История России в рассказах для детей и взрослых

Владимир Леонидович Уткин, 2023

Россиянам, во все века стоявшим и ныне стоящим на защите интересов нашей Родины, посвящаю свой труд.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История России в рассказах для детей и взрослых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ и ЕГО ВЕЛИКИЙ ВЫБОР

Весной 1238 года, когда тумены Батухана после ожесточенной осады взяли Торжок, в Новгороде княжил 17летний Александр Ярославич, второй сын Ярослава Всеволодовича, великого князя Киевского и Владимирского. Был он храбр. С малых лет сидел в седле, в четырёхлетнем возрасте прошёл обряд посвящения в воины. Вместе с отцом участвовал в сражениях с ливонцами и литовцами. Новгородцам повезло. Их город не был сожжён и разграблен. То ли весенняя распутица, то ли отягощённость добычей заставили монголов возвратиться в свои степи. Хотя до Новгорода оставалось пять дневных переходов. Завоеватели не дошли до Новгорода и в следующие три года. Но забот молодому князю прибавили.

Зная о бедственном положении Руси, поднялись извечные враги. В июле 1240 года к берегам Невы по благословению папы Римского подошли шведские рыцарикрестоносцы, пришедшие на Русь для обращения россиян в католичество. В Невской битве русская дружина во главе с 19летним князем Александром разгромила непрошеных гостей. После этой победы князя стали величать Невским. Военным походам крестоносцев предшествовали безуспешные попытки уговорить русских князей отказаться от православия и принять католичество. В 1238 году папа Григорий IX призвал североевропейских католиков к военному давлению на Русь. Князю Александру пришлось сделать трудный выбор не только для Новгорода, но и для всей Руси: католичество и западно-христианский или православный путь развития страны. Посланцы папы римского предлагали русскому князю защиту от Монгольской империи. Но они лукавили. В то время в Европе не было силы, способной противостоять монгольской армии. Князь Александр Невский выбрал православие. И этиv выбором на тысячелетия предопределил славную судьбу России. После Невской битвы оборона западных рубежей страны продолжалась. В начале апреля 1242 года на льду Чудского озера новгородские войска победили крестоносцев — рыцарей Ливонского ордена. Эту битву назвали Ледовым побоищем. Разгром был столь сокрушительным, что крестоносцы отказались от завоевания Изборска, Пскова и других городов СевероЗападной Руси. Организованное папским престолом наступление крестоносцев на русские земли было остановлено. В 1245 году князь Александр Невский совершил победоносный поход на литовцев, вторгшихся в смоленские земли. И этим закрепил безопасность западных рубежей Руси. В 1246 году по пути из столицы монголов Каракорума умирает отец Александра Невского, великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович. И на плечи Александра переходят заботы о мире с ордынцами, поскольку к борьбе с ними Русь не была готова. В этот период своей жизни, вплоть до кончины в 1263 году князь Александр Невский проявляет себя искусным дипломатом. В 1248 году князь вновь отвечает посланцам папы римского

Иннокентия IV отказом на предложение обратить Русь в католичество. И продолжает ездить в унизительные и опасные поездки на поклон к меняющимся ханам Орды. Где делает всё, чтобы избежать новых набегов на Русь и набора русских воинов в войска ордынцев. А дома вразумляет новгородцев и добивается от них внешней покорности, чтобы избежать карательного похода. Такого, например, как «Неврюева рать» в 1252 году, когда по вине князя Андрея (младшего брата Александра) Русь подверглась разорительному набегу. После этого Андрей бежал, а Александр Невский до 1263 года оставался великим князем Владимирским.

Князь Александр Ярославович Невский вырастил четверых сыновей, младший из которых — Даниил — стал основателем московской ветви Рюриковичей.

