В учебнике раскрыты основные положения, характеризующие правовую природу и специфику автотранспортного права, его институтов; вопросы организационно-правовой системы автомобильного транспорта, правового регулирования безопасности при перевозках указанными видами транспорта; понятие перевозки, договорные основы ее осуществления; особенности правового регулирования перевозок пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом, гражданско-правовой ответственности при перевозках; транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок и страхования при их осуществлении. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Учебник предназначен для студентов магистратуры, а также для аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов транспортных вузов, юристов-практиков, работников транспортных структур. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Автотранспортное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Автотранспортные правоотношения
2.1. Понятие автотранспортного правоотношения, его структура
Для любого правоотношения характерным является то, что: во-первых, оно всегда складывается на основе правовых норм; во-вторых, его участники наделяются взаимными правами и обязанностями; в-третьих, оно имеет осознанно-волевой характер, т. е. зависит от воли сторон; в-четвертых, оно гарантируется государством и охраняется в необходимых случаях силой государственного принуждения.
Все указанные признаки правоотношения присущи и автотранспортным правоотношениям. Нормы автотранспортного права, содержащиеся в различных источниках, регулируют общественные отношения, которые составляют его предмет. Приобретая правовую форму, эти фактические общественные отношения становятся автотранспортными правоотношениями, складывающимися по поводу оказания услуг с использованием данного вида транспорта.
Указанные правоотношения представляют собой особую юридическую связь участников социальных процессов в области автотранспортной деятельности по осуществлению перевозок грузов, пассажиров, багажа, которая возникает и существует на основании норм автотранспортного права. По сути, автотранспортное правоотношение является формой, в которой абстрактные транспортные нормы УАТГНЭТ получают конкретное выражение. Именно вследствие воздействия указанных норм на общественные отношения последние приобретают особую правовую форму, а их участники наделяются правами, на них возлагаются обязанности, реализация которых подкрепляется мерами государственного характера. Как уже отмечалось, специфика автотранспортных правоотношений заключается в том, что они не являются общественными отношениями одного вида. В предмет транспортного права входят имущественные, административные, трудовые, процессуальные правоотношения.
Большая часть автотранспортных правоотношений — это частноправовые отношения имущественного характера.
Следовательно, автотранспортное правоотношение — это регулируемое нормами автотранспортного права общественное отношение, складывающееся по поводу оказания транспортных услуг с использованием автомобильного транспорта и связанной с ними его деятельности, а также управления им.
Как и любое правоотношение, автотранспортное правоотношение состоит из следующих элементов: объекта, субъектного состава правоотношения и содержания.
Объект автотранспортного правоотношения — это то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов, их поведение, на что направлены их субъективные права и обязанности. Следовательно, объект автотранспортного правоотношения — это деятельность автомобильного транспорта, связанная с перевозками.
Именно на перевозочную деятельность как объект автотранспортного правоотношения воздействуют его субъекты в границах возможного и должного поведения, определяемых их субъективными правами и обязанностями.
Поведение участников автотранспортных правоотношений имущественного характера заключается в том, что они вступают в отношения друг с другом по поводу определенных благ. Такими благами являются услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа.
В автотранспортных правоотношениях административно-правового характера поведение их субъектов выражается в положительных действиях (принятие Минтрансом России правил перевозок — нормативных правовых актов) или в негативных действиях — совершении административных правонарушений (например, нарушении таможенных правил при перевозках).
Что касается автотранспортных правоотношений процессуального характера, то их субъекты вступают в отношения друг с другом по поводу спора материально-правового характера о возмещении причиненного вреда при осуществлении перевозки. Речь идет, например, о праве грузоотправителя на предъявление претензии и иска к перевозчику в случае утраты груза.
Субъектный состав автотранспортного правоотношения — совокупность участников этого правоотношения. Ими могут быть индивиды (физические лица), юридические лица, государство в лице различных государственных органов: федерального органа исполнительной власти в области транспорта, государственных органов контроля, надзора на транспорте, государственного органа по охране труда (в том числе на транспорте) и др.
Минимальный состав субъектов транспортного правоотношения включает управомоченного субъекта и обязанного субъекта (грузоотправитель — перевозчик; грузополучатель — транспортный экспедитор; перевозчик — пассажир; перевозчик — представитель таможенного органа и т. д.). Субъекты автотранспортного правоотношения обладают правосубъектностью, т. е. социально-правовой возможностью быть участниками транспортных правоотношений.
Содержание автотранспортного правоотношения составляют юридические права и обязанности его субъектов. Они весьма разнообразны. Для содержания имущественных автотранспортных правоотношений, являющихся разновидностью гражданских правоотношений, характерно то, что и права, и обязанности их субъектов именуются субъективными правами и субъективными обязанностями. Именно так в гражданском праве подчеркивается принадлежность их конкретным субъектам права.
Будучи неразрывно связаны друг с другом, субъективные права и обязанности возникают и прекращаются одновременно. Например, они возникают у сторон договора перевозки груза одновременно с моментом его заключения, а прекращаются исполнением этого договора. Кроме того, они изменяются под воздействием одних и тех же обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы, ограничения или запрещения движения автотранспорта и др.).
Содержание автотранспортных правоотношений административно-правового характера включает не только права и обязанности субъектов, но и закрепленный нормативно правовой режим их осуществления, а также установленные для субъектов запреты и ограничения.
