Что побудило меня взяться за перо и описать годы, проведенные в кабине вертолета МИ-8. Наверно прочитанные мною в интернете «Записки ездового пса», истинного самолетчика Василия Ершова, многие годы отлетав в Гражданской авиации. Вот рассказы и мемуары истинных вертолетчиков мне не доводилось читать, хотя полеты малой авиации, на вертолетах, не менее увлекательны и романтичны, а по риску и мастерству пилотов можно спорить с пеной у рта у кого фуражка «дубовее». Постараюсь правдиво и интересно донести до вас лучшие летные годы, проведенные в небе. Наверное, кто летал, тот со мной согласится это поистине, лучшие годы и одна из самых лучших профессий, овладеть которой не всем дано! Всегда считалось Цветом нации, кто был, кто есть, кто будет в АВИАЦИИ!!! В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лестница в небо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Вторая ступенька в небо». «Вязниковский авиационно-учебный центр»
Ну, что продолжим.
Прибыли на вторые сборы. Вязниковский учебный авиационный центр, 1976 год. Савин В., Ромашкин В., Кадыков А.
И вот июль 1976 года, нас призывают на офицерские сборы на 3 месяца в Вязниковский учебно-авиационный центр ДОСААФ. Для дальнейшего обучения и повышения летной квалификации на вертолете МИ-4.
Данный вертолет еще широко эксплуатируется в армии и в гражданской авиации.
Все так же, как и на первых сборах. Нас расформировали в две эскадрильи, большая часть тех, с кем уже был на первых сборах.
Если не друзья, то хорошие знакомые, а с другом Ильиным Виталием мы попали в одну летную группу. Кстати, после первых сборов я ездил к нему на свадьбу в Луховицы.
И опять учеба: только изучаем уже конструкцию вертолета, конструкцию двигателя, радионавигационное оборудование МИ-4.
Где уже два пилота в кабине. Командир и второй пилот.
Уже как-то немного проще проходит процесс обучения, все-таки мы уже привыкли к авиационным терминам, и чуть-чуть стали понимать, почему и как это чудо с винтами держится в воздухе.
За период двух сборов нам необходимо выполнить три прыжка с парашютом. Два уже сделали, и вот остался еще один, третий прыжок.
ВУАЦ сержанты: Савин В., Ильин В.
Свободный полёт с парашютом. А ведь я его сам укладывал
1976 год ВУАЦ. Ещё не подстригли
Только вот на этот раз парашюты мы укладывали сами, под руководством инструктора-парашютиста.
И ничего, как видите, справились, коль продолжаю писать!
Вот труженик АН-2 опять в воздухе, а мы — то уже ничего не боимся, только маааленькое — «НО».
А все ли правильно сделал при укладке парашюта!
Да, вот он проем двери и ты уже в свободном падении.
Бах, купол раскрылся, и ты в ожидании земли поджимаешь ноги в коленях и, и, УРА, Земля.
Конечно, страшно, волнительно, трепетно, ну никак в первый раз.
Пилотом инструктором у нас был Банников Сергей Николаевич, пришедший в ДОСААФ из гражданской авиации. Как пилот и наставник многому мы от него научились.
Вот только другом он нам не стал, в отличии от первого инструктора.
Ну, что ж бывает.
И вот начались полеты, ты уже сидишь на командирском кресле, инструктор на месте второго пилота. И уже одной левой поднимаешь в воздух семь тонн, а не бабочку МИ-1.
Чувствуется «моща» винтокрылой машины.
Здесь как-то не было принципиально, кто полетит первым в самостоятельный полет.
Хотя лукавлю.
Ну, и все же мне выпала такая честь. Но, это ведь не жребий тянуть, это инструктор решает, кто полетит первый.
Сейчас уже не помню, кто сидел на месте второго пилота, да и не важно.
Вот только чувство ответственности больше, потому что вертолет тяжелее и мощнее, и ты уже чувствуешь себя маленьким командиром экипажа.
Если на первых на МИ-1 наш налет составил 60 часов, то на МИ-4, только 30 часов.
У всех типов вертолетов есть свои особенности: отрыв от земли, висение, разгон скорости и заход на посадку. Эти тонкости пилотирования нам приходилось отрабатывать.
Конечно, не все гладко получалось. И все же нам предстояло освоить и этот тип вертолета. Что мы и делали с превеликим удовольствием.
Свои самостоятельные часы полетов я, как и все отлетал в полном объеме. Но мне пришлось больше всех из группы налетать вторым пилотом. Не сразу стал понимать, почему так. А только после того, как полетал с одним, с другим курсантом в экипаже, на месте второго пилота.