Интересные факты

Современному человеку, интересующемуся средневековьем, надо помнить, что это был другой мир, не похожий на наш. В то время средняя продолжительность жизни не превышала 30–40 лет (без учёта младенческой смертности). Жили в землянках, полуземлянках, а с X века всё чаще в бревенчатых домах, под соломенными и земляными крышами. Освещение — лучина, в немногих избах побогаче — свеча. Условием выживания была жизнь в общине и, как следствие, зависимость от неё. В северной стране климат неласков, урожай, а значит, и пропитание не гарантированы. Отсюда суеверное поклонение силам природы, ощущение беспомощности перед ними. Добавим к этому эпидемии, пожары и грабежи. При такой жизни благословенны были властители, стремящиеся создать в своих владениях «тишину», то есть оградить подданных от войн и других несчастий. Мудрая традиция сохранение «тишины» идёт от Александра Невского. Продолжателями дела «тишины» стали его младший сын, основателя княжества Даниил Александрович и внук — московский князь Иван I Калита.

Языческое капище славян.

Глава 2. МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

«Младший сын» — так Дмитрий Михайлович Балашов назвал первую книгу многотомника «Государи московские». Это рассказ о Данииле Московском — младшем сыне Александра Невского. Ему достался скромный удел. В середине XIII века за бревенчатыми стенами Москвы и в окрестных посадах селилось несколько тысяч человек. Город много раз сжигали и грабили. Но именно здесь, среди дремучих лесов затеплился огонь могущества Великой державы. И зажёг его святой благоверный князь Даниил. Родившись в 1261 году, Даниил стал князем в двухлетнем возрасте. Самостоятельно правил с 1276 по 1303 год. В отличие от трёх других сыновей князя Александра Невского, Даниил, хотя и участвовал в междоусобных войнах, пытался мирить воинственных родственников. Присоединил к московскому княжеству Коломну. Строил церкви и монастыри, перестраивал деревянные церкви в камне. Этот труд, продолженный его сыновьями Юрием и Иваном I (Калитой), позволил в 1325 году перенести в Москву кафедру российского митрополита. Москва стала собирать вокруг себя удельные княжества. Русь объединялась и копила силы для борьбы с монгольскими захватчиками.

«Стихи о хане Батые» Роберта Рождественского:

Текла, ревя и радуясь, орда. Её от крови било и качало.

Разбросанно горели города,

И не хватало стрел в больших колчанах.

Белели трупы недругов босых. Распахивал огонь любые двери! Дразнил мороз, смешил чужой язык

И сабли от работы не ржавели.

И пахло дымом, потом и навозом. Всё, что могло гореть, спалив,

К тяжёлым пропылившимся повозкам

Пришельцы гнали пленников своих.

Они добычею в пути менялись. И, сутолоку в лагерь принося,

Всех ставили к колесам и смеялись:

“Смерть!”-если ты был выше колеса.

У воина рука не задрожит. Великий хан все обусловил чётко. Везло лишь детям.

Оставались жить Славянские мальчишки и девчонки.

Возвышенные, как на образах,

Что происходит — понимали слабо,

Но ненависть в заплаканных глазах

Уже тогда — не детская — пылала!

Они молчали. Ветер утихал.

Звенел над головами рыжий полдень

И все-таки ошибся мудрый хан!

Ошибся хан. Он ничего не понял!

Они еще построятся в полки. Уже грядёт, уже маячит битва! Колёса были слишком высоки. А дети подрастают очень быстро.

А. Дареев. Смерть всем, кто выше колеса.

В год, когда митрополит Пётр перебрался из Владимира в Москву, до победы на Куликовом поле оставалось 55 лет, до «великого стояния» на реке Угре и бегства хана Ахмата с её берега — 155, до битвы при Молодях — 247 лет.

Ни в те далёкие века, ни в наше время Русь не покорялась захватчикам. Все иноземцы, приходившие к нам с мечом, рано или поздно от меча погибали. Гордый дух россиян не терпит подчинения. Об этом сказал поэт Николай Зиновьев:

«Как ликует заграница и от счастья воет воем,

Что мы встали на колени.

А мы встали на колени

Помолиться перед боем!» Обычай молиться перед боем существовал на Руси с тех далеких лет до начала XX века.

П. Рыженко. Молитва Пересвета.

