Эффективная организация, качественное исполнение и оптимизация процессов приемки и отгрузки товаров значительно сокращают логистические затраты. Настоящая книга адресована организаторам процессов приемки, обработки заказов, комплектации, отгрузки; приемным комиссиям, логистическим, экспедиторским, грузовым, претензионным службам предприятий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логистика приемки и отгрузки товаров: Практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Службы и функции
Логистическая служба
В данном случае служба логистики понимается не как исполнитель операций по перемещению товаров, а как организатор исполнения логистических процессов на предприятии, в том числе и процессов управления, наиболее целесообразным способом — с учетом научных и экономических обоснований и расчетов, здравого смысла, логики и интересов предприятия.
Распространенной формой организации логистического управления является матричная система управления. Преимущество такой организационной структуры заключается в интеграции двух или нескольких функций в рамках ответственности отдельного менеджера. Например, менеджер отвечает и за логистику, и за маркетинг товаров и подотчетен двум функциональным руководителям. Такие менеджеры могут иметь неограниченные полномочия и нести полную ответственность за удовлетворение нужд потребителей. Недостатком матричной системы управления является ее высокая стоимость, поскольку она требует более высокой квалификации служащих и более совершенных информационных систем, необходимых для поддержки работы менеджеров. Часто фирма в повседневной деятельности управляется на основе функциональной структуры управления. Однако для решения конкретных разовых проблем на короткий срок создают матричные команды из служащих, выполняющих разные функции. Служащие, которых привлекают для работы по таким краткосрочным проектам, должны отличаться высоким профессионализмом. Например, разработка многих логистических процессов и инструкций требует участия специалистов разных служб.
Функции службы
Участие в разработке стратегии развития предприятия. Разработка мер по развитию организационно-технических возможностей предприятия по организации, управлению и исполнению логистических операций. Постановка задач для развития логистической информационной системы. Разработка и внедрение совместно с другими службами рациональных форм организации и методов выполнения бизнес-процессов, по совершенствованию документооборота, обработки информации, контроля прохождения документов, по применению технических средств управления. Участие в составлении положений о структурных подразделениях, должностных инструкций исполнителей и в их корректировке по мере необходимости.
Оказание методической помощи структурным подразделениям в оптимизации бизнес-процессов и повышении их эффективности на отдельных рабочих местах, участках, в подразделениях, на предприятии. Изучение передового опыта в области логистики, разработка предложений по его использованию, содействие их внедрению. Разработка и внедрение методических и нормативных материалов по логистике для конкретных подразделений, функций и операций. Контроль применения разработанных методических и нормативных материалов. Участие в выборе базисных условий поставки и разработка транспортных условий контрактов.
Участие в выборе специализированных фирм — транспортных, экспедиторских, страховых и др. и заключение соответствующих соглашений. Организация выполнения вспомогательных операций по контрактам (упаковка, маркировка, таможенные операции, страхование и т. д.). Участие в выборе оптимальных маршрутов и способов доставки. Организация обеспечения координации и взаимодействия перевозчиков с другими субъектами логистической цепи (экспедирование, хранение, таможенные операции и т. д.). Организация страхования от рисков гибели или повреждения товара. Участие в составлении претензионной документации и ведение претензионных дел в части, касающейся логистики. Организация обработки транспортной и товаросопроводительной документации. Организация расчета и учета расходов, связанных с доставкой товара. Организация контроля движения товаров. Организация обеспечения удовлетворения требований заказчиков по качеству логистических операций. Организация осуществления страховых и таможенных операций. Обеспечение поддержания баланса между стоимостью и эффективностью логистических операций.
Операции
Координирует технологический процесс (поступление товаров на склад, отгрузку товаров со склада, проведение погрузочно-разгрузочных операций, приемку-передачу товаров на склад, обеспечение необходимых режимов и условий их хранения на складе), оптимизирует процессы перемещения ресурсов и продукции внутри предприятия.
Управляет транспортировкой товаров, определяет перевозчика грузов исходя из наиболее эффективных схем работы транспортных организаций и наиболее оптимальных видов транспорта, транспортных тарифов, технико-эксплуатационных, экономических и стоимостных показателей перевозки.
