В книге рассматриваются исторические, теоретические, методические и организационные аспекты читательского развития детей и юношества в процессе библиотечно-педагогической деятельности. На основе проводимых исследований характеризуются особенности пользователей библиотек разного возраста, их чтение в реальной и электронной среде, анализируются индивидуальные и коллективные методы педагогической деятельности отечественных библиотекарей, их совместная деятельность с педагогами и родителями. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке педагога-библиотекаря. Книга ориентирована на использование в учебном процессе вузов с целью подготовки школьных, детских, детско-юношеских библиотекарей, аспирантов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры и искусств. Автор – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Является автором более 200 работ, среди которых монографии, учебная литература.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читательское развитие подрастающего поколения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава1. Теоретические и методологические основы читательского развития подрастающего поколения
1.1. Эволюция понятия «читательское развитие»
Устоявшимся понятиями в библиотековедении являются: «библиотечное обслуживание» и «руководство чтением детей и юношества в библиотеке». Именно под такими названиями издано ряд учебников. Вместе с тем еще в 1984/85 учебном году в МГИК был издан учебник А.Я. Айзенберга «Библиотечная педагогика», целью которого являлось развитие педагогического мышления у студентов. Состояние и перспективы педагогической деятельности библиотек отражены также в учебном пособии В.И. Терешина «Педагогические аспекты деятельности советских библиотек» (МГУКИ, 1988). В последующий период лишь в 2011 году было издано пособие И. И. Тихомировой «Библиотечная педагогика или Воспитание книгой» для библиотекарей, работающих с детьми.
В условиях информатизации общества определение направленности библиотечной деятельности претерпевает изменение. Все большее число специалистов вместо термина «библиотечное обслуживание» стало употреблять термин «библиотечно-информационное обслуживание». В «Справочнике библиотекаря» (2010) под научной редакцией А. Н. Ванеева отмечается, что термин «библиотечное обслуживание» сегодня уже не отражает реальных условий практической деятельности библиотеки, которая стала значительно глубже. Поэтому этот комплексный библиотечный процесс стали называть библиотечно-информационным обслуживанием. Под таким названием в 2012 году издано учебное пособие Г. А. Ивановой и В. П. Чудиновой «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом», предназначенное школьным и детским библиотекарям, бакалаврам, магистрантам и аспирантам библиотечно-информационных факультетов вузов культуры и искусств.
Библиотечная работа с подрастающим поколением в нашей стране во все времена рассматривалась как дело педагогическое. В связи с этим профессор Т. Д. Полозова, возглавлявшая долгое время кафедру детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством в Московском государственном институте культуры, доказывала, что термин «библиотечное обслуживание», утвердившейся в 20-е гг. ХХ века, нуждается в переосмыслении. Применение его в те годы было оправданным. Но в последующий период он не стал отвечать требованиям, предъявляемым к библиотечной работе с юными читателями, и противоречил важнейшему психолого-педагогическому принципу взаимоотношений библиотекаря-педагога и читателя. «Обслуживание», — отмечает Т. Д. Полозова в учебнике «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке» (1992), — термин из сферы быта. Библиотека (детская, юношеская, школьная) из сферы культуры, а не бытовых услуг. Библиотекарь — руководитель чтения — старший товарищ, друг, но не «обслуживатель». Он популяризатор книги и произведений различных видов искусства, специалист в сложнейшей сфере духовной деятельности» 1.
В ХХ веке библиотечное обслуживание детей и юношества рассматривалось как руководство чтением. Известно, что научные понятия, как и отражаемые ими явления, изменчивы. Разрабатывая понятийную систему, преподаватели курса «Руководство чтением детей в библиотеке» последовательно выявляли специфику понятия «руководство чтением». Во втором издании учебника оно трактуется так: «Руководить чтением детей — значит прививать любовь к книге, интерес к чтению и потребность в нем, учить искусству вдумчивого чтения и практическому использованию литературы. Это значит активно воздействовать на содержание и качество чтения детей, развивать навыки работы с печатным словом и пользования библиотекой»2. В данном определении выделяется односторонность процесса воздействия руководителя чтения на читателя. Это определение вытекало из отжившей концепции управления личностью, согласно которой читатель рассматривался как объект воздействия библиотекаря, а в качестве средств воздействия назывались лишь формы и методы деятельности библиотекаря, а не сама литература как важнейшее средство воспитания личности читателя. Требовалось дальнейшее уточнение данного понятия.
В учебнике «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке» (1992) библиотечная деятельность рассматривается как педагогический процесс общения библиотекаря и читателя, отвечающий задачам образования, воспитания, сложному духовному миру и запросам ребенка, подростка, старшеклассника. Цель этого процесса — воспитание личности. Именно установка на личность, взгляд на читателя как на субъект и цель деятельности рассматривается в этом учебнике в числе ведущих принципов и методологических предпосылок совершенствования работы библиотек. Учебник носил опережающий прогностический характер. Изучение профессионального сознания детских библиотекарей, проводимое в тот же период, когда создавался учебник, показывало, что в начале 90-х годов происходило постепенное осознание библиотекарями новых реалий в своей деятельности, переход к педагогике сотрудничества, предполагающей высокий уровень профессионализма библиотекарей.
В отечественном библиотековедении онтогенез понятия «руководство чтением» обстоятельно рассмотрел А. Н. Ванеев. Это понятие применительно к детскому чтению появилось в конце XVIII века. Н. И. Новиков — издатель журнала «Детское чтение для сердца и разума» использовал термин «руководительство в чтении». Содержание термина эволюционировало от помощи читателю в пользовании библиотекой до оказания помощи в организации чтения, в приобщении к книге. В 30-е годы ХХ века руководство чтением, в том числе и подрастающего поколения, начало выполнять идеологическую функцию.
В 90-е годы — в период социальной перестройки — отношение к этому термину резко изменилось. Ю. А. Гриханов в статье «Руководство чтением», помещенной в «Библиотечной энциклопедии» (2007), отмечает, что некоторые библиотековеды предложили не использовать этот термин, учитывая его идеологизированность и авторитарность. Рассматривая разные направления руководства чтением, Ю. А. Гриханов, убедительно доказывает, что никакой идеологизации и авторитарности здесь нет. Среди направлений ученый выделяет: помощь читателю в выборе произведений печати в соответствии с запросами читателя, подбор и рекомендация литературы по теме запроса, содействие формированию новых интересов; содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг; помощь в процессе чтения и восприятия прочитанного. Все это не давление, отмечает И. И. Тихомирова, а «участие библиотечного специалиста в выборе литературы и в ее восприятии, диктуемое его профессиональными обязанностями и личностными побуждениями»3.
Рассматривая руководство чтением как ключевое звено педагогической деятельности библиотекаря, И. И. Тихомирова справедливо отмечает, что «руководство чтением проявляет себя в наши дни более всего в сфере библиотечного общения и реализуется преимущественно через библиотечное обслуживание и рекомендательную библиографию»4.
Следовательно, читательское развитие юного поколения — это одна из главных составляющих библиотечно-педагогической деятельности, основными направлениями которой являются:
— содействие развитию личности растущего человека, его образованию и воспитанию посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, приобщения к лучшим образцам отечественной и мировой литературы;
— формирование информационной культуры;
— обеспечение доступа к безопасной информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей, руководителей детского чтения и других специалистов с использованием как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных информационных сетей и систем;
— обеспечение социально-культурного развития подрастающего поколения, создание гуманной социокультурной среды, в которой дети, подростки и юношество могут приобщаться к культурным ценностям и идеалам, способствующим их становлению как будущих граждан страны; заниматься продуктивной культурной деятельностью.
