Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии

Галина Ергазина-Галеррос

Книга Галины Ергазиной-Галеррос, Болата Шакипова «Памяти фронтовым кинооператорам (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии» знакомит читателей с подвигом фронтового кинооператора в желании служить Жизни, вопреки чудовищных реалий трагедии Великой Отечественной войны, с мечтой мирной планеты Земля. Эта мечта живёт и в мелодиях поэтического фронтового наследия, с его жизнеутверждающей радостью жизни для всего Мира.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года

«От Москвы до Бреста

нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С «Лейкой» и с блокнотом,

а то и пулемётом

Сквозь огонь и стужу мы прошли…»

К. Симонов

После ада первой мировой войны (1914—1918), люди были убеждены, что происшедшая трагедия — это для всего мира урок, который не должен повториться. Но когда фашиствующие зачинщики, во главе с нацистской Германией, развязали вторую мировую войну с целью превратить человечество в своих рабов, они расплатились позорной смертью за свои безумные деяния.

Великую Отечественную войну, от Баренцева моря до Черного, снимали более 280 фронтовых кинооператора. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых были ранены или контужены. Низкий поклон и вечная память им за правду о беспримерном подвиге защитников Отечества, за правду о трагедии уничтожения и массовых актов геноцида народов нашего сообщества и глумления над священным правом человека быть Человеком.

Даже эти хроникальные страницы огромной беды всего человечества, кинооператоры беззаветно, чаще ценой своей жизни, несли в будущее правду как документ, за которым были слёзы и боль матерей нашей планеты Земля. Матерей, застывших в горе от потери близких, когда каждый звонок почтальона — рубец на её сердце. Это бесконечное проклятье идеологам нацизма, посягнувших на право высокого духа и творческого гения каждого человека, всего человечества.

Фашиствующие отморозки — так заклеймило земное сообщество нелюдей, извлекающих выгоду из страданий и боли бесправного большинства нашей Планеты. Попирая национальное достоинство народов Мира, эта горстка заложников своего нищего духа, была обречена на расплату за все преступления перед человечеством. По какому праву можно вытирать грязные сапоги милитаризма о великие ценности человечества, обрекая его на невежество и нищету. История никогда им этого не простит.

Кинооператоры, фотожурналисты Великой Отечественной войны утверждались в военных званиях после того, как давали подписку, что обязуются беспрекословно подчиняться всем требованиям «Положения» военного времени, а также подчиняться соответствующим взысканиям. Бесстрашно они несли правду этих грозных и беспощадных дней во имя мирного неба над всеми народами мира.

И вот минуло более 1410 дней жестоких беспримерных сражений и бесконечных потерь в дорогах, ведущих к Дню Победы. Время наконец расставило всё на свои места.

Предварительные съёмки подготовки к грандиозным боям последней битвы Великой Отечественной войны начались ещё в марте 1945 года. В Берлин были направлены самые опытные операторы, многие из которых уже приобрели своего рода «специализацию»: это и операторы пехоты, прежде всего Б. Дементьев, И. Панов и др.; и операторы авиации — это Н. Вихирев, Л. Мазрухо, Д. Ибрагимов и др.; и операторы, снимавшие у танкистов, — С. Шейнин, М. Посельский и др. Была организована оперативная группа, которая, передвигаясь на наиболее ответственные участки фронта, вела съёмку происходящих здесь особо важных событий. Среди них были и такие прославленные мастера кино — и фото — документалисты, как Р. Кармен, М. Ошурков, М. Шнейдеров и др. На разных этапах съёмки этой операции работали операторы Е. Мухин, А. и Е. Алексеевы, А. Левитан, И. Аронс и другие.

За несколько дней до начала боёв на подступах к Берлину на фронт прилетел будущий режиссёр фильма «Берлин» Ю. Я. Райзман. Его участие в съёмках во многом помогло организовать целенаправленную работу, более чётко координировать действия разных операторов на основе обширной информации о предстоящих событиях.

Знамя Победы над Рейхстагом 1 мая 1945 года в Берлине

Во время съёмки исторических событий операции по взятию Берлина наряду с созданием неповторимых картин героических боёв: горящего рейхстага, захвата штурмовыми группами рейхс-канцелярии, сдачи в плен немецких войск и гитлеровских генералов, подписания капитуляции — операторы ещё раз доказали свою решающую, авторскую роль в коллективном творческом процессе, в успехе будущего документального фильма. Бои, снятые на подступах к Берлину и в самом городе, стали основой фильма «Берлин». Немало «подсобного» материала было снято и операторами киногруппы 1-го Украинского фронта.

