Книга для интересующихся реальной жизнью советского и постсоветского времени последней трети ХХ века. В ней – записи по свежим впечатлениям того времени о встречах сибиряков с Ленинградом и Санкт-Петербургом, в которых было немало разных приключений и впечатлений от увиденного в этом необыкновенном городе. Это и жизнь абитуриентов 70-х, и последний Ленинград в лихих 90-х, и участие в культурной программе такого международного форума, как Игры Доброй Воли – 94 в Санкт-Петербурге.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Питер в судьбе сибирячки. ХХ век. 70-е и 90-е годы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Знакомство с Ленинградом
Теперь уже трудно вспомнить, когда же я первый раз услышала об этом городе. Мне кажется, что я его знала всегда — с самого рождения, а полюбила Ленинград еще задолго до первой встречи с ним.
Самые драгоценные мгновения своей жизни мне почему-то всегда хотелось оставить «навечно». И я хранила в своем архиве разные записи, письма, фотографии, а потом увлеклась любительским кино и видеосъемками. В эту копилку, конечно, вошли и ленинградско-петербургские впечатления, ставшие главными сокровищами семейного архива. Но прежде, чем открыть их, мне хотелось бы немного вернуться в далёкие дни детства и поведать о том, как я «заболела» таким собирательством.
Дело в том, что мой дед по отцу, Вервейко Антон Евдокимович, был журналистом. Родом он был с Украины, но в молодости оказался в Сибири. Работал в редакциях Иркутской области и Красноярского края, а после Великой Отечественной войны, в 1946 году, приехал в Омскую область — город Калачинск. Это был очень необычный, интересный человек. Глава большой многодетной семьи: они воспитали с бабушкой восемь детей. И мой дед был, наверное, самым примерным отцом среди мужчин, которые встречались мне в жизни: всеми своими детьми он очень гордился, мог часами рассказывать нам, внукам, где и как они живут. Для этого дедушка вытаскивал верхний ящичек из комода, где хранились семейные письма и открытки, доставал и читал их мне, а потом «для достоверности» показывал фотографии в семейном альбоме. Казалось, что весь смысл его жизни был в семье, созданной им, где очень ценился любой труд: и умственный, и физический. Все дети хорошо учились в школе, и почти все получили высшее образование, и это было гордостью всей семьи. Но, кроме того, что Антон Евдокимович так много времени уделял своей семье, воспитанию детей и внуков, он очень любил свою профессию, и я вспоминаю его почти всегда сидящим за столом и что-то пишущим в свою тоненькую тетрадку. Они потом складывались стопками. Нам, внукам, категорически запрещалось трогать что-либо из бумаг без разрешения деда, а в углу комнаты хранились кипы газет, которые он выписывал за текущий год. Многие его архивы хранились в «волшебной» кладовке, в которых мне очень нравилось рыться, выискивая для себя новые «клады», знакомясь с жизнью прошлых, неизвестных мне лет. На дни рождения дедушка непременно дарил всем книги — это для него было самым ценным в жизни (и, кстати, ни один день рождения своих многочисленных родственников он не забывал).
Мне повезло, так как я пользовалась его особой заботой и любовью, потому что родилась 5 мая — в советский День печати. А для Антона Евдокимовича всё в жизни было символичным: значит, непременно должна пойти по его стопам! И он со школьных лет приучал меня быть активным юнкором (юным корреспондентом) нашей калачинской газеты «Сибиряк», а также вместе с ним я трудилась над своими посланиями во Всесоюзную газету «Пионерская правда», откуда с радостью получала ответы на красивых фирменных бланках с советами, как писать прозу и стихи.
Ещё одним его любимым делом было читать вслух книги по вечерам. Это было для меня почти что сказочным действом: зимний сибирский вечер, на улице мороз, топится русская печь в доме, рядом с ней лежит и мурлычет кот, бабушка прядет шерсть или вяжет, а дедушка читает вслух какую-нибудь таинственную для меня историю… Вот так я, наверное, услышала и о городе Петрограде, революции и вожде пролетариата Владимире Ильиче Ленине. О нём дед рассказывал всегда так, как будто был знаком с ним лично. И неудивительно: ведь это был его современник. Однажды он даже показывал свой дневник, где в молодости описывал дни траура, когда наша страна прощалась с вождём революции, и свои личные переживания в эти дни.
