1. книги
  2. Учебники и пособия для вузов
  3. Г. Л. Ильин

Гендерная педагогика. Понятие «гендер» и его влияние на воспитание детей

Г. Л. Ильин (2016)
Обложка книги

В пособии рассматриваются актуальные вопросы гендерного воспитания дошкольников в широком социальном и историческом контексте. Анализируются взаимоотношения полов, начиная с первобытных времен, история движения за освобождение женщин в XIX–XX веках (суфражизм, феминизм) и современное состояние отношения полов. На фоне этого исторического контекста описывается положение детей в разных странах, социальных условиях, разных семьях. Дается описание различий в полоролевом развитии между мальчиками и девочками. Указывается необходимость исследования воспитания детей в однополых семьях. Пособие предназначено студентам педагогических организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Гендерная педагогика. Понятие «гендер» и его влияние на воспитание детей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. История взаимоотношения полов

Слово «гендер» (от латинского genus — род) по-русски означает «пол». Все человечество, как и многие другие, достаточно развитые, высокоорганизованные живые существа, делилось на мужские и женские особи.

В Ветхом Завете, наиболее известном письменном описании религиозной истории человечества, отмечается акт создания божеством мужчины и женщины: мужчины — из «праха земного», женщины — из «ребра» мужчины. То есть изначально фиксировалась субординация в отношениях полов, так разрешалась знаменитая дилемма — кто в начале: яйцо или курица? В нашем случае, кто был первым — мужчина или женщина? Этот библейский прецедент стал основой современных споров о взаимоотношении полов в семейной и общественной жизни.

Научная версия происхождения полов в человеческом обществе несколько иная. Исторически исходным по данным археологии и антропологии считается период матриархата — времени на заре человечества, расходящийся с Ветхим Заветом, когда главенствующую роль в жизни социума (стада, рода, племени) играла женщина. Это время относят к этапу собирательства, который существовал наряду с более поздним этапом охоты на животных, которой занимались мужчины. Собирательство было связано с умениями находить съедобные или лечебные плоды, листья и стебли трав или корневища — растительную пищу. А охота предполагала умение ловить зверей, птиц, рыб — животную пищу, а также противостоять чужим племенам. Но основной в первобытном обществе была все же женщина, как матка в улье, производящая остальных членов племени. Значение женщины как прародительницы рода запечатлено в многочисленных дошедших до нашего времени первобытных статуях и статуэтках, изображающих зрелую женщину — «богиню плодородия», «богиню-мать» (рис. 1).

Рис. 1. Статуэтки богинь плодородия

В дальнейшем, в связи с изменением характера питания первобытного человека и переходом с преимущественно растительной на мясную пищу, произошло усиление роли мужчин с их большей физической силой и готовностью рисковать здоровьем и жизнью ради добывания пищи и сохранения племени. Тяжелые условия начального существования человечества способствовали возникновению и дальнейшему развитию патриархальной семьи, в которой главенствующая роль женщины, родоначальницы, сменилась ролью отца семейства и патриарха. В археологических находках все чаще встречаются статуэтки богов плодородия (рис. 2).

Рис. 2. Боги плодородия: Египет (слева), Древняя Греция (в центре), Япония (справа)

Смена матриархальной семьи патриархальной сопровождалась не только сменой главы рода, но и обособлением пар внутри племени — появлением «частной собственности», права не только на добычу на охоте, но и на желанную представительницу рода. Впрочем, появление семьи, т. е. разделение рода на отдельные образования, остается достаточно темным местом в истории человечества. Однако несомненно, что именно «патриархальная» семья становится доминирующей в последующие тысячелетия человеческой истории.

Пример альтернативной точки зрения на происхождение семьи. «Только в самых экстремальных условиях (тундра и пустыня) требуется семья, так как одна мать без помощи “мужа ” не в состоянии поднять на ноги свое потомство. Поэтому семья не правило, а — исключение из правила», по мнению одного из современных исследователей [1]. Но это заключение можно сделать, анализируя, скорее, современную семью в цивилизованных странах, которая переживает подлинный кризис. Однако для этого понадобилось преодолеть «экстремальные условия» в развитых странах, условия, которые остались уделом остальных стран. В развитых странах наблюдается распад семьи на многочисленные разновидности. Об этом пойдет речь в дальнейшем, в специальном разделе.

С появлением патриархальной семьи роль женщины все более сводилась к поддержанию огня, приготовлению пищи, изготовлению одежды, воспитанию детей. Были и иные, внесемейные занятия — проституция в древних храмах, гетеризм в греко-римском обществе. Известны общественные «подвиги» ветхозаветных женщин, например, Юдифь, которая отрубила голову Олоферну. Или Иаиль — девушка, которая ханаанскому военачальнику, спящему после соития, приставила к виску колышек от шатра и забила этот колышек ему в череп. Но почитание, культ женщины-матери сохранялся в образе египетской Изиды, Иштар и Астарты на Ближнем Востоке, Деметры в древней Греции, Цереры и Кибелы в древнем Риме. В последующее время, в христианской религии она известна как Богоматерь (рис. 3, 4, 5).

Рис. 3. Изида

Рис 4. Иштар (Астарта)

Рис. 5. Изображение вавилонской зооморфной богини с птичьими ногами (Иштар, Астарта, Лилит или Царица ночи), 2025–1750 гг. до и. э.

В древнегреческой, а затем римской истории наблюдается противостояние и вместе с тем сотрудничество мужчин и женщин, известное нам под видом влияния на исторических деятелей гетер, впоследствии куртизанок, то есть обаятельных, интеллектуально развитых, образованных в духе своего времени женщин, духовно максимально приближенных к мужчинам, влияющих на их жизнь и принимаемые решения, помимо жен. Из последних известна Ксантиппа, сварливая жена Сократа, в противоположность Диотиме из Мантенеи, выступавшей соучастницей встреч, бесед и размышлений Сократа, Платона и иных участников древнегреческих симпозиумов, или гетера Аспазия, ставшая женой полководца Перикла, Фрина, вдохновлявшая Праксителя и Апеллеса, и Тайс Афинская из окружения Александра Македонского (по роману Ефремова). В римской истории наиболее известна своим развратным поведением Мессалина, жена императора Клавдия (рис. 6, 7).

Рис. 6. Богини римской мифологии

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Гендерная педагогика. Понятие «гендер» и его влияние на воспитание детей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я