Кризис – это возможность для бизнеса. Возможность выжить, обогнать других и стать сильнее или… умереть. Эта книга для тех, чей выбор – выжить и преуспеть. За плечами Владимира Моженкова восемь периодов экономических потрясений, пройдя через которые он не только сохранил бизнес, сумел восстановить докризисные показатели, но и вывел компанию на новый уровень, оставив конкурентов позади. В своей новой книге он делится менеджерскими лайфхаками и хитростями, которые помогли ему преуспеть в условиях тотальной нестабильности. Их можно применить в любые времена и в любой отрасли.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффективный или мертвый. 48 правил антикризисного менеджмента предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Без паники: что нужно знать о кризисе
Кризис — это возможность: выжить или умереть
Ной был первым бизнесменом на свете, причем свое дело он основал, когда весь остальной мир находился в процессе ликвидации.
В начале апреля 2020 года меня много раз приглашали выступить на онлайн-конференциях по бизнесу. Я соглашался, делился опытом, слушал коллег. Говорили, конечно, о коронакризисе. Сообща решали, как в нем жить и что теперь делать. Однако внимание привлекали не антикризисные рецепты коллег. Меня поразило, что чуть не каждый начинал с того, что кризис — это возможность. Что сейчас мы как напряжемся, как порвем рынок — такой себе кружок плохо осведомленных оптимистов.
Я же оказался информирован лучше. В апреле 2020 года авторитетное рейтинговое агентство Moody’s заявило: в России устойчивы к кризису лишь 53 % компаний. А 37 % — умеренно уязвимы. Это значит, что каждый третий предприниматель может обанкротиться. При этом глава Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин допускает падение ВВП России в 2020 году на 8 % — никому мало не покажется. Кроме, конечно, производителей медицинских масок и алкоголя — на эти товары спрос стабильно растет.
С оптимистами я согласен лишь отчасти: кризис — это возможность. Даже две. Первая: выжить, обогнать других и стать сильнее. Вторая: возможность — точнее, вероятность — умереть.
Если вы читаете эту книгу, значит, ваш выбор — выжить.
Что делать? Обгонять!
Если бы никто никогда не рисковал, Микеланджело расписал бы фресками пол Сикстинской капеллы.
Коронакризис уже принял вселенский масштаб. Кризис очень жесток, он пришел — и уходить, похоже, не собирается, по крайней мере в ближайшие год-два. Возникает сакраментальный, один из любимых русских вопросов: что делать? На второй — «Кто виноват?» — мы отвечать не будем, а вот со «Что делать?» разберемся.
Открываем Правила дорожного движения.
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Если сказать попроще, обгон состоит из трех этапов.
1. Начинаем обгонять: перестраиваемся и выезжаем на встречную полосу.
2. Едем по встречке с большей скоростью, чем обгоняемый.
3. Возвращаемся в свою полосу.
Звучит вроде просто: раз, два, три — и дорога к светлому будущему свободна. Именно так. Вот только обгон — один из самых сложных и опасных маневров на дороге. На каждом этапе обгона водитель должен действовать быстро и умело. Он обязан принимать правильные решения. Поскольку на кону — человеческие жизни, в том числе его собственная.
По статистике, каждое девятое ДТП в России связано с выездом на встречную полосу. И более страшная цифра: каждое третье ДТП, заканчивающееся чьей-то гибелью, происходит по вине водителя, выехавшего на встречку.
Чтобы не попасть в сводки ГИБДД, на каждом этапе обгона нужно соблюдать следующие правила.
Первый этап. Оцени ДТС (дорожно-транспортную ситуацию): количество, расположение и скорость участников движения. Зону видимости. Состояние дорожного покрытия. Запас мощности автомобиля. Посмотри в зеркало заднего вида, кто за тобой, и последи за поведением того, кого собрался обгонять. Если он притормаживает, впереди может быть препятствие, которого ты пока не видишь.
Собрал информацию — можно принять решение: обгоняю. Не полагайся на авось, забудь всякие «думаю, успею». Будь уверен. За решением — действия. Еще раз посмотри в зеркало заднего вида. Включи нужную передачу. Выбери безопасную дистанцию. Включи левый поворотник. Начинай перестраиваться.
Второй этап. Обгоняешь — оперативно анализируй ситуацию на дороге. Контролируй расстояние до приближающегося встречного авто. Следи за левой обочиной. Главное правило — всегда будь начеку. Что-то случилось, ситуация резко изменилась — будь готов среагировать и принять решение.