Но вернёмся в 1303 год, когда умер князь Даниил и московским князем стал его сын Юрий. Ему выпала нелёгкая доля. Для роста и укрепления Московского княжества нужен был ханский ярлык на Великое княжение. Главным соперником Юрия был тверской князь Михаил — отважный воин и искусный политик. Эта многолетняя борьба полна драматичных эпизодов и в итоге стоила жизни обоим. В 1317 году Юрий Данилович взял в жёны Кончаку — сестру хана Узбека — и в приданое получил заветный ярлык. Через год Михаил Тверской победил московскую дружину и пленил Кончаку (в крещении Агафью), которая

вскоре умерла. Князь Михаил был вызван в Сарай и казнён. Ещё через семь лет сын тверского князя Александр Михайлович там же, в Орде зарезал князя Юрия и также был казнён. В итоге московским князем стал второй сын Даниила Александровича Иван, впоследствии прозванный Калитой (калитой тогда называли кошелёк).

Подробнее об этом можно прочитать в увлекательном романе Д.М. Балашова «Великий стол». Князь Иван I Калита остался в истории строителем Московского княжества, накопителем его богатства. Для укрепления Москвы нужна была «тишина», т. е. жизнь без войн. И 15 лет княжения Ивана Калиты помнятся годами тишины.

А.М. Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите.

Князь Иван Калита хранил тишину на Москве, с великим искусством лавируя между многочисленными недругами. И сложнее всего было сохранять мирные отношения с ханами Золотой Орды. В XIV веке великий князь Владимирский был главным сборщиком дани. При полном сборе дани русские города не подвергались ордынским набегам. И князь Иван, подобно своему деду Александру Невскому, уговаривал удельных князей не ссориться с Ордой, а наиболее строптивых вразумлял силой. Этим сохранялась «тишина» и копились силы для будущих сражений. Создатель изначального богатства и «тишины» на Москве князь Московский и великий князь Владимирский Иван Данилович Калита сделал ещё одно великое дело для Руси. Он стал крёстным отцом первенца бояр Бяконтовых, а в дальнейшем — его наставником. В 19летнем возрасте крестник постригся в монахи с именем Алексий и пребывал в монастыре до 40летнего возраста, не прерывая связей с княжеским домом. В 1353 году второй сын Ивана Калиты Иван II Красный сменил на княжеском престоле старшего брата Симеона. А в 1354 году патриарх Константинопольский поставил Алексия митрополитом Киевским и Всея Руси. С той поры митрополит Алексий был фактическим соправителем Московского княжества при князе Иване II и при его сыне, князе Дмитрии (будущем Дмитрии Донском). Дмитрий Иванович стал князем в 1359 году в девять лет и пользовался советами митрополита Алексия до его кончины в 1378 году. Благодаря Алексию великое княжение Владимирское прочно закрепилось за московскими князьями. Удельные князья научились договариваться между собой, собрали объединённое войско и в сентябре 1380 года победили Мамаеву рать на Куликовом поле. «Тишина», хранимая князем Иваном Калитой, продолжалась и после его смерти. Случался недород и мор (эпидемия чумы), но ордынских нашествий не было, пока русские князья платили дань. Почти сорок лет без войн укрепили Русь. И, начиная с 1374 года, князь Московский и великий князь Владимирский Дмитрий перестал платить дань Золотой Орде, где тогда правил темник Мамай. Стремясь вернуть русских к повиновению, Мамай в августе 1378 года послал десятитысячный карательный отряд. В битве у реки Вожа (приток Оки) монголы были разбиты объединённой московской и рязанской ратью под водительством князя

Дмитрия. Сегодня неподалеку от этого места, в селе Глебово Городище стоит памятник, на котором начертаны такие слова: Отвагой наших предков мы горды

Победа нам была всего дороже

Когда впервые полчища Орды

Разбили мы на легендарной Воже

Битва на Воже показала, что ордынцев можно побеждать. Она ослабила позиции Мамая в Золотой Орде, где его соперником был хан Тохтамыш. В Орде не прощали поражений, и Мамай стал готовиться к походу, чтобы покарать непокорных русских.

