Жить долго, жить интересно, жить насыщенно в любом возрасте! Автор книги всю свою жизнь посвятил изучению и сбору знаний, практических инструментов, которые помогут тебе, дорогой читатель, достичь если не бессмертия, то творческого долголетия почти наверняка.Эта книга практическое руководство и история одной насыщенной на события и людей жизни. Жизни самого автора: врача, психолога, отца пятерых детей и очень увлеченного человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Творческое долголетие своими руками» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4. Инструменты творческого долголетия
Маленькая лекция о моих коллекциях
А вот и вводной части конец. Мы наконец-то добрались до самого главного и мною горячо любимого раздела. Здесь я познакомлю вас с инструментами, практическими, реальными, вполне осязаемыми, освоив которые, вы сможете не только контролировать приближение дряхлости, а может и вовсе не познакомиться с ней.
Для удобства я разделил все инструменты по разным разделам. Каждая глава — отдельный блок инструментов, которыми пользуюсь и вполне успешно я сам и мои близкие, и многие мои клиенты.
Каждый инструмент это отдельная жемчужина, в моей сокровищнице знаний. Каждая добывалась личным опытом и мне бесконечно дорога. И, несмотря на высокую ценность всего ниже изложенного я с легкостью и удовольствием поделюсь с Вами. Я очень хочу, чтобы в мире было больше людей, для которых год рождения в паспорте будет, как можно дольше, оставаться лишь цифрами, не сулящими ничего плохого.
Эту коллекцию я начал собирать еще в молодости, как только озадачился вопросом «долгожительства». И это «собирательство» для меня не было случайным или стихийным. Я — типичный представитель поколения, ребенок своего времени.
Все, касающееся детей, в Советском Союзе было вопросом государственным. Коллекционирование и иные увлечения детей в СССР считались делом государственной важности. Впрочем, как и все, что касалось детства. Газета «Пионерская правда», журналы «Техника молодежи» и «Наука и жизнь» уверяли наперебой, что каждый ребенок может достичь выдающихся результатов, расширить кругозор и свой, и своего окружения, коллекционируя что-либо.
Спичечные этикетки мы отлепляли от коробков и получали бесплатно, по почте со спичечных фабрик. В 1958 году я впервые убедился, что написанные на бумаге слова имеют волшебную силу: в конверте, с аккуратно мной написанным обратным адресом, пришли невиданные этикетки, и среди них несколько одинаковых, которые я великодушно дарил, и мудро обменивал. Это было чудо, демонстрировавшее истинность слов: «Знание — сила», и, что до светлого коммунистического «завтра» рукой подать.
На спичечных этикетках тогда были и флора, и фауна, и наука и техника, и живопись, и архитектура, словом, все на свете. И все дети были уверены, что они знают все на свете.
Сестренка с подружками с восторженным трепетом менялись фантиками. Все дети были при деле. Наши драгоценности не имели отношения к семейному бюджету. Родители не мешали и не помогали, им было чем заняться, кроме наших хобби. Это был НАШ мир, где богатство воображения превращалось в воображение богатства.
Не знаю, как получалось, что наши детские увлечения повально совпадали по времени. Все мои ровесники на улице Красный Лог едва ли не одновременно узнали, как в трехлитровой банке новорожденный малек гупешки, не мешкая, удирает от старающихся его проглотить родителей. Рыбками мы менялись и хвастались. И я, конечно же, мечтал, что когда вырасту, обязательно стану ихтиологом.
60 лет пролетели почти незаметно, я и сейчас коллекционер. Я коллекционирую невероятное, ошеломляющее разнообразие судеб тех, с кем посчастливилось встречаться.
Эта книга — тоже коллекция, переливающаяся всеми цветами радуги, палитра инструментов творческого долголетия, связанных между собой мириадами полутонов и оттенков.
Общее в этих приёмах — это выход за пределы бытовой и формальной логики. Нарушение привычных норм здесь не самоцель, а лишь средство для «скачка», перехода мысли на следующий, более высокий смысловой уровень, отражающий более глубокие взаимоотношения явлений, процессов, идей (далее, сущностей).
В большинстве описанных приёмов сопоставлены внешне не связанные, а то и взаимоисключающие сущности. Например, инструмент «Совмещение функций», снижая затраты времени, сил и значимость выполняемых дел, повышает количество и качество сделанного.
«Как же это возможно?!» — воскликнет потрясенный читатель, или, скорее всего, взволнованная читательница.
