Здравствуйте! Хочу представить вам детскую книгу «Экономика и рынок для девчонок и мальчишек». Книга в занимательной и в очень доступной форме знакомит молодых людей с экономикой, без которой современный человек никак обойтись не может. В книге как бы ведется беседа с юным читателем на различные экономические и рыночные темы, рассказывается о том, какие бывают экономические системы, говорится о различных ценных бумагах: об акциях и облигациям, о том, что такое банк и биржа, валюта и прибыль, конкуренция и кредит.Очень логичное и продуманное изложение материала. Книга написана хорошим языком и легко читается, в ней довольно ясно и понятно освещены сложные экономические вопросы.Книга рассчитана на девчонок и мальчишек разного возраста, она также будет интересна и очень полезна и взрослым людям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика и рынок для девчонок и мальчишек предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Что же такое рынок?
Давай сразу договоримся не путать тот рынок, о котором мы здесь будем читать, с другим рынком, который ты, может быть, уже знаешь. На этом, другом рынке, продаются всевозможные продукты: овощи, фрукты, мясо, бывает и одежда. Туда ты, наверное, ходил с мамой, папой или бабушкой. Такие рынки называют продуктовыми или вещевыми.
Рынок, о котором мы будем с тобой говорить, — это нечто иное, а слова похожи. Таких одинаковых слов с разными значениями в жизни встречается очень много.
Например, спрашивает учитель астрономии: «Дети, что такое Марс?» Дети хором отвечают: «Марс — это шоколадка». Вот тебе и раз, какая же это шоколадка? Вот тебе и два, да самая обыкновенная, она продается почти на каждом углу, такой небольшой шоколадный батончик. Но подождите, это же одна из планет нашей солнечной системы, названная по имени древнегреческого бога войны. Я думаю, что и шоколадку «Марс» назвали тоже по имени этого бога. Видишь, одно и то же слово «марс», а понятия разные. Разные-то разные, но несовсем, есть у них что-то общее, ты, наверное, это уже понял: и планету, и шоколадку назвали по имени одного и того же бога.
Так и в нашем случае: «рынок», о котором мы с тобой будем говорить, и рынок, куда ты ходил с родителями за покупками, — понятия разные, но вместе с тем есть у них что-то общее. Что? Не спеши — узнаем.
Что же такое рынок?
Рынок — это все, что относится к действиям по купле и продаже любых товаров или услуг.
Научных определений рынка существует много. Не пугайся, все мы их здесь перечислять не будем, тем более, что у них есть одно общее — это купля и продажа товаров или услуг. Давай еще раз напишем определение рынка, а потом в нем разберемся.
Рынок — это система экономических отношений между продавцами и покупателями, а также любые соглашения, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли и продажи данных товаров или услуг.
Теперь будем разбираться.
— Опять разбираться. В школе разбирайся, дома, когда делаешь домашнее. задание, взял книгу почитать, опять разбирайся, что это такое!
Что я могу тебе на это сказать? Ты знаешь, тебе просто иногда кажется, что разбираться в чем-то всегда нудно и сложно, а вот и совсем нет. Когда тебе покупают какую-нибудь игрушку, ты же пытаешься в ней разобраться, как ее заводят, куда вставляются батарейки, и ты не считаешь это чем-то нудным и тяжелым. А дома ты уже, наверное, разобрался, как включать телевизор или как запускать на смартфоне какую-нибудь игру, и тебе не кажется это чем-то сложным. Так и здесь, ты просто читай эту книжку, не учи, не зубри, ведь это же не учебник, и никто не будет спрашивать тебя домашнее задание.
Читаем дальше.
Во-первых, мы постоянно сталкиваемся с тобой со словом «система». Система экономических отношений, система образования… система да система. Вроде бы понятное слово, а задумаешься, вроде и не совсем.
Система — это какой-нибудь определенный порядок.