Третий этап. Обогнал — не подрезай. Смотри в правое зеркало заднего вида. Как увидишь капот обгоняемой машины, можно начать перестраиваться в свою полосу.
Конечно, это только базовые советы. Послушать профессиональных автогонщиков, так обгон вообще окажется чистым искусством…
А в бизнесе? ГЕНдиректор или собственник — это водитель. Компания — автомобиль. Дорожно-транспортная ситуация — положение на рынке. Нужно быть смелым, владеть навыками и быстро принимать решения. Собирать и анализировать информацию и оперативно на нее реагировать.
Борьбу с кризисом глобально тоже можно свести к трем этапам.
1. Вводить антикризисные меры и попытаться падать медленнее конкурентов.
2. Раньше других нащупать дно.
3. Оттолкнуться и двинуться вперед и вверх.
Однако между ситуацией на дороге и ситуацией в бизнесе во время кризиса я вижу большую разницу. Помните главное правило обгона? «Не уверен — не обгоняй». В бизнесе оно не работает — обгонять приходится в любом случае, иначе — гибель.
В этой книге я изложу свои правила обгона.
Как понять и осознать, что кризис пришел, даже если другие этого еще не заметили? Как проводить хирургическую операцию под названием «антикризисный менеджмент»? Как водителю-руководителю подготовить себя к кризису? Как проверить свою бизнес-машину и вовремя устранить неполадки? Когда и где брать «штурмана» — антикризисного менеджера? Как рвануть вперед, как набирать бизнес-скорость, пройдя от первой до пятой передачи?
Готовы? Тогда пристегните ремень безопасности — и вперед.
The best: коллекция моих лучших обгонов
Победитель — не тот, кто в самой быстрой машине, а тот, кто отказывается проигрывать.
Четвертая гонка сезона 2010 года «Формулы-1» проходила в Шанхае. Моросил дождь. Российский пилот Виталий Петров, новичок команды «Рено», немного волновался. Он в этом сезоне еще не набрал очков. Утром на тренировке Петров ошибся на 16-м повороте и перед выходом на прямую старт/финиш потерял контроль над машиной. Болид занесло влево, развернуло и впечатало в борт. Казалось, в гонке Петрова не будет. Но механики совершили маленькое чудо, и россиянин вышел на старт.
Известный как «Выборгская ракета», Петров в этот день рисковал. Он остался в дождь на «сухой» резине — кроме него на это решились еще пятеро пилотов. Виталий пытался дерзко обгонять. Но главное случилось за шесть кругов до финиша. Россиянин шел девятым. Перед ним — семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, который удерживал звание regensmeister — «хозяин дождя». Во всяком случае, до той гонки. Петров выбрал подходящий момент и атаковал: грамотно, расчетливо, на торможении в повороте перед главной прямой. Шумахер ничего не смог сделать.
В память зрителям врезалась фраза комментатора Алексея Попова: «Проходит! Проходит Петров Шумахера!» В голосе звенели восхищение и ощущение нереальности происходящего.
«Я видел, что у Михаэля не такой быстрый автомобиль, как у меня: я отбирал у него по четыре секунды с круга! Смысла ждать не было — как только появилась возможность для атаки, я пошел внутрь поворота и уехал от Красного Барона[4]», — рассказывал российский гонщик.
В той гонке Петров стал седьмым и набрал первые за свою карьеру очки в «Формуле-1». А обгон Шумахера стал одной из его визитных карточек.
У каждого гонщика есть коллекция любимых обгонов. У меня тоже. До коронакризиса я обогнал восемь кризисов. Дважды выводил бизнес из предбанкротных состояний. Всегда находил способ стать сильнее и двинуться вперед. И извлек бесценные уроки.
Я выделяю пять видов кризисов:
• мировой;
• внутри страны;
• отраслевой;
• внутренний (кризис в компании);
• личностный.
Самое страшное, когда они приходят вместе — сразу все. Как пять пальцев, сжавшиеся в кулак, они бьют под дых так, что выдерживают удар только самые стойкие. Коронакризис — из числа таких «идеальных штормов», в течение которого одна проблема умножает другую. Об этом мы еще поговорим. А пока расскажу о пережитых и оставленных позади, в зеркале заднего вида, кризисах. И уроках из них. Из моих восьми кризисов два были внутренними проблемами компаний — о них я сейчас говорить не буду. А остальными историями поделюсь.
Отродясь такого не было, и вот опять.
Наступала эпоха больших перемен — заканчивался 1991-й, год путча и Беловежских соглашений, хотя формально Советский Союз еще существовал. Прежняя формация уходила, на горизонте маячили новая страна и новые экономические отношения. Я создал ООО «Наша Русь». Мы начали работать.
