В лето 6622 (1114) Великий князь Владимир Всеволодович Мономах велит игумену киевского Михайловского Выдубицкого монастыря Сильвестру дополнить «Повести временных лет», составленные до этого монахом-летописцем Нестором. Мономах считал, что в летописи «зело возвеличен» его двоюродный брат Святополк, причастный к ослеплению волынского князя Василько Ростиславича Теребовльского, а его значимость принижена.Сильвестр выполнил заказ, но далось это «немалой кровью» и не только для него…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Выдубицкий патерик. Как игумен Сильвестр правду для «Повести временных лет» искал» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Владимир Положенцев, 2024
ISBN 978-5-0065-0828-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Пролог
В лето 6605 (1097), Любеч, детинец Переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха
— Да возрадуемся, братья, союзу нашему великому, до скончания мира сего, пока свет солнечный во тьме не погаснет. А тому не бывать, ибо Создатель Люциферу победить не позволит. Никогда более на брата своего не пойдем с обнаженным мечом, со злым сердцем! На том Крест святой целовать будем и друг другу в любви бескорыстной, крепкой, поклянемся! — Волынский князь Давыд Игоревич поднял кубок с пряным «долгим» мёдом.
— Будем крест целовать! — вторили ему князья Володарь Ростиславич, брат его Василько.
— Возрадуемся, братья, — сказал князь Святополк Игоревич, так же поднимая кубок. — Сделаем всё по завету Мудрого Ярослава и Владимира Святого. Ни к чему нам друг друга изводить, когда половцы наседают, дышать Руси не дают.
— Поклянемся! — Князь Олег Святославич неловко встал, пролил мёд на византийский плащ князя Владимира Всеволодовича. И так испугался, будто достал меч против Мономаха, что ноги его подкосились, вновь опустился на скамью, обитую медвежьей шкурой.
Мономах похлопал его по плечу, поправил золотую застежку на плаще в виде головы льва:
— Ничего, брат, не в обиде. Даже Днепр теперь не между нами, а уж капля медовухи и вовсе не преграда.
Все дружно рассмеялись. Святополк Игоревич подтолкнул локтем монаха Печерского монастыря Сильвестра, приглашенного Мономахом для «летописи» на Любеческий собор князей: чего мол, спишь, записывай всё как есть.
Но Сильвестр не спал. Обладая отменной памятью, он всё тщательно запоминал, чтобы потом кропотливо и точно изложить на пергаменте. Однако и теперь он делал пометки в небольшом свитке — Святополк сделал ему замечание, чтобы еще раз подчеркнуть перед князьями свое особое, неблазное отношение к собору. Ну и то, что он здесь главный, хотя инициатором собора был Мономах.
— Не тревожь летописца, — сказал Владимир Святополку, — он свое дело верно знает.
— Не сомневаюсь, князь, в твоем верном выборе писца, — ответил тот, и в словах его прозвучала некая обида — зачем, мол, перед каким-то чернецом одергиваешь…
Мономах не дал повода разгореться ссоры из-за пустяка. Он велел дворовым добавить в светлицу огня — над княжеским теремом Любечского детинца уже сгустились сумерки, а над Днепром взошла огромная серебряная Луна.
Холопы внесли в просторную залу дворца византийские канделябры отделанные золотом и серебром о трех и пяти рожках, с зажженными восковыми и сальными свечами. Княжеский тиун Парапинак, грек по происхождению, выписанный из Византии, одетый в ливрею как при дворе константинопольского императора Алексия I Комнина, спросил у Владимира Всеволодовича можно ли подавать трапезу. Мономах взглянул на князей: всё ли выяснили? Все утвердительно закивали, загудели.
— Ежели так, то пора переходить к застольной братчине.
Съезд продолжался с раннего утра, поэтому все проголодались: за совещательным столом были только пряный мёд, белое византийское вино и пряники, к которым во время переговоров никто не притронулся.
— Вельми приятна, братья, дружба наша, — сказал в заключение деловой части собора Василько Ростиславич. — А ежели кто нарушит нашу клятву, пусть у того полопаются глаза его.
Опять все одобрительно закивали, но взоры и мысли князей были уже устремлены на вносимых в просторную светлицу жареных поросят, лебедей в перьях, бараньих боков. Появились также заморские фрукты: китайские «оранжевые яблоки» из Византии, ифрикийские бананы, египетские финики. Словом, на всё, что хозяин припас к «летописному» собору, который должен был положить конец междоусобной рознице.
Уже за трапезным столом Мономах торжественно произнес:
— С сего дня, братья, мы сливаемся в единое сердце, соблюдём Русскую землю!
Итак, князья порешили, что Святополку достанется Киев с Туровым, а также титул великого князя. Владимир получал Переяславское княжество, Белоозеро, Смоленск и суздальские земли, Давыд и Олег Святославичи — Муром, Тмутаракань, Чернигов, Рязань. Давыд Игоревич согласился на Владимир-Волынский с Луцком, а Васильку с братом Володарем перешли Червень, Перемышль, остался за ними и родовой Теребовль.
Князья кричали: «Добре, лепо, дивье!», а Сильвестр записал в свитке решение собора: «Да аще отселе кто на кого вьстанеть, то на того будемъ вси и честьный крестъ». И рекоша вси: «Да будеть на нь хрестъ честный и вся земьля Руская». И целовавшеся и поидоша усвояси».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Выдубицкий патерик. Как игумен Сильвестр правду для «Повести временных лет» искал» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других