Кроны и корни близко растущих деревьев улавливают каждый лучик солнца и запасают на случай засухи немало животворной влаги. А инструменты творческого долголетия, действуя синергично, как команда, сыгранная отлично, улавливают каждый лучик божественного вдохновения и запасают его энергию на «черный день».
Безусловные достоинства инструментов творческого долголетия:
— они могут быть изобретены и усовершенствованы вами лично, и дорогими для вас людьми;
— они и самостоятельно самосовершенствуются при применении;
— они безопасны для здоровья в целом, а первее всего сердцу, зрению, позвоночнику. Не напрягают окружающих вас людей;
— не разрушают и не замусоривают дикую природу, не истощают невозобновимые ресурсы;
— тяготеют к дармовой энергии типа гравитации. Например, к упражнениям с отягощениями и своим весом, массажу гантелями, растяжкам и перевернутым позам и т.д.;
— отлично совместимы друг с другом, с известными системами оздоровления, и повседневными действиями, как то: общение, питание, работа, сон, самооблуживание;
— не требуют мощных усилий воли, денег и концентрации внимания, зато улавливают и утилизируют крохотные резервы времени, сил и намерения;
— не делаются напоказ для ради внешнего эффекта, но хорошо тиражируемы, т.е. доступны любому человеку в любом состоянии, более того изобретаются и используются многими людьми при форсмажоре или, когда рак на горе свистнет. Например, студенты во время сессии совмещают чтение лекций со всем на свете и в любых условиях;
— не привязаны жестко к месту, времени суток, года и погоде;
— тяготеют к минимально эффективному использованию. Например, вибромассажер и пояс электромиостимуляции используются не более, чем на треть их мощности, лекарства принимаются в десятки и более раз реже и меньших дозах, чем назначают врачи;
— приложимы к решению или смягчению любых проблем. Как психолог я предлагал отдельные инструменты своим клиентам, особенно в безвыходной ситуации, эффект не заставлял себя долго ждать.
Кстати, без лишних затрат, по мере применения инструментов творческого долголетия, вам откроются неочевидные на первый взгляд их достоинства, которые я зову Призы природы за смелость.
Кабы не лень, мы пользовались бы ими денно и нощно. И хоть все мы знаем, что лень — это становая жила биоэволюции и первый среди равных двигатель прогресса, лень слишком легко становится избыточной. Бабушка повторяла: лень вперед нас родилась.
Анри Мишо говорил: «Что может быть эгоистичней лени? У нее есть корни, которых нет у гордыни». Кстати и гордыня, еще больше лени, отравляет нам жизнь. Справиться с ленью и гордыней мне помогает скромность, почитаемая мной за главный инструмент творческого долголетия.
4.1. Маскировочный блок: защита личного пространства, или приватная зона
Окраска так хорошо маскирует спящего муравьеда, что и в двух шагах его трудно заметить.
Ешь пироги с грибами,
Держи язык за зубами.
Данный блок включает в себя главы: шапка-невидимка, непересекающиеся миры и стенография.
Этот блок позволяет легко:
— хранить свои и чужие секреты, что почти всегда полезно,
— увернуться от лишнего внимания и потока некомпетентности, могущего захлестнуть благие начинания,
— быть свободным от чужих мнений и ожиданий,
— создать уникальную коллекцию чужих судеб.
Во время моей юности мир был иным. Сложнее было сменить место работы и жительства. Коллектив настойчиво и бесцеремонно везде лез в душу, доминировал над личностью, что с моим характером чудака-одиночки и идеалиста было нелегко принять.
Тогда и появились инструменты защиты личного пространства, дополненные с годами профессиональной необходимостью хранить чужие тайны, надежней, чем могила.
Сегодняшней молодежи, может быть, покажется, что они не нужны.
А мне, в свою очередь, кажется, что с годами неизбежно поймешь, как это важно.
Впрочем, если уважаемый читатель:
— не родился на Божий свет с мимозоподобной ранимостью от чужих ожиданий и мнений;
— не имеет профессий, требующих соблюдения некой тайны;
— верит, что доверчивость и открытость всегда полезны для здоровья и отношений со всеми вокруг, то он может с чистой совестью не читать эту главу, пока его взгляды не изменятся.
Нужна ли конспирация, или история моей лживости
В 3 года бабушка сказала мне, что Бог все видит, и что честные после смерти навсегда попадут в рай, а врунишки в ад.
Я решил никогда не врать.