Помню, тогда была суперцель: заработать хотя бы несколько рублей. Чтобы положить их в один карман, карточку москвича (была такая) — в другой, зажать в кулак талоны и пристроиться в хвост очереди за продуктами. Выстоять, продержаться и купить кусок масла, сыра… Просто и прозаично: физически выжить.
В девятом часу вечера 22 января 1991 года приезжаю домой. Настроение хорошее. Принимаю душ, переодеваюсь. Садимся с супругой ужинать. Включаем скучающий на холодильнике маленький телевизор. И он нам красивым дикторским голосом отчеканивает: «Президент СССР Михаил Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50 — и 100-рублевых банкнот образца 1961 года». Стартовала павловская денежная реформа.
Со следующего дня, с 23 января, разрешили менять не больше 1000 рублей на человека. Остальное сгорало. Государство сделало это специально, чтобы вывести из оборота большую часть наличных денег и таким варварским способом сдержать угрозу инфляции. Я сразу вспомнил о заначке. Говорю супруге: у нас же там на всякий случай денежка лежит, нужно поменять. А она отвечает: знаешь, мы с сыновьями ходили гулять на ВДНХ, разменяли. Какое счастье, подумал я.
Через несколько минут мы с женой услышали, как на лестничной клетке хлопнула дверь. Это сосед пулей вылетел из квартиры — покупать билеты на поезда дальнего следования. Куда угодно — их потом можно было бы сдать и спасти хоть часть денег. Вернулся расстроенным: купил всего один, и то за взятку.
Для страны вечер 22 января стал фестивалем отчаянной находчивости. Магазины уже были закрыты — круглосуточной торговли в стране еще не было. По этой причине крупные банкноты разменивали кто где мог — в кассах метро и у таксистов. Пользовались тем, что многие кассиры и таксисты, занятые работой, еще не слышали об указе. Сбивались с ног, спешили отправить денежные переводы в отделениях почты при вокзалах — они работали до полуночи.
Удар для страны был мощнейший. Я знал семью: за несколько недель до реформы они продали дом. За наличные, крупными купюрами. Все сгорело.
Тогда я на всю оставшуюся жизнь усвоил: государство всегда в трудную минуту «делегирует» трудности гражданам. Проще говоря, перекладывает проблемы на плечи людей. Позже я не раз в этом убедился.
Урок. Не надейся на помощь государства. А если вдруг она случится, воспринимай ее как подарок от Деда Мороза.
Кризисы бьют одних по карману, других — по мозгам.
Сентябрь 1993 года. Наша компания работает и зарабатывает. В команде человек 18–20. Мы растем. Офис в самом центре Москвы, в Староконюшенном переулке, возле старого Арбата. А тут вдруг танки. Тяжело вваливаются в столицу и начинают расстреливать Белый дом — практически начало гражданской войны.
В то время мы занимались посредническим бизнесом. Как сказали бы сейчас, это был тренд эпохи. Все покупали всё и продавали тоже всё.
Типичный диалог того времени:
— У тебя что?
— Полиэтиленовая пленка.
— О, пленку мне надо.
— По какой цене купишь? Сколько надо? Когда?
— Куплю по 300, надо 80 рулонов, через неделю.
И разбегаются. Один искать пленку, другой — деньги.
В общем, когда на улицах загрохотали танки, ко мне на переговоры пожаловали «потенциальные партнеры» — на самом деле какие-то непонятные и неприятные посредники. Причем пришли не одни, а со своими бандитами. (Кто не помнит, как это было, посмотрите фильм «Жмурки» или сериал «Бригада».) По сути, выкручивают руки: подписывай договор. Напрямую не угрожают, но намеки — прозрачнее некуда. Договор, естественно, для меня невыгоден — речь идет о фактически рейдерском захвате. Сидим уже полдня.
Дохожу до точки кипения: ребята, говорю, дайте время до завтра. Подумаю, встретимся еще раз и подпишу. Они смотрят сквозь прищур. Мне, конечно, ясно, что до завтра вряд ли что-то изменится — даже в милицию-полицию, где были связи и знакомые, не обратишься. Нет их, силовиков: разбежались. Государство превратилось в фикцию. Страшное время. Но гости все-таки ушли, пообещав прийти завтра.
Не буду вдаваться в подробности, скажу кратко: обошлось. А я понял, что не только на государство надеяться нельзя, но и на «крутых» знакомых и «блатных» приятелей. Даже если на их плечах красивые погоны и тяжелые звезды.