Обозначенные направления библиотечно-педагогической деятельности детских, детско-юношеских и школьных библиотек — яркое свидетельство тому, что эта деятельность направлена на решение педагогических задач, осуществляемых специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотек. Используя все имеющиеся ресурсы, библиотеки предоставляют юному поколению оптимальные условия для личностного развития, формирования и удовлетворения образовательных, коммуникативных и иных потребностей учащихся; создают условия для развития личности растущего человека через чтение, книгу в реальной и электронной среде, отвечающие его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Усиливается педагогическая функция библиотек, особенно школьных, в связи с введением должности «педагог-библиотекарь». Основной целью профессиональной деятельности этих специалистов становится гуманистическое воспитание учащихся средствами книги и чтения, библиотечно-педагогическое обеспечение учебного процесса, активное использование современных информационных образовательных ресурсов.
Введение в содержание образования бакалавров — будущих специалистов по библиотечной работе с детьми и юношеством — учебной дисциплины «Библиотечная педагогика» позволит студентам качественно овладевать этой интегрированной, универсальной профессией.
Вопросы и задания:
1. Почему в последние годы наряду с понятиями «руководство чтением», «библиотечное обслуживание» вошло понятие «читательское развитие»? Сформулируйте определение этого понятия.
2. Раскройте основные направления читательского развития детей в деятельности детских, школьных и юношеских библиотеках.
1.2. Принципы библиотечно-педагогической деятельности
Практическая реализация библиотечно-педагогической деятельности основывается на ряде научных принципов. «Принцип», если исходить из этимологии этого слова (от лат. prinsipium) означает основу, начало чего-либо. Это осознанное общее положение, ставшее научной основой какой-либо деятельности, определяющей ее характер и стратегию.
К числу принципов библиотечно-педагогической деятельности относятся: принцип гуманизации, требующий внимания к личности каждого юного человека как высшей социальной ценности общества; принцип демократизма, открывающий равные возможности для всех пользователей информационными и книжными богатствами, предполагающий развитие активности, инициативы и творчества пользователей библиотек и самих библиотекарей, широкое участие общественности в библиотечной работе; принцип интеграции, требующий объединения различных социальных институтов в работе с читателями — детьми, подростками и юношеством.
В современной библиотеке реализуется принцип комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь в решении воспитательных задач: духовно-нравственного, патриотического, экологического, эстетического воспитания юного поколения и др. Одновременно с требованием единства, взаимосвязи задач воспитания комплексный подход ориентирует на выделение ведущих стержневых проблем, цементирующих единую воспитательную систему.
Библиотечная работа с подрастающим поколением традиционно основывается на принципах, опирающихся на психолого-физиологические особенности юных читателей. Принцип дифференцированного подхода предполагает прежде всего учет возрастных особенностей, интересов молодого поколения. В настоящее время появились возможности дифференциации групп учащихся в зависимости от использования ими Интернета, от уровня читательского развития и информационной культуры. При взаимодействии библиотекаря с читателем в Интернете одним из главных принципов является интерактивность — соединение библиотекарей и пользователей (реальных и удаленных) с помощью ряда новых технологий: общение на сайтах детских, школьных и юношеских библиотек; в блогах библиотекарей, учителей, воспитателей.
Особую значимость имеет принцип личностного подхода, заключающегося в правильной ориентации типа читателя на тип книги. Библиотекарю нужно знать особенности чтения и восприятия литературных произведений детьми и подростками в реальной и электронной среде, понимать природу разных жанров и видов литературы, их качественное своеобразие, потенциальные возможности и характер воздействия.
Принцип диалогичности — основа индивидуального и группового общения. Чтобы профессиональное общение библиотекаря с читателями было успешным, ему необходимо периодически знакомиться с психологическими, педагогическими и библиотековедческими исследованиями по проблемам общения. В науке разработаны правила эффективного общения, коммуникативного этикета, согласования коммуникативного взаимодействия, тактики и техники общения.
Традиционными в работе библиотек с детьми являются принципы доходчивости, наглядности и занимательности. Они предполагают вовлечение юных пользователей в личностно значимый процесс чтения в реальной и электронной среде и связанную с этим литературно-художественную, поисковую, пропагандистскую и другую творческую общественно значимую деятельность.
В современных условиях расширяются и углубляются в работе библиотек принципы последовательности и преемственности. Это наблюдается, например, в усилившемся внимании к читательскому развитию дошкольников, в научном обосновании уровней информационной культуры учащихся, литературного развития детей разных возрастных групп.
Раздвинулись границы чтения современных школьников, особенно в электронной среде. Их возросшие познавательные интересы, преобразования, происходящие в области образования, требуют активизации и оперативности работы всех информационных и библиографических служб библиотеки, которые призваны обеспечивать пользование книгами и прочими информационными источниками, дополняющими и расширяющими информацию в учебной литературе.
Методологически значимым принципом библиотечно-педагогической деятельности библиотек является принцип научной обоснованности. Интеграция научных знаний по философии, социологии, педагогике, психологии, литературоведению, библиотековедению — один из показателей современного развития этих наук. Внедрение же интегрированного научного знания в библиотечную практику — непременное условие ее совершенствования.
Принцип планомерности и плановости предполагает разработку совместных (согласованных) планов деятельности библиотеки и дошкольных учреждений, библиотеки и школы, библиотеки и средств массовой информации, библиотеки и культурно-досуговых учреждений. Должна быть согласованной работа библиотеки и школы с семьей, с теми, кто организует работу с детьми по месту жительства. При разработке планов важен учет местных условий, традиций, национальной специфики.
Определение принципов библиотечно-педагогической и информационной деятельности детских, школьных и юношеских библиотек базируется на понимании их роли в обществе в целом и целей деятельности названных библиотек. Кроме вышеперечисленных принципов, переосмысление которых происходит на разных этапах развития общества, необходимо опираться на принципы, сформулированные видными отечественными библиотековедами. В учебнике Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (2006) обоснованы следующие принципы: принцип конгруэнтности (от лат. congruens — соответствие, гармония), что значит — соответствие библиотечного обслуживания задачам общества, потребностям пользователей, уровню развития отрасли; принцип толерантности и приоритета интересов личности пользователя означающий, что библиотечное обслуживание организуется в интересах личности, на удовлетворение и развитие ее потребностей и запросов; принцип диалогичности библиотечного обслуживания проявляется в насыщении формами работы, где пользователь выступает активным участником; принцип индивидуализации и специализации библиотечного обслуживания предполагает учет индивидуальных особенностей пользователей и развивающую тенденцию специализированного обслуживания.
Кроме вышеназванных принципов Ю. П. Мелентьева выделяет дидактические принципы: принцип системного подхода в предоставлении информации пользователям; принципы наглядности и комфортности библиотечного обслуживания5.
Заслуживают также внимания научные принципы, сформулированные И. В. Балковой в книге «Справочное пособие библиотекаря: библиотековедение, библиография, библиотечно-информационное обслуживание» (2014). Кроме традиционных принципов — дифференцированного подхода к пользователям, систематичности, диалогичности, наглядности библиотечно-информационного обслуживания, автор называет новые: принцип плюрализма и толерантности, цель которого воспитание терпимости и уважения к другим взглядам, подходам, мнениям; принцип двойного влияния, предусматривающий приобщение пользователей к лучшей литературе и уменьшение влияния низкокачественной; принцип краеведческого подхода, способствующий приобщению пользователей к краеведческим знаниям, актуализирующим чтение, делающим его более интересным, конкретным и близким; принцип доступности библиотечного обслуживания, который означает свободу выбора и использования документов, библиотечных услуг, выбора места подачи запроса и получения услуг, право на безотказное обслуживание, на определенную комфортность, корректное обращение библиотекарей.