Трещинка в наивной правдивости появилась в 8 лет. Провожая первый раз в первый класс, баба Дуня сказала: будут спрашивать, веришь ли ты в Бога, говори, что не веришь. А Он не обидится? — спросил я. Нет, Он не обидится — был ответ. В школе вопросов не было. А в ВУЗе я с чистой совестью получил «5» по научному атеизму, будучи верующим.
Восьмой класс. Я сказал маме, что Люба самая красивая в мире, наглядеться не могу. Дверей между комнатами не было, и я через час нечаянно услышал:
Мама: Вовочка-то у нас вырос. В Любу Шевченко влюбился.
Бабушка: Да у него этих Любок еще сто штук будет.
Мама не понимала, почему я молчу с бабушкой. А меня обидело, что может быть еще хоть кто-то красивый, как Люба. Не исключено, что в 14 мы зависим от чужого мнения, не как в 70.
Никому нельзя верить — думал я — даже маме с бабушкой.
Следующий щелчок по носу безграничной доверчивости прилетел назавтра. Прочитав ночью с фонариком под одеялом книгу о чемпионе мира по борьбе, антифашисте Вернере Зееленбиндере, я сказал на перемене, что стану чемпионом мира. Был я тогда длинным и тощим, как бычий хвост (сравнение бабушки).
Класс обидно захохотал, а я, уже дома, сказал, что в эту школу больше не пойду.
Мама ответила: хорошо, я завтра пойду искать другую школу, а уроки пропускать нельзя. Я шел в школу, как Вернер Зееленбиндер на казнь.
Но все забыли вчерашний эпизод, кроме мальчика, сказавшего, что он тоже хочет стать чемпионом, только по гимнастике.
Мы с ним перемены проводили на спортплощадке. В десятом классе я стал чемпионом области, а он России.
Вот и пойми надо, или не надо откровенничать…
До третьего курса я считал, что у меня полтыщи друзей. Но после одного события отвернулись все, кроме трех. Искренность осталась лишь с ними.
На лекциях по деонтологии нас знакомили с врачебной тайной. Отец медицины Гиппократ клялся: что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел, или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Правда, мы давали не клятву Гиппократа, а присягу врача Советского Союза. При устройстве на работу после института я давал расписку о неразглашении.
Через четверть века, работая врачом психотерапевтом Телефона доверия, я однажды нарушил условие строгой анонимности и долго локти грыз и бился головой о стену от досады из-за последствий этого проступка.
Наученный мучительным опытом, я свято храню личные секреты клиентов.
Чем плоха публичность? Рассмотрим две крайности.
Публичность ничем не плоха, если человек хочет поделиться уникальным опытом и способностями с теми, кому это надо, или привлечь внимание к истинным вечным ценностям, например, сделать доброе дело.
Публичность плоха, когда за ней нет ничего, кроме желания возвыситься из-за гордыни, не считаясь с вредом для других.
Между крайностями много полутонов и оттенков. Да и отличить их сложно. Случается, что на старте имеет место первый вариант, а на финише второй.
Шапка-невидимка
Шапка-невидимка — в народных сказках, шапка, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто её надевает.
Быть замеченным может быть бременем.
Иисус был распят, потому что был замечен
…До того, как моему третьему сынишке из-за высокого роста выделят в армии доппитание, ой как далеко. А сейчас он на моих коленях с всегдашним у карапузов любопытством, глазеет в окно троллейбуса.
На остановке «кинотеатр Коммунар» плюхается рядом наэлектризованная особа и с пол-оборота восхищается на весь салон ни в чем не повинным ребенком, и, не прекращая горячечные охи и ахи, выскакивает на следующей остановке «Драмтеатр».
Я вижу пару-тройку трассирующих неодобрительных взглядов на удаляющуюся взвинченную спину.
Елки зеленые! Михаила, как подменили: куксится, вертится, места себе не находит, вот-вот заорет…
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Я решил впредь в подобных случаях перекидывать внимание таких людей на них самих, пока они это внимание на себя силой с мясом не вырвали (из ребенка, например).
Так родилась моя шапка-невидимка — это мой искренний интерес к другому человеку, как экран от лишнего внимания этого человека ко мне и значимым для меня людям.
Оказалось, что чуть ли не всегда благоприятно проявлять интерес к тому, кто рядом.
Волшебная шапка-невидимка делала героев сказок невидимыми. А моя шапка-невидимка вдобавок делает меня адекватнее во многих отношениях с людьми, позволяет сэкономить немало моих и чужих сил и нервов. А иногда даже помогает понять ненадолго мир, в котором я живу.