Урок. Надейся только на себя. В кризис лучшая «крыша» себе — ты сам.
Спад — это когда ваш сосед теряет работу, кризис — когда работу теряете вы.
В начале 1990-х я был клиентом «Тверьуниверсалбанка» и обслуживался только в нем. Это был солидный банк — из топ-20, из лучших в стране. Московский офис — недалеко от метро «Юго-Западная». Выручку мы сдавали в банк каждый день.
Еще одна особенность того времени: все расчеты с клиентами только наличкой и только в «условных единицах» — долларах. А в банк полагалось сдавать рубли. По этой причине действовали так: вечером взяли дневную выручку, поехали искать обменник с хорошим курсом. Нашли, сдали 5–10–20 тысяч долларов, забрали пакет с рублями, поехали в банк, сдали деньги.
Схема сбоев не давала. Но «ничто не вечно под луной»: звонит партнер — он давал нам товар на реализацию. Время, говорит, прошло, ты почему не заплатил? Искренне удивляюсь: как не заплатил? Знаю, что заплатил, как положено. Называю дату, номер платежки. Партнер извиняется, обещает проверить. На следующий день — снова звонок: проверили, нет денег. Отправляю платежку факсом — она у меня с исполнением. И работаю спокойно дальше.
Проходит еще день — и опять звонят: «Посмотрели мы твою платежку. Ты, оказывается, в “Тверьуниверсалбанке” счет держишь? У них же там вроде какие-то проблемы…»
Бросаю все, прыгаю в свою «девятку» с длинным крылом, цвета мокрого асфальта — это Maybach того времени. Лечу в отделение банка, подъезжаю, а на улице очередь человек 50–70. Двери заперты, внутри видны суровые охранники. На дверях объявление: «По всем вопросам обращаться по телефону…» Обращаюсь. Естественно, короткие гудки — занято. А у меня на счету 340 тысяч долларов — вся выручка, которую я сдал за неделю! Из них небольшая часть — средства моей фирмы, остальное — деньги партнеров. Банк в те дни еще принимал наличные, но платежей уже не проводил.
Позже я узнал, что случилось. Перед президентскими выборами 1996 года Попечительский совет банка возглавлял Николай Иванович Рыжков, премьер последнего советского правительства. Власти обвиняли его в поддержке коммунистов и Зюганова. На следующий день после первого тура выборов, 17 июня, у «Тверьуниверсалбанка», одного из самых удобных и крепких банков страны, отозвали лицензию.
По факту я потерял 340 тысяч долларов из-за политики. А деньги нужно возвращать. Партнеры требуют: кто-то просто настойчиво, другие — жестко… Мой принцип — деньги нужно отдавать. Тем более здесь не форс-мажор — я сам «попал». Выгреб из дома все что было — часть долгов вернул. Сколько-то одолжил: и под проценты, и под честное слово. Девять месяцев работал по 12–15 часов в сутки. Свободно вздохнул, только когда остался никому не должен.
Да, я потерял огромную (особенно по тем временам) сумму, но хорошо усвоил урок: за банками нужно следить. Какими бы крепкими они ни казались. Надо следить за новостями и аналитикой, а еще лучше — иметь доступ к инсайдерской информации. Впоследствии это знание уберегло меня от еще больших потерь.
Уже в нулевые, когда я возглавил «Ауди Центр Таганка», мы обслуживались в банке «Павелецкий». Отличный был банк: современный, технологичный. Нас все устраивало. Огромный плюс — там членом правления работал мой хороший знакомый. И порядочный человек. Потому что однажды он позвонил и сказал: «Владимир, с завтрашнего дня не сдавайте выручку».
— Дружище, большое спасибо, — ответил я.
Через месяц «Павелецкий» обанкротился.
Подобная история скоро случилась и с «Инкомбанком». Он вообще входил в банковский топ-5! Один из руководителей «Инкома», тоже мой знакомый, зазывал на VIP-обслуживание — оборот нашей компании тогда уже перевалил за 100 миллионов долларов. Мы подумали-подумали и согласились. Подготовили документы — их оставалось лишь подписать. Но тут звонит мой знакомый и говорит: «Не надо, остановись».
— Огромное спасибо, — опять говорю. Прошло несколько месяцев, и эта громадина, «Инкомбанк», тоже рухнул карточным домиком.
Прошло много лет, и я еще раз, уже на страницах этой книги, хочу поблагодарить моих знакомых за честность и порядочность. Игорь и Владимир! Низкий вам поклон, друзья!