Несмотря на то, что Великобритания объявила войну Германии в 1939 году, а США — в 1941, страны антигитлеровской коалиции, в которую позже вошло ещё 26 государств, такой необходимый СССР Второй фронт, союзники открыли только 6 июня 1944 года. Помощь, составила в среднем, 4% от потребности военных действий.

И, безусловно, с большими потерями, но Советский Союз всё равно победил бы врага. Об этом говорит и фильм Минобороны США ООН в 1943 г., который показал, как сражаются солдаты Украинских, Белорусских фронтов СССР за будущее своей Родины. Это документальное свидетельство того, за что весь мир был благодарен Советскому Союзу Победе над фашистской Германией.

Штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водрузили 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине, Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Снимок фронтового фото-корреспондента газеты «Правда» В. А. Тёмина был удостоен наград в СССР и за рубежом, а 10 июля 1945 года Знамя Победы передали в Центральный музей Вооружённых сил СССР в Москве, на вечное хранение.

Но вот наконец были сняты последние кадры Великой Отечественной войны: киносъёмка штурма Рейхстага и водружения знамени Победы над Рейхстагом М. Шнейдеровым, взятие Берлина. Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии произошло, по среднеевропейскому времени в 22 час. 15 мин, 8 мая1945 года. Европа отмечает День Победы в этот день. Окончательную точку в войне поставил указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года о победе СССР над гитлеровской Германией. По московскому времени это уникальное событие произошло в 00 час 15 мин и наше Отечество отмечает День Победы — 9 Мая.

В Дни празднования Победы не было известно, что 11-го февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, после безоговорочной капитуляции Германии, согласился вступить в войну с Японией. Безоговорочную капитуляцию Японии, союзницы Германии, акт от имени союзных держав подписал генерал Дуглас Макартур, от США — адмирал Фрезер, от Великобретании — адмирал Фрезер, от Китайской республики — генерал Су-Юн-Чан. По поручению Верховного Главнокомандующего советскими вооруженными силами акт подписал генерал-лейтенант Деревянко. Снимали на фото и вели съёмку фильма «Разгром Японии» фронтовые операторы Андрей Сологубов, Ю. Я. Райзман. Владислав Микоша, Михаил Ошурков, Михаил Прудников, Михаил Посельский, А. Погорелый, Виктор Тёмин. Режиссеры — Иосиф Хейфиц, Александр Зархи.

Вторая мировая война закончилась. Кинооператоры нашей страны останавливая время, снимали на плёнку происходящее с первых дней трагедии Великой Отечественной войны до Дня Победы.

А в грозном 22 июне 1941г. весь мир услышал сообщение: — бомбят Мурманск, Севастополь, Одессу, Каунас, Минск, Киев — вражеские наземные части пехоты и танков перешли государственную границу России».

Сильный, строгий, тревожный голос всем знакомого диктора Всесоюзного Радио, Юрия Левитана, объявил: «Товарищи! Сейчас перед вами выступит Народный Комиссар по иностранным делам товарищ Молотов!». Молотов сказал о том, что в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий и объявления войны, немецкая армия атаковала нашу границу, а немецкая авиация бомбила наши города. Речь закончилась призывом: «Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами…».

Фронтовой оператор Михаил Посельский, а он был представителем целой кинематографической династии Посельских, с горечью и болью писал об отступлении: «Рука оператора не поднималась снимать такое, да и сами отступающие не позволяли направить в их сторону аппарат: «Зачем снимать такое? Прекрати съёмку! Буду стрелять…».

Военная атмосфера Москвы была напряжённой — фашистские полчища с их звериными планами поработить страну, собрала свои силы под Москвой. И панфиловцы 4-ой роты дивизии генерала И. Панфилова у разъезда Дубосеково, уничтожившие вражеские танки и остановившие вероломного врага, сорвали планы молниеносной войны гитлеровцев. Бессмертный подвиг и прозвучавшие слова как клятва верности Родине: «Россия велика, позади Москва, отступать некуда!» — откликнулись с новой силой в каждом сердце нашего Отечества — всей страной приблизить День Победы.

В ноябре 1941 года глава Государства, Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин поручил снять документальный фильм о боях под Москвой режиссёрам Леониду Варламову и Илье Копалину. Всему миру было показано самоотверженное мужество и доказана сила духа солдат страны, защищающей свободу и мирное небо над Отечеством, своё будущее.

Из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина: «Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.

Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём, и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучивание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» П. И. Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками. 23 февраля 1942 года картина вышла на экран. Фильм получил Сталинскую премию.

Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). За рубежом фильм вызвал эффект разорвавшийся бомбы и был показан в 28 странах. Только в США и Великобритании более 16 млн зрителей посмотрели фильм в 1,5 тыс. кинотеатров. Озвучивал картину американский актер Эдвард Робинсон, которого в последствии Американский институт киноискусства поместил на 24-е место в списке «100 величайших звёзд кино».

Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а на пятнадцатой церемонии вручения премии «Оскар», проходившей 4 марта 1943 года в Лос-Анджелесе, «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» стал лауреатом в номинации «Лучший документальный фильм». Для нашей страны это был первый «Оскар» за суровую правду Великой Отечественной войны, за подвиг тех, кто остановил время, повествуя о жестоких испытаний нашего народа.

Над фильмом работали в итоге 18 операторов: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен,

Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Марк Трояновский, Владимир Сущинский, Владимир Ешурин и Павел Павлов-Росляков. Последние четверо в титрах фильма указаны не были».

Фронтовой оператор Владимир Сущинский, писал: «…Главная задача военного кинооператора — сделать кинорепортаж из земного ада, но острые моменты боя превратить в произведения искусства, утверждающих Жизнь и не допускающих чудовищных воин…».

Владимир отмечал: «Через этот ад за все годы войны прошли все советские кинооператоры. Они выезжали к месту съемки на прикрепленном за ними автомобиле, как правило, это была полуторка с фанерной будкой в кузове под романтическим названием „Коломбина“, где шофер выполнял функции повара и завхоза одновременно. Будка была сконструирована в виде купе, где кроме спальных мест была печка, хранилась кинопленка, аппаратура, продовольствие и горючее. В условиях сильных, небывалых даже для наших широт, морозов 41-го, когда замерзали механизмы кинокамер, из-за снежных заносов ребятам из кинохроники приходилось совершать длительные переходы на лыжах и пешком с грузом аппаратуры на плечах. Несмотря ни на что, тысячи метров отснятой кинопленки оперативно поступали с фронта. Причём, операторы практически не смотрели отснятые материалы, стараясь их как можно оперативнее отправить в „монтажку“, сопровождая лишь пояснениями».

В блокаду г. Ленинград, несмотря на жестокие холода, а затем для многих ленинградцев и голод, на центральных улицах на всеобщее обозрение вывешивали огромные стенды «Окна ТАСС». Не прерывало вещание ленинградское радио. Одним из символов несгибаемости ленинградцев стал метроном, который звучал по радио в перерывах между трансляциями, словно бьющееся сердце осаждённого города.

Фронтовые фотожурналисты и операторы, рискуя жизнью фиксировали различные моменты жизни людей в осажденном городе. При этом они продолжали самоотверженно делить с народом и солдатами все тягости и лишения войны. Страдая вместе с ленинградцами от голода, холода и бомбежек, они запечатлели трагедию блокадного Ленинграда в фильме «Ленинград в борьбе». С опухшими ногами, кружащейся от голода головой, они все равно выходили на улицу и на пределе человеческих возможностей продолжали снимать, только снимать. 13 июня 1942 года фронтовые кинооператоры участвовали в съёмках масштабного проекта: 160 операторов одновременно, в один день, на всей линии фронта и в тылу снимали 356-й день войны. Фильм вышел в сентябре 1942 года под названием «День войны» и стал «моментальным снимком» лица страны в момент её смертельной схватки с врагом. Документальная кинолента сыграла огромную роль в ходе Сталинградской битвы и битвы за Кавказ.

27 января 1944 года Ленинград полностью сбросил оковы фашистской блокады. 872 дня длилась осада легендарного города на Неве (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, а блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.).

К началу советского контрнаступления фронтовые кинооператоры были практически во всех направлениях наступающих армий.

2 февраля 1943 года, под Сталинградом были разгромлены полчища немецко-фашистских войск, а главарям вермахта пришлось объявить по всей стран трёхдневный траур, настолько велики были потери немцев. Во время Сталинградской битвы земля была пропитана кровью, а воды Волги были алыми от крови павших в смертельном бою. За двести дней жестоких сражений была одержана победа с врагом — Сталинград стал символом воинской доблести. Победа на Волге переломила ход войны.

Военному оператору, капитану В. Микоше и его товарищам выпала честь быть летописцами обороны Севастополя. Они запечатлели на плёнке не только героические этапы боёв за город, но и жизнь самого города, действия его самоотверженного населения. Приёму съёмок «эффект присутствия» с участием авторов в боевых событиях, нет никаких аналогов, а результатом их является материал необычайной достоверности, исторической ценности и огромной эмоциональной и идейной силы. Снятый операторами в период обороны и затем в дни освобождения Севастополя материал лёг в основу большого эпического киноповествования о героическом Севастополе. Яркая творческая индивидуальность операторов, своеобразие видения окружающей жизни, горячее соучастие в происходящих событиях сделали снятый ими материал уникальным. Эти съёмки операторов-авторов, сопровождаемые подробными монтажными листами, создали один из самых значительных фильмов, завершённых ещё в период Отечественной войны. Недаром маршал Константин Константинович Рокоссовский, дав высокую оценку картине, просил прислать как можно большее количество экземпляров копий для показа в войсках.