Например, ты же не хранишь свои игрушки вместе с посудой, из которой вы едите, а постельное белье вперемешку с учебниками. Значит, у тебя и у вас в семье существует какой-то определенный порядок, куда что складывать, как убирать, другими словами, существует определенная система. Так и экономическая система состоит из определенного порядка, из определенных правил.
Во-вторых, может не совсем понятно, что такое «товары и услуги». Нет, конечно, что такое товар — понятно. Это то, что покупают и продают. Его можно потрогать, поиграть с ним, если это машинка или кукла, его можно съесть, если это мороженое или торт.
Товар — это то, что мы видим, что можно взять в руки, сломать, наконец.
А что такое услуга?
Услугу не всегда возьмешь в руки, не всегда увидишь. Но ее можно почувствовать. Например, ты едешь в автобусе — это услуга по перевозке тебя туда, куда тебе надо в настоящий момент. Сам автобус — это товар, кто-то его сделал и продал, а кто-то купил, его можно потрогать, вон он какой железный, зимой холодный, летом горячий. А проезд в нем как ты потрогаешь? Пошел ты в парикмахерскую, там тебе тоже предоставили услугу, подстригли тебя.
— Ага, — скажешь, — а вот и нет, как меня подстригли, я вижу в зеркало.
Хорошо, прошел месяц, и ты снова оброс, вот ты и не видишь больше предоставленной тебе услуги, но она все-таки была.
Услуга — это деятельность, в результате которой удовлетворяются какие-нибудь потребности людей.
Что же общего в товарах и услугах?
И товар, и услугу кто-то покупает, а кто-то продает. За игрушку и за проезд в автобусе твои родители или ты платите деньги, значит, вы это покупаете и являетесь покупателями. А продавец в детском магазине и водитель автобуса получают деньги, значит, они это продают, то есть являются продавцами.
Продавцы и покупатели вступают между собой в какой-то контакт, в какие-то отношения, соглашаются купить или продать товары или услуги. Эти отношения и соглашения по поводу купли и продажи и образуют рынок.
Экономические отношения и рынок появились очень-очень давно. Как только на земле появился первый разумный человек, он сразу же стал решать вопросы — ты их уже знаешь — это что? как? для кого?
Что поймать на обед — мамонта или медведя, а может быть, набрать ягод или орехов?
Как поймать — руками или, может быть, вырыть яму, чтобы зверь в нее свалился?
Для кого добыть пищу — только для себя или для своей семьи, а может, для всего племени?
Все эти вопросы человек решал путем выбора. Выбирал между медведем и ягодами, между руками и палкой, между своей семьей и всем племенем.
— Ну все, понял, не дурак, — скажешь ты, — а где же здесь рынок-то?
Вот он, посмотри. Люди делали разный выбор: кто-то охотился на медведя, а кто-то собирал ягоды. Люди очень разные по своему характеру, по своим привычкам и наклонностям: одному нравится одно, другому — другое. Мы уже с тобой об этом говорили: не могут все сразу захотеть стать строителями, кому-то это нравится, а кому-то нет. В результате того, что люди делали разный выбор, у них оказывались и разные предметы. Представь себе: кто-то должен был постоянно есть только мясо, а кто-то только ягоды, а другой, кто не умел охотиться или собирать ягоды, а умел только строить деревянные дома, тому что — вообще с голоду помирать?
Наверное, людям это очень быстро надоело, и они начали менять то, что у них было, на то, чего у них не было, вот тут-то их предметы и превратились в товары. Потом постепенно для облегчения обмена люди придумали деньги. Товары, которые они умели производить, или услуги, которые они умели предоставлять, люди обменивали на деньги, то есть продавали, а имеющиеся деньги обменивали на другие товары или услуги, то есть покупали.
