Интернет-знакомства все еще являются табуированной темой в России. Время от времени статьи и информация о сайтах и приложениях знакомств появляются в СМИ, но в абсолютном большинстве случаев отношение к интернет-знакомствам в России является скептическим и даже негативным. А знакомства в интернете остаются за пределами нормы. Вместе с тем, число знакомств в интернете растет с каждым годом, что объясняется их быстротой, простотой и огромным числом желающих. Исследования интернет-знакомств проводятся известными в академических кругах исследователями в Стэндфордском, Гарвардском университетах, Оксфордском и др. Сложно представить, что российские университеты или российские ученые будут заниматься исследованиями в области интернет-знакомств, но автор книги, являющийся исследователем влияния информационных технологий на различные сферы общества и экономики, решил разобраться в этом вопросе и поделиться своими знаниями с широким кругом читателей объективно и с юмором.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Про это. Где и как знакомиться в интернете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Объем рынка интернет-знакомств сегодня
На сегодняшний день индустрия интернет-знакомств — это миллиардная индустрия, хотя ее объемы разные источники оценивают по-разному. Например, по данным статистики Statistic Brain, годовой доход индустрии онлайн-знакомств составляет более 1,9 миллиарда долларов США[44]. А согласно данным компании IBISWorld[45], индустрия знакомств оценивается в 1,2 миллиарда долларов США, и динамика ее роста составляет около 4–5 % в год. Выручка индустрии знакомств выросла с 2010 по 2015 гг. на 11,9 % и по состоянию на 2018 год достигла 3 миллиардов долларов США. Количество компаний выросло на 1,0 %, а количество сотрудников в отдельных компаниях-разработчиках выросло на 5,6 %.
Основными игроками индустрии являются компании Match Group, MagicLab, Sparks Networks. Лидером по числу запросов в поисковых системах, по данным SEMrush[46], является Badoo. В России — beautifulpeople.com; lovoo.com firstmet.com, okcupid.com, dating.com[47].
Самым популярным сайтом в 2019 г. по голосованию на сайте Dating Sites Reviews[48] стал Bumble, в порядке убывания — Christian Cafe, eHarmony, Fitness Singles, MillionaireMatch, OkCupid.
Таблица 1. Топ-10 мобильных приложений в мире в 2018 году.
Источник: Sensor Tower https://sensortower.com/blog/top-grossing-dating-apps-worldwide-2018.
По данным SimilarWeb[49], рейтинг лучших сайтов в категории «Романтика и отношения в мире» возглавляет badoo.com, дальше в порядке убывания — pof.com, fotostrana.ru (Таблица 2).
Таблица 2. ТОП-10 сайтов в категории «Романтика и отношения в мире».
Источник: SimilarWeb https://www.similarweb.com/top-websites/category/community-and-society/romance-and-relationships.
Роскачество[50] в 2016 г. определило шесть лучших приложений для Android и для iOS. Для исследования экспертами Роскачества были отобраны наиболее популярные в российском сегменте магазинов Google Play и App Store приложения — 23 для Android и 19 для iOS. Испытания проводились по 119 критериям, 65 из которых относятся к функциональности[51].
Первое место для Android заняло Badoo, затем в порядке убывания — «Мамба», MyLove, WannaMeet, JAUMO, LovePlanet. Рейтинг шести лучших приложений для iOS: 1 — Badoo; 2 — «Мамба»; 3 — «ДругВокруг»; 4 — MyLove; 5 — Loveplanet; 6 — Tourbar. По мнению экспертов Роскачества[52], «идеальное приложение для знакомств — то, которое хорошо работает, недорогое, безопасное и простое».
В зависимости от бизнес-модели онлайн-платформы пользователи платят или не платят за регистрацию и использование сервиса знакомств. В соответствии с данными Statista[53], численность тех пользователей, которые не платят, выше, чем тех, кто оплачивает услуги онлайн-платформ (Рисунок 1).
Рисунок 1. Количество пользователей онлайн-платформ, тысяч человек.
Источник: Statista. 2019. https://www.statista.com/outlook/372/100/online-dating/worldwide.
Бизнес-модель фримиум предполагает бесплатное использование основных функций приложения знакомств и дополнительные сервисы за плату. По модели фримиум работают Mamba, Topface, Badoo.