Определяет методы и схемы оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов; обеспечивает заключение договоров на перевозку, транспортно-экспедиционное и иное обслуживание, связанное с транспортировкой грузов; разрабатывает планы перевозок; организует технологический процесс перевозки (передача грузов перевозчикам, контроль за доставкой грузов грузополучателям, координация погрузочно-разгрузочных работ); обеспечивает документооборот транспортно-технологического процесса; анализирует качество перевозки и своевременность доставки грузов.
Организует таможенное оформление и растаможивание товаров (выбирает виды таможенных режимов; обеспечивает составление и своевременное представление таможенной документации; обеспечивает таможенное декларирование и представление по требованию таможенных органов декларируемых товаров; определяет пункты растаможивания (на границе, на внутренней таможне); разрабатывает схемы минимизации затрат на растаможивание; осуществляет поиск механизмов льготного растаможивания; обеспечивает уплату таможенных платежей.
Обеспечивает страхование оборудования, товаров, сырья, материалов, грузов, ответственности перевозчиков; организует мероприятия по обеспечению сохранности грузов при транспортировке, продукции при хранении и внутреннем перемещении.
Разрабатывает и контролирует процессы приемки:
— повышение эффективности управления приемкой с помощью информационных технологий;
— расчет необходимого количества разгрузочных постов;
— расчет количества дней от момента заказа до поступления товаров;
— процесс приемки продукции по количеству;
— процесс приемки продукции в случае обнаружения недостачи или излишков;
— документы, заполняемые при приемке продукции на склад;
— сроки приемки продукции по количеству;
— процесс приемки продукции по качеству;
— процесс приемки продукции в случае обнаружения несоответствия продукции установленному качеству;
— нормативные документы, регламентирующие приемку товаров на склад;
— нормативные сроки приемки товаров по качеству.
Разрабатывает и контролирует процессы отгрузки:
— процесс отбора товаров с мест хранения;
— процесс комплектации партий в зоне комплектации и контроля;
— процесс контроля правильности отбора товаров для партий по количеству и качеству;
— процесс пополнения партий в случае недостачи или необходимости замены некачественных товаров;
— документы, заполняемые при отгрузке товаров;
— сроки отбора, комплектации, контроля и упаковки товаров для отгружаемых партий;
— процесс проверки товаров по качеству;
— нормативные документы, регламентирующие отгрузку;
— повышение эффективности управления снабжением с помощью информационных технологий;
— расчет необходимого количества погрузочных постов;
— расчет количества дней от момента заказа до погрузки.
К обязанностям службы также относятся:
— выработка критериев для принятия решений о выборе экономичного или срочного вида транспорта (почта, автомобиль, железная дорога, речной, морской, авиатранспорт, курьер, dhl);
— расчет, учет и анализ затрат на перевозки, перевалки, погрузо-разгрузочные работы, управление, информационное обеспечение;
— постановка задач для компьютеризации процессов подготовки товаросопроводительной и расчетной документации, контроля прохождения отправленными грузами контрольных пунктов, пунктов перевалок, границ, учета и анализа получаемой информации.
— определение принципов подготовки планов и графиков работ, планов распределения рабочей силы и техники по объектам и срокам, включая согласование планов с режимом работы сторонних организаций, участвующих в процессах товародвижения;
— разработка планов, графиков, описаний последовательности операций, нормативов для бизнес-процессов и т. п.;
— постановка задач для компьютеризации планирования и диспетчеризации работ, анализа качества планирования.
Служба контролирует и пополняет базу данных и библиотеку следующей информацией:
— порядок взаимодействия систем страхования грузов и ответственность перевозчиков;
— правила транспортного страхования грузов;
— порядок организации и осуществления многоступенчатых грузовых перевозок под таможенным контролем с использованием различных видов транспорта;
— порядок упрощения формальностей при таможенном оформлении и сопровождении международных грузовых перевозок в рамках деятельности международного экспедитора;
— порядок организации и осуществления международных автомобильных перевозок;
— порядок работы с бездокументными и невостребованными грузами;
— концепция единого информационного пространства участников международной грузовой перевозки;
— классификация опасных грузов;
— маркировка упаковки и транспортных средств;
— основные требования к хранению, транспортировке, погрузке и разгрузке опасных грузов;
— особенности перевозки опасных грузов;
— меры защиты при перевозке опасных грузов;
— международные нормативы и коды, регламентирующие перевозки опасных грузов;
— правила приемки товаров по количеству и качеству;
— правила отгрузки товаров;
— правила претензионной работы.
