Новая книга «Русская Атлантида» лауреата Большой литературной премии России – писателя Владимира Невяровича – затрагивает малоизвестные, а порой и таинственные страницы истории нашего Отечества. Панаевы и Ставские, Хвостовы и Богушевские, Грушецкие и Ульрихи; графы Толстые и граф Фредерикс, генералы Фок, Шинкаренко, Тимановский, Мищенко, Глебов, поэт Сергей Бехтеев – вот лишь некоторые из героев остросюжетного исследования автора.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская Атлантида предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ФЕОДОРОВСКИЙ ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
О необходимости возобновления особого всенародного почитания иконы
Феодоровская икона Божьей Матери является одной из икон, написанных по преданию самим Апостолом Лукой. Появление ее на Руси относят к XII веку, или даже ранее того.
История почитания иконы связана с именем святого благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича (1188—1238), основателя Нижнего Новгорода и легендарного Китеж-града, погибшего в сече с монголо-татарами. Именно этот Великий Князь основал в Малом Китеже (Городце) Феодоровский Городецкий монастырь, в котором хранился чудотворный образ Феодоровской Божьей Матери. При Батыевом нашествии монастырь был сожжен, но через год в лесу под Костромой икона была вновь обретена.
16 августа 1139 года костромской князь Василий Квашня увидел эту икону, висящую на дереве. Икона была перенесена в Кострому в храм во имя св. вмч. Феодора Стратилата (после того, как этот храм сгорел, на его месте был выстроен Успенский собор). Жители города накануне видели воина, похожего на св. вмч. Феодора Стратилата, идущего с этой иконой.
Вскоре был вновь отстроен, уже в Костроме, Феодоровский монастырь, где и стала находиться чудотворная икона. По преданию, здесь в 1263 году по пути из Орды останавливался заболевший князь Александр Невский. На месте же обретения иконы был отстроен монастырь во имя Спаса Нерукотворного (ныне Спасо-Запруденская церковь).
Феодоровская икона Божьей Матери.
Пребывание Феодоровской иконы Божьей Матери в Костроме вскоре способствовало ее стремительному возвышению. Сюда съезжались русские князья на съезды и другие важные встречи. Здесь в 1382 году укрывался с семьей св. Великий Князь Димитрий Донской, не имевший сил на повторное крупное сражение с татарами после Куликовской победной битвы.
Феодоровская икона воспринималась на Руси как защитница русской национальной власти, покровительница Государей русских. Все русские Цари подписывали специальные жалованные грамоты с дарованием особых благ, льгот и преимуществ костромским храмам с чудотворной иконой Феодоровской Божьей Матери. Известны списки с чудотворного образа, которые хранились в Кашинском Дмитровском монастыре, в самой Москве и в сербском Хиландарском монастыре на Афоне. По заказу Бориса Годунова была написана Тронная Феодоровская икона Божией Матери.
По семейному преданию Годуновых его предку, мурзе Чету, заболевшему и остановившемуся на месте будущего Ипатьевского монастыря, было явление Богоматери, обещавшей ему исцеление в случае принятие им православной веры. После крещения Чета с именем Захария произошло его полное исцеление.
Удивительна история, связанная с одним из первых русских Великих Князей, прославивших Феодоровскую икону. Речь пойдет о вышеупомянутом В. К. Георгии Всеволодовиче, погибшем 4 марта 1238 года в битве с татарами на реке Сити. Обезглавленное тело князя было найдено по княжеской одежде епископом Ростовским Кириллом. Впоследствии голова была приложена к телу. Изначально князя похоронили в Ростове. В 1239 году останки его были торжественно перенесены князем Ярославом Всеволодовичем во Владимир и захоронены в Успенском Соборе.
При погребении оказалось, что отсеченная глава князя как бы прилипла к телу, став на место, а правая десница возвысилась вверх. 13 и 15 февраля 1919 года состоялось кощунственное вскрытие большевиками мощей Великого Князя Георгия Всеволодовича. Один из очевидцев вскрытия утверждал, что отсеченная голова действительно срослась с туловищем, хотя и неправильно (см. Православную энциклопедию).
По преданию, ополчение Минина и Пожарского перед походом на Москву несло пред собой список Феодоровской иконы Божьей Матери. Этот образ присутствует, согласно летописным источникам, и во время призвания на царство Михаила Романова. Список чудотворной иконы Феодоровской Божьей Матери был привезен матерью Михаила Романова монахиней Марфой Ивановной в 1613 году в Московский Кремль и находился в придворной церкви Рождества Богородицы.
В память наречения Государева ежегодно в Кремле совершалось празднование в честь Феодоровской иконы Божьей Матери. Паломничество к Феодоровской иконе в последующие годы с великим смирением осуществляли многие Государи Дома Романовых, начиная с Царя Михаила Феодоровича (1619 г.) и кончая последним русским Царем Николаем II. Сюда приезжали Царь Петр I, Императрица Екатерина II, Царь Николай I, В. К. Михаил Павлович. Жены русских царей при принятии Православной веры чаще всего получали отчество «Феодоровна».
Глубоко почитали Феодоровскую икону Божьей Матери члены Семьи Государя Николая Второго. Никогда не расставалась с Феодоровскиим образом Императрица Александра Феодоровна. Одним из фактов подтверждения Ее гибели явилась находка в доме Ипатьева (по другим сведениям на помойке) иконки Феодоровской Божьей Матери со срезанными украшениями: венчиком из крупных бриллиантов.
Стремясь возродить в Государстве Российском нравственность и привить высокую христианскую культуру, а также с целью защитить страну от смут и крамол, Государь Николай II осуществлял грандиозный замысел по строительству Феодоровского городка с Феодоровским Государевым собором, освященным в честь Явления Феодоровской Божьей Матери 20 августа 1912 года.
Городок по мысли Царя должен был стать центром возрождения всей Русской культуры и ее национальных традиций. В этом сказочном городке, который весь был «как живой музей старины», проходили заседания и встречи членов «Общества Возрождения Художественной Руси», в состав которого входили лучшие представители из числа духовенства, художников, архитекторов, историков, интеллектуальной элиты Царской России (протоиерей А. В. Васильев, князь М. С. Путятин, граф П. Н. Апраксин, князь А. А. Ширинский-Шахматов, художник В. М. Васнецов, сказительница В. К. Устругова, полковник Д. Н. Ломан и другие).
При праздновании 300-летия Дома Романовых символом торжеств, по велению Государя Николая II, стала наша древняя всероссийская святыня: образ Феодоровской Божьей Матери! Список этого чудотворного образа находился в храме во имя Николая Чудотворца на Маросейке, где настоятелем был прославленный позже в лике святых отец Алексий Мечев (1859—1923).
В преддверии революционных событий 1917 года во время водосвятного молебна пред Федоровской иконой присутствующие в храме были свидетелями чуда: икона стала источать слезы. Это явление запечатлено на специально написанной иконе. Имеется фотография слезоточивой иконы в книге А. В. Федорова «Тайна Царской святыни», ставшей одним из основных источников при написании данной статьи. К началу 1920-х годов, после передачи иконы обновленцам, относится факт таинственного потемнения иконы.
Понимание значения для России этого величайшего чудотворного Образа Пресвятой Богородицы, сыгравшего столь большую роль в судьбах России, должно привести всех нас к сугубым молитвам перед иконой с изображением Феодоровской Божьей Матери.
Необходимо каждому иметь дома этот образ. Идею Государя Николая Второго по созданию «Общества Возрождения Художественной Руси» нужно, конечно же, возродить. Все условия для этого ныне имеются, было бы желание.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская Атлантида предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других