Через два года Мамай пошёл из низовьев Дона вверх по течению реки. На помощь князю Дмитрию пришли города Северо Восточной Руси, кроме Твери и Нижнего Новгорода. В августе 1380 года русское войско собралось в Коломне и двинулось по берегу Оки навстречу ордынцам. В начале сентября обе рати подошли к месту впадения реки Непрядвы в Дон у села Куликово. Русская рать перешла на другой берег Дона, показывая, что отступление невозможно. Историки до сих пор спорят о том, сколько воинов билось на Куликовом поле. Большинство согласны с тем, что в русской рати собралось от 60 до 80 тысяч, а в ордынской — на треть больше. Исход битвы решила атака засадного полка, которым командовали князь Дмитрий Михайлович Боброк и двоюродный брат московского князя, серпуховской князь Владимир Андреевич, получивший после победы прозвище Храбрый. После разгрома Мамаю удалось бежать с поля боя. Власть в Орде перешла к хану Тохтамышу. Мамай и от него сбежал и был убит в Крыму генуэзцами. До двух третей русских воинов вернулись домой. Князь Дмитрий, сражавшийся как обычный

воин, остался жив.

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.

Победа на поле Куликовом не принесла освобождения от ордынского ига. В августе 1382 года новый владыка Орды хан Тохтамыш скрытно и очень быстро подошёл с войском под стены Москвы. Князь Дмитрий выехал в Кострому, чтобы собрать войско. Москвичи храбро защищались, но монголы хитростью, с помощью предателей убедили их открыть ворота, убили не менее 10 тысяч жителей и сожгли город. В итоге князю Дмитрию пришлось согласиться на выплату дани. Князь Дмитрий Иванович Донской прожил 39 лет. Четверть века он боролся с ордынцами, литовцами и удельными князьями за единство Руси. И перед смертью впервые передал великокняжеский ярлык сыну Василию по собственному желанию, как свою «отчину». С тех пор великое Владимирское княжение навсегда стало наследственным владением московских князей. Это повысило авторитет Москвы, которая продолжила собирать вокруг себя русские земли.

Памятник Дмитрию Донскому в Коломне.

Сын Дмитрия Донского Василий I Дмитриевич княжил с 1389 по 1425 год. Присоединил к Московскому княжеству Нижний Новгород, Муром, Вологду, Устюг, Городец. Князю удалось 12 лет не платить дань. И только когда в 1408 году войска Едигея подошли к Москве, выплату дани прошлось возобновить. Но город выстоял и продолжал строиться. Василий Дмитриевич взял в жёны единственную дочь литовского князя Витовта. Это не умерило воинственности литовцев. Они захватили Смоленск, угрожали Новгороду. В сентябре 1408 года — первое в русской истории «стояние на Угре», когда московские и литовские полки месяц стояли друг против друга по обе стороны реки. (Через 72 года внук Василия I Иван III

«великим стоянием на Угре» положит конец ордынскому игу). В 36летнее княжение Василия I Русь окружали могущественные и коварные враги. Но сама судьба хранила её. В 1395 году Тамерлан, победив Тохтамыша на Тереке, двинулся на север и разорил Елец. Затем вернулся в степь, оставив правителем Золотой Орды эмира Едигея. А летом 1399 года Едигей в битве при Ворскле разгромил объединенное войско Тохтамыша и Витовта. Эта неудача поставила крест на честолюбивых планах литовского князя подчинить себе Московское княжество. При Василии I творят легендарные иконописцы Феофан Грек (1340–1410), Андрей Рублёв (1360–1428), Даниил Черный (1350–1428). Их фрески до сих пор украшают соборы московского Кремля, СвятоТроицкой Сергиевой Лавры, Успенский собор во Владимире, другие храмы и музеи.

Феофан Грек «Богоматерь Донская»

Андрей Рублев «Царские врата» и «Троица» в Свято — Троицком Соборе Троице-Сергиевой Лавры

Андрей Рублев и Даниил Чёрный «Благовещение»