Названные методологические принципы содержат осознанные общие положения, знания-выводы. В них выражаются определенные требования к библиотечной работе с детьми, подростками и юношеством. Эти требования становятся нормативными установками, руководством к действию, правилами, которых должны придерживаться библиотечные специалисты.
Вопросы и задания:
1. Что Вы понимаете под принципами библиотечно-педагогической и информационной деятельности?
2. Охарактеризуйте основные методологические принципы библиотечно-педагогической деятельности.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение библиотечно-педагогической деятельности
Развитие библиотечно-педагогической деятельности определяется документами как международного, так и российского уровня.
К числу важнейших международных документов относится «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году и ратифицированная в СССР в 1990 году. В данной Конвенции наряду с общими положениями, обеспечивающими каждому ребенку право на сохранение жизни, здоровья, своей индивидуальности, свободы мысли, совести и религии, — в статье 28 предусматривается право детей на образование, на доступ к информации и материалам.
Другим важным документом является «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период», принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1995 году. В программе сказано, что «молодежь всего мира, живя в странах, характеризующихся различными уровнями развития и разными социально-экономическими условиями, стремится к полнокровному участию в жизни общества, как это предусмотрено в Уставе Организации Объединенных Наций, включая:
— достижение уровня образования, соразмерного устремлениям молодых людей;
— доступ к возможностям занятости, соответствующим их способностям;
— продовольствие и питание, необходимые для обеспечения полнокровного участия в жизни общества;
— окружающая среда и социальные условия, способствующие хорошему здоровью и защите от болезней и вредных пристрастий и свободные от всех видов насилия;
— права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка, религии и без каких-либо других форм дискриминации;
— участие в процессах выработки решений;
— места и объекты для культурного отдыха, досуга и занятия спортом для повышения уровня жизни молодых людей, как в сельских, так и в городских районах»6.
В программе большое внимание уделяется образованию молодежи, поощрению образовательных систем, соответствующих современным и будущим потребностям молодого поколения; подчеркивается значение развития навыков поиска информации, доступа к ней и ее использования.
В 2002 году на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей». В Декларации сказано, что во всей деятельности первоочередное внимание следует уделять наилучшему обеспечению интересов детей. Мир, пригодный для жизни детей, это такой мир, в котором дети получают наилучшие условия для жизни, имеют доступ к качественному базовому образованию. К приоритетным направлениям национальных и глобальных действий относятся: содействие физическому, психологическому, духовному, социальному, эмоциональному и культурному развитию детей.
Среди документов международного уровня особое значение имеет текст, принятый Всемирным форумом по образованию «Образование для всех: выполнение наших общих обязательств» (2000). В документе отмечается, что каждый ребенок, юноша, взрослый обладает правом на образование, дающее возможность научиться познавать, действовать, жить вместе с другими и существовать. Подчеркивается значимость образования, направленного на развитие талантов и потенциала каждого человека и развитие личности обучающихся.
Концепцию образования в информационном обществе представляет программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.). В программе отмечается, что расширение лишь информационных потоков не является достаточным для того, чтобы можно было воспользоваться возможностями развития, которое становится доступным благодаря знанию. Общество знаний, говорится в Программе, должно обеспечивать реализацию права на образование и другие культурные права. Информация, являющаяся основой знания, должна отличаться высоким качеством, разнообразием и достоверностью.
В ряду международных документов, непосредственно относящихся к библиотекам, являются:
— Манифест о публичных библиотеках ИФЛА/ЮНЕСКО (1995 г.);
— Манифест школьных библиотек, принятый в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА;
— Манифест ИФЛА об Интернете (2002 г.);
— Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2002 г.).
Роль публичной библиотеки в образовании, культуре и информации рассматривается в «Манифесте о публичных библиотеках ИФЛА/ЮНЕСКО». В документе определены функции этих библиотек: привлечение к чтению, содействие образованию и самообразованию, развитию личности, приобщение к культурному наследию, обеспечение информационного обслуживания. Особо подчеркивается, что услуги публичных библиотек должны быть доступны всему населению.
В «Манифесте школьных библиотек» сказано, что школьная библиотека является частью библиотечно-информационной системы. В документе определена миссия этих библиотек, заключающаяся в предоставлении обучающих программ, книг и иных информационных ресурсов всем членам школьного коллектива. Библиотека тем самым побуждает пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации. Она рассматривается так же, как неотъемлемая часть образовательного процесса, содействующего развитию грамотности, информационных навыков, преподавания, самообразования и приобщения к культуре. В документе определены задачи школьных библиотек, для осуществления которых библиотека «вырабатывает свою политику, развивает службы, комплектует необходимые ресурсы, обеспечивает физический и интеллектуальный доступ к необходимым источникам информации, предлагая консультационные услуги и нанимая профессионально обученных сотрудников»7.
Другим важным документом является «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек». Этот документ был разработан через два года после выхода Манифеста школьных библиотек. В Руководстве отмечается, что Манифест был хорошо принят во всем мире и переведен на множество языков. Задача же данного Руководства — дать информацию ответственным лицам на государственном и местном уровнях всех стран и предоставить поддержку и рекомендации библиотечному сообществу. Оно имеет также цель — помочь школам реализовать воплощенные в Манифесте принципы. В документе рассматриваются миссия и руководящие принципы работы школьной библиотеки, ее ресурсы, кадровое обеспечение, программы и направления деятельности, а также вопросы пропаганды библиотеки и обучения пользователей.
Международным документом для библиотекарей является «Манифесте ИФЛА об Интернете». В этом документе сказано, что главной обязанностью библиотечной и информационной профессии является обеспечение свободного доступа каждому человеку к информации, вне зависимости от средств ее передачи и границ. При этом библиотекари должны активно продвигать и обеспечивать осмысленный доступ к качественной сетевой информации для всех пользователей библиотеки, включая детей и подростков.
Таким образом, на международном уровне созданы нормативно-правовые документы, определяющие деятельность современных библиотек, в том числе детских, школьных, юношеских. Эти документы — основа для дальнейшей модернизации библиотечно-педагогической деятельности, в том числе и в области читательского развития юного поколения.
Основные направления развития библиотек как социокультурных, образовательных и информационных учреждений определяются законодательством Российской Федерации. В его основе — Конституция Российской Федерации. В ряде ее статей говорится о гарантированных правах граждан, обеспечение которых невозможно без участия библиотек. Среди них: доступ к мировой сокровищнице культуры — литературе, право на участие в культурной жизни и использования учреждений культуры. Закон гарантирует свободу массовой информации и запрет цензуры, что, по сути, деидеологизирует библиотечную деятельность.
Современные библиотеки ориентируются в своей деятельности на расширенную законодательную базу, включающую федеральные законы: «О библиотечном деле» (1994 г.), «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.), «О рекламе» (1995 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (2002 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (2004 г.), «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» (2010 г.).
Центральное место в законодательной базе занимает закон «О библиотечном деле». Библиотека в этом законе рассматривается как информационное, культурное и образовательное учреждение. В отдельных статьях рассматриваются основные виды библиотек, право на библиотечное обслуживание и библиотечную деятельность, права пользователей библиотек. В законе определены обязанности библиотек, их статус и права. Отмечается, что библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.
