Силиконовые дали. Будущее, в котором мы живем сегодня

Владимир Смеркис, 2022

Скоро цифровым бизнесом будут заниматься все. По крайней мере, активные предприниматели точно. Уже сейчас среди новых кумиров и рок-звезд – цифровые гении, чьи достижения и образ жизни обсуждаются всеми. Данные стали новой нефтью. Если вы хотите идти в ногу с развитием технологий и осознаете, что оцифровывать жизнь и бизнес надо было еще вчера, то с помощью рекомендаций из этой книги сможете вывести свое дело на новый уровень. Прочитав эту книгу, вы получите детальную картину того, что происходит в цифровом бизнесе. Автор взял больше 250 интервью у успешных предпринимателей и топ-менеджеров преуспевающих компаний, которые щедро поделились опытом и советами по построению цифрового будущего.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Силиконовые дали. Будущее, в котором мы живем сегодня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Из первых рук

« — „Наша излюбленная тема: о Себе“. — Прищурившись, он поглядел на стену. — „Наша излюбленная тема: о Себе“.

— Вот это мне понятно, — сказала Милдред».

РЭЙ БРЭДБЕРИ

Милдред из великого романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», конечно, совершенно неверно поняла эту широко известную цитату из переписки знаменитого шотландского мемуариста XVIII в. Джеймса Босуэлла. Думать и говорить «о Себе» важно не для того, чтобы хвастаться, и не потому, что больше не о чем. «О Себе» — не обязательно «О СЕБЕ, ЛЮБИМОМ».

Люди говорят о себе, когда наступает час самоанализа. Когда нужно вспомнить свои ошибки и опереться на свои удачи. Когда нужно показать открытость. Я пишу об интернет-бизнесе, и часть того, что я пишу, основана на чужом опыте — но есть у меня и мой собственный опыт, мои собственные «шишки», которые я сам набил и которыми открыто готов поделиться с вами.

Интернет и гороскопы

Родился я в 1984 г., так что с Интернетом познакомился достаточно рано — как только в Москве открылись первые интернет-кафе. Почти что первое в Москве (да и в России) интернет-кафе появилось в конце 1996 г. в магазине одной из важнейших тогда «электронных» розничных сетей «Партия» — в их новом супермаркете на Волгоградском проспекте, который назывался «Виртуальный мир».

Мне было 12 лет. Как ни странно, меня не слишком интересовали видеоигры, а вот Интернет — очень интересовал, буквально манил, завораживал. Казалось невероятным, что колоссальная Глобальная Сеть, Сеть Сетей, в которую входят частные, общественные, образовательные, деловые и государственные сети как местного, так и мирового масштаба, эта колоссальная глобальная книга, состоящая из взаимосвязанных гипертекстовых документов — а вместе с ней услуги, такие как электронная почта и файлообмен, — доступны мне здесь и сейчас. Это казалось какой-то фантастикой! Чтобы узнать больше о возможностях этой технологии, я стал изучать инструкции к компьютерным программам, покупать книги о компьютерах, Интернете. Помню такие книги, как «IBM PC для пользователя» Виктора Фигурнова, «Эффективная работа на IBM PC» Бориса Богумирского и «Курс молодого бойца» Камилла Ахметова (с которым я 25 лет спустя познакомился лично).

Вскоре появились интернет-провайдеры для широкой аудитории, стало возможным выходить в Сеть из дома — для этого требовалось устройство, которое называлось модем, но оно было совершенно не похоже на современные беспроводные модемы, которые работают с сетями 3G, 4G и даже 5G. Модем подключался к домашней телефонной сети между компьютером и телефонной розеткой, а скорость доступа к интернет-провайдеру измерялась в десятках килобит в секунду (а не в сотнях мегабит в секунду, как теперь). Он намертво блокировал домашний телефон, а в процессе соединения с провайдером производил совершенно магический звук т. н. рукопожатия, который мы впоследствии использовали в качестве начала «джингла» для нашей программы «Силиконовые дали».