За 37 лет правления Василия II Тёмного Русь ослабла. В междоусобной войне между внуками Дмитрия Донского московский князь лишился зрения. В итоге сторонники «лествичного права» наследования (по старшинству) проиграли. C тех пор княжеский стол переходил от отца к сыну. В 1362 году князем стал сын Василия Тёмного 22летний Иван. Мы открываем важную страницу русской истории — правление Ивана III Великого и его сына Василия III. За семь десятилетий их владычества Московское княжество укрепи — лось настолько, что сын Василия III, Иван IV венчался уже не на княжение, а на царство. Княжич Иван (будущий Иван III) помогал в делах государственных отцу — слепому князю Василию II, а с 1462 княжил сам и в конце правления (1505) именовался Государем всея Руси. Его дело в течение 28 лет продолжал сын Василий III. Без мало — го 70 лет (три поколения!) страна оставалась под единым управлением. Её площадь за эти годы увеличилась более чем втрое. При Иване III к Московскому княжеству присоединились Ростов, Великий Новгород, Тверь, Пермь, Ярославль, Кострома, Вятская и Двинская земли, а также Чернигов, Гомель и Брянск. При Василии III — Псков, Смоленск, Рязань, НовгородСеверский. В результате «собирания земель» Московское княжество заняло огромную по тем временам территорию. Удельные княжества стали уездами централизованного государства. Под властью Московского государя прекратились междоусобные войны. Именно тогда Русь стала называться Россией. Настало время решающих битв за независимость. Князя Ивана III при жизни называли Грозным, а после смерти Великим. В 1478 году он окончательно пресёк попытки Новгорода уйти под власть католической Литвы. Новгород лишён самостоятельности, вечевой колокол привезён в Москву. Осенью 1480 года случилось ещё более важное событие — Русь избавилась от ордынского ига. К тому времени Золотая Орда утратила былое могущество и распалась на отдельные ханства. Самым большим её осколком стала Большая Орда со столицей в Новом Сарае — в устье Волги. Её властитель хан Ахмат (Чингизид, внук хана Тохтамыша) замыслил вернуть русских к повиновению и отправил в Москву послов с требованием выплаты дани. Но княжеская власть на Москве после усмирения Новгорода была сильна как никогда. Да и личные амбиции князя Ивана III велики. Его женой стала Софья Палеолог — племянница последнего византийского императора. И после завоевания Византии туркамиосманами Москву стали называть третьим Римом.

Получив отказ, хан Ахмат весной 1480 года начал готовиться к походу. Помочь ему обещал польский король и литовский князь Казимир IV. А Иван III заручился поддержкой крымского хана МенглиГирея. Крымчане вторглись в литовские земли и отвлекли Казимира от похода на Русь. В начале октября ордынская и русская рати встали на противоположных берегах реки Угры при её впадении в Оку. Московская артиллерия не позволяла врагу форсировать реку. Когда начались морозы и лёд на Угре стал, русские отошли от реки к Боровску. А небольшой отряд совершил набег на оставленный без защиты Сарай.

Узнав об этом, хан Ахмат, воины которого страдали от дизентерии, а лошади от бескормицы, отступил в степь и через два месяца был убит. В Орде поражений не прощали!

Великим стоянием на Угре завершилось 240‑летнее ордынское владычество на Руси.

А. Седов. Стояние на реке Угре.

Главный итог правления Ивана III Великого — централизованное независимое Российское государство.

Двуглавый орёл стал гербом России и остаётся им до сих пор. Ещё один символ новой страны — краснокирпичный московский Кремль. Его строительство князь поручил итальянскому архитектору Аристотелю Фиорованти, который до этого перестроил Собор Успения Богородицы. Кремль превратился в неприступную крепость, символизируя внедряемое великим князем «новое мышление»: не подчиняться, держать оборону и в итоге победить!

А.М. Васнецов. Московский Кремль при Иване III.

Спустя пятьсот лет от прихода Рюрика в Новгород Василий III получил от Ивана III страну, о которой Карл Маркс, не отличавшийся симпатиями к России, писал: «Изумлённая Европа, в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением на

её восточных границах огромной империи». За 28 лет великий князь Василий III закрепил достижения отца, продолжил собирание земель, поднял авторитет великокняжеской власти. Именно централизация власти стала основой будущих успехов России.

Святой Николай с фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

В сильной стране расцветают ремёсла и искусства. При Василии III достроены соборы Московского Кремля. На фото — Благовещенский, Успенский, Архангельский соборы и колокольня Ивана Великого (слева направо).

Интересные факты

Почему именно Москва стала центром объединения средневековой Руси? Ответ на этот вопрос — в 40летней «великой тишине», которую сумели создать на Москве Даниил Московский и его потомки. Завоевательные и междоусобные войны — обычное дело для тех времён. А на Москве было сравнительно тихо. И люди, спасаясь от войн и набегов, потянулись к Москве. Но не каждый решится сняться с насиженного места. Переселенцы были людьми смелыми, энергичными. Смешиваясь с коренными жителями, они образовали пассионарный, жизнестойкий социум, сумевший объединить и возглавить страну.