Многие направления деятельности общедоступных библиотек, в том числе детских, школьных, юношеских, определяет Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступил в силу с 1 ноября 2012 года. Закон устанавливает ограничения на оборот информационной продукции, правовые режимы данного оборота среди детей (информация с ограниченным доступом, информация, запрещенная для детей), ее возрастную классификацию, ответственность для распространителей и изготовителей информационной продукции. Информационная безопасность детей рассматривается как состояние их защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психологическому, духовному, нравственному развитию. Для библиотек, работающих с детьми, особое значение имеют положения, касающиеся определения основных критериев при отнесении информационной продукции для детей разных возрастов8.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании», определяющий задачи, виды и функции педагогической деятельности. Эта деятельность представлена как сложная, многоступенчатая, многофакторная система. В этой системе важную роль призваны сыграть детские, детско-юношеские, школьные библиотеки, профессионально занимающиеся проблемами детского и юношеского чтения, литературы для детей и юношества, информационной культуры. Их деятельность должна отвечать современным задачам образования.
К документам федерального уровня относится «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» (2004 г.), в котором сформулированы основные задачи библиотек, среди которых: деятельность по поддержке педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web — страниц и т.п.); содействие проведению занятий по формированию информационной культуры; консультирование новых групп читателей по вопросам организации семейного чтения и ознакомления их с информацией по вопросам воспитания детей и здорового образа жизни.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права в области библиотек в нашей стране активно разрабатываются концепции развития детских, школьных и молодежных библиотек.
Процесс законотворчества продолжается. Информацию о состоянии нормативно-правового обеспечения деятельности библиотек, о новых законодательных инициативах в области библиотечно-информационного обслуживания можно найти в специальных изданиях, а также на электронных сайтах ЮНЕСКО, ИФЛА, ALA (Американская библиотечная ассоциация), РБА (Российская библиотечная ассоциация), РШБА (Русская школьная библиотечная ассоциация), Министерства культуры Российской Федерации.
Вопросы и задания:
1. Назовите документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность детских, детско-юношеских и школьных библиотек.
2. Какие основные направления развития, а также функции и характер деятельности школьных библиотек определяются законодательством Российской Федерации?
3. Как применяются положения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» при организации библиотечно-педагогической и информационной деятельности библиотек?
1.4. Современная система библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества
В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» (1994) дети, подростки и юношество имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских, юношеских библиотеках и библиотеках образовательных учреждений.
Наиболее многочисленная сеть библиотек общеобразовательных учреждений находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Являясь неотъемлемой частью российского образования, школьные библиотеки составляют значительную часть библиотечной сети России — более 40 тысяч. Их деятельность регламентируется «Примерным положением о библиотеке общеобразовательной школы». Библиотеки призваны предоставлять обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам школьного коллектива.
В проекте «Манифеста школьных библиотек Российской Федерации», разработанного Российской школьной библиотечной ассоциацией (РШБА), миссия этих библиотек рассматривается как неотъемлемая часть отечественной системы образования. Школьные библиотеки «концентрируют документальные источники образования на традиционных и электронных носителях, в том числе — на сетевых, предоставляют доступ к внутри библиотечным и удаленным ресурсам образования; приобщают школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, способствуют сохранению и развитию русского языка, как национального достояния и средства межнационального общения; содействуют получению навыков непрерывного самообразования школьников; формируют информационную культуру личности, участвуют в адаптации школьников к условиям жизни в современном обществе, ориентированном на информации и знаниях; способствуют формированию ответственной гражданской позиции школьников»9.
Для реализации миссии каждая школьная библиотека совместно с администрацией и педагогическим коллективом, родительской общественностью обосновывает свою концепцию развития, разрабатывает оперативные и перспективные планы деятельности.
В ведении Министерства культуры сложилась следующая система библиотечного обслуживания детей и юношества:
1. Детские, детско-юношеские библиотеки, централизованные детские библиотечные системы, в том числе:
— государственная детская библиотека федерального уровня — Федеральное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека»;
— государственные детские библиотеки субъектов Российской Федерации — республиканские, областные, краевые и детско-юношеские библиотеки;
— муниципальные централизованные системы детских библиотек, самостоятельные специализированные библиотеки.
2. Структурные подразделения публичных библиотек.
3. Структурные подразделения организаций культурно-досугового типа.
В современный период в России на федеральном уровне действуют Российская государственная детская библиотека и 76 республиканских, областных, краевых детских и детско-юношеских библиотек. Многие имеют статус центральной библиотеки региона по организации библиотечно-информационного обслуживания подрастающего поколения, закрепленный в региональных законах о библиотечном деле.
Одной из ведущих в стране является Российская государственная детская библиотека (РГДБ), созданная в 1969 году как научно-методический и исследовательский центр в области педагогики, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы, организации библиотечного обслуживания детского населения. РГДБ обслуживает детей и подростков в возрасте от 1 года до 15 лет, родителей и специалистов, профессионально связанных с детским чтением. Для пользователей открыты: 5 абонементов (в том числе нот и звукозаписей, книг на иностранных языках), читальные залы, литературные и музыкальные гостиные, комната сказок, фонотека, Интернет-центр, медиатека, кабинет психолого-педагогических консультаций, справочно-библиографическое бюро.
РГДБ имеет самый представительный в стране фонд литературы для детей на русском и иностранном языках — свыше 500 тысяч единиц хранения. В нем представлены также ноты, звукозаписи, видеофильмы, компьютерные программы, изопродукция, мультимедиа. Сотрудники библиотеки располагают большими возможностями в приобщении подрастающего поколения к книжной и электронной культуре. Они обеспечивают доступ юным пользователям к безопасной и качественной информации, к лучшей отечественной и мировой литературе, стремятся повысить качество чтения детей, приобщить детей к книге как явлению культуры, развивают у них творческие способности, культуру чтения и информационную культуру.
В РГДБ успешно работают творческие объединения, студии, разнообразные кружки и клубы по интересам: литературно-творческое объединение «Жизальмо», студия книжной иллюстрации «Бибигон», Студия воспитания искусством, Клуб семейного чтения, литературно-дискуссионный клуб «DIALOGOS», кружок любителей пения, студии «Эники-Беники», «Терем-Теремок», «Веселый гусь».
Научные отделы библиотеки — научно-методический отдел, отдел социологических исследований, отдел психологии и педагогики детского чтения — проводят большую аналитическую, исследовательскую и консультационную работу. Изучается и анализируется инновационный опыт детских библиотек страны. Издаются книги по материалам исследований детского чтения, методические материалы и библиографические указатели для детских библиотек. В круг профессионального чтения библиотекарей и студентов входят: трехтомный биобиблиографический словарь «Писатели нашего детства», авторами которого являются сотрудники библиотеки, «Библиогид» — альманах о книгах для детей, сайт «Biblio Гид». В последние годы изданы книги, вызывающие большой интерес у профессионалов. Среди них: «Безопасность детей в информационном пространстве» (2014 г.), «О детской литературе: взгляд библиотечных психологов, педагогов и библиографов» (2013 г.), «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования» (2013 г.); словарь «Современные формы работы с детьми и подростками в библиотеке» (сост. О. Л. Кабачек, 2013 г.); книги В. П. Чудиновой «Развитие «нации читателей»: роль чтения и библиотек» (2014 г.), «Чтение детей и подростков в зеркале гендерной социологии» (2015 г.) и др.