Служба хранения
Служба хранения выполняет (в части, завершающей приемку) размещение принятых товаров по местам хранения, их оприходование и учет.
Служба хранения выполняет (в части, обеспечивающей отгрузку) отбор товаров по заказам на основании комплектовочных ведомостей, передачу отобранных товаров в зону отгрузки.
Служба подготовки отгрузок
Если отгрузка товаров со склада предприятия является постоянным процессом: грузы отправляются ежедневно большими объемами, или еженедельными крупными партиями, или ежемесячными количествами, требующими длительной комплектации, то приказом по предприятию назначаются постоянно действующие бригады или службы отборщиков, комплектовщиков, контролеров, упаковщиков, обеспечивающие подготовку партий к отгрузке.
В выполнении отгрузок участвуют следующие специалисты, группы специалистов и службы:
— кладовщики;
— начальники смен;
— диспетчеры;
— отборщики (комплектовщики);
— группа контролеров: товароведы, контролеры, лаборатория, служба испытаний, служба образцов и стандартов;
— группа оформления товаросопроводительной документации.
Эти бригады или службы передают полностью подготовленные партии грузов экспедиции, которая совместно с грузовой службой осуществляет отправку партий перевозчикам.
Служба контроля
Контролеры по количеству проверяют количества товаров, отобранные отборщиками. Контролеры по качеству проверяют качество отобранных товаров по установленным правилам. После проверки отобранных партий контролерами дается разрешение на комплектацию партий и упаковку.
Служба упаковки
Служба упаковки может быть крупным цехом упаковки, если склад принадлежит производственному предприятию. На складах посредников собственно упаковка производится только при повреждении оригинальной упаковки. Основной работой является формирование и упаковка грузовых модулей и партий. В составе службы работают упаковщики, грузчики, технологи.
Служба упаковки решает следующие задачи:
— определение технических требований к упаковке и маркировке, обеспечивающих сохранность груза при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и складировании[22];
— определение номенклатуры товаров, требующих упаковки, выбор и заказ соответствующих видов упаковки, закупка автоматизированных линий или станков для упаковки, материалов и инструментов для упаковки;
— определение грузовых модулей, выбор средств для формирования грузовых модулей: коробка, ящик, контейнер, мешок, поддон с обтягивающей лентой и защитной пленкой и т. д., обеспечение бесперебойного снабжения материалами для формирования грузовых модулей;
— выбор вида тары, упаковки и маркировки при подготовке к отгрузке товара;
— обеспечение безопасности и сохранности товаров на складе и в пути;
— оценка влияния каждого элемента (тара, упаковка, маркировка) на общие издержки логистической системы;
— постановка задач для компьютеризации процессов контроля наличия упаковочных материалов и средств, учета и анализа изменений.
Экспедиторская служба
Экспедиторская служба — посредник между складом и перевозчиками. Ее успешная работа возможна при хороших контактах с сотрудниками служб логистики, закупок, продаж и склада, с поставщиками, заказчиками, перевозчиками. Этой службе необходимы постоянно контролируемая база данных о транспортных предприятиях и их услугах, наличие диспетчеров по организации и контролю автомобильных, железнодорожных, морских и речных, а также авиационных и почтовых отправок, а при необходимости — своих экспедиторов на складах поставщиков.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логистика приемки и отгрузки товаров: Практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
22
Важен учет категории грузов (товаров) и их физических и химических свойств — огнеопасные, ядовитые, скоропортящиеся, сыпучие, негабаритные, длинномерные, тяжеловесные, взрывоопасные и т. д. Необходимо, чтобы все участники логистической системы знали особенности обращения с особыми грузами и были обеспечены необходимыми инструкциями по обращению с ними, например схемы строповки, режимы хранения и т. п.