Москва достигла лидерства благодаря поддержке православной церкви. При Иване I Калите патриарший престол был перенесён из Владимира в Москву. А затем Святитель Алексий и Сергий Радонежский сделали всё возможное для объединения Руси под властью Москвы. Когда увещевания не помогали, строптивых удельных князей отлучали от церкви и закрывали храмы в непокорных городах. Русь была оазисом чистоты и гигиены. Наши предки мылись в бане, как минимум, раз в неделю — по субботам, а также перед праздниками. Для сравнения — в средневековой Европе мылись гораздо реже.

Сказывалась католическая этика, считавшая греховным любое обнажение тела. Во Франции для борьбы со зловонием тел изобрели духи. Средневековая Русь лидировала в Европе по трезвости. Крепкие напитки не употреблялись. Курение табака не приветствовалось,

а временами законодательно запрещалось.

Глава 3. РУСЬ СВЯТАЯ

В школьных учебниках рассказывается о деяниях правителей, сражениях и других событиях, но гораздо меньше говорится о том важнейшем, что определило не только жизнь Руси в те далекие годы, но и само чудо её выживания, сохранения государственности и в итоге величия. А ведь наша страна спаслась после страшного нашествия, окрепла и утвердила себя в веках как Великая держава, прежде всего, благодаря православию.

В современной России, наряду с православными, десятки

миллионов верующих других конфессий. Но в те века жизнь россиян от рождения до кончины была неотделима от православной церкви. С крестным знамением и благословением православного батюшки шли под венец, в бой, на любое важное дело. Закрытие церквей воспринималось как величайшее несчастье — ни покрестить, ни обвенчаться, ни отпеть умершего.

Что же это за сила такая — православие, которое в современной России исповедуют 50 миллионов, а во всем мире более 300 миллионов человек?

В первом тысячелетии центром христианства был Рим —

«город Святого Петра». В 1059 году единая Христова церковь разделилась на Западную (Римско-католическую) и Восточную (православную) с центром в Константинополе, основанном императором Константином Великим в 330 году. Противостояние церквей стало необратимым, когда в 1204 году рыцари-крестоносцы, посланные Римским папой Иннокентием III освобождать гроб Господень в Иерусалиме, изменили маршрут и штурмом взяли Константинополь. Они разграбили этот богатейший город и оставались в нём более

50 лет. После этого разгрома Константинополь не смог восстановить своё могущество. Между восточным и западным христианством не было согласия в вопросе о природе Фаворского света, который видели апостолы во время Преображения Христа на горе Фавор.

Католики утверждали, что Фаворский свет имел вещественную природу, а православные философы считали его проявлением божественной энергии. Самым известным выразителем этой точки зрения был греческий богослов Григорий Палама (1296–1359).

По учению Паламы человек может прикоснуться к Божественной энергии через чистоту жизни и «умную молитву». Этим путём достигается сверхъестественное действие веры, совершаются чудеса. Говоря коротко, католический взгляд на христианство более приземлённый, а православный — более возвышенный. Этот одухотворённый взгляд воплотился в жизни и молитвенных подвигах «лесных отшельников» Владимирской Руси и прежде всего Сергия Радонежского и его учеников. Их служение начиналось на землях Московского княжества. Отсюда, из Свято-Троицкого монастыря, Сергий благословлял своих иноков на подвиг строительства монастырей по всей Руси. В 1439 году византийцы заключили с католическим Римом Флорентийскую унию — религиозный союз, пошатнувший авторитет греческой церкви как хранительницы православия. Когда в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами, многие увидели в этом Божью кару. И если в пору расцвета Византии Константинополь считался «вторым Римом», то захват его мусульманами, а также падение нравов в городе лишило Константинопольскую патриархию лидерства в православном мире. На смену уходящему с исторической сцены Константинополю шла Москва. Эти события совпали с княжением Ивана III Великого, когда Московское княжество, благословляемое православной церковью, окрепло и обрело независимость. Москву стали называть третьим Римом. Этому способствовала женитьба Ивана III на Зое (в крещении — Софье) Палеолог — племяннице Византийского императора Константина XI Палеолога. Византийский двуглавый орёл стал гербом России.