В 2009 году РГДБ инициировала начало корпоративного проекта «Электронная коллекция редкой детской книги», цель которого — собрать разрозненные коллекции, находящиеся в разных библиотеках страны и за ее пределами, а также в частных коллекциях, в новую большую электронную коллекцию с открытым доступом для всех пользователей Интернета. Это позволит детям и родителям знакомиться с уникальными детскими книгами, слушать их аудиоверсии, просматривать замечательные иллюстрации, что позволит пробуждать и развивать интерес к чтению у юного поколения и явится одним из интересных методов приобщения детей к книге, к творческому чтению иллюстрированных текстов. В проекте предполагается включение части электронной коллекции в «Международную детскую цифровую библиотеку.
В отделе обслуживания руководителей детского чтения родители, педагоги и воспитатели получают помощь в воспитании детей как читателей и пользователей библиотеки, в отделе психологической поддержки проводятся занятия для детей, подростков и родителей.
РГДБ сотрудничает с областными (краевыми, республиканскими) и федеральными библиотеками, исследовательскими институтами, посольствами зарубежных стран в реализации различных проектов. Является членом Российской библиотечной ассоциации, Библиотечной ассамблеи Европы, национальной секции Международного Совета по детской и юношеской литературе (IBBY). РГДБ участвует в выдвижении кандидатов на награждение российских детских писателей и художников-иллюстраторов международными премиями, способствует расширению межнациональных и международных литературных связей.
Видное место в системе библиотечно-информационного обслуживания молодого поколения занимает «Российская государственная библиотека для молодежи» (РГБМ), организованная в 1966 году на базе юношеского филиала Государственной публичной исторической библиотеки. До 2009 года называлась Российской государственной юношеской библиотекой. В настоящее время библиотека располагает мощным информационным ресурсом: в фонде библиотеки — 800 тысяч книг, 500 названий журналов и газет, 2000 ед. мультимедийных изданий, 70 000 грампластинок, 40 000 нотных изданий. Пользователям обеспечен бесплатный доступ к 20 удаленным базам данных, размещенным в Интернете и на сервере библиотеки10.
К услугам пользователей — отраслевые универсальные залы, совмещающие функции читального зала и абонемента. Здесь свободный доступ к книгам, периодике, CD-ROM, DVD, удаленным базам данных. Квалифицированные специалисты — библиотекари и библиографы обеспечивают молодежь необходимой информацией в залах литературы по общественным, гуманитарным, естественным и техническим наукам, в зале литературы на иностранных языках, в компьютерной библиотеке, в нотно-музыкальном отделе и фонотеке. Информационные и культурные потребности пользователей удовлетворяются и в других залах: редкой книги, визуальных искусств, досугового чтения. В клубном зале проводятся занятия клубов и кружков по интересам, просмотр видеофильмов из фонда библиотеки. Здесь же можно поиграть в настольные игры. Большой интерес у посетителей вызывает компьютерный музей, где проводятся групповые лектории. Крупные мероприятия — семинары и конференции, встречи с писателями и артистами, видео просмотры проводятся в конференц-зале. В молодежном историко-культурном центре, находящемся в деревянном особняке и оформленном в стиле русский модерн, размещаются экспозиции по истории отечественного предпринимательства, проходят литературно-музыкальные вечера, организуются художественные выставки. Здесь же располагается нотно-музыкальный отдел с обширной фонотекой.
РГБМ является научно-исследовательским, методическим центром для российских библиотек, работающих с молодежью. В его структуре создан Информационно-консалтинговый центр «Библиотека и молодежь», который располагает обширным фондом по библиотечному делу, периодическими изданиями региональных библиотек, материалами, поступающими на общероссийские конкурсы. Здесь готовятся к изданию вестник «Библиотеки — молодежи», методико-библиографические пособия, публикуются итоги исследований, сборники выступлений на конференциях и семинарах. Исследовательский центр «Библиотека. Чтение. Интернет» изучает проблемы чтения и библиотечного обслуживания молодежи в России и за рубежом.
Проблемы библиотечно-информационного обслуживания молодого поколения находятся в центре внимания еще одной крупной библиотеки — Российской государственной библиотеки для слепых (РГБС), созданной в 1920 году. По данным 2008 года, ее фонд составил 1,2 млн. экз., количество пользователей — 14200 человек, в том числе дети и семьи с детьми. Являясь федеральным государственным учреждение культуры, библиотека способствует созданию системы библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями доступа к информации. РГБС — научный и консультационный центр для сети из 69 специальных библиотек. Миссия этих библиотек: обеспечение инвалидов по зрению равных возможностей в получении всего комплекса библиотечных услуг — информационных, культурно-досуговых, социально-реабилитационных. Эти услуги оказываются на основе сетевого взаимодействия с использованием корпоративных ресурсов.
РГБС выпускает библиографические указатели и другие издания по проблемам тифлологии и по более широким дефектологическим темам. Изданы указатели «Родителям о детях с нарушениями в развитии», «Литература по сурдопедагогике», ежеквартально выходит звуковой сборник «Социальная реабилитация». В последние годы расширяется круг подобных изданий благодаря специальным носителям.
РГБС инициировала создание «Информационного портала специальных библиотек для слепых», цель которого: координация деятельности этих библиотек, формирование единого информационного пространства библиотечного сообщества, обеспечение библиотечно-информационных потребностей незрячих и слабовидящих пользователей. Библиотеки этой сети в 2008 году имели 193, 7 тыс. пользователей. Общее количество посещений — 1856900. Электронные каталоги имела 51 библиотека, совокупный объем собственных электронных библиографических баз данных составлял 1623000 записей.
Система библиотечно-информационного обслуживания пользователей с ограниченными возможностями продолжает активно развиваться. Эта система востребована в обществе и имеет высокую социальную значимость.
Наряду с крупными библиотеками в системе библиотечно-информационного обслуживания юного поколения большая роль принадлежит Центральным детским и детско-юношеским библиотекам. Они выполняют социально значимые функции: образовательные, воспитательные, культурно-досуговые, содействуют социализации личности, ее духовно-нравственному развитию личности, формированию информационной культуры. Во все сферы деятельности библиотек внедряются новые информационно-коммуникационные, социально-гуманитарные и педагогические технологии.
Центральные библиотеки становятся научно-исследовательскими центрами по изучению детского чтения и детской литературы, центрами мониторинга библиотечного обслуживания юных пользователей и распространения чтения среди подрастающего поколения. Эти библиотеки становятся также центрами, объединяющими различные учреждения и организации, которые занимаются проблемами детства, информационной базой для органов управления. Изменяется менеджмент библиотек и их структурные подразделения, которые стремятся отвечать современному и будущему развитию потребностей юных пользователей.
Большую часть детского населения городов обслуживают Централизованные системы детских библиотек (ЦСДБ). В последние годы намечается тенденция их объединения с системой публичных библиотек, что приводит к потере самостоятельности в определении политики библиотечного обслуживания детей, потере статуса; ухудшению материального снабжения детских библиотек, которые превращаются в зависимые библиотеки-филиалы или отделы централизованных библиотечных систем.
Развитие ЦСДБ осуществляется благодаря информатизации всех процессов внутри системы, включения в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы. Происходит межсистемный и межведомственный обмен документами и информацией, координация и кооперирование деятельности с публичными и школьными библиотеками.
Публичные библиотеки все чаще включают в сферу своей деятельности библиотечное обслуживание детей. Открываются детские отделения, кафедры, абонементы. Для многих ЦБС работа с юным поколением стала приоритетным направлением деятельности. В процессе библиотечного обслуживания детей и юношества учитываются их возрастные, образовательные, досуговые и другие потребности и интересы. Детям и родителям предоставляется возможность совместного выбора книг, а подросткам открывается доступ к более широкому кругу источников информации. Совместное посещение библиотеки, различных мероприятий создают благоприятные условия для общения и организации семейных чтений. Особое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями.