В Mamba пользователи за плату могут повысить рейтинг профиля или получить «VIP-статус» (расширенный поиск, стикерпаки, возврат к пролистанным профилям и др.). В Badoo за плату могут увеличить количество показов профиля. Компании в рамках этой бизнес-модели до 95 % доходов получают за дополнительные сервисы и до 5–10 % — за рекламу (баннеры или контекстная реклама, сувенирная и подарочная продукция и др.).
По мнению экспертов, рекламодатели пока недооценивают возможности рекламы в приложениях и на сайтах знакомств[54]. Вместе с тем, к примеру, многомиллионная аудитория пользователей Tinder в возрасте от 18 до 34 лет может оказаться довольно привлекательной. Безусловно, маркетологи должны учитывать основной запрос пользователей, которые ищут знакомства и общение в той или иной форме. Примером удачной рекламы является реклама компании Domino’s Pizza в Tinder. В День Святого Валентина компания «Домино» создала профиль на Tinder и предложила пользователям возможность выиграть бесплатный ужин на «горячем свидании» в одном из ресторанов компании. Это была явно рекламная кампания, но она попала в точку. Профиль Domino’s Pizza был отмечен более 700 раз пользователями и имел потенциальный охват более 200 тысяч человек. Также в день Святого Валентина компания Atlanta Hawks разместила рекламу в Tinder под девизом «Swipe Right Night». Компания предложила пользователям Tinder встретиться в «Love Lounges»[55].
Премиум-модель предполагает плату за регистрацию и базовые функции сервиса знакомств на сайте. По такой модели работает приложение знакомств Teamo.
Платная подписка — самая распространенная схема монетизации. Она может быть ежемесячной, трехмесячной, годовой и т. д. Некоторые компании вводят скидки за единовременную оплату пользователями за определенный период. Разовые платежи за пользование сервисом встречаются реже. Например, у российского приложения LinkYou.
В среднем на оплату онлайн-сервисов знакомств (регистрация, подписка, премиальные услуги) пользователи тратят около 243 долларов США в год. В разных странах стоимость услуг может существенно различаться.
При этом, большинство сайтов знакомств и приложений на 100 % бесплатны для создания профиля, загрузки фотографий, поиска совпадений, получения совпадений, флирта (например, виртуальных подмигиваний) и общения.
Сайты знакомств и мобильные приложения в большинстве случаев имеют функцию по загрузке информации пользователя из его аккаунта в социальных сетях. В частности, эксперты объясняют рост числа пользователей по всему миру Tinder легким доступом к данным Facebook.
Рыночная капитализации Match Group, которая владеет OkCupid, Tinder и PlentyOfFish, составляет 16 миллиардов долларов США[56]. По оценкам Nasdaq, ее выручка в Китае в 2016 г. составила 1,6 миллиарда долларов США. Выручка холдинга Match Group, в который входит Tinder, в 2018 году достигла почти 2 миллиардов США (Рисунок 2). В настоящее время Tinder работает в 196 странах мира. Число сотрудников компании — 200 человек.
Рисунок 2. Доходы компании Match Group с 2012 по 2018 гг., в млн долларов США.
Источник: Statista: https://www.statista.com/statistics/449432/annual-dating-revenue-match-group/.
С приобретением Zoosk Sparks Networks станет второй по величине онлайн-платформой знакомств в Северной Америке и второй по величине публичной компанией знакомств в мире. В обоих случаях группа пользователей — самая большая в мире. Мобильное приложение для знакомств Zoosk привлекло более 60 миллионов долларов США инвестиций в период с 2008 по 2012 гг.[57].
Что касается инвестиций, то, по мнению эксперта Джоанны Гласнер[58], инвесторы не торопятся инвестировать в стартапы, занимающиеся интернет-знакомствами. Так, в 2018 году венчурные инвесторы вложили 127 миллионов долларов США в 27 стартапов, ориентированных на интернет-знакомства. Причем, почти 80 % инвестиций получила только одна китайская компания Blued на мобильное приложение, ориентированное на геев. Для сравнения, в 2017 году основные инвестиции получило китайское мобильное приложение Tantan. В 2014 году пекинский сайт знакомств Baihe получил 250 миллионов долларов США. Доходы индустрии онлайн-знакомств в Китае последовательно растут (Рисунок 3).
Рисунок 3. Доходы индустрии онлайн-знакомств в Китае с 2010 по 2019 гг., в млрд юаней.
Источник: Statista: https://www.statista.com/statistics/385811/china-market-volume-of-online-dating-market/.