Борьба за лидерство Московского православия началась ещё при князе Василии II. В 1448 году на Соборе в Москве без одобрения Константинополем избрали митрополита Иону. Он именовался митрополитом Киевским и Всея Руси, но постоянно пребывал и нёс служение в Москве. Таким образом, русская православная церковь «отложилась» от греческой, а в 1467 году, по настоянию католиков, её и вовсе отделили от Константинопольского патриархата.

Через 17 лет уния с католиками была осуждена на церковном соборе в Константинополе. Но даже это не помогло греческой церкви восстановить своё главенство в православном мире. И с тех пор знамя православия несёт Русская православная церковь. Официально патриаршество на Руси было утверждено только в 1589 году при царе Федоре Иоанновиче. Жернова истории

вращаются медленно… При митрополите Ионе были причислены к лику святых митрополит Алексий и Сергий Радонежский, совершавшие свои подвиги в XIV веке. Благодаря самоотверженному труду и святости этих великих людей и их учеников стал формироваться образ Святой Руси.

А. Простев. Святой Алексий митрополит Московский.

Н. Рерих. Сергий Радонежский.

А. Васнецов. Троицкий монастырь Сергия Радонежского.

Святость — это постоянное присутствие Бога в жизни человека. Православная церковь учила жителей Руси жить по христианским заповедям, по правде Божией. Для этого много сделал Алексий — крестник Ивана Калиты, ставший в 1354 году митрополитом Киевским и всея Руси. Своё служение он исполнял в Москве и в богослужебных текстах именовался Святителем Московским и всея Руси.

Святитель Алексий — чудотворец и строитель монастырей. Монастыри во все века были обителями святой жизни, хранилищами икон и книг. Монахи писали летописи, переписывали старинные книги. В трудную годину монастыри вставали на пути врага. Возвращаясь из Константинополя после поставления в митрополиты, Алексий попал в жестокий шторм. Молился о спасении и дал зарок построить монастырь. Прибыв в Москву, распорядился о строительстве монастыря на высоком берегу Яузы недалеко от её впадения в Москвуреку.

Стать настоятелем нового монастыря Сергий Радонежский благословил своего ученика Андроника, монаха СвятоТроицкой обители. Сохранившийся до наших дней Спасский собор (на фото) помнит Андрея Рублёва, который, как и Даниил Чёрный, возможно, похоронен на территории Андроникова монастыря. Наряду с церковным служением, святитель Алексий был советником московского княжеского дома, а после смерти Ивана II фактически руководил княжеством до возмужания князя Дмитрия Ивановича. Сообща им удалось закрепить за Москвой великое Владимирское княжение.

Божественный дар чудотворца сочетался у митрополита Алексия с талантом государственного деятеля и дипломата. Он благословил князя Дмитрия Донского на строительство первого на Москве каменного Кремля. И белокаменные стены не раз спасали город при набегах врагов. Стремясь упрочить лидерство Москвы, св. Алексий властью главы православной церкви принуждал удельных князей к повиновению. Уберечь Русь от ордынских набегов помогло чудесное исцеление царицы Тайдулы (ТайтуглыХатун) — жены хана Узбека и матери его

сына, хана Джанибека.

Н. Климова. Митрополит Алексий исцеляет Тайдулу.

По молитве св. Алексия ханша прозрела и повелела убрать из Кремля «татарское подворье» — постоялый двор для ордынцев. На его месте был построен Чудов монастырь (снесён в 1930 году).

Чудов монастырь в Кремле.

Митрополит Алексий оказал Руси неоценимую услугу тем, что в дремучих подмосковных лесах заметил скромную монашескую обитель и поддержал её игумена Сергия.

СвятоТроицкий монастырь основан в 1337 году. Братья Стефан и Варфоломей, из ростовских бояр, срубили маленькую церковь в лесу, на горе Маковец. Стефан не выдержал отшельнического бытия и ушёл в Москву, а Варфоломей остался и принял монашеский постриг с именем Сергий. Прослышав о святой жизни Сергия, к нему потянулись люди, жаждавшие духовного спасения.

