Кто я? Что я здесь делаю? Ради чего я живу? В чём смысл моей жизни? Каждый разумный человек рано или поздно задаётся этими вопросами. Если и вам такие вопросы не дают покоя, то настало время найти на них ответы. Из этой книги вы узнаете кое-что новое о своей внутренней природе, откроете для себя две грани реальности, пройдёте по ступеням лестницы нравственного развития и окунётесь в теорию социальных рек.Для тех, кто находится в поисках себя и своего места в жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы философии для XXI века. Нетривиальные уроки жизненной мудрости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Урок 2. Две грани реальности и бесконечное богатство взглядов на мир
Две грани реальности
Как истина бывает объективная и субъективная, — в зависимости от привнесения личного мнения, — так и реальность, в которой мы живём может иметь две грани и быть двух видов:
— объективная реальность
— субъективная реальность
Объективную реальность мы не можем изменить силой своего сознания, поскольку она существует независимо от нас, тогда как субъективную реальность мы можем менять по своему желанию, так или иначе интерпретируя объективную реальность. Поэтому объективную реальность можно свести к материальному миру, а субъективную — к идеальному или духовному.
Грань объективной реальности
Реальность такой, какая она есть в действительности, без собственных интерпретаций и оценок, мы не воспринимаем. Всё, что мы видим, слышим и ощущаем, мы вольно или невольно интерпретируем, навешивая ярлыки в виде слов, словосочетаний, оценок, определений и мнений. Поэтому любой реальный материальный объект может быть:
— для одного — хорошим, для другого — плохим
— для одного — высоким, для другого низким
— для одного — горячим, для другого — холодным
— для одного — чистым, для другого — грязным
— для одного — реальным, для другого — вымышленным
Один и тот же объект все люди воспринимают по-разному в силу разной культуры, разного воспитания, образования и опыта. Это отражено в широко известной притче о шести слепых мудрецах, которые ощупывали слона:
Привели как-то в город слона. В этом городе жили шесть слепых мудрецов, которые тоже хотели увидеть слона. Но как они могли его увидеть, коли слепы? Один из них предложил просто ощупать слона и узнать, какой он. На том и порешили.
Подошли мудрецы к слону и стали его ощупывать.
Первый мудрец нащупал хобот слона:
— Слон похож на змею! — воскликнул он.
Второй нащупал ухо слона, которое двигалось то вперёд, то назад:
— Нет, слон похож на веер! — воскликнул он.
Третий мудрец нащупал бивень слона:
— Нет, слон похож на наконечник стрелы! — воскликнул он.
Четвёртый мудрец нащупал ногу слона:
— Перестаньте! — воскликнул он. — Слон похож на могучее дерево!
Пятый мудрец нащупал шершавый бок слона:
— Помилуйте! Слон похож на мощную, непробиваемую стену!
Шестой мудрец, ощупывая хвост слона, засмеялся над остальными:
— Глупцы! Слон похож на верёвку!
Они начали спорить друг с другом, и каждый отстаивал своё мнение: каждый представлял себе лишь то, что могли ощутить его собственные руки и не верил никому из остальных. В результате мудрецы так и не узнали, как выглядит слон, потому что пока они спорили, слона увели.
Вывод: объективная реальность существует реально, но скрыта от нас нашими же собственными интерпретациями, которые ограничивают наше сознание.
Грань субъективной реальности
Каждый человек живёт исключительно в своей собственной реальности, — личной вселенной, созданной своими, не всегда истинными, интерпретациями. При этом каждый совершенно свободен жить настолько реально, осознанно и мудро, насколько он этого желает.
При этом абсолютное большинство людей живёт в иллюзии, будто понимают, какова реальность объективно. И это заблуждение приводит людей только к непониманию и конфликтам. Так, люди склонны оценивать свою веру и философию как истинную и благородную, а чужую — как примитивную и отсталую, а в случае войны люди склонны оценивать одни и те же поступки своих солдат, как славные, геройские и оборонительные, а чужих — как подлые, жестокие и захватнические.
Наше и Их.
Это отражается даже в языке. Например, «своих шпионов» представители любого общества называют разведчиками и относятся к ним как к национальным героям, а чужих разведчиков те же самые люди называет шпионами и неизменно осуждают их. Или, например, «своих солдат» на чужой территории люди называют храбрыми освободителями, а чужих солдат — трусливыми захватчиками. «Своих террористов» люди называет диверсантами, а чужих диверсантов — террористами. Потому что, одно дело — свои люди, а другое дело — чужие люди. Свои люди всегда ближе и на фоне чужих людей всегда выглядят более нравственными, благородными, разумными и правыми. Вопрос только в том, с кем люди себя идентифицируют и кого именно они считают «своими».
Задача философии
Задача философии — открыть людям глаза на эту иллюзию и научить думать не штампами и мнениями, а фактами и закономерностями.
Философ — это тот, кто посредством размышления над своими личными интерпретациями, интерпретациями экспертов и мнениями окружающих людей стремится максимально приблизиться к пониманию объективной реальности. Тот, кому это удаётся, может именоваться мудрым человеком.
В соответствии с этим, философия — это наука адекватного восприятия объективной реальности, а мудрость — это глубокое понимание сути вещей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы философии для XXI века. Нетривиальные уроки жизненной мудрости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других