Данное издание содержит в себе лекции по курсу «Психология труда». Подробно рассматриваются основные разделы психологии труда, область знаний, главные направления, цели, задачи, предмет, методы, проблемы, мотивация и трудовая аттестация работника как субъекта психологии труда, а также все те основы и принципы, без которых человеку просто невозможно работать, и их незнание ведет к низкой производительности, плохой самоотдаче, постоянной стрессовой ситуации и конфликтам. Предназначено для преподавателей и студентов психологических, экономических и управленческих факультетов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология труда: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЛЕКЦИЯ № 1
Работа
1. Понятие работы
Работа — материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Работа — это труд человека, а под трудом понимается сознательная, целенаправленная деятельность, приложение людьми умственных или физических усилий для создания полезных продуктов либо для достижения положительных результатов производства при условии удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей.
Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации потенциала работника. Под работой также может подразумеваться невознаграж-даемая финансовая деятельность, но подкрепленная другими мотивами — желанием добиться известности, благодарности, удобств и т. д. Работой в общем смысле считают деятельность, направленную на достижение определенного результата, и подразумевающую позитивную направленность.
2. Плюсы и минусы работы
Как любой вид деятельности, работа имеет свои плюсы и минусы.
Работа есть источник благ:
1) средства к существованию — сюда включены такие статьи, как заработная плата, дотации, льготы, предоставляемые предприятием работнику;
2) возможность самореализации — возможности творческого подхода к работе, введение новшеств и инноваций в трудовой процесс, реализации своих идей;
3) приобретение определенного статуса — возможности карьерного роста, финансового положения, профессионального авторитета;
4) возможность приобретения новых навыков и знаний, профессионализации — опыт работы по определенной специальности, специализация в какой-либо области;
5) удовлетворение потребности в самоидентификации с определенной группой — идентификация с определенной группой, определение себя как ее члена;
6) возможность приобрести новый круг общения — приобретение новых знакомств, возможностей общения на новом уровне, новый круг общения.
Работа как источник неприятностей:
1) утомление — постоянная активность на протяжении установленного рабочего дня, и, как следствие, — физическая и моральная усталость;
2) вред для здоровья — влияние факторов рабочей среды на организм человека;
3) потеря времени — затрата временных ресурсов личности на выполнение трудовых заданий;
4) стрессы — наличие множества стрессогенных факторов на рабочем месте;
5) неудовлетворенность — невозможность реализовать потенциал в силу различных причин — недостаточности заработной платы, жестких рамок трудового процесса и т. п.;
6) отсутствие перспектив роста — ограничения в карьерном плане, вызванные определенными причинами, особенностями работы, отсутствием должной подготовки работника для работы на более высоком трудовом посту и др.;
7) плохой коллектив — несоответствие интересов, норм ценностей работника и большинства членов рабочего коллектива.
Отношение к работе во многом зависит от степени заинтересованности в ней и удовлетворенности трудом. Работу, трудовые процессы, мотивацию труда и трудовую удовлетворенность изучает психология труда, или организационная психология.
Определенный уровень эффективности трудовой деятельности индивида, основан на психофизиологических особенностях, трудовой мотивации и склонностях к определенным профессиональным видам труда.
3. Понятие безработицы
Под безработицей понимается отсутствие работы на протяжении определенного периода времени у людей трудоспособного возраста (16 лет) и способных работать по состоянию здоровья.
Затяжная безработица во многом влияет на моральное и физическое состояние работника, снижает его запросы и возможности найти достойное рабочее место. Зачастую, безработный ожидает помощи от других людей, полагается на чужие решения, сомневается в своей профессиональной подготовке, уходит от решения профессиональных проблем, и возможны даже подспудное нежелание и боязнь устроиться на работу, адаптация к отсутствию работы и отказ от ее поиска. Возможен другой вариант поведения безработного, который характеризуется активной позицией, постоянный поиск работы, возможное переобучение и активная адаптация к условиям труда, новому коллективу.
Служба занятости в течение 11 календарных дней после подачи всех необходимых документов определяется и выносит решение о признании гражданина безработным. При этом не имеет значения когда был уволен гражданин с предыдущего места работы и почему, сколько времени прошло и т. д.
Безработными не могут быть признаны: граждане, не достигшие 16 лет; люди, которым назначена пенсия; осужденные к исправительным работам; люди, лишенные свободы; отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, учебы и т. п. Если человек отказывается от регистрации в данный момент времени, он может повторно обратиться в службу занятости позже, через две недели.
Правовой статус безработного включает в себя: определение безработного, права и обязанности безработного, ответственность безработного и гарантии социальных прав и компенсации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология труда: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других