Кроме модема, разумеется, нужен был еще и компьютер. Мой папа, который работал в авиапромышленности и разрабатывал программное обеспечение для самолетов, а потом построил логистическую компанию, принес мне с работы бухгалтерский компьютер. На этом компьютере были игры — Wolfenstein 3D, первая знаменитая игра компании id Software, которая позже выпустила Doom, и, наверно, еще более знаменитый по тем временам Prince of Persia Джордана Мекнера компании Brøderbund Software. И я в них, конечно, немного поиграл.

Но и тогда меня не очень-то увлекли компьютерные игры. Гораздо более ценной мне показалась другая типично «бухгалтерская» программа, которая была установлена на тот же компьютер. Нужно было ввести имя и дату рождения, а программа в ответ на это формировала гороскоп. В астрологию я не верил, но у меня был матричный принтер Epson. С помощью этих нехитрых средств я открыл свой первый электронный бизнес — предлагал продавцам из местных коммерческих палаток и магазинов именные, сформированные для них гороскопы.

Наверное, такое погружение в тему компьютеров и Интернета должно было как-то помешать моим школьным занятиям, но этого почему-то не произошло. Наоборот, я решил, не теряя времени, окончить школу экстерном, чтобы скорее заняться чем-то более интересным, чем гороскопы. XX в. заканчивался, на носу был XXI в., нужно было соответствовать.

До и во время «краха доткомов»

Но давайте отвлечемся от описания похождений автора книги и посмотрим на описываемое время конца XX в. немного шире. Для того чтобы у меня появился компьютер, подключенный к Интернету, должно было произойти многое — в том числе задолго до моего рождения.

Хорошо известно, что первой организацией, приступившей к реализации широкомасштабного совместного использования своих вычислительных машин, стало в 1960-е гг. Министерство обороны США. В 1970-х гг. была построена сеть ARPANET, которая служила магистралью для объединения американских академических и военных сетей. В 1980-х гг. развитие новых сетевых технологий для объединения различных сетей стало широко изучаемой научной проблемой, ею занялся, без преувеличения, весь мир, и к началу 1990-х гг. многие общественные и коммерческие сети уже были объединены между собой, а в обиход стал входить термин «Интернет».

В марте 1990 г. между Корнельским университетом и швейцарским институтом ЦЕРН была установлена первая высокоскоростная линия связи T1 (высокой скоростью тогда считалась скорость 1,5 Мбит/с), которая объединила компьютерную сеть Национального фонда науки США NSFNET и европейские сети. Важность этого события можно сравнить только с тем, что произошло полгода спустя — Тим Бернерс-Ли, работая в институте ЦЕРН, написал первый в мире веб-браузер. Исходный код был продан в 2021 г. на аукцион Sotheby’s в качестве т. н. NFT — о том, что это такое, мы поговорим в главе 4.

Чуть менее четырех лет ушло на то, чтобы передовые представители деловых кругов, государства и широкой общественности ознакомились с новыми стандартами. В 1993 г. через Интернет передавался только 1 % всей телекоммуникационной информации, но в 1994 г. компания Netscape создала коммерческую реализацию необходимого инструментария, доступного обычным пользователям персональных компьютеров, а именно знаменитый пакет Netscape Navigator. В 1995 г. компания Microsoft осторожно включила значительно менее развитый браузер — первую версию Microsoft Internet Explorer — в операционную систему Windows.

Важность Интернета тогда сознавали далеко не все. К слову, Билл Гейтс в той самой книге «Дорога в будущее», которая вышла в 1995 г. и о которой я упоминаю во введении, постоянно ссылается на некую «информационную супермагистраль», которая должна быть обязательно построена в будущем для того, чтобы это самое будущее состоялось. То, что Интернет и есть та самая информационная супермагистраль, он понял уже после выхода книги. Книгу пришлось срочно переиздавать, а в стратегию Microsoft были внесены известные всему миру изменения — в частности, Internet Explorer стал развиваться с фантастической быстротой, вытесняя Netscape Navigator, и к 1997 г. представлял собой уже вполне приемлемый инструмент. К концу 1990-х гг. через Интернет проходила уже половина всей информации, передаваемой через телекоммуникации.