Почему деньги делают обмен товарами легче? Это тоже просто. Ты хорошо умеешь собирать ягоды, насобирал их столько, что съесть самому уже не под силу. Да ты просто и смотреть на них уже спокойно не можешь, потому что три последних дня ел только ягоды. И ты решаешь обменять ягоды, которых у тебя много, на одежду, рубашку и штаны, а также на продукты: на чай, на хлеб и на масло. Начинаешь думать: рубашку и штаны делают из хлопка, хлопок люди выращивают на юге, придется поехать на юг. Но поездка, ты уже знаешь, — это услуга, кто-то ее предоставляет, за нее надо заплатить. Все-таки ты поехал, отдав тому человеку, кто тебя везет, часть своих ягод, то есть ягодами ты заплатил за проезд.
Пока ты едешь за одеждой, питаться ты будешь все теми же ягодами — ведь ты же еще не обменял их на продукты. Ладно, с горем пополам доехал, поменял часть ягод на одежду. Теперь что у нас там — чай? Он растет еще дальше, в Индии, опять ехать, опять платить за переезд ягодами, а самому в дороге снова их есть.
Все, тебе это надоело. Я думаю, что и людям, которые вначале только и занимались обменом товара на товар, тоже надоело, и они придумали деньги. Стало намного удобнее: продал ягоды и покупай себе все, что захочешь на эти денежки. Вот он, рынок, — купля и продажа.
Прочитав о своих приключениях, связанных с обменом товаров, ты вполне законно можешь возразить: «А я что, не мог сразу пойти в магазин и там обменять свои ягоды на то, что мне надо?»
В том-то и дело, что не мог, ведь магазины, как и деньги, появились тоже не сразу. Но думаешь ты абсолютно правильно. Так же начали рассуждать и люди, жившие в древние века. А рассуждая, придумали специальные места для обмена и торговли. Места эти назывались по-разному: базарами, торговыми рядами, лавками. Вспомни сказку Пушкина «О попе и о работнике его Балде»:
Пошел поп по базару,
Посмотреть кой-какого товару.
Позже такие места стали называться магазинами, универмагами, супермаркетами… не будем все их перечислять.
Рынок — понятие очень большое, везде что-то производят, покупают, продают, предоставляют услуги. Рынок повсюду вокруг нас: вокруг тебя, вокруг меня — словом, голова кругом. Чтобы не очень кружилась голова, придумали существующий огромный рынок разделить на более мелкие части.
Но как разделить? На всех рынках одинаково — купля и продажа. Значит, по этому принципу не очень-то и разделишь, он везде один и тот же. Постой, но товары и услуги, которые покупают и продают, — они же разные. Вот как мы будем делить рынок: на одинаковые товары или услуги.
— Ох, — это опять ты вздыхаешь, — зачем его делить, ну рынок и рынок, все вроде уже понял. Это все, что относится к действиям по поводу купли и продажи любых товаров или услуг.
Нет давай все-таки разделим. Для того, чтобы еще лучше понять нашу жизнь, экономические явления, происходящие в ней. Да и притом может случиться так, что какой-то рынок тебя просто не будет волновать и касаться, а какой-то очень заинтересует.
Как подразделяют рынок?
По одинаковым товарам или услугам. Например:
Постепенно, читая книгу, мы с тобой будем узнавать, что это за рынки, что на них происходит, а также узнаем о некоторых других.
Каждый из этих рынков делится на еще более мелкие. Возьмем, к примеру, самый известный для нас рынок товаров и услуг.
Рынок товаров и услуг:
— рынок продуктов питания;
— рынок автомобилей;
— рынок игрушек;
— рынок одежды;
— рынок бытовых услуг;
— рынок строительных услуг.
— Хватит, хватит, я уже давно понял.
Ну и хорошо, что понял, этот список можно продолжать очень долго. Мы с тобой можем посмотреть, что происходит на каждом из этих рынков.
На рынке продуктов питания производят, покупают и продают всевозможную еду: молоко, мясо, хлеб, булку, сыр, колбасу, мороженое.
На рынке автомобилей производят, покупают и продают легковые и грузовые автомобили.
