Сборник интервью руководителей российских вузов, опубликованных в газете «Вузовский вестник» в 2013–2014 годах. Интервью с ректорами и президентами вузов готовили журналисты Татьяна Алексеева, Евгения Филиппова, Альбина Борисенко, Мария Посканная, Екатерина Трифонова, Светлана Кныш и другие. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Волков С. Н. О любви к родной земле
История Государственного университета по землеустройству началась в царствование императрицы Екатерины II, когда 25 мая 1779 года (14 мая по ст. стилю) на основании Указа Правительствующего Сената по Межевой Канцелярии было объявлено об открытии Землемерной школы, которая была названа Константиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II — великого князя Константина Павловича.
В законах того времени подчеркивалась важность землеустроительных работ: «Производимое размежевание земель — есть дело, не только касающееся к пользе и спокойствию каждого владельца, но и самое Государственное, содержащее в себе собственную императорскую славу и пользу тишины и спокойствия всего Государства…»
В настоящее время ГУЗ является единственным в России специализированным и самым крупным высшим учебным заведением по подготовке инженеров в области землеустройства, земельного и городского кадастров. Здесь готовят также геодезистов, архитекторов, юристов, экономистов-менеджеров в области управления земельными ресурсами и земельного рынка, оценщиков земли и недвижимости. Наш корреспондент встретился с ректором ГУЗа, академиком РАН, заслуженным деятел ем науки РФ, профессором, доктором экономических наук Сергеем Волковым.
— Сергей Николаевич, расскажите о планах по развитию вуза.
— Сейчас существенным образом изменяется политика государства в области образовательной и научной деятельности. Поэтому все вузы ждет серьезная реструктуризация, переход на новые образовательные стандарты, на новый перечень укрепленных групп направлений подготовки кадров высшей квалификации и научно-педагогических кадров в аспирантуре, и соответственно, на многоуровневую систему образования уже не на словах, а на деле. В связи с этим, в ближайшее время будет полностью изменяться методическое обеспечение учебного процесса.
Кроме того, мы делаем акцент на привлечение в университет зарубежных студентов, а также отправку наших студентов и преподавателей в иностранные вузы, используя принципы международной мобильности.
Мы будем уделять большое внимание повышению квалификации преподавателей нашего университета, а также зарубежных специалистов. У ГУЗа имеется положительный опыт в этой сфере: мы встретили уже четвертый поток работников Министерства земли и природных ресурсов из Китая, Мексики (штат Синалоа), Германии, стран СНГ для повышения квалификации в области новых технологий при проведении кадастра недвижимости земельного контроля, организации рационального использования земель, а также при использовании новых технологий землеустройства и мониторинга земель.
В Государственном университете по землеустройству функционирует структурное подразделение Научно-производственный институт земельно-информационных технологий «Земинформ». В НПИ «Земинформ» имеется своя беспилотная авиация, с помощью которой разрабатываются новые технологии землеустройства и кадастра. Самолеты и вертолеты беспилотники летают по запрограммированным маршрутам, поднимаются над объектами и совершают съемку. С помощью технологии компьютерной обработки данных из снятых в полете объектов на земле, на второй-третий день изготавливаются кадастровые планы, собираются данные для мониторинга земель и земельного контроля.
Обширно развиваются программы международного сотрудничества по академическим обменам с вузами Швеции, Франции, США, Италии и другие.
Министерство образования и науки Российской Федерации в качестве одного из критериев мониторинга поставило наличие или удельный вес иностранных студентов в общей численности обучающихся. В первую очередь в Государственный университет по землеустройству привлекаются студенты из вузов стран СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдавия), с которыми мы практически полностью пересмотрели условия сотрудничества. На обучение по двухгодичным магистерским программам из вузов стран СНГ приезжают целыми группами, более 80 человек одномоментно. Кроме того, мы имеем возможность отправить студентов Государственного университета по землеустройству по обменным программам на обучение в зарубежные страны. Принципы академической мобильности студенчества мы выполняем.
— Вернемся к мониторингу. Что нужно совершенствовать в этой процедуре?