По мнению эксперта Мартина Звиллинга[59], низкая доля инвестиций в индустрии интернет-знакомств связана с тем, что общеизвестно, что сайты знакомств обычно терпят неудачу, потому что онлайн-знакомства обычно терпят неудачу. Объяснение этому простое: все ожидают быстрых результатов, но никто не может их дать, пользователи быстро разочаровываются и уходят.
В 2018 году общая база пользователей приложений для знакомств в мире выросла на 6,5 % — до 25 миллионов человек.
В 2019 году ожидается, что доходы индустрии онлайн-знакомств составят 1,667 миллиона долларов США, годовой темп роста доходов составит 4,2 %, в результате чего к 2023 году объем рынка составит 1,968 миллиона долларов США. Доля пользователей в 2019 году составит 4,6 % и достигнет 5,2 % в 2023 году. Большая часть доходов отрасли генерируется в Соединенных Штатах Америки (797 миллионов долларов США в 2019 году)[60].
Рост конкуренции заставляет компании-разработчики адаптироваться и развивать новые сервисы, публичную и рекламную деятельность, чтобы охватить все большую аудиторию, сохранить ее и раскручивать свои бренды[61].
Есть и другая проблема, связанная с оттоком пользователей. «Парадоксальный принцип: чем лучше работает дейтинг-сервис, тем быстрее тает аудитория. Люди встречаются, люди влюбляются, ну и так далее», — пишет генеральный директор «Привет. ру» Ирина Кузнецова в блоге «Студии веб-разработок Михаила Кечинова»[62].
По данным статистики Statistic Brain[63], около 10 % пользователей прекращают подписку через три месяца. По мнению экспертов, это может быть связано с тем, что цели были достигнуты и пара найдена, или из-за неудовлетворенности ожиданий, оторванности от реальной жизни и решения вернуться к традиционным способам знакомств. А еще есть анекдот на эту тему: «Если женщина закрыла профиль на сайте знакомств, значит, она вышла замуж. Если мужчина закрыл там профиль, значит, спалился».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Про это. Где и как знакомиться в интернете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
45
https://www.ibisworld.com/industry-trends/market-research-reports/other-services-except-public-administration/personal-laundry/dating-services.html.
49
https://www.similarweb.com/top-websites/category/community-and-society/romance-and-relationships.
50
Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество) учреждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 780-р в целях независимого исследования качества товаров, представленных на полках российских магазинов, и выдачи лучшим отечественным товарам российского Знака качества. Для этого Роскачество осуществляет исследования качества продукции и ее добровольную сертификацию, по результатам которой присваивается российский Знак качества. Процедура сертификации бесплатна для производителей.
51
Официальный сайт Роскачество. Приложения для онлайн-знакомств. https://rskrf.ru/ratings/tekhnologii/mobilnye-prilozheniya/prilozheniya-dlya-onlayn-znakomstv/.
52
Официальный сайт Роскачество. Приложения для онлайн-знакомств. 14.02.2018. https://rskrf.ru/ratings/tekhnologii/mobilnye-prilozheniya/prilozheniya-dlya-onlayn-znakomstv/.
54
Use Tinder To Attract New Customers, Not Bad Dates. Jan 26, 2017. https://www.forbes.com/sites/under30network/2017/01/26/use-tinder-to-attract-new-customers-not-bad-dates/#2382d766b117.
55
Use Tinder To Attract New Customers, Not Bad Dates. Jan 26, 2017. https://www.forbes.com/sites/under30network/2017/01/26/use-tinder-to-attract-new-customers-not-bad-dates/#2382d766b117.
56
Joanna Glasner. VCs aren’t falling in love with dating startups https://techcrunch.com/2019/02/17/its-valentines-day-but-vcs-arent-falling-in-love-with-dating-startups/.
57
Joanna Glasner. VCs aren’t falling in love with dating startups https://techcrunch.com/2019/02/17/its-valentines-day-but-vcs-arent-falling-in-love-with-dating-startups/.
58
Joanna Glasner. VCs aren’t falling in love with dating startups https://techcrunch.com/2019/02/17/its-valentines-day-but-vcs-arent-falling-in-love-with-dating-startups/.
59
Martin Zwilling How Many More Online Dating Sites Do We Need? https://www.forbes.com/sites/martinzwilling/2013/03/01/how-many-more-online-dating-sites-do-we-need/#70eeb3337882.