Конечно, я не делаюсь невидим. Просто окружающие как-то забывают обо мне подумать. А, подумав, тут же забывают, что подумали. Общаясь со мной, они привыкли думать о себе.
Мой искренний интерес к другому человеку, кроме шапки-невидимки, позволил создать уникальную коллекцию судеб и работать с трудными для других психологов клиентами.
И эта книга, пожалуй, пишется на искреннем интересе к читателю, точнее к читательнице. Книга уже подарила мне дружбу с Сашей Загайновым и Георгием Семеновичем Щербиной.
Благоприятно проявлять интерес к тому, кто рядом.
Те, с кем я общаюсь десятилетиями, не подозревают о важнейших для меня событиях, переживаниях, открытиях.
Мне не нужны таинственные или лживые маски. Вдумчивый интерес к собеседнику сократит его внимание ко мне до приемлемых пределов.
Я зеркало, ярко отражающее и увеличивающее хорошее и красивое, что было, есть и, возможно, будет в собеседнике и доказываю ему, что это реально. Параллельно затеняю все намеки на пороки.
Другая версия шапки-невидимки: никому не мешать думать обо мне как угодно. В организации, где я работал 10 лет, одна коллега из 200, в гордом одиночестве, считала меня не много, не мало — дьяволом. Я не отрицал и не подтверждал её оригинальное мнение.
Интересно, кто занял мое место в ее мире сейчас? Видящий тебя верблюдом, тебя реального, не видит. Чем не шапка-невидимка?
Я предлагаю собеседникам читать мне их дневники и стихи, которые делают меня призрачным, как утренний туман. Увы, дневники и стихи пишут не все.
Границы применения
Мир полон людей, не способных остановиться, пока их не перебивают. Тут нам решать, на каких условиях общаться. Нина, иногда, говоря с подругами по смартфону, ставит таймер на полчаса, а потом еще на полчаса. А я, отвечая на звонки, ворочаю лежа пудовые гантели.
Справлять свою словесную нужду
Я вам, конечно же, не помешаю.
Освобождайтесь, я вас подожду,
Я этого полжизни ожидаю.
Внутренняя ссылка. Предельный вариант проявить интерес к другому человеку, самому незаметно оставаясь в тени это проводимые мной медитации. В медитации клиент один на один со своими грезами. Меня там нет. Так надо.
См. главу Грезы наяву и приложение к ней: грезы Нины.
Создание шапки-невидимки, как любой бизнес требует стартового взноса.
Этим взносом является рассказ о себе. Рассказывая о себе, мы задаем формат общения, показываем пример доверия собеседнику, находим общие интересы.
Начать с вопросов к незнакомому человеку, когда он не знает, с кем разговаривает, бестактно.
Особенно не стоит начинать знакомство с вопросов при общении с младшими, или с женщинами. Лучше рассказать о себе и отметить, что заинтересовало собеседника в моей самопрезентации.
Затем общение превращается в интервью. Про интервью много хорошего в Интернет. Позвольте, чтобы ваш новый знакомый говорил только о себе, не позволяя ему осознать это.
Вежливыми вопросами верните его в русло взаимного разговора так, чтобы он не ощутил негатива.
Вопросы задавайте о том, что он знает лучше вас. В каждом есть изюминка. Каждый мне Учитель в том, что знает и умеет лучше меня (и наоборот).
Так вы и повысите самооценку партнера по общению и узнаете много нового.
Запишите и заучите основное, что узнали от собеседника. Если услышанное забудешь, никому не понравится.
Техника безопасности использования шапки невидимки проста:
— Не манипулируйте человеком, зная его.
— Не делитесь чужой личной информацией, чтобы сберечь доверие.
— Не останавливайте собеседника, еще раз рассказывающего ту же историю.
Стихи про шапку невидимку
Уверяю, у меня идеальная броня,
Это шапка-невидимка-невидимочка моя:
Невесома и прозрачна, Боже, как я к ней привык!
То она совсем невзрачна, то последней моды крик,
Нет, неведом ей износ, с каждым годом все новее.
Сонмы снов моих и грез укрывать от всех умеет.
Лучше шапки Мономаха раз примерно в пятьдесят
Защитит она от страха, что меня разоблачат,
Что похож я с мерной колбой головой своей пустой,
Что ношусь, как дурень с торбой, с иллюзорною мечтой.
Что…. Да что перечислять? Свой любой порок скрывая,
Я люблю стихи писать, жить люблю не унывая.