Урок. Всегда следите за банками, в которых обслуживаетесь. Наблюдайте, не зашатались ли они. Не работайте с банками, замешанными в политике. Идеальный вариант, когда в банке у вас работает хороший приятель или друг — в ранге председателя, члена правления или крупного акционера. Который по дружбе может рассказать о реальном положении дел.
В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.
Самый страшный, не считая нынешнего, кризис в своей бизнес-истории я пережил в 1998 году. Рецессия долбанула по Юго-Восточной Азии, как дракон многотонным хвостом, в конце 1997-го. Экономика «Азиатских тигров»[5] росла слишком быстро и в итоге не выдержала. Одной Азии кризису оказалось мало, и в 1998 году он стал мировым. До России он добрался позже, чем до других стран. Но оттянутая пружина и бьет больнее: 17 августа 1998 года страна объявила дефолт. В комплекте с ним пришла мощнейшая девальвация. Доллар с 6 рублей прыгнул на 21. Шокированные, мы бродили по руинам экономики.
Госдолг — огромный, и он только увеличивается. Кризис ликвидности во всех сферах — от недвижимости до фондового рынка. Разоряются десятки тысяч малых и средних предприятий. Каждый день лопается какой-нибудь банк, сгорают вклады. Уровень жизни обвалился, количество безработных удвоилось. Больше всего захотелось расслабиться и просто мирно перестать жить. Многие так и сделали — против лома нет приема.
Но мы вспомнили слова товарища Сухова из фильма «Белое солнце пустыни»: «Тебя как — сразу прикончить или желаешь помучиться?» — «Лучше, конечно, помучиться». На фоне грозящего банкротства я ввел в компании жесткие антикризисные меры. Сохранил финансовую подушку. Мы решили дождаться, когда экономика опустится на самое дно, чтобы первыми от него оттолкнуться. И мы действительно стали первым предприятием в отрасли, которое открылось уже в апреле 1999 года. Мы выжили и рванули вперед, обогнав всех на рынке. Вскоре мы стали предприятием № 1 концерна «Ауди» в Европе. (Подробно эту историю я описал в книге «Ген директора. 17 правил позитивного менеджмента по-русски». Советую: почитайте. А если читали, прочтите еще раз. Будет полезно.)
Показательный момент: азиатский кризис 1997 года начался с Японии, и Страна восходящего солнца до сих пор от него не оправилась. До середины 1990-х экономика Японии развивалась рекордными темпами, прибавляя по 4–7 % ВВП ежегодно. А с 1998 года и до сего дня штиль: 0,5 %, 1,9 %, 0,7 %… Кризисы бесследно не проходят. И они умеют подрывать не только гигантские компании, но и целые страны.
Урок. Если инвестировали деньги в новый проект, вышли на рынок, еще не достигли точки безубыточности, а тут вдруг разгорается кризис — не торопитесь ввязываться в бой на одной смелости и отваге. Зачем идти на обгон, если видишь, что навстречу летит КамАЗ?! Ждите, когда покажется свет в конце тоннеля. Смиритесь с текущими убытками. Сохраните финансовую подушку. Дождитесь последнего часа перед рассветом, когда особенно сгущается тьма. А потом — стартуйте первым.
Любой кризис хуже, чем представление о нем.
Сейчас о кризисе-2008 можно рассказать сухим языком экономических сводок. А в его разгар рынок сотрясали крики, стоны, зубовный скрежет и ненормативная лексика. Кризис стартовал в 2007 году в США. Начался как серия вроде бы небольших проблем на ипотечном рынке. Но рухнул банк Lehman Brothers, и накрыло всю планету. В 2009 году мировой ВВП впервые со времен Второй мировой войны показал отрицательную динамику.
Для России кризис усугубился двумя проблемами: внешний долг компаний страны к началу октября 2008 года достиг 527 миллиардов долларов, а подешевевшая нефть сделала дефицитным госбюджет.
Об этом кризисе я уже сказал в предисловии. Вкратце напомню: до конца лета 2008 года все шло сказочно. Рынок рос, наши предприятия цвели и приносили рекордную прибыль. Но наступил сентябрь, и впору было хором затянуть Шуфутинского про третье сентября: «Но почему, но почему расстаться все же нам пришлось…» А расставаться пришлось с клиентами, прибылью и уверенностью в завтрашнем дне.
И в очередной раз меня спас мой «антикризисный» листочек. Не откладывая, одну за другой, я начал вводить антикризисные меры. И уже к концу года мы вышли на траекторию развития компании.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффективный или мертвый. 48 правил антикризисного менеджмента предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Цит. по Душенко К. Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент. М.: Эксмо, 2008. Прим. ред.