Разумеется, все это сопровождалось совершенно тектоническими изменениями бизнес-ландшафта. Начиная с 1995 г. инвесторы буквально рвались вкладывать деньги в любые компании, которые так или иначе занимались Интернетом — особенно если в названии компании присутствовал суффикс «.com» — «дотком». В период 1995–2000 гг. индекс фондового рынка NASDAQ вырос на 400 %. На пике этого бума компания-дотком могла стать публичной и привлечь значительный акционерный капитал, даже если она не получала прибыли.

Но 10 марта 2000 года индекс NASDAQ достиг дневного пика в 5132,52 пункта и рухнул. Сотни интернет-компаний закрылись, жизнь десятков тысяч людей безвозвратно изменилась. ИТ-рынок вступил из романтического XX в. в прагматичный XXI в.

Крах повлиял не только на сами «доткомы» и их инвесторов. Приведу лишь один пример — культовая компания Sun Microsystems выпускала легендарные рабочие станции SPARCstation, высокомасштабируемые серверы SPARCserver, она же разработала платформу Java. Благодаря интернет-буму конца 1990-х гг. спрос на оборудование Sun Microsystems был огромным, но в 2000–2001 гг. огромное количество серверов Sun, которые приобретались в расчете на дальнейший рост интернет-трафика, поступили во вторичную продажу, а Sun пришлось сокращать производство и увольнять сотрудников. Компания продержалась еще несколько лет и была в 2009 г. приобретена корпорацией Oracle.

* * *

Что же в этот период происходило в России? Исторически первым российским, и если уж на то пошло — советским, поскольку первый отечественный домен верхнего уровня. su был зарегистрирован в 1990 г., интернет-провайдером была компания «Демос». Первым важным интернет-сервисом, которым начало пользоваться очень небольшое количество сначала советских, а затем российских граждан, был обмен информацией через т. н. новостные группы Usenet и EUnet, которые можно считать прародителями веба и соцсетей.

В начале 1990-х гг. российские пользователи познакомились (преимущественно благодаря компаниям «Демос» и «Релком») с электронной почтой, а узкому кругу технически подкованных лиц, преимущественно работавших в отечественной ИТ-отрасли, стали известны аббревиатура WWW и ее практическое применение. Провайдеры «Релком», «Демос» и «Совам Телепорт» создали коммуникационные каналы для общения с глобальной сетью. В 1994 г. «Совам Телепорт» открыл первый в России веб-сайт http://www.sovam.com, а институт РосНИИРОС зарегистрировал домен. ru.

Прежде чем перейти от событий и названий, о которых сегодня помнят разве что старейшие «жители» Сети да ИТ-специалисты, к событиям и именам, важным для любого современного пользователя Интернета, хочу коротко напомнить о том, как факт существования Интернета в те годы отражался на жизни обычного российского гражданина.

Коротко это можно описать словами «почти никак». Камилл Ахметов, который в ту пору работал журналистом в одном из российских изданий, писавших об информационных технологиях, рассказал мне, как в июне 1994 г. он узнал о важном приобретении широко известного разработчика программного обеспечения Lotus корпорацией IBM. В те дни он как раз находился в командировке и делал довольно много пересадок на международных авиарейсах. Это было большим везением, потому что в каждом самолете были свежие иностранные газеты, сообщавшие новые подробности громкой сделки. К концу путешествия сделка как раз завершилась, а Камилл собрал достаточно газет, чтобы написать статью о знаковом событии. Чтобы зарезервировать под нее журнальный разворот, пришлось звонить в редакцию из телефона-автомата в аэропорту. Самым быстрым способом передать текст в верстку было принести его на дискете…

А теперь перечитайте предыдущий абзац еще раз и попробуйте найти в нем слова «Интернет», «веб-сайт» и «электронная почта»!

Доступом в Интернет обладало не каждое предприятие, крайне редко — обычные люди, и никогда — бухгалтеры, которые вели бумажные учетные книги и выдавали зарплату наличными долларами через окошко в кассе. Электронной почтой пользовались как экзотическим средством связи, надежнее было отправить факс или даже обычное бумажное письмо. Постепенно новую технологию осваивали, прежде всего, энтузиасты телекоммуникационных новинок, например пользователи и участники международной некоммерческой сети Фидонет, довольно популярной у нас в те времена. Занимались они вещами, совершенно непонятными всем остальным, разговаривали между собой на странном «птичьем» языке и спорили о преимуществах модемов тайваньского производителя ZyXEL над модемами американской компании USRobotics.