Мне не надо исчезать целиком, всегда, и всюду.
Ведь довольно, если я, видим, словно айсберг буду,
Лучше, если глубина не заметна, не видна,
А издалека заметна лишь верхушечка одна.
Эту шапку не купить, в мире столько денег нету,
Но бесплатно подарить я способен шапку эту.
Я её могу дарить хоть кому и где угодно,
С ней и море переплыть, с ней и горы покорить
Сможем мы, шутя, свободно. Кто мне может помешать,
Мою шапку надевать? Только смерть. И только раз.
А сейчас дарю для вас! Вы легко её берите,
Вы её не берегите, а раздайте всем друзьям,
Все спасибо скажут вам!
Легко найти в каждом изюминку, которая и мне пригодится. Когда собеседник энный раз рассказывает одну и ту же историю, я тренирую артистизм, у Кастанеды называемый сталкингом, или контролируемой глупостью.
Для текстов роль шапки-невидимки играет стенография. Окружающим нет разницы, что чистый лист, что невероятно интересная, глубоко личная стенограмма.
И, наконец, умение жить в непересекающихся мирах, тоже похоже на шапку-невидимку.
Непересекающиеся миры
Термин «непересекающиеся миры» означает здесь людей и организации, с которыми я общаюсь, искренне и результативно, а они между собой никак не взаимодействуют.
В непересекающихся мирах можно быть таким разным, каким в одном мире быть непозволительно.
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла беспокоит, что народная жизнь распадается на множество непересекающихся миров. Конечно, ему виднее, из-за чего беспокоиться.
А, по-моему, непересекающиеся миры были, есть и будут всегда.
Вот пример лишь в области физкультуры в 2020 году: спортзал Православной гимназии, студия аргентинского танго, два бассейна КМК, тренажерный зал СКВОШ, тройка школьных стадионов, клуб смешанных единоборств «Панкратион», кабинет ЛФК.
Хоть поверье, хоть проверьте, а люди любого из этих миров не встречались мне во всех остальных.
Многие мои клиенты не знают друг о друге ничего, (да им и не надо), хотя, поди, догадываются, что есть еще кто-то, с кем я работаю переводчиком между сознанием и подсознанием.
Стать святым без отрыва от греховного процесса повседневности я не могу, а отшельником в толпе запросто. Нахождение в непересекающихся мирах исключает все минусы славы, известности и вообще чужого внимания к моей скромной персоне.
Те, с кем я общаюсь в СКВОШе, знают обо мне только то, что я им сам там рассказал. Это справедливо и по отношению к библиотекам, клиентам, соседям, родственникам. Если к этому добавить, что я стараюсь говорить с любым человеком о нем самом, то получается эффект подобный «серой вуали», описанный Михаилом Успенским в книге «Посмотри в глаза чудовищу». Люди забывают на меня посмотреть, а, посмотрев, забывают, что посмтрели.
Непересекающиеся миры позволяют игнорировать ненужные мне оценки и ожидания, сохранять или изменять свой образ.
Непересекающиеся миры возникли в моей судьбе с первого курса института: бригада грузчиков анилино-красочного завода, где я подрабатывал, все, с кем я общался в областной библиотеке, однокурсники, посетители клуба любителей фантастики, мальчишки из секции бокса и много кто еще никак не общались, их пути не пересекались.
Развиваться сразу в нескольких направлениях, не рискуя при этом зазнаться, зазвездиться, мне оказалось легче, если целиком обо мне никому не известно. Погащивая в параллельных вселенных, не допускаешь упущений в главном, а мелочи сами изглаживаются.
Живя постоянно в одном и том же мире, легко погрязнуть в болоте мелочей, легко за деревьями не увидеть леса.
Стенография
Медленно пишущая стенографистка ищет заикающегося директора.
«Стенография — это скоропись, сокращенное письмо, поспевающее за речами».
В школьные годы чудесные, я узнал, что Леонардо да Винчи писал справа налево и перед зеркалом. Его труды мог читать не всякий. Точнее — никто.
Идея зашифрованного текста встречалась в фильмах о войне, но не имела отношения ко мне лет до 20, пока я верил, что интересное мне и всем интересно и секретов не имел.
Когда оказалось, что это не так, я и изучил стенографию на заочных государственных курсах. Существовали и такие. Вот такусенькая, с гулькин нос, каракулька-закорючка, заменяла фразу. Зная, что дневник никто не прочтет, я откровенно писал, что думал. Самое заветное я записывал, стенографируя произношение слов английского, латинского и украинского языков.