В целях удовлетворения общих информационных и культурных потребностей всех членов семьи создаются библиотеки семейного чтения. В профессиональных изданиях отмечается необходимость определения оптимальных условий взаимодействия библиотеки и семьи, совершенствования организации семейного чтения, способствующего общению между разными поколениями. Содействие библиотеки этому процессу — не только в удовлетворении потребностей родителей в разнообразной актуальной информации о литературе для семейного чтения, но и в педагогическом просвещении родителей в области руководства чтением детей.
В регионах Российской Федерации в последние годы появились многофункциональные культурные центры, объединяющие в едином пространстве клуб, библиотеку, детскую школу искусств и другие учреждения. Этот процесс потребовал от библиотек освоить и адаптировать к новым условиям различные методы библиотечной работы. Способами приобщения юного поколения к книге и чтению становятся различные мероприятия клубной работы. Использование методов социально-культурной деятельности придало новое качество работы с книгой и другими источниками информации, обеспечило поиск новых связей с другими сферами обслуживания. В связи с этим библиотеки превращаются в более сложные учреждения по выполняемым задачам.
В России исторически сложилась стройная система библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества. Современная действительность ставит перед библиотеками немало острых проблем. Новым смыслом и звучанием наполняются и многие из традиционных направлений и форм библиотечной работы с молодым поколением. Для определения всех возможностей и перспектив этого сложного, творческого по своей сути процесса необходимо во всей полноте представить библиотеку как социальный институт, деятельность которого специфична. Она определяется общими задачами гуманизации и информатизации общества, построения общества знаний. Этим обусловлены постоянно растущие требования к библиотеке, надежда на ее активное участие в решении этих задач.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте сложившую систему библиотечно-информационного обслуживания детей, подростков и юношества в России.
2. Каковы направления и цели деятельности Российской государственной детской библиотеки?
3. Какие изменения произошли в библиотечно-информационном обслуживании юношества в Российской государственной библиотеке для молодежи?
4. Какова основная миссия Российской государственной библиотеки для слепых? Как она осуществляет эту миссию?
1.5. Педагогическая концепция деятельности библиотек
В ХХI веке, который называют веком образования, культуры, информатизации, первостепенное значение приобретает ориентация на развитие личности растущего человека. Развитие личности, ее образование и воспитание, подготовка к жизни в быстроменяющемся, полным противоречий и драматизма современном информационном мире, личности, имеющей высокие духовно-нравственные и жизненные устремления, находится в центре внимания научной и общественной мысли в России и за рубежом.
В последнее время значимым событием для всего мирового библиотечного сообщества стал Всемирный форум Международной ассоциации школьных библиотек (IASL), который состоялся в Москве 25 — 30 августа 2014 года. Тема форума — «Школьная библиотека в обществе знаний: используем когнитивные технологии, создаем креативную личность» была с пониманием принята и активно обсуждалась представителями многих стран мира. В работе форума принимали участие 450 человек из двадцати четырех стран.
Участников Форума приветствовал Президент Российской Федерации В. В. Путин, отметив, что «школа играет ключевую роль в развитии и становлении личности, прививает детям любовь к учебе и творчеству, уважительное отношение к традициям и обычаям предков, к национальной культуре других народов. И особая нагрузка здесь — лежит на школьных библиотеках. Они служат важнейшим социальным институтом, одним из «краеугольных камней» образования, помогают молодежи не только черпать знания, но и формируют мировоззренческую, культурную, гражданскую позицию»11. Президент выразил уверенность в том, что участники форума содержательно обсудят вопросы совершенствования работы библиотек, включая современные информационные и интернет-технологии. А само проведение форума будет способствовать укреплению международного сотрудничества и контактов между представителями педагогического сообщества.
Материалы форума убеждают в том, что в современную информационную эпоху рождаются новые понятия и новые направления деятельности библиотек, в качестве социального заказа ставятся новые задачи. Президент Русской школьной библиотечной ассоциации Т. Д. Жукова отметила, что перед библиотечной общественностью «стоит важная задача — не только сделать библиотеку катализатором высокотехнологичной образовательной среды школы ХХI века, но, что еще важнее, научиться влиять на миропонимание наших детей, открывать добру и свету их сердца, чтобы «расцвели» их души и мир, в котором они живут».
Форум — яркое свидетельство тому, что во всем мире трансформируется роль школьных библиотек, осуществляется активный поиск их перехода на качественно новый уровень позитивной созидательной деятельности. Форум стал важным импульсным толчком и площадкой широкого обсуждения инновационной работы школьных библиотек разных стран и во многом способствовал профессиональному росту участников. Вот мнения участников форума: «… в мире нет ценностей выше, чем гуманизм, гуманитарные знания, библиотека, дети. Школьные библиотекари мира это доказали. Для меня форум — это возможность сверить свое исследовательское направление с тем, что делается в мире. Благодаря докладу Тодда Росса удалось найти полное подтверждение тому, что мое направление информационной культуры личности вписывается в основные мировые идеи: мир информации сложен, требует специальной подготовки, которую нельзя упрощать. Школьников, библиотекарей, учителей надо специально готовить к жизни в информационном обществе. И это дело школьных библиотек» (Н. И. Гендина, доктор педагогических наук, профессор); «…библиотека должна стать местом, где произойдет связь времен, поколений и технологий. Форум научил нас думать по-другому» (делегация школьных библиотекарей Краснодарского края); «Меня интересовали все сообщения о мозге, о мышлении, о том, как мы можем с помощью этих знаний моделировать процессы с учениками. Очень был интересен пленарный доклад профессора Ю. И. Александрова и разные точки зрения по этому поводу» (Кетрин Манк, школьный библиотекарь США).
Ю. И. Александров, профессор Института психологии РАН, выступил на пленарном заседании с докладом на тему «Чему и как мы учимся в разных культурах». Речь в докладе шла о научении — о том, чему и как мы учимся, насколько по-разному люди разных культур воспринимают окружающий мир. Ход этого рассуждения позволил ученому рассказать о той революции, которая происходит сейчас в науке. В настоящее время сформировалась новая наука — «наука о научении», которая включает в себя психологию, нейронауку (исследование мозга и поведения), проблемы образования, математическое моделирование. Общие усилия специалистов в этих областях направлены на исследование формирования субъективного опыта и призваны способствовать образованию. Ученый отметил, что «ничего важнее образования на свете нет, поэтому это единственный способ подготовиться к будущему», что «у нас в руках оружие фантастической силы — это воспитание, образование и книга».
Одним из знаковых событий форума стала панельная дискуссия «Наука — школе: через библиотеки — в будущее». Ведущие ученые России, представители разных областей знания (когнитологии, библиотековедения, психологии, педагогики, политологии, информатики) знакомили участников форума с основными направлениями развития отечественной науки. Ведущая дискуссии Н. И. Гендина предложила ученым сформулировать следующее: что может дать то или иное направление, которым занимается каждый из присутствующих ученых, с его точки зрения, современной школе, школьной библиотеке, и каким образом то или иное направление сейчас востребовано в школе и библиотеке.