— Если критерии, объявленные Минобрнауки РФ, будут сохраняться в течение ближайших пяти лет — это будет нормально. Время должно показать, какие вузы войдут в поле эффективных, и останутся там, а какие, к сожалению, будут признаны неэффективными. Прежде всего, это касается коммерческих вузов. Практика показывает, что многие коммерческие вузы находятся в стадии реорганизации, и основные недоработки именно там. Если есть учебные площади, то они арендованные, если есть кадровый персонал, который находится в штате, то он очень маленький. И как мы считаем, государственные вузы, которые соответствуют показателям эффективности, нужно просто поддерживать, и они сами должны вписываться в современную рыночную обстановку. Например, по фактору трудоустройства выпускников у Государственного университета по землеустройству показатель сто процентов. Мы проводим мониторинг данного вопроса постоянно, все наши выпускники и даже студенты, начиная с третьего курса, работают на производстве. Землеустроительная специальность крайне востребована сейчас, учитывая, что и вузы, и предприятия, и организации, и крупные монополии, и корпорации, и агрохолдинги имеют земельно-имущественный комплекс, в котором нужно организовать рациональное использование земель, а для этого нужно специалисты. Поэтому востребованность выпускников Государственного университета по землеустройству очевидна.
Второй момент, который имеет большое значение: наш Университет находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Мы бы хотели, чтобы Министерство сельского хозяйства РФ, как наш Учредитель, имело право предлагать ГУЗ, в качестве Научно-исследовательского университета Министерству образования и науки и Правительству Российской Федерации. Мы явно видим, что Государственный университет по землеустройству в этой системе должен быть научно-исследовательским. В первую очередь для того, чтобы распространять наши технологии и более агрессивно внедрять их в производство, прежде всего, для поднятия экономики страны. Но для этого нужно финансирование со стороны государства. Мы готовы в три раза увеличить прием студентов. Мы готовы увеличить в три или более раза научные исследования. ГУЗ уже находится в первой десятке вузов Российской Федерации по количеству научных исследований. Мы готовы развить по всей системе отрасль повышения квалификации. Только за последние четыре года в Государственном университете по землеустройству повысила квалификацию 21 тысяча специалистов Росреестра. Это большая армия специалистов! Если Минсельхоз скажет что ГУЗ — это национальный исследовательский университет, то это было бы правильно. Тем более, что мы три раза выдвигали свои программы на конкурсы и они всегда удостаивались положительной оценки. Учитывая то, что ГУЗ не является отраслевым вузом, Минобрнауки РФ заявляет о том, что конкурс национально-исследовательских университетов проводится преимущественно для вузов, находящихся в ведении Минобра. Но я думаю, что если люди понимают роль земельного ресурса, земельно-имущественного комплекса в развитии экономики страны, то к этому вопросу нужно возвращаться и уделять должное внимание, как это делается зарубежом.
— Как в вузе осуществляется патриотическое воспитание молодежи?
— Одной из старейшей традицией нашего университета является наличие сильной образовательной, научной и культурно-духовной составляющей. Первый директор нашего университета Сергей Тимофеевич Аксаков в 1835 году ввел изучение дополнительно двух иностранных языков. Слушатели изучали не только русский язык, но и в обязательном порядке французский и немецкий. Немецкий язык нужно было знать обязательно, потому что все межевание тогда ориентировалось на Германию. Третий язык также был обязателен к изучению — это язык национальных окраин России того времени: татарский, башкирский, грузинский. То есть тот язык, на землях которых должен был работать землемер. В обязательную программу также входили танцы, фехтование на шпагах, хоровое пение, верховая езда. Духовная воспитание присутствовала как неотъемлемая часть общего образования. Существовал Домовый храм для православных верующих, а также молельные комнаты для мусульман. В настоящее время мы сохраняем традиции, и духовная составляющая, играет огромную роль в воспитании студентов.
В 2001 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй освятил домовый храм ГУЗа, в котором проводятся духовные мероприятия, с привлечением студентов.
В нашем университете сохранилась военная кафедра, так что военно-патриотическое и духовное воспитание идут рядом. Для землемера очень важно уметь любить Родину и для начала научиться любить родную российскую землю. Надо знать, что земля не только товар купли-продажи, но и живой организм, который мы просто обязаны ценить и беречь. Человек должен чувствовать ответственность за землю своих предков, и честно и свято выполнять свой долг.
— Вашему вузу в мае 2014 года исполнилось 235 лет. Чем запомнилось празднование?
— Торжества начались праздничной Божественной литургией в Домовом Храме университета, после которой прошла официальная церемония открытия скульптурной композиции «Землеустроитель России».
Создание пока еще единственной в Российской Федерации скульптурной композиции «Землеустроитель России» — первый шаг на пути популяризации нового символа землеустроительного дела. В художественном образе нашла воплощение идея государственной значимости профессии, связанной с сохранением и рациональным использованием российских земель.
Также прошли презентация каталога и открытие одноименной выставки «Награда и знаки отличия за труды по землеустройству», международный научно-практический форум «Землеустроительная наука и образование: проблемы и перспективы развития», а также встреча выпускников и праздничный студенческий концерт.