Нас учили сокращать написание диагнозов и рецептов. Например, ИБС — ишемическая болезнь сердца. Да куда там тягаться медицинским аббревиатурам со стенографией!
На лекциях я писал таким манером стихи, что избавляло от вопросов и насмешек. Так родилось в виде стенограммы стихотворение «Песня последнего тигра планеты», за которое я получил первый гонорар (6 рублей!) в газете «Кузбасс».
Я не знал об укрупнении единиц информации (см. главу «Тренировка памяти»), но вовсю пользовался этим приемом интуитивно, и стенография этому помогала выше всяких похвал.
После института, работая на полторы ставки, я оценил скоропись по-настоящему. Сидишь на еженедельной политинформации, партийном, комсомольском, профсоюзном собрании, производственном совещании, слушаешь доклад председателя группы народного контроля об экономии электроэнергии и пишешь себе всё, что угодно, делая вид, что стенографируешь выступление. Многие читатели слишком молоды, чтобы помнить те времена, не поймут, о чем идет речь. Вкратце: коллектив имел право вторгаться в любую область личной жизни и всевозможные собрания этому помогали.
Дома я не хотел, чтобы жена знала что-либо про мою работу, да и расписку давал о неразглашении, вот и стенографировал смело, что на душе накипело.
Всё, чем увлекался, я считал раскачкой мозгов. По-моему, стенография дисциплинирует мышление, тренирует память, позволяет легче читать чужой почерк и даже свой.
Один на сотню личный секрет сохранит секретность на тридцать лет, стенограммы моей юности сейчас можно смело превращать в обычные тексты. Иных уж нет, а те — далече…
После 40 лет я стенографировал значимые события на листах ватмана и вешал на стены. Эти листы сохранились и повергают меня в изумление, неужели это было для меня так важно, что я сто раз в день их перечитывал.
А эту книгу через 20 лет ждет та же участь?
На руле моего велосипеда установлен дружеской рукой планшет (не тот, что с Интернет, а фанерка с зажимом для бумаги). Обычно на нем закреплен лист со стенографическими значками, которые для меня полны смысла, а для окружающих являются арабской вязью, или египетской клинописью.
Стенография — шапка-невидимка, надетая на текст. Даже человек, знающий, может и прочтет отдельные, выписанные полностью слова, но текст целиком вряд ли. Да и стенография сегодня не та, что была 50 лет назад.
Бывает, что при первой встрече я слышу то, о чем не догадываются самые близкие люди моих собеседников. Стенограмма идеально сохранит любые тайны.
Вывод: Чтоб секреты свои и чужие хранить, экономить пространство листа, стенографию следует изучить, ведь ясна она и проста. И, конечно, чтоб лекции быстро писать, и еще быстрее стихи. Чтобы ловкость пальцев тренировать и синхронно с ними мозги. Чтобы почерк чужой легко прочитать, а свой почерк сделать красивым, стенографию следует изучать, не найти ей альтернативы. (1970г. Кемерово.)
Приложение к главе «Стенография»
А вы знали, что…
— Автором древнеримской стенографии считается Тирон — раб и секретарь знаменитого оратора древности Цицерона. В латинском языке скоропись так и называлась — тироновы ноты. Их насчитывалось почти 5 тысяч, и запомнить все значки было невероятно трудно.
— Многие пьесы Шекспира дошли до нас благодаря тому, что были записаны стенографами во время представлений. Стенографов подсылали конкуренты шекспировского театра «Глобус» втайне от великого драматурга.
— Первым слово «стенография» употребил англичанин Джон Уиллис в 1602 году. Дословно с греческого это переводится как «узкописание», или «теснописание».
— Русская стенография — скоропись — возникла в XIV веке в связи с разрастанием бюрократического аппарата в государстве. Именно скоропись стала основой для современного рукописного шрифта.
— В 1820 году в Петербурге вышла в свет одна из первых книг по стенографии на русском языке Императорскому Царкосельскому лицею посвященная признательным воспитанником Модестом Корфом, лицейским товарищем Пушкина. Книга называлась: «Графодромия, или Искусство скорописи». В конце книги был приложен список лиц, подписавшихся на ее издание. Среди них мы встречаем имена Грибоедова, Пушкина, Кюхельбекера и других замечательных людей того времени.
— К услугам стенографов прибегали Лев Толстой и Федор Достоевский, находя превосходство стенографии перед обычным письмом. Фундаментальные труды русских ученых Дмитрия Менделеева («Основы химии») и Николая Жуковского («Основы воздухоплавания») составлены авторами по стенографическим записям прочитанных ими лекций.