На рынке игрушек покупают и продают детские игры, куклы, машинки, плюшевых медведей. Не бойся, я не буду перечислять все игрушки, которые имеются в мире.
На каждом из этих рынков существуют свои экономические отношения, свой определенный порядок, то есть своя система. На каждом рынке продавцы и покупатели приходят к соглашению по поводу купли и продажи.
Но, ты знаешь, даже эти рынки, которые мы перечислили, в свою очередь тоже можно поделить еще помельче. Тогда тем, кто захочет разобраться в системе отношений, будет еще легче.
Например, рынок продуктов питания делится:
— рынок молочных продуктов;
— рынок мясных продуктов;
— рынок хлебобулочных изделий и т.д.
Рынок игрушек:
— рынок мягкой игрушки;
— рынок детских настольных игр и т.д., и т.п.
Я думаю, ты понял главное — понял принцип, по которому подразделяются рынки: по одинаковым товарам или услугам. Понял, что общего между всеми рынками — это купля и продажа товаров и услуг по определенному порядку — системе.
Но запомни, что все эти маленькие рынки связаны между собой, потому что представляют части одного большого рынка. Связаны еще и потому, что какие-то изменения, происходящие на одном рынке, могут повлечь изменения на других.
Вот к примеру, рынок образовательных услуг, давай его назовем так для себя. Это тот рынок, на котором ты получаешь свои знания. Вдруг он стал работать плохо. Скажем, учителя перестали предоставлять ученикам услуги по приобретению знаний, они очень обиделись на государство, которое мало платит им за их работу.
Как это отразится на других рынках? Самым прямым образом. Представь, что на все рынки придут необразованные люди. Возьмем рынок игрушек. Пошел ты в магазин купить игрушку, а продавец не умеет считать, и не может сосчитать деньги.
— Ну уж это дудки, — опять скажешь ты, — у продавцов есть кассовые аппараты, это такие специальные электронные счетные машины, они сами все сосчитают, и думать не надо.
Да, а этих электронных машин нет.
— Почему это?
На рынке электронной техники работают такие же неучи, они не могут собрать счетную машину.
— А где же тогда те машины, что уже были до этого в магазинах?
Понимаешь, нет вечного двигателя, они работали, но сломались и нет специалиста, чтобы их починить. Вот такие дела.
Это, конечно, крайний случай, почти нереальный в жизни. Но все-таки убедиться, что различные рынки очень связаны между собой, можно на другом примере, поправдоподобнее.
На рынке электроэнергии, назовем его так, поднялись цены за электричество.
Может быть, ты еще не знаешь, что за электричество, от которого горит лампочка в вашей квартире, работает телевизор и холодильник, работают все электроприборы, люди тоже платят. Электростанции вырабатывают электроэнергию и продают ее, а люди, фабрики и заводы, где она необходима, покупают.
Ведь рынок потому и рынок, что все здесь продается и покупается, абсолютно все, любой товар, любая услуга, нет ничего бесплатного. Немножко мы с тобой отвлеклись от нашего примера, но это очень важное отвлечение, ты его, пожалуйста, запомни.
Вернемся к нашему примеру. Поднялась цена на электроэнергию. Как же это отразится на рынке игрушек?
Станки, на которых делают игрушки, электрические. Раньше фабрика игрушек платила электростанции за электроэнергию одну цену, а теперь надо платить больше, значит, поднимется и цена игрушек, игрушки станут более дорогими. Ведь фабрика, вернее, даже люди на фабрике не захотят работать себе в убыток, то есть отдавать больше, чем получают.
— Как это?
Очень просто. Для того чтобы сделать игрушку, фабрика тоже что-то покупает.
— Что?
Смотри. Фабрика выпускает игрушечную машинку. Из чего она сделана? Кузов из пластмассы, колеса из резины. Что же фабрике нужно купить? Посмотри, из чего складывается цена.