Да, видимо, не всем дано, освоить вертолет, поэтому инструктор сажал меня вторым пилотом.
Знал, что смогу какие-то ошибки исправить и вовремя вмешаюсь в управление.
Маленькое отступление. В училище, в конце летной программы. Два курсанта — можно сказать, два барана при заходе на посадку, на площадку подобранную с воздуха, перезатяжелили несущий винт и разбили пустой вертолет (минимальный полетный вес).
К чему это я?
А был бы на месте второго пилота, соображающий курсант, а не балласт, как в данном случае, который вовремя бы вмешался в управление.
Не произошло бы авиационное происшествие.
На месте командира был Тренихин Владимир, за это авиационное происшествие его отчислили из училища. А на месте второго пилота сидел Пилипец Сергей, который продолжил летать дальше в гражданской авиации, в городе Тобольске.
Произошло это АП 13 числа. И вот с этого времени к этому числу, я уже стал относиться критичней, чем ранее.
Нет, суеверным не стал но, если летал в этот день, был более собран и внимателен.
Вот это я к чему!
И вот как-то полетели по кругам с Колей Солодовниковым, я в качестве второго пилота. И после 4-го разворота, он мне:
«Володь зайди ты. А то инструктор уже достал меня. Не так глиссаду строишь, то круто, то полого».
Бляха муха, а с правого кресла мне не доводилось пилотировать, (несколько обзор другой), а пререкаться уже поздно, пора переводить на снижение.
Взял управление и так все четыре полета, Коля взлетает, летит, а после 4-го разворота, я захожу на посадку.
А после нас полеты инструктора с курсантом. Банников заходит и Коле говорит: «Ну, вот молодец, ухватил, вот теперь такую глиссаду строй всегда. Понял!»
Ну, что тут не понять! Я то понял! Что мне хоть с левого, хоть с правого кресла, пилотировать. Было бы кресло.
О таком моменте, я чуть позже напишу. Был такой же, но уже в гражданской авиации.
Короче, я тогда уже получил инструкторский допуск!
После полетов твое свободное время, редко нас привлекали на какие то хозяйственные работы.
А когда в конце августа пошли белые грибы, вообще раздолье. Владимирская область, белых грибов полно. Быстренько сбегали, Ильин у нас по части, где, с кем договориться. На кухне с поварами договорились, нажарили целый противень с картошечкой.
И вечерком объедение, гонца само собой заслали. Конечно, грибочки да под водочку, были нами съедены в полной обстановке секретности.
Вот как то так, с шуткой и с задором, мы закончили офицерские сборы, после которых нам присвоили звание «младший лейтенант» запаса.
На этом и вторая глава подошла к завершению, и назовем ее:
«ВТОРАЯ СТУПЕНЬКА В НЕБО…»
И вот снова КЛУГА — Кременчугское летное училище Гражданской авиации. Опять одна сорока на хвосте принесла.
Что для таких, как мы, прошедших сборы, и имеющие налет часов в училище существует «спецнабор».
Полтора года обучения на пилота вертолета.
Не буду акцентировать ваше внимание на процесс поступления. Одно скажу, что в Советское время в ВУЗы, в училища, кроме ПТУ, можно было поступить: по конкурсу, по блату и за деньги.
И вот я курсант, единственного в СССРе вертолетного училища Гражданской авиации.
Курсант Кременчугского лётного училища Г. А. Савин В.
Отличное училище, прекрасный преподавательский состав. Отлично оборудованные классы, наглядные макеты и стенды. Все что необходимо для обучения.
Пилот должен быть разносторонне развит, и всесторонне подкован. Вот для этого нам преподавали: теоретическую механику, сопротивление материалов, политэкономию и… прочую халабуду.
Хотя зачем они нам были нужны в летной работе, но только с этими дисциплинами, ты получаешь диплом о средне-специальном образовании.
Наверно каждый пилот, взлетая на максимально загруженном вертолете думает, как же работает на скручивание, тот или иной элемент конструкции?
Но, ничего не поделаешь, есть программа обучения, спущенная с министерства, будь добр закончи.
Побороли и это и все те дисциплины, что относятся к вертолету МИ-8 и документы, регламентирующие летную работу.
Развлекухи на сельхоз работах
Курсанты КЛУГА на сельхоз работах. Савин В., Ветров В., Койнов Ю., Прытов В., Негодяев Ю., Лапатин С., Капкин Ю.