Я уверен, что и сейчас и в будущем стенография может много где пригодиться. Тем же студентам, или людям, любящим тренировать мозги, писать и хранить личные дневники, я легко при помощи стенографических упражнений улучшил почерк, писавшего, как курица лапой внука…
Что ж, поживем — увидим. Пожалуй, стенография не умерла, а просто на время выпала из поля зрения. И ждет своего воскрешения. Новое, это хорошо забытое старое.
4.2. Мир движения
Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение.
О спорт! Ты — зодчий!
Ты особенный, необычный зодчий.
Твой строительный материал — человек в движении.
Тренировка — лучшее занятие мужчины на всю жизнь, многие мы, орлы, это понять смогли. А дамам, Природой мамой иная дана программа.
Движение и наша жизнь — стопроцентные синонимы. Остановка движения — остановка жизни. Активность позволяет содержать в порядке не только физическое тело, но и дух атлета, даже, если ему, как мне, за 70 лет.
Эта глава может быть полезной всем, и людям далеким от спорта и тем, кто так или иначе всю жизнь провел активно. С больной спиной, порванными менисками и прочими сюрпризами старости я хочу и могу продолжать жить активной, полной движения жизнью. Конечно, с поправками на ситуацию.
Лет в 60 я для себя понял, что единоборствам пора уйти из моей обычной жизни. Уже не те сосуды в мозгу, не та координация. Однако, потребность в борьбе, духе соперничества я могу удовлетворить в настольном теннисе. Удары руками и ногами по телам друг друга, сменившись на удары ракеткой по теннисному шарику, не перестали быть быстрыми, точными, коварными и остроумными ударами. И противник тот же. Изменилась маленечко цена ошибки. Она стала равна нулю.
Ряд активностей с возрастом необходимо пересмотреть в пользу безопасности. Однако те виды спорта, которые не связаны с экстремальными нагрузками, а построены на выносливости — должны и могут оставаться в вашей жизни.
Человек может бегать марафон и после 70-ти, без ущерба для здоровья и быть в этом деле лучше многих молодых атлетов. Выносливость — это единственное качество, усиливающееся всю жизнь при постоянных и разумных тренировках.
Поправку на возраст заставляют делать качества, неизменно ухудшающиеся с годами — это скорость, гибкость, сила, координация движений, способность терпеть боль без угрозы для жизни.
С возрастом новое дается тяжелее — это тоже надо брать в расчет. На освоение одного и того же умения старик и ребенок потратят разное количество времени, усилий и повторений. К выбору вида активности надо подходить с умом. Уже не те годы, чтобы учиться одному, потом бросать, осваивать другое и т. д. Я выбрал настольный теннис, и, пока хоть одна рука двигается, буду играть.
Дальше я расскажу, какие виды спорта будут полезны, безопасны и мне, и, возможно, вам. Вы можете брать на вооружение наработанные мной идеи целиком и полностью, или же можете вдохновляться и выбирать их отдельные элементы.
ЛФК — это на века. Развивает тело, осанку, координацию. Противопоказаний нет.
Аргентинское танго — развитие эмоциональной сферы и нахождение с молодежью.
Настольный теннис — альтернатива единоборствам.
О великолепном инструменте — его величестве велосипеде.
Стадион — последняя тропа.
Горизонтальное положение: моя кровать и «Ленивец».
Горизонтальное положение вне кровати: бассейн, опять велосипед.
Массаж.
ЛФК — ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ НЕТ
«Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги».
Почему ЛФК — моя последняя любовь в мире движения в помещении?
Почему ЛФК, как и любви, все возрасты покорны? А вот почему:
— Невозможно переоценить эффективность ЛФК, как универсального профилактического средства. А грамм профилактики — это килограмм лечения.
— Это самый бережный метод оздоровления всех систем организма.
— Даже плачевные состояния, типа инфаркт, инсульт, сломанный позвоночник не являются противопоказанием для ЛФК. Наоборот, тут-то лечебная физкультура и показана. И всем совсем несложно после 60 познакомиться на всякий пожарный с этой отраслью медицины заранее. Царей природы, которые начинают заботиться о здоровье после первого инсульта или инфаркта хорошо видно издалека, давайте вместе советовать им, заранее знакомиться с ЛФК.
— ЛФК вырабатывает у пациента уверенность в своих силах и сознательное отношение к занятиям.