Пластмассу: 5 рублей
Резину: 5 рублей
Электричество (чтобы работал станок): 10 рублей
Труд рабочего: 10 рублей
А теперь сложим все вместе и получим цену машинки: 30 рублей
Насчет пластмассы, резины и электричества понятно, а почему фабрика покупает труд рабочего?
А как же ей не покупать труд? Кто же будет работать на станке и делать машинку? А если человек работает, почему он должен работать бесплатно? На деньги, которые он получит за работу, он будет жить, покупать одежду и продукты, да мало ли что.
В этом случае рабочий выступает продавцом. Он продает свой труд, продает его фабрике.
Мы только что вспоминали сказку А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде». Поп приобрел на базаре труд работника.
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого,
Служителя не слишком дорогого?»
К слову сказать, поп был наказан за то, что очень мало платил Балде, то есть очень дешево покупал его труд. Так что пример с учителями не очень-то и неправдоподобный.
Заработная плата, которую получают твои родители, это и есть покупка их труда теми предприятиями или учреждениями, на которых они трудятся. Видишь, пока мы читаем, как связаны между собой отдельные рынки, мы подробнее узнаем о рынке труда.
А что же происходит с нашей маленькой игрушечной машинкой? Электричество подорожало, вместо 10 рублей стало 15 рублей, и теперь фабрика для производства машинки покупает:
Пластмассу: 5 рублей
Резину: 5 рублей
Электричество (чтобы работал станок): 15 рублей
Труд рабочего: 10 рублей
Сложим все вместе и получим новую цену машинки: 35 рублей
Посмотри на эти стопки денег: цена машинки выросла.
Вот она и связь между рынками: на одном рынке увеличились цены и на другом тоже.
Теперь ты уже, наверное, точно убедился, что все рынки связаны между собой.
А как же насчет того, другого рынка, куда ты ходил с родителями за продуктами, о котором мы говорили в самом начале этой главы? Это всего лишь специальное место, где продавцы и покупатели встречаются по поводу купли и продажи товаров. К таким специальным местам, где совершается купля и продажа, мы уже говорили, относится не только рынок, но и торговые центры, магазины, ларьки, там в основном продают и покупают товары. А в таких местах, как парикмахерская, химчистка, прачечная, дома быта — там продают и покупают услуги. Также к таким специальным местам относится биржа где покупают и продают не только товары, но и валюту, и ценные бумаги. Обо всем этом, а также о рынке ценных бумаг мы с тобой обязательна поговорим.
Но, ты знаешь, рынок как система экономических отношений действует не только в каких-то конкретных местах, таких, как магазин или биржа, он может действовать и вообще без места. Например, многие соглашения по купле и продаже товаров или услуг заключаются по интернету на специальных сайтах, которые называются интернет-магазинами, а также в специальных приложениях (программах), которые можно самому установить на мобильный телефон (смартфон). Еще купля-продажа какого-нибудь товара или услуги происходит по телефону. Почти по всем телевизионным каналам идет реклама, там тебе наглядно показывают какой-нибудь товар, а потом говорят: «Звоните нам прямо сейчас, и мы доставим вам товар по любому адресу».
В принципе, если есть деньги, ты можешь купить необходимый тебе товар в сети интернет, например, на каком-нибудь маркетплейсе — это такой интернет-магазин электронной торговли, ну, или по телефону.
Купленную по интернету вещь тебе доставит курьер прямо домой или по указанному адресу. А можешь и сам получить товар в любом пункте выдачи, в котором тебе удобно. Выбор доставки и получения товара остается за тобой.
Вот ты и стал участником рынка, но для этого тебе не надо было ходить ни в магазин, ни на биржу, все свои вопросы ты решил, не выходя из дома.
Так же договариваются между собой и многие фирмы. Если ты не очень хорошо себе представляешь, что такое фирма, не торопись, мы и это поймем.
Как ты уже знаешь, рынок находится везде, вокруг нас с тобой. К примеру, ты в школе поменялся со своим приятелем марками или вкладышами от жевательной резинки — вот опять тебе рынок: вы совершили обмен товарами.