Что касается содержания трудовых отношений, являющихся составной частью автотранспортных правоотношений, то правам и обязанностям их сторон присущ так называемый относительный характер. Он заключается в том, что праву работника соответствует обязанность работодателя, и наоборот. Содержание трудового правоотношения предполагает наличие комплекса субъективных прав и обязанностей у каждой стороны. Трудовое правоотношение носит сложный характер, ему присущи имущественный и организационный аспекты, элементы свободы и подчинения в рамках действий работодателя и работника.
Содержание транспортных правоотношений процессуального характера — это права и обязанности его субъектов, а также процессуальные действия, совершаемые ими в соответствии с правами и обязанностями. Например, грузоотправитель наделен правом предъявления претензии перевозчику. Оно реализуется путем составления письменной претензии по установленной форме, сбора прилагаемых к ней необходимых документов, предъявления претензии в установленные сроки надлежащему перевозчику.
Существование транспортных правоотношений зависит от трех правовых предпосылок: наличия норм автотранспортного права, правосубъектности и юридических фактов. Сами по себе автотранспортные нормы не порождают транспортные правоотношения. Для этого необходимы обстоятельства, с которыми автотранспортные нормативные правовые акты связывают соответствующие юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение автотранспортных правоотношений.
Если речь идет о частноправовых имущественных отношениях, то их возникновение и последующие изменения связаны в первую очередь с заключением транспортных договоров, и прежде всего договоров перевозки пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом.
Заключение договора перевозки — это юридический факт, который относится к одной из двух групп в рамках классификации юридических фактов в зависимости от волевого признака — к группе действий. Но в автотранспортном праве имеет значение и вторая классификационная группа юридических фактов — события. Среди них законодатель выделяет такие, как непреодолимая сила, военные действия, блокады, эпидемии и другие обстоятельства. С их наличием он связывает определенные юридические последствия, например, освобождение перевозчика от ответственности за несохранность груза (ст. 36 УАТГНЭТ).
Необходимо иметь в виду, что на практике возникновение, изменение или прекращение автотранспортных правоотношений связаны нередко не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью. В этом случае речь идет о юридическом составе, который представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления предусмотренных законом юридических последствий.
Таким образом, рассмотренные группы общественных отношений, входящие в предмет регулирования автотранспортного права, являются неоднородными. Они имеют разные объекты, им присущ неодинаковый субъектный состав. Различаются автотранспортные правоотношения и содержанием. Все это дает основание подразделить автотранспортные правоотношения на правоотношения имущественного, административно-правового, трудового и процессуального характера.
2.2. Субъекты автотранспортных правоотношений имущественного характера
Поскольку имущественные правоотношения составляют основную группу автотранспортных правоотношений, целесообразно отдельно рассмотреть их субъектный состав.
Он включает как физических, так и юридических лиц.
Физические лица как субъекты автотранспортных правоотношений имущественного характера. Можно выделить несколько групп физических лиц — участников имущественных автотранспортных правоотношений.
Наиболее многочисленную группу составляют физические лица — пассажиры. Среди транспортных законов УАТГНЭТ определяет понятие «пассажир» как физическое лицо. Пассажирами могут быть как граждане Российской Федерации, так и граждане других государств (иностранцы), а также апатриды — люди, не имеющие определенного гражданства. Таким образом, категория «физические лица», относящаяся к пассажирам, охватывает указанные более узкие понятия. Есть особенности, касающиеся пассажиров-детей. Нормативно закреплены возрастные параметры перевозки, касающиеся этой категории физических лиц.
Следующую группу физических лиц — субъектов имущественных автотранспортных правоотношений составляют грузоотправители и грузополучатели. На них, как на физических лиц-потребителей, распространяется действие Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Отдельную группу физических лиц — субъектов транспортных правоотношений составляют индивидуальные предприниматели. Ими могут быть перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики, фрахтователи. Приобрести статус индивидуального предпринимателя физическое лицо может только после прохождения процедуры государственной регистрации в установленном порядке. В случаях, определенных законом, деятельность индивидуальных предпринимателей — субъектов транспортных правоотношений лицензируется.
Юридические лица как субъекты автотранспортных правоотношений имущественного характера. Поскольку основу автотранспортных правоотношений составляют договорные отношения, касающиеся организации и осуществления перевозок, юридическими лицами в этих отношениях являются перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики и фрахтователи. Однако перечень юридических лиц — субъектов автотранспортных правоотношений этим не ограничивается. Транспортный процесс обеспечивается выполнением комплекса операций и действий, без которых он невозможен.
К таким операциям и действиям относятся подготовка грузов к перевозке, их доставка к месту погрузки, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, осуществление перевалки грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении, хранение доставленного груза в пункте назначения. Их выполняют такие юридические лица — субъекты автотранспортных правоотношений, как транспортные экспедиторы, владельцы инфраструктур, операторы терминалов и др.
Законодательно установлена система лицензирования деятельности некоторых из перечисленных юридических лиц — субъектов транспортных правоотношений. Применительно к автотранспортным правоотношениям — это деятельность перевозчика по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам или для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Организационно-правовая форма юридических лиц — субъектов транспортных правоотношений различна. В условиях городских перевозок получила широкое распространение, например, такая организационно-правовая форма перевозчика, как унитарное предприятие (государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение автотранспортного правоотношения
2. Каковы элементы автотранспортного правоотношения?
3. Перечислите юридических лиц-субъектов автотранспортных отношений имущественного характера.
4. Назовите структурные элементы автотранспортных правоотношений.
5. Перечислите субъектов автотранспортных правоотношений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Автотранспортное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других