— Какие вопросы сейчас наиболее актуальны в аграрной сфере?
— Со вступлением нашей страны в ВТО условия производства сельскохозяйственной продукции ухудшились. Россия автоматически может стать неконкурентоспособной на мировом рынке по производству продукции. Это значит, что мы можем потерять свое производство. Продовольственная безопасность России под угрозой. Стоит вопрос: как использовать опустошающиеся сельские земли, как улучшить экологическую обстановку в столице и других городах России. Как же осуществить поддержку сельского хозяйства? Прежде всего — это развитие мелиорации, вложение денег в улучшение экологии, в устойчивое развитие сельских территорий.
Второй вопрос заключался в нахождении баланса между крупными городами и урбанизацией и развитием сельских территорий.
— Расскажите об интересных аспектах жизни вуза в последнее время.
— В ГУЗе успешно работает студенческий ректорат дублеров: дублеры ректора, проректоров и деканов. Наш университет организовал его первыми в России. Мы передали ректорату-дублеру часть финансовых средств, которыми они могут распоряжаться сами. Прежде всего, это стипендиальный фонд — они сами назначают академические социальные стипендии, и фонд развития культурно-массовых мероприятий. Сейчас часть фонда идет на финансирование студенческой команды КВН. Таким образом, ректорат дублеров не только проводит организационную работу любого вида, но и распоряжаются выделенными им финансами.
Мы продолжаем делать ставку на развитие духовной и культурной составляющей в нашем университете. В нас есть прекрасный камерный хор «Согласие», который включает в себя около сорока человек. Возглавляет хор Ирина Тимохина, известный хоровой работник Российской Федерации.
Достаточно сильно мы развиваем клубную спортивную работу, ориентируясь на командные выступления. В области борьбы, баскетбола, волейбола студенты ГУЗа имеют наибольшие достижения. А борцы самбо и дзюдо выступают на международном уровне.
Широко и многообразно мы стараемся сочетать научную и образовательную работу с культурными и просветительскими мероприятиями. В университете, как я уже говорил, есть домовая церковь, открытая для посещения. Успешно функционирует музейный комплекс истории землеустройства, единственный в России, который включен во Всероссийскую сеть музеев, имеет свои филиалы в Рязани, Уфе, Якутске. Студенты работают в музее очень активно. Например, студентами были найдены две уникальные фотографии, которые сыграли большую роль в восстановлении домовой церкви.
— Вы лауреат премии в области образования. Расскажите, хотя бы кратко, за что получили почетную премию.
— Я профессиональный преподаватель. Я считаю, что землемер должен обладать энциклопедическими знаниями. За свою педагогическую карьеру я прочитал все курсы, которые касаются землеустройства. Из этого вылилось девятитомное издание «Землеустройство», автором которого я являюсь. Оно стало пособием для каждого студента-землеустроителя.
Пришло осознание, что нужны новые образовательные технологии и формы обучения. Поэтому вместе с коллегами мы разработали систему программного обеспечения, электронные учебники и дистанционного обучения, которые позволяют подготовку, переподготовку и повышения квалификации кадров осуществлять в любом режиме. За последние десять лет это позволило обучить студентов из 82 вузов, примерно сорок тысяч выпускников.
Премия — результат многолетней работы. В составе коллектива девять человек. Мы усилили экологическую составляющую, появились кафедра почвоведения Тимирязевский академии, почвенный институт имени Докучаева, академия сельскохозяйственных наук, некоторые региональные вузы, которые наиболее активно внедряли эту методику в регионы.
— Что бы Вы хотели пожелать Вашим коллегам в условиях перестройки системы российского высшего образования?
— Если говорить о ректорах, то я хотел бы пожелать, прежде всего, наличие сил, энергии и самое главное — желания для успешного преодоления сложностей, связанных с переходом российского образования на новый этап своего развития. Потребуются колоссальные усилия ректорского состава. Также я хотел бы пожелать ректорам оптимизма, потому что именно с оптимизмом нужно воспринимать те инновации, которые иногда приходят в систему высшего образования. Всегда из любой ситуации есть выходы, которые позволяют достичь наилучшего результата. Но, безусловно, для этого нужно иметь богатырское здоровье, которое является неотъемлемым фактором достижения успеха.
А всему педагогическому сообществу я бы хотел пожелать, прежде всего, улучшения их благосостояния.
Всем ученым, в особенности академическому составу, хочу пожелать, чтобы они попытались найти свое место в условиях реорганизации Российской академии наук. Из этой ситуации можно выйти с достоинством и сохранить передовые традиции в международном научном и образовательном пространстве.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других