Весной 1943 года немецкие войска атаковали по всей линии фронта. В марте они нанесли контрудар и выбили советские силы из Харькова. В районе Курска нашим войскам удалось закрепиться на значительном участке шириной двести с лишним километров. Образовался выступ на линии фронта: на юге и на севере — Белгород и Орел в руках у немцев, а между ними — Курск. Вся линия советской обороны вдоль этого выступа впоследствии была названа Курской дугой.

Это было величайшее танковое сражение под Курском: 50 дней и ночей непрерывной схватки. Четыре миллиона человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов сошлись на узкой полосе выжженной земли длиной 500 километров. Здесь развернулось одно из самых масштабных сражений Второй мировой войны.

12 июля 1943 года состоялось главное сражение Курской битвы — танковый бой, предрешивший исход Второй мировой войны. К месту возможного немецкого прорыва была брошена танковая армия маршала Павла Ротмистрова. В бой вступили замаскированные немецкие танки «пантеры». Это было величайшее сражение, где даже броня танков плавилась. Огромное Прохоровское поле в 2 тыс. кв. земли было залито и пропитано кровью сражающихся бойцов. Санитары,17 летние девочки не успевали выносить раненых с поля битвы.

Сверхсекретная информация о том, что немцы планируют наступательную операцию под Курском поступили от легендарного разведчика Николая Кузнецова. Однако планам фашистов не суждено было сбыться. Два миллиона погибших приняла земля Прохоровки.

Население жестоко страдало от бесчинства фашистов: молодежь угоняли на работы в Германию, за малейшую провинность расстреливали на месте, грабили.

В воспоминаниях уцелевших сельчан Прохоровки Белгородской области о великой битве, было: «Жуткая картина развернулась, небо стало красно-чёрным, вокруг было черным-черно. Земля содрогалась от взрывов снарядов». Сегодня здесь Музей боевой славы и Памяти подвига наших воинов, показавших всему Миру беспримерную храбрость и верность Отечеству. Так началась от села Прохоровка, что между Орлом и Белгородом, точка отсчета нашей окончательной Победы. Здесь была одержана Главная победа для исхода Великой Отечественной войны.

После одержанной Победы из Берлина все возвращались по дорогам и просёлкам, только уже мирным, мимо горя и пепелищ. Страшно было смотреть на могильные рвы, на обгоревшие яблони без привычных белых цветов.

Продолжением фронтовой работы стали съёмки грандиозного Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Это было счастливое радостное народное торжество «со слезами на глазах», которое снимали более 80 кинооператоров как на черно-белую, так и на трофейную цветную кинопленку, которую проявили позже в поверженном Берлине.

За все дни Великой Отечественной войны фронтовыми кинооператорами было снято 3,5 миллиона метров киноплёнки, создано более 500 номеров киножурналов и специальных выпусков, 101 документальных фильмов.

Вся военная кинофотохроника, созданная кинооператорами, фотокорреспондентами Великой Отечественной войны теперь находится на вечном хранении в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) в г. Красногорске.

В прошествии времени становится понятно, что фото и кинохроника времен войны — явление уникальное.

Великая Отечественная война охватила судьбы миллионов людей от Северного Ледовитого океана да Кавказа, от Берлина до Волги, а объективы кино — и фотоаппаратов день за днём составляли летопись этих грозных, тяжелых лет. В Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации в г. Красногорске навечно хранятся негативы кинохроники, которые прямо с передовой доставлялись в киностудии, а в редакции своих газет поступала фотохроника. На этих документах сохранились царапины, метки, идентификационная информация фирм-изготовителей кино — и фото материалов — на них, в буквальном смысле слова, время оставило свой след.

Вклад фронтовых кинооператоров и фотожурналистов в Победу над врагом огромен. Это были дни и ночи войны: обороны и наступления, передний край и партизанский тыл, оставленные и вновь взятые города, освобожденные столицы Европы, поля сражений и фронтовые дороги от самой первой победы под Москвой, решающего сражения на Волге и, переломного 1943 года под Курском.