К. К. Колин, доктор технических наук, профессор Института проблем информатики РАН, отметил, что наступило время прямого сотрудничества библиотек и фундаментальной академической науки по нескольким причинам: в мире произошли грандиозные и многоаспектные изменения; технологии развиваются быстрее, чем человек успевает понять их возможности, их опасность и приспособиться к новым условиям. По мнению ученого, наиболее быстро развиваются гуманитарная и информационная сферы общества. Поэтому «внимание ученых, педагогов, библиотечного сообщества должно быть приковано к этим переменам, чтобы понять новые возможности, новые угрозы и те перспективы, которые нас ждут не через 50 лет, а в самом ближайшем будущем»12. Важно укреплять сотрудничество общеобразовательной школы, высшей школы и академической науки, чтобы будущее было достойно «высокого звания человека, «человека разумного».
Ю. И. Александров, профессор Института психологии РАН, обратил внимание на то, что холистическое и аналитическое мышление часто связывается с большим функционированием правого или левого полушария головного мозга. Ученый подчеркнул, что в любом виде когнитивной деятельности участвуют оба полушария, хотя их вклад разный. Говоря о различии людей, отметил, что различие, на самом деле, отношение к разным стадиям познавательного процесса. Наши культуры заточены под разные стадии когнитивного процесса, которые имеют общемировой характер.
С. Н. Курков, директор Экспериментального инновационного центра геополитического анализа, отметил, что дети приходят к знанию благодаря учителю предмета. Этот предмет может быть оторван от общей картины мира. А вот библиотека — это то место, где все собирается воедино. Ученый задает вопрос: «Кто кроме библиотекарей даст целостные ориентиры, целостные алгоритмы, целостную картину ребенку, который пришел за ответами на вопросы, возникшие в его голове?» И сам же отвечает: «Возможно, учитель не скоро ему расскажет об этом, а ученик сможет найти ответ в библиотеке».
Н. И Гендина, доктор педагогических наук, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств, обратила особое внимание на формирование информационной культуры личности во всей сложности этой проблемы. Работая в ЮНЕСКО и в ИФЛА, которые уже более двадцати лет занимаются этим направлением, отметила, что отечественное направление информационной культуры оказалось в русле мировых тенденций и вмещает оба направления — и медиа, и информационную грамотность. Вот где нужны, по ее мнению, «объединенные усилия педагогов, психологов, физиологов, наверное, и нейропсихологов». Н. И. Гендина обратила внимание на то, что работа с информацией — это сложнейшее понятие, которое часто примитивизируется, а Интернет не облегчил, а усугубил положение. Возникают вопросы: Каково качество получаемой информации? Наше отношение к этой информации? Другая проблема — освоение и оценка информации, ее критический анализ, развитие критического мышления при работе со всеми видами информации. Это те проблемы, которые вызывают большой интерес у библиотечной общественности и требуют научно обоснованного подхода в их решении.
Психологическую науку на форуме представила Н. Л. Карпова, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. Она обратила внимание собравшихся на хрестоматию «Исследование чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет» (РШБА, 2013), отметив, что нужно анализировать то, что уже накоплено, знакомиться с теми открытиями и размышлениями, которые делали около ста лет назад Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и другие ученые. Многое из того, что было сделано работает на сегодняшний день. Ученые Психологического института занимаются тремя областями: библиопсихология, библиотерапия, библиопедагогика. Эти области научного знания составляют основу профессиональной подготовки современных библиотечных специалистов.
Ю. Н. Столяров, доктор педагогических наук, профессор РАН, известный и авторитетнейший российский библиотековед, отметил необходимость освоения библиотечной теории, наработанной столетиями, в которой «заложен, синтезирован лучший опыт библиотечной практики многих веков и народов». Ученый призвал библиотекарей изучать основы библиотечной науки и уметь их применять в повседневной практике.
Таким образом, ведущие российские ученые разных областей знаний нацелили библиотечное сообщество на взаимодействие науки и практики, подтвердили значимость библиотечно-педагогической деятельности, обогатили содержание этой деятельности новыми идеями и теориями, во многом способствовали профессиональному росту библиотекарей.
Библиотечная педагогика интегрирует все составные части педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, социализацию и гуманизацию. Отличительная особенность библиотечной педагогики в том, что она осуществляется средствами информационных ресурсов, сосредоточенных в фондах библиотеки и в электронной среде, в процессе неформального, свободного, личностно-ориентированного общения в библиотеке. Виды и функции педагогической деятельности современного школьного библиотекаря рассмотрела И. И. Тихомирова. Опираясь на основные понятия и термины, применяемые в новом Федеральном законе «Об образовании», она раскрыла их смысл и обосновала разные виды педагогической деятельности библиотекаря.
Рассматривая образовательную функцию, И. И. Тихомирова отмечает, что эта функция в библиотеках в последние годы приобрела «характер информационной деятельности, раскрывающей детям доступ ко всем богатствам знаний, как поддерживающих школьные программы, так и выходящих за их рамки»13. Учащимся обеспечивается локальный и удаленный доступ к объективной и всесторонней информации в доступной и безопасной форме. Формируя к ней интерес, библиотекари расширяют кругозор школьников, знакомят их с системой и логикой взаимосвязей знаний.
Из библиотечных методов, расширяющих диапазон знаний школьников, особое значение имеет организация библиотечной среды, в которой представлены систематизированные книжные фонды, объединенные в информационно-коммуникативное пространство. Раскрывая библиотечно-информационные ресурсы путем книжных выставок, тематических обзоров, устных форм информирования, экскурсий и других средств приобщения учащихся к знаниям, в число которых входит и Интернет, библиотекари раздвигают границы их образования, побуждают к выбору собственного пути в мире знаний. Важно заметить, что в модели пространства новой школы большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся, организации работы клубов, кружков, студий. Идет ориентация на саморазвитие и самореализацию личности школьника, что требует развития его коммуникативных способностей, использования способов поиска, сборов, анализа и интерпретации информации.
Свойственна библиотекам и обучающая функция, реализующая в форме проведения занятий по культуре чтения, информационной культуре; создания специальных памяток методико-практического и библиографического характера, консультаций по конкретным вопросам, обучения системам поиска и использования информации. Приобщая учащихся к использованию различных источников информации — энциклопедий, справочников, словарей, каталогов, библиографических указателей, Интернет, библиотекари тем самым способствуют формированию у школьников учебных компетенций, необходимых для учебы в современный период и для будущего обучения.
Современные библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач воспитания и образования подрастающего поколения. Библиотекари-профессионалы видят истоки духовного возрождения нации в книге, библиотеке, читающем поколении. Для них характерно отношение к библиотеке и чтению как величайшим ценностям детства, отрочества, юности, без которых не может состояться полноценная личность. В библиотеках создаются условия для постижения всех богатств мировой культуры, для творческого развития и самовыражения читателей, разрабатываются и реализуются оригинальные концепции, программы и проекты. Об этом свидетельствуют работы библиотекарей, представляемые на Всероссийские конкурсы, многочисленные публикации в профессиональной печати, в журналах «Библиотековедение», «Библиотека», «Школьная библиотека», «Библиотека в школе», «Школьная библиотека сегодня и завтра» и др.
Очевидно стремление специалистов детских и школьных библиотек содействовать обновлению и гуманизации нашего общества. Научно-обоснованное содержание гуманистической миссии библиотек в информационном обществе содержится в трудах А. В. Соколова. Отмечая, что «для устойчивого развития человечества в ХХI веке необходимо неразрывное сочетание гуманизации (цель) и информатизации (средство)»14, ученый раскрывает сущность библиотечного гуманизма как мировоззренческого комплекса, заключающегося в реализации такой системы профессиональной деятельности, когда «библиотека представляет собой рационально и эстетически обоснованный социально-культурный центр гуманистической книжности со свободным доступом к его документным фондам локальных и удаленных пользователей и диалоговым субъект-субъектным общением читателей и сотрудников библиотеки»15.