Конечно, услуги Интернета важно было донести до конечных пользователей — обычных людей. В 1994 г. началась реальная работа интернет-провайдера «Демос Он-Лайн», а в 1995 г. появился первый массовый коммерческий провайдер «Россия-Он-Лайн». В 1996 г. открылся исключительно важный онлайн-ресурс — поисковая система Rambler.ru (в скобках отмечу, что в этом же году появился мой любимый чат Кроватка.ру), к которой в 1997 г. присоединилась рейтинговая система Rambler’s Top 100. Время от времени кто-нибудь пытался запустить проект бесплатного сервиса электронной почты наподобие широко известного Hotmail.com, но первые попытки сделать это (Extranet, Pochta.ru) потерпели неудачу.

В том же 1997 г. произошло исключительно важное для российского сегмента Интернета событие — ИТ-компания CompTek официально запустила поисковую систему «Яндекс».

Самым значительным событием 1998 г. был сокрушительный финансовый кризис. Период паники августа-сентября 1998 г. стал звездным часом для информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), которое сегодня известно абсолютно всем.

А в конце года открылась бесплатная почтовая служба Mail.ru. Развитием Mail.ru занималась компания Port.ru.

Это был качественный и количественный скачок. К концу 1990-х гг. уже никому в России не нужно было объяснять, что Интернет — очень важная и универсальная коммуникационная среда, что адрес электронной почты должен быть не один на компанию, а отдельный у каждого сотрудника и что любой компании нужен веб-сайт — понимание этого было у всех. Для того чтобы произошел следующий качественный скачок и понимание переросло в пользование технологиями с одной стороны и в создании бизнесов, основанных на этой технологии, с другой стороны, требовалось не только время — требовалось топливо, т. е. деньги.

Одним из инвесторов, во многом сделавшим российский Интернет таким, каким он стал сегодня, стал Юрий Мильнер — человек исключительно хорошо образованный и информированный как в плане бизнеса, так и в плане технологий, достигший в 1990-е гг. таких позиций, как заместитель председателя и руководитель инвестиционного подразделения банка «Менатеп». К 1999 г. Юрий Мильнер, как пишут, обладал скромным личным капиталом в 1 млн долл. Этот капитал он решил вложить в интернет-компанию, которую он создал на паях со своим другом по «Менатепу» Григорием Фингером и инвестиционным фондом New Century Holding.

Спустя год с небольшим компания Мильнера NetBridge объединилась с Port.ru, которой, как мы помним, принадлежал сервис Mail.ru. Мильнер стал генеральным директором новой компании под названием Mail.ru (хотя юридическое название Port.ru также было сохранено). Дальнейший рост бизнеса Mail.ru и превращение компании в одного из главных российских интернет-гигантов — уже история XXI века. Юрий Мильнер давно не связан с Mail.ru, но он был и остается инвестором ряда высокотехнологичных компаний, включая Facebook, Groupon, Xiaomi, Alibaba, Airbnb, WhatsApp и десяток других, он считается одним из важнейших инвесторов этого сектора рынка в мире, широко известен и пользуется большим авторитетом в Кремниевой долине.

История компании «Яндекс» связана в первую очередь с именами Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича (к сожалению, покойного). Слово «Яндекс» было «словом-бумажником» в духе «Алисы в Зазеркалье» — сочетание слова «индекс» с личным местоимением «Я» намекало на то, что «Яндекс» — это далеко не просто «индекс», как «ян» — противоположность «инь». Масштабный рост компании начался с момента ее отделения от CompTek в 2000 г. Важным инвестором для «Яндекса» стала компания ru-Net Holdings Limited, основанная Леонидом Богуславским при участии фондов UFG, Baring Vostok и Rex Capital.

Тогда же ru-Net Holdings Limited инвестировала в интернет-магазин Ozon.ru, который на тот момент был непрофильным активом крупной ИТ-компании Reksoft… Не правда ли, интересно, что знаковые инвестиции Юрия Мильнера и Леонида Богуславского в Mail.ru, «Яндекс» и Ozon.ru были сделаны в тот же год, когда произошел т. н. крах доткомов?