Если требовала боевая обстановка, кинооператоры и фотожурналисты с оружием в руках становились плечом к плечу с солдатами. Многие из них с блокнотами, с фото — кинокамерами в руках заплатили своими жизнями, чтобы сохранить для потомков живую историю жестокой беспощадной правды о Великой Отечественной войне — за то, чтобы знамя нашей Победы поднялось над поверженным врагом. Для нашей страны, как и для всего мира, стала очевидна цена нашей Победы. Это был самоотверженный долг перед Родиной и перед святой Памятью сражающихся за будущее мирное небо над Отечеством, и не только.

В 2016 году Союз кинематографистов Российской Федерации при поддержке Общественного движения «Бессмертный полк России» выдвинул инициативу увековечивания памяти фронтовых кинооператоров. Эта инициатива была поддержана Российским государственным архивом кинофотодокументов, Администрацией городского округа Красногорск и Российским военно-историческим обществом. В 75-летний юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в подмосковном г. Красногорске был открыт первый в стране и мире памятник-монумент, посвящённый фронтовым кинооператорам. Способствовали воплотить идею в жизнь представители Московского клуба документального кино им. В. Микоши и Д. Фирсовой — профессор Ирина Гращенкова и Эмилия Космачевская, директор РГАКФД Наталия Калантарова и Радий Хабиров, тогдашний глава городского округа Красногорск.

По просьбе оставшегося в живых, фронтового оператора Бориса Соколова, за основу скульптурного образа был взят реальный человек — кинооператор, капитан Владимир Сущинский, который погиб в Польше, незадолго до Дня Победы. Камера зафиксировала последними кадрами момент его гибели. Теряя сознание Володя повторял: «Камеру, камеру сохраните!».

Авторы монумента — художник-монументалист Мария Татевян, Олег Калинин, скульпторы Станислава и Андрей Смоляниновы, архитектор Яна Браговская. Руководитель проекта монумента Мария Тативян считала и верила, что:… «…мы обязаны сохранить для истории тех, кто навечно остался за кадром, всю их исторически подлинную атрибутику. В этом — дань документальной правды тем, чьи кинодокументы не могут лгать. Моя идея — сделать так, чтобы люди могли посмотреть на окружающий мир через объектив кинокамеры и таким образом причаститься к нашей великой истории».

4 сентябрь 2020 год. День открытия

памятника-монумента «Фронтовой кинооператор»

Церемония торжественного открытие памятника фронтовым кинооператорам произошла 4 сентября 2020 года, в сквере Яблоневой аллеи города, на Волоколамским шоссе. В 1941 году, рядом, в 120 км, 4-ой ротой панфиловцев было сорвано и остановлено вражеское наступление на Москву. Это был первый шаг к Великой Победе весны 1945 года над вероломным врагом.

И в память о фронтовых кинооператорах — монумент, в образе капитана, оператора Владимира Сущинского, стоит на Волоколамском шоссе как символ нашей Победы, начавшейся здесь, с битвы под Москвой зимой 1941 года. Великая Отечественная война, охватившая судьбы миллионов людей: от Северного Ледовитого океана да Кавказа, от Волги до Берлина — была запечатлена на легендарной киноплёнке. Благодаря самоотверженности, таланту, солдатскому героизму кинооператоров мы владеем сейчас кино-летописью грозных тяжёлых событий нашей эпохи.

В одной из своих книг о Великой Отечественной войне — — «Я остановил время», фронтовой кинооператор Владислав Микоша обращается ко всем нам и к будущим поколениям: «Скажу от имени всех нас — и живых, и мертвых: мы не только жили те четыре года на пределе своих возможностей, физических и духовных, но мы еще и чувствовали, что судьба Родины зависит от нас — от каждого. И если кто-то сочтёт это заблуждением — пусть, но согласитесь: прекрасно „заблуждение“, которое помогло стране выстоять в великих испытаниях…».

Сегодня, мы смотрим новые фильмы о войне, в том числе такие, как «Великая Отечественная», «Зима и весна сорок пятого», «У войны не женское лицо» и другие, отдавая должное мастерству их режиссёров. Мы отдаём дань всем фронтовым кинооператорам, фотожурналистам, которые, проявив высокий патриотизм, самоотверженность, чувство авторской сопричастности, сумели достоверно запечатлеть трагические события в жизни нашей Родины, исторический подвиг своего народа.

Вторая мировая война — это один из жестоких периодов истории XX века. Уходит поколение победителей, свидетелей чудовищной трагедии народов Мира. Но документальное свидетельство героической борьбы против нацизма и Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов помогает созданию достоверности в новых художественных и документальных фильмах во имя будущего с человеческим лицом вопреки реалиям нашей противоречивой жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я