Позволь, я опять кое-что скажу, как бы за тебя. «Ну уж нет, теперь я умный, ты же сам только что говорил, что люди придумали деньги и давно перестали меняться товарами», — это ты говоришь.
А вот это я: «Да, говорил, но разве я говорил тебе, что этого больше вообще нет?» Как видишь, есть, только в очень небольшом количестве. Для этого даже придумали специальное слово «бартер», означающее обмен товарами без денег. Значит, вы со своим приятелем заключили бартерное соглашение. Плохо, конечно, если в экономике этих бартерных соглашений будет много.
Почему плохо, если в экономике много бартерных соглашений?
Это как обмен товарами в древние времена. Не очень-то приятно получать оплату за свой труд какими-то вещами вместо денег.
Ты не заметил, я все время говорю, что ты действуешь на рынке. Значит, ты гоже участник рынка. Ты уже давно им стал, может быть, даже сам того не замечая. Идешь в школу — ты участник рынка, ты идешь приобретать знания. Если школа платная, знания тебе покупают твои родители, если бесплатная, то за твои знания платит государство, потому что бесплатного на рынке ничего не бывает. Как это делает государство, откуда у него деньги на твое обучение, мы с тобой тоже узнаем, прочитав соответствующую главу этой книги. И уж, конечно, полноправным участником рынка ты становишься, когда приходишь с родителями в магазин игрушек — там полностью выбор за тобой.
— За мной-то за мной, — скажешь ты, — я могу такое выбрать, что родители ахнут.
Конечно, можешь, но не забывай про ограниченные ресурсы в экономике и в жизни.
Как работает рынок?
Давай посмотрим, как работает рынок, как он распределяет товары и услуги и решает — что, как и для кого производить.
Наверное, проще себе представить командную экономику. Сидят люди в правительстве страны и решают за всех, что им делать. Распределяют материалы и ресурсы между производствами. Затем делят товары между покупателями: это тебе, это мне, это в тот магазин, это в другой.
А как это делает рынок? Ведь рынок — неодушевленный предмет, не человек. Даже и не предмет вовсе, а какое-то пространство, которое даже потрогать невозможно. Но на самом рынке действуют люди, они ходят, перемещаются по этому пространству, живут, у них есть свои желания, потребности, мысли и мечты, вот это и заставляет рынок работать.
Желание людей что-то иметь подсказывает им самим, что надо делать.
На рынке находятся продавцы и покупатели.
Покупатели хотят сделать свою жизнь лучше: их желание выражается спросом на товары и услуги. Если ты хочешь есть, ты же не будешь спрашивать в магазине компьютер. Спрос подскажет продавцам, какие товары надо делать и предлагать людям.
Представим рынок в виде детских качелей. С одной стороны, у нас буде спрос людей на какой-то товар, с другой — предложение продавцами этого же самого товара.
Спрос низкий, а предложение высокое. Значит, что-то не то, не хотят люди покупать этот товар, они его и не спрашивают, лежит себе в магазине и пусть лежит. Никакого интереса у них к товару нет. В чем же дело? Цена товара высокая или товар плохой, а может быть, этих товаров слишком много — столько людям не надо. Продавец должен это понять и изменить свое предложение.
Вот так изменил! Теперь спрос стал большой, а предложение маленькое. Это значит, товаров, которые спрашивают люди, вообще нет или их слишком мало. Тут уж продавец, для того чтобы получить деньги, должен производить этих товаров больше.
Ну, наконец-то у нас рынок пришел в равновесие. Спрос покупателя и предложение продавца встретились. Жить стало хорошо: все, что ты хочешь, на рынке есть, а самое глазное — ты можешь это купить.
Вот так рынок и подсказывает — что, как и для кого делать.
Теперь прервемся ненадолго, а потом будем читать о том, кто же работает к действует на рынке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика и рынок для девчонок и мальчишек предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других