Обитель крепла, в ней установили общежитийный устав, лишающий монахов личной собственности. Запретили принимать подаяния, дабы братия жила своим трудом. Игумен трудился наравне со всеми. Все много молились и работали с молитвой. С годами исходившее от Сергия сияние святости и его мудрые советы сделали СвятоТроицкую обитель центром духов-

ной жизни всей Руси.

С. Кириллов. Сергий Радонежский.

Русь, униженную ордынским игом, бедствующую от набегов и поборов, митрополит Алексий и Сергий Радонежский готовили к борьбе за независимость. Условием успеха было единение русских земель. Духовные властители Руси убеждением, а порой и принуждением внушали удельным князьям необходимость единения для борьбы с врагом. Через два года после кончины митрополита Алексия игумен Сергий благословил князя Дмитрия возглавить русскую рать в битве с Мамаем. И отправил с ним двух монахов своей обители — Пересвета и Ослябю.

С. Ефошкин. Благословение Сергия.

В поединке, которым началась Куликовская битва, Пересвет получил смертельное ранение, но выбил из седла ордынского богатыря Челубея. Сам Пересвет остался в седле, что по повериям того времени было предвестием победы русского войска.

П. Рыженко. Победа Пересвета.

Много раз Сергию Радонежскому приходилось наставлять удельных князей, когда они совершали опасные ошибки. Нелепой и трагичной была вражда Дмитрия Донского с князем Олегом Рязанским. Дмитрий подозревал рязанского князя в сговоре с ордынцами, что не было правдой. И в 1382 году, после сожжения Москвы ханом Тохтамышем московская рать разграбила Рязань. В ответ Олег Рязанский собрал сильное войско, разбил московские полки и готовился к походу на Москву. Сергий Радонежский убедил князей прекратить братоубийственную войну. Княжества жили в мире до кончины игумена. Около сорока монахов СвятоТроицкой обители стали настоятелями общежитийных монастырей, из которых, в свою очередь, вышли подвижники, строившие православные обители по всей Руси. И было Сергию видение: явились ему сотни прекрасных птиц. И услышал он голос: «Так умножаются ученики твои, и после тебя они не оскудеют».

А. Простев. Чудо с птицами.

Собор Радонежских святых

Монастырское строительство на Руси и труды монахов‑

просветителей привели к тому, что образ Святой Руси как

нравственного идеала проник в массовое сознание русско — го народа. Личный пример святого преподобного Сергия Радонежского имел важное значение. Сергий пешком ходил из своей обители в Москву (60 верст!) и обратно, был прост в быту и общении и лишён честолюбия. В 1378 году отказал святителю Алексию в просьбе стать митрополитом после его смерти. Понимал, что огорчает своего друга и наставника, но ответил: «Прости меня, владыка, я с юности не был златоносцем и впредь не буду».

С. Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. По Руси.

Святой преподобный Сергий Радонежский по сей день шагает по Святой Руси. А миллионы россиян приходят в Свято Троицкую Сергиеву Лавру поклониться Его памяти.

Сергиев Посад. Свято-Троицкий собор. Место упокоения Святого преподобного Сергия Радонежского.

Верность православию помогла Святой Руси, а затем России выстоять и не утерять независимости при попытках католического запада лишить нашу страну самостоятельности. Эти попытки продолжались на протяжении веков. Не прекращаются они и сегодня. Но формы агрессии изменились, они стали более изощрёнными и жестокими. Как эстафету, властители России и обычные граждане передавали своим потомкам завет: «Дело православия, дело Руси, дело Москвы не должно погибнуть!» Русская история богата примерами героического, самоотверженного, порой ценою жизни служения идеалам патриотизма и православия. На следующих страницах мы встретим целый ряд героев. В том числе увидим, как в Смутное время героические защитники СвятоТроицкой Сергиевой Лавры, обороняя монастырь от польсколитовских захватчиков, стояли на смерть и мысли не допускали о том, чтобы предать поруганию врагам православной веры гроб Великого Чудотворца — святого преподобного Сергия Радонежского.

Интересные факты

В России более 500 православных монастырей. К святому преподобному Сергию Радонежскому восходит традиция благодатного влияния православных обителей на нравы россиян. Здесь зарождалась молитвенная поэзия. Молитва последних оптинских старцев на начало дня:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя. Во всех слова и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым

членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История России в рассказах для детей и взрослых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я