Чувствуете, как творится история? Когда-то стартапы Mail.ru, «Яндекс», Ozon.ru (список важных цифровых компаний, безусловно, ими не исчерпывается, да и не в этом цель данного раздела) превратились в целые экосистемы, которые во многом определяют сегодняшнюю жизнь. А ведь когда-то их основатели начинали с одного очень простого тезиса — что мы собираемся сделать? Какую проблему решить?

Взрослая жизнь и веб-сайты

Что касается меня, то я к описываемому времени, как и собирался, окончил школу экстерном (мне было 15 лет), а потом случилось чудо и я попал на целый год в США по обменной программе. Я жил в маленькой гостевой семье в штате Орегон и учился в выпускном классе американской школы.

Напомню — это был 2000 г., программ мгновенной связи, позволявших переговариваться голосом через Интернет, тогда не было. Широко известный мессенджер ICQ компании Mirabilis этого не позволял, а до появления Skype оставалось еще три года. Можете себе представить, как я тосковал по дому! Интуитивно я занялся тем, что одновременно принесло мне полезные знания и позволило общаться с моими близкими и друзьями в России — я стал учиться разрабатывать веб-страницы на HTML. Тогда существовал первый известный онлайн-конструктор для создания сайтов в Интернете, который назывался Народ.ру. Зарегистрировавшись на Народ.ру, вы получали доменное имя третьего уровня и могли создавать веб-страницу — я, например, делал страницы с расшифровками песен моих любимых рок-групп.

Народ.ру позволял легко «прикрутить» к веб-странице форум и гостевую книгу. Фактически это были социальные сети — они не работали в реальном масштабе времени, как известная Кроватка.ру, но вполне годились для общения. Современных социальных сетей тогда еще не было, зато в чатах мне писали мои друзья и знакомые, и я им отвечал. Общение не прекращалось!

Все эти компьютерные хобби не могли помешать мне окончить американскую школу и поступить в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, учиться в котором мне было не суждено — просто не продлили визу. Следующий год я прожил в Великобритании, тоже по обменной программе. В результате я достиг возраста, в котором поступает в институты нормальная русская молодежь, и в 2002 г. я стал студентом Российской экономической академии (теперь это университет) имени Г. В. Плеханова.

В институте я занимался, в принципе, тем же, что и остальные студенты — т. е. достаточно активно посещал вечеринки и ночные клубы. Но по своей природе я не могу долго участвовать в чем-то как пассивный игрок. Я хочу либо возглавить, либо сделать сам еще лучше, так работает моя предпринимательская жилка, которая всегда во мне сидела. И мы с группой ребят (тогда это модно было называть «промогруппой», а по сути это была моя первая компания) стали организовывать собственные вечеринки.

Все было по-взрослому — афиши, билеты, диджеи. От диджеев мы узнали о такой животрепещущей проблеме современности, как отсутствие приличных веб-ресурсов, посвященных хип-хопу и R’n’B — а я-то как раз эти направления слушал и ценил, и они набирали популярность в России. Сайты про электронную музыку были, про брейк-данс были, а про ту музыку, которой мы увлекались, ничего не было! Существованием такой ниши мы никак не могли не воспользоваться и создали, наверное, первый успешный проект в том, что теперь называется «диджитал» — более корректно, конечно, говорить «цифровые медиа».

Это был сайт, существовавший по адресу RnbStyle.ru, в его дизайн мы вложили не то двести, не то четыреста долларов. Сначала мы в основном размещали репортажи о прошедших вечеринках. Я на правах обозревателя бесплатно аккредитовался на вечеринки, приходил на них со своей «мыльницей» (к счастью, уже появилась цифровая фотография) и делал фоторепортажи. Эти репортажи мы публиковали на сайте, нас активно читали. Вскоре я стал появляться в эфире радиостанций, рассказывал о современной музыке, о вечеринках. Мои интервью появились в TimeOut, в «Афише». Я стал одним из известных публичных экспертов клубного мира по хип-хопу и R’n’B — как теперь говорят, инфлюенсером.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Силиконовые дали. Будущее, в котором мы живем сегодня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я