Ещё одним моим «главным воспитателем» была бабушка по маминой линии — Рублевская Прасковья Андреевна. Родом она была из сибирской крестьянской семьи из большого села Сидельниково Омской области. Но почти всю жизнь проработала секретарём-машинисткой, и большую часть её — в Калачинском райкоме партии. Она почему-то очень любила товарища Кирова, рассказывала мне о том, как его убили в Ленинграде в годы её молодости — комсомолки 30-х годов. Также она искренне любила Ленина и партию. Сама была очень честным и совестливым человеком, «настоящей коммунисткой», как считали тогда, а вот сталинисткой бабушка никогда не была, так как ей приходилось печатать много секретных партийных материалов, из которых ей было известно о массовых репрессиях. И она мне говорила о Сталине:
— Плохой он был человек: много хороших людей погубил.
Больше всех других советских руководителей Прасковья Андреевна любила Леонида Ильича Брежнева. Портрет, где он был ещё молодым и очень красивым, висел у неё на стене — на кухне. И она говорила, глядя на него:
— Вот только сейчас мы и стали жить хорошо. И не дай Бог, вам пережить то, что довелось нам.
И мои романтические «героические» грёзы об их революционном прошлом она никогда не разделяла (читая книжки о героях, я даже жалела о том, что моё время стало «скучнее»: хотелось совершать какие-нибудь подвиги!).
И дома, и в детском саду нам, детишкам 60-х годов, часто читали тоненькие, из серии «Мои первые книжки», рассказики о революционном Петрограде и дедушке Ленине. И помню, как на стульчике я читала одно из первых своих стихотворений (как «актриса»):
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Я Ленина не видела,
Но я его люблю!
Наступило 1 сентября 1963 года. Я пошла «первый раз в первый „А“ класс», и попала в класс замечательной учительницы Клавдии Ивановны Карбиной, которая в молодости начинала свою педагогическую деятельность недалеко от Ленинграда в местечке Бологое. Вместе с ней (она — на доске мелом, а мы — чернилами в тетрадках) писали со словами «мама», «Родина», «Москва» и «город-герой Ленинград».
В пятом классе нам с одноклассниками снова повезло, и нашей классной руководительницей стала учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Печкурова, которая тоже очень любила город на Неве. Она когда-то училась в ленинградском техникуме, родом была из Псковской области, и в Ленинграде частенько навещала своих родственников. Об этом удивительном городе Надежда Васильевна много рассказывала на своих уроках литературы, а рассказчицей она была просто необыкновенной: мы, ученики, слушали её, буквально, открыв рот.
Когда-то Надежда Васильевна была неутомимой пионервожатой, поэтому наш класс всегда «кипел» пионерской работой и был частенько лучшим в пионерской дружине имени Олега Кошевого нашей средней школы №1 города Калачинска Омской области. И, может быть, в связи с этим, после окончания шестого класса, Надежда Васильевна с группой моих одноклассников поехала летом в туристическую поездку в Ленинград. И вот у меня (первый признак «бумажного фетишизма») сохранился тоненький альбомчик для рисования, в котором был оформлен когда-то мною, председателем пионерского отряда, «Отчёт-рапорт отряда имени Зои Космодемьянской 7 «А» класса по экспедиции «Заветам Ленина верны» к 22 апреля 1970 года. Вот что было записано в нём о поездке в этот далёкий от нашей Сибири город:
«В 1969 году, летом, восемь пионеров из нашего класса: Скрипка Света, Фирс Ира, Даниленко Ира, Курьина Таня, Гаврилов Серёжа, Захаров Валя, Любчик Саша и Чикарин Саша побывали в поездке по ленинским местам Ленинграда и его окрестностей. В Ленинграде они познакомились со всеми достопримечательностями города-героя. Побывали в Зимнем дворце, в Петропавловской крепости, в Петродворце, во многих музеях. Также они познакомились с жизнью и деятельностью Ленина в этом городе. Побывали в Смольном, посёлке Ильичёво, в Выборге, у шалаша, где жил Владимир Ильич. Сейчас ребята готовят альбом о последнем подполье Ильича — „Ленин в Петрограде“. Этот альбом они подарят школе к 100-летию Ленина». (К этому юбилею тогда готовилась вся страна).
Из поездки одноклассники привезли массу впечатлений (и, конечно, не только о жизни вождя), открытки с видами Ленинграда и его пригородов и чёрно-белые фотографии своей группы на фоне видов города.
Многие из нас по-хорошему завидовали тем, кто побывал в Ленинграде, но не у всех была возможность (в основном — материальная) побывать в этой поездке. Зато теперь об этом городе говорил весь класс, и мы слушали эти рассказы в «живых» подробностях свидетелей — ровесников (самые яркие впечатления остались от посещения петродворцовых фонтанов!). Мы все мечтали, став взрослыми, непременно там побывать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Питер в судьбе сибирячки. ХХ век. 70-е и 90-е годы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других