспроизведение в сообщениях агентства.
Если журналист «Интерфакса» узнал о публикации агентством ложной, искаженной или непроверенной информации, он должен немедленно доложить об этом руководству и предпринять шаги для немедленной и честной корректировки ошибочной информации.
В случае публикации ложной или искаженной информации «Интерфакс» обязан опубликовать поправку или опровержение, используя те же каналы, что были применены при публикации материала.
Журналист «Интерфакса» исходит в своей работе из Информационного стандарта. Главная цель Информационного стандарта — обеспечить точность и оперативность передаваемой информации, объективное и полное отражение событий и основных точек зрения участвующих в них сторон.
Сотрудник «Интерфакса» несет полную ответственность за точность передаваемой информации. При любом сомнении в ее достоверности следует предпринять дополнительную проверку фактов. Требуется полная уверенность в том, что сообщение, направленное в агентство по электронной почте или по иным каналам, поступило именно от того адресата, которому оно приписывается.
Журналист «Интерфакса» настойчив в получении информации, дающей читателям более полную и яркую картину происходящего. Сколь бы сенсационно ни было исходное сообщение, читателю важно максимально быстро получить ответы на вопросы:
● Что это значит?
● К чему это может привести?
● Чьи интересы затрагивает это событие?
● Что думают об этом событии его участники и наблюдатели?
Читатели должны иметь ясное представление о том, где, когда и при каких обстоятельствах произошло или было сказано то, о чем идет речь в новости. Если информация была получена от анонимного источника, она должна быть подтверждена из других источников, при этом должны быть предприняты все возможные усилия для ее официального подтверждения или опровержения.
«Интерфакс» соблюдает конфиденциальность и придерживается этических норм в отношении источников информации. Имя источника, не пожелавшего себя назвать, может быть раскрыто только по решению суда, а также в некоторых случаях мотивированного обращения Банка России.
Журналисты «Интерфакса» воздерживаются от высказывания в информационных сообщениях собственного мнения, предоставляя делать выводы читателям. Журналисту «Интерфакса» запрещено публично декларировать приверженность тем или иным политическим взглядам, вступать в отношения, которые могут привести к конфликту интересов.
Работая с источниками информации, журналист должен разъяснять им принципы, заложенные в Хартии «Интерфакса» и Информационном стандарте. Мы готовы учитывать интересы наших источников информации лишь до тех пор, пока они не входят в противоречие с Хартией и Информационным стандартом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интерфакс. Технология новостей: учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других