Хочу заострить свое внимание на обучение некоторым дисциплинам, которые нам преподавали в училище и для сравнения, уже по опыту работы в летном отряде и при очередном прохождении курсов УТО (учебно-тренировочный отряд).
Аэродинамика. Преподаватели Зозуля (она), и ее муж, как ни странно, тоже Зозуля написал методическую книгу «Практическая аэродинамика вертолета МИ-8».
И вот по этой книжице, она читала нам лекции. Бля@, а там одни формулы!
Нам только осталось ее записи проинтегрировать через ряд Фурье и вертолет сам полетит.
А вот есть книга «Практическая аэродинамика в-та МИ-4», автор Яцунович М. С., где доходчиво, простым языком с минимальным количеством формул, при необходимости, как летает винтокрылая машина. И вот по этой книге, что в отряде, что в УТО, мы сдавали зачеты.
Хочу спросить вас, две Зозули! Зачем вы засирали нам мозги «вашей» долбаной аэродинамикой целый год. Поэтому никто ее и не знал.
Это и к вам претензии министерские деятели, прежде чем утверждать методическое пособие, сами прочитайте.
Фу, легче стало!!! А сколько лет в себе носил!!!
Пиво любят и курсанты. Лопатин С., Савин В., Смирнов В., Капытов А.
Опять УРА!!! Прошел год теоретических занятий и нас переводят в отряд, для тренировочных полетов и отрабатывания техники пилотирования на вертолете МИ-8.
Аэродром в Кохновке, где базируются вертолеты МИ-8, МИ-2 и самолеты АН-2.
Инструктор у нас Карпеев Валерий Михайлович, работавший в Тюменской области, в Березовском авиаотряде, перебравшийся поближе к семье. Отличный пилот-наставник и как человек порядочный.
Которому, дальше не дали работать из-за АП, которое допустили курсанты нашей группы. Об этом АП, я писал ранее, разложили пустой вертолет.
Вот и он, виновник АП Тренихин В. Разложил МИ-8
Через два года, после выпуска я встречал его в Тюмени. Я тогда проходил курсы повышения квалификации при УТО (учебно-тренировочный отряд). А Карпеев В. М. летел вновь в Березовский отряд, работать.
Осваивали мы этот вертолет, с превеликим удовольствием и наш инструктор все доходчиво нам объяснял и показывал особенности пилотирования на МИ-8.
Кто может лучше рассказать и показать, как не пилот, работавший сам в производственных условиях.
Савин В., Янковский В.
Старшиина Медведев В. выдает Савину В. увольнительную в город
И тут все сбежались!
В один из полетных дней, к нам на аэродром прибыл пилот-инспектор из министерства ГА, для показательных полетов. Выполнение посадки на режиме РСНВ (режим самовращения несущего винта), или попросту авторотация.
Данный тип посадки используется при отказе двигателей.
Несущий винт раскручивается за счет набегающего потока воздуха снизу.
И вот я в вертолете, после 4-го разворота скорость 120 км/ч, РУДы вниз, малый газ и посыпались к земле. Не буду выставлять порядок действий пилота согласно РЛЭ (руководство по летной эксплуатации). Только впечатления!
К высоте 50 метров уменьшил скорость, увеличил тангаж подорвал рычагом шаг-газ уменьшил вертикальную скорость, создал посадочное положение и соразмерно приближения земли, шаг под мышку и все, плавное касание земли и короткий пробег.
Просто филигранная посадка.
На словах все так просто. Конечно, все это уже отточено до автоматизма.
Я всегда думал, не дай бог такой отказ. А под тобой тайга, деревья высотой 30–40 метров и никакой площадки! И полетная масса намного больше, чем в учебных целях. Но бог миловал, не довелось.
За годы своей работы мне не доводилось читать в приказах о происшествиях, что на МИ-8 произошел отказ двух двигателей.
СЛАВА и самые теплые слова М. Л. Милю и его конструкторскому бюро за создание такого отличного и надежного вертолета, коим является МИ-8.
Сдан последний государственный экзамен по технике пилотирования на «отлично».
Теперь ты Савин В. Д. пилот Гражданкой авиации и по распределению на работу направлен в город Нефтеюганск Тюменской области, в 18 летный отряд, в дальнейшем переименован в Нефтеюганский Объединенный Авиаотряд.
Выпускники КЛУГА-78, уже пилоты ГА. Косарев О., Хорьков Е., инструктор Карпеев В. М., Марек С., Савин В., Пилипец С.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лестница в небо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других