А. В. Соколов отмечает, что библиотечной науке следует сосредоточиться на разработке проблем «Гуманизм и библиотека» и «Библиотеки в глобальной техногенной цивилизации». По его мнению, важно уяснить не только суть гуманистической миссии библиотек в информационном обществе, но и разработать гуманитарные технологии библиотечного дела, в частности, использование Интернета как гуманистического ресурса.
Для деятельности библиотек, работающих с детьми, характерна воспитательная функция — одна из основных в обществе. Она направлена на передачу юному поколению социально-исторического и духовно-нравственного опыта, без которого невозможно воспроизводство и развитие общества, человека, существование самой человеческой цивилизации.
В 2002 году разработана межведомственная Федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003–2007 гг.). Формирование у подрастающего поколения нравственного фундамента названо в ней важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. На библиотеки возлагаются задачи развития чтения в стране, приобщение детей и молодежи к основам духовности и нравственности через литературные произведения.
В последующие годы проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения активно обсуждалась на Международных Рождественских образовательных чтениях (2007, 2008, 2009 гг.), на Российском литературном собрании (2013 г.), на Парламентских слушаниях (2008, 2009 гг.).
Парламентское слушание 2008 года было посвящено правовым аспектам концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России. В рекомендациях сказано, что «в настоящее время ситуация в области духовно-нравственного состояния российского общества характеризуется сохранением и углублением негативных тенденций в сфере духовно-нравственного состояния подрастающего поколения, увеличением масштабов социальных и духовно-нравственных деформаций в среде несовершеннолетних, что является одной из наиболее значительных угроз национальной безопасности и будущему России».
Для широкого обсуждения был представлен проект «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в Российской Федерации», разработанный в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права о правах ребенка, с учетом отечественного и зарубежного опыта. С учетом положений Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) в концепции определены цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в условиях современного преобразования гражданского общества в России. В этом документе отмечается необходимость совершенствования воспитания юного поколения на основе нравственных и культурных традиций, формирования у детей и юношества нравственных ценностей, установок на нравственное поведение и нравственное отношение к другим людям, в том числе воспитание порядочности, чести, совести и человечности. Важно обеспечить также формирование у молодого поколения активной гражданской и жизненной позиции, правовой культуры, позитивного правосознания, патриотического сознания на основе исторических ценностей России, любви к России и малой родине, чувства гордости за свою страну, ее культуру, историю и традиции. Особое внимание следует обратить на воспитание терпимости и уважительного отношения к представителям других стран, народов и религий.
В проекте «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей» отмечается, что базовые духовно-нравственные ценности должны реализовываться не только через учебный процесс, но и во внеурочной деятельности: в работе кружков, клубов и других форм дополнительного образования. Библиотека с ее книжными и информационными ресурсами должна активно участвовать в этой работе.
Проблема совершенствования работы библиотек общеобразовательных учреждений как важнейшего ресурса формирования человеческого капитала, духовно-нравственного мира детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей рассматривалась на Парламентских слушаниях в 2009 году. Тема слушаний — «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». В выступлениях отмечалась необходимость превращения школьной библиотеки не только в информационный центр, но и в центр воспитания; подчеркивалась роль искусства в духовно-нравственном воспитании детей. В рекомендациях Парламентских слушаний внесено предложение по разработке квалификационных характеристик новой должности для школьного библиотекаря — «педагог-библиотекарь». Участникам слушаний предложена «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года». Кроме функций образовательной и информационной, в ней названы культурная и досуговая. Особым пунктом выделено создание на базе библиотеки творческой коммуникативной площадки.
Таким образом, мировое библиотечное сообщество в настоящее время активно обсуждает главную тему: библиотека и библиотекарь в динамично меняющемся мире. Не случайно Всемирный форум Международной ассоциации школьных библиотек «ИАСЛ-2014» был посвящен теме «Школьная библиотека в обществе знаний: используем когнитивные технологии, создаем креативную личность». Материалы форума ориентируют на дальнейшее развитие педагогической составляющей библиотечно-информационного обслуживания подрастающего поколения.
В последние годы пересматриваются основные направления деятельности библиотек, разрабатываются новые концепции библиотечного обслуживания подрастающего поколения. В библиотеках создаются и используются электронные ресурсы, фонды пополняются различными носителями информации, идет освоение Интернета, развиваются электронные библиотечные системы. Рост информации, развитие глобальных сетей делают огромным до бесконечности информационное поле. Библиотекари в этих условиях качественно совершенствуют библиотечно-педагогическую деятельность. Уникальность их действий состоит в расширении круга чтения юного поколения благодаря лучшим изданиям современной литературы, в использовании гуманитарных и онлайн-технологий, направленных на повышение качества чтения, на углубление учебных знаний школьников, совершенствование у них умений и навыков работы с различными видами информации, на формирование информационной культуры. Эта деятельность протекает наиболее эффективно, когда библиотекарь действует в равноправном партнерстве с учителями-предметниками и, работая в окружении книг и цифровых материалов, поощряет поисковую активность учащихся, учит их подкреплять свою точку зрения информацией из качественных источников, оценивать их, использовать современные интернет-сервисы и инструменты для представления полученных результатов.
Вопросы и задания:
1. В чем суть педагогической концепции деятельности библиотек?
2. Проанализируйте материалы Всемирного форума «Школьная библиотека в обществе знаний: используем когнитивные технологии, создаем креативную личность» (Школьная библиотека. — 2014. — № 9–10). Какие новые идеи и теории способствуют совершенствованию библиотечной практики? Приведите примеры.
3. Как Вы понимаете сущность библиотечного гуманизма?
4. Проанализируйте воспитательные функции библиотек. Какими возможностями располагают библиотеки для их выполнения?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читательское развитие подрастающего поколения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. /Т. Д. Полозова, Г. А. Иванова, Г.П. Туюкина и др.; под ред. Т. Д. Полозовой. — Москва: Изд-во МГИК, 1992. — 231 с.
2
Житомирова, Н.Н. Руководство чтением детей в библиотеке: Учеб. для студентов библ.фак. ин-тов культуры / Н.Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. — Москва: Сов. Россия, 1964. — С. 5.
3
Тихомирова, И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря: Учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов /И. И. Тихомирова. — Москва: РШБА, 2014. — С.41.
5
Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник /Ю. П. Мелентьева. — Москва: «Издательство ФАИР», 2006. — С. 33–38.
6
Справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т. Д. Жукова; под ред. Ю. Н. Столярова. — Москва: Школьная библиотека. — С. 8–9.
7
Манифест школьных библиотек //Справочник школьного библиотекаря. — Москва: Школьная библиотека, 2006. — С.30.
8
Бойкова, О.Ф. Работа библиотек по противодействию распространению информации, причиняющей вред здоровью и социальной безопасности детей: метод. рекомендации /О. Ф. Бойкова. — Москва: Пашков дом, 2013. — 172 с.
11
Путин, В. В. Участникам и гостям Всемирного форума Международной ассоциации школьных библиотек «ИАСЛ — 2014» /В. В. Путин //Школьная библиотека. — 2014. — № 9–10. — С. 2.
12
Панельная сессия «Наука — школе: через библиотеки — в будущее» // Школьная библиотека. — 2014. — № 9–10. — С. 38.
13
Тихомирова, И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов/ И. И. Тихомирова. — Москва: РШБА, 2014. — С.34.