Взгляните, насколько мои действия привязаны к другим людям.
Увожу внучку Леночку на танцы и иду в бассейн, что рядом, на кроссфит езжу со старшим сыном, на аргентинское танго хожу с Ниной. Фестиваль пиратской песни я не представляю без друзей, детей и внуков.
Сам для себя я только уединяюсь.
А ЛФК, даже при моих более чем скромных познаниях, кроме пользы для меня, пригодится и тем, с кем я общаюсь. Это прекрасное дополнение к практической психологии и психотерапии, дающим мне хлеб насущный.
Каким образом достигается волшебный эффект ЛФК?
На занятиях вырабатывается умение включать в работу только необходимые для нее мышцы и суставы и выключать те мышцы и суставы, что для данного движения не нужны.
Например, большинство людей, достигших пенсионного возраста ходят, подволакивая ноги своим телом, шеей, а то даже и сжатыми челюстями и выпученными глазами.
А мышцы стопы и голеностопный сустав не работают. А ведь ради ходьбы и бега они и появились на свет!
Если не работает стопа, то мы начинаем «ходить спиной» и происходит атрофия мышц ног. Мы не можем удержать баланс стопами, и приходится всегда быть в напряжении.
На пороге 70 лет на ЛФК я начал опять учиться ходить, учиться использовать при ходьбе стопы. Уменьшилась ненужная и обычно неосознаваемая нагрузка на мышцы спины и шеи. Уменьшилась усталость и в быту и на танго. Но об этом чуть позже.
Следующее умение, которое я приобрел наконец-то, это правильная осанка.
Казалось бы, что может быть проще, а посмотрите вокруг: много ли моих ровесников с правильной осанкой?
Плечи тянем от ушей, сводим лопатки, подбираем брюхо, выпрямляем поясницу и спину вот вроде бы и все, а какой эффект.
Сведенные лопатки создают ощущение защищенности спины от возможного удара. Конечно, по спине нас никто не лупит, но ощущение защищенности лишним не бывает.
Прямая спина облегчает дыхание. Сутулость, каждый это знает, дышать мешает. Но без ЛФК я сутулился в юности из-за стеснительности, потом из-за занятий боксом, а потом из-за груза лет и ответственности и, наконец, горбился по привычке.
Длинная, из-за опущенных плеч, шея красивее короткой шеи, втянутой в плечи. При такой шее выглядишь и чувствуешь себя увереннее, смелее, веселее.
Чуть втянутый живот помогает сердцу перекачивать кровь с нижней половины тела. Лимфатическая система тоже от этого выигрывает. Создаваемое втянутым животом отрицательное давление и легким дышать помогает.
Небольшое напряжение мышц пресса создает мышечный корсет, снимающий часть нагрузки на позвоночник. Чего еще желать?
На этом польза от ЛФК только начинается. На занятиях начинаешь чувствовать и использовать мышцы, о которых не подозревал.
Многие упражнения можно выполнять в тесноте самолетного кресла, на полке поезда и др.
ЛФК снимает мышечные блоки
Существует два вида мышечных блоков:
— ненормальное напряжение мышц и их сжатие;
— ненормальная расслабленность мышц, например, мышц брюшного пресса, мышц между лопатками и мышц внутренней поверхности бедра.
В местах мышечных блоков прерывается поток жизненной энергии, известной как Ци в Китае или Прана в Индии.
Люди немного похожи на кольчатых червей. Круги «мышечной брони» расположены на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.
Чтобы понять что такое «мышечная броня» можно вспомнить Вильгельма Райха. Европейского ученого, ученика Фрейда, основателя вегетотерапии и телесно-ориентированной терапии. Вегетотерапия решает психологические проблемы человека путём воздействия на физическое тело.
В методики Райха входит прямое манипулирование кругами «мышечной брони» или «мышечного панциря» для освобождения их от скованности. При надавливании и массировании расположенных на уровне глаз мышц, затормаживающих эмоциональные проявления в виде плача, люди начинают всхлипывать.
При работе с челюстными мышцами, затормаживающими выражения гнева и злости, они начинают эмоционально раздражаться. Как только люди снова становятся способными плакать и выражать гнев, подавляемые «мышечной броней» чувства проявляются и их можно анализировать вербально.
Согласно Райху, мышечное напряжение, или «броня», на уровне таза является последним «бастионом защиты», и только после прохождения через чувства гнева, печали и тоски человек может полностью предаться любовному сексуальному переживанию.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Творческое долголетие своими руками» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других