Книга известного психотерапевта и психолога с более чем 40-летним профессиональным стажем представляет собой обширную энциклопедию, в которой для каждого читателя (от любителя до будущего профессионала в области психологии) найдутся ответы на интересующие вопросы. Здесь приведены критерии диагностики состояний и описаны методы индивидуальной психотерапии с учетом личностных особенностей, в том числе техники семейной и групповой работы и рекомендации в терапии различных расстройств: половых, психосоматических, расстройств личности и т. д. Анализируются типичные ошибки начинающего психотерапевта и указывается, как их избежать. Примеры из практики делают эту книгу незаменимым пособием как для обучающихся, так и для практикующих специалистов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психотерапия для начинающих. Самоучитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Гештальт-группа
Человек может выходить за собственные пределы, только опираясь на собственную истинную природу, а не на амбиции и искусственные цели.
Гештальт-терапия — это экзистенциальный и экспериментальный подход Фредерика Перлза, имеющий цель расширить осознавание человека и посредством этого достичь большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшить контакты с внешним миром в целом и с окружающими людьми в частности. Цель гештальт-группы[67] — научить участников уделять внимание текущим переживаниям, чтобы они могли осознать и интегрировать отчужденные аспекты своей личности. В современной групповой гештальт-терапии уделяется внимание также социальному взаимодействию участников, учитываются различные уровни функционирования группы: внутриличностный, межличностный и групповой. Методы гештальт-терапии (последние годы — в сочетании с трансактным анализом[68]) широко применяются в групповой терапии неврозов и психосоматических расстройств, в семейной терапии, а также для личностного развития.
Основные принципы терапии.
● Принцип «сейчас» — прошлое и будущее существуют лишь как акты воспоминаний или фантазий.
● Принцип «Я — ТЫ» — прямая конфронтация мобилизует «настоящесть» переживаний. «Настоящесть» переживаний возникает, когда пациент не вспоминает прежние переживания, а испытывает их в реальном времени.
● Принцип субъективации высказываний — «что-то давит в груди» переводится как «Я подавляю себя».
● Континуум сознания (или поток сознания) — концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний со всеми его составляющими: ощущениями, чувствами, мыслями, действиями.
Руководитель помогает участникам осознать их невербальное поведение (язык тела), задавая вопросы: «Вы осознаете свою улыбку?», «Как, по-вашему, звучит ваш голос?», «Что делает ваша нога?» и т. п. При этом может выявиться важная тема для групповой дискуссии. Если невербальное поведение одного участника является реакцией на другого члена группы, то его просят обратиться ко второму напрямую. Таким образом облегчается осознание скрытых чувств и эмоциональных блоков.
Терапевтический процесс движется с поверхности вглубь, проходя следующие восемь уровней.
1. Игра ритуальной роли (клише) с выявлением потребности.
2. Утверждение темы (объединяющей потребность и сопротивление) с поиском подходящего по сценарию партнера.
3. Попытка удовлетворить потребность.
4. Мобилизация внутренней борьбы.
5. Тупик, когда человек оказывается без роли и переживает чувство пустоты и страха смерти (экзистенциальный кризис или уровень фобического избегания).
6. Катарсис, внутренний взрыв подавленных чувств: горя, гнева, радости, оргазма.
7. Озарение.
8. Признание удовольствия от нового восприятия себя и окружающего.
Для расширения границ контактов применяются специальные упражнения: длительное жевание, многократное открывание и закрывание глаз, фокусирование взгляда, оглядывание по сторонам, прислушивание к звучанию речи, повторение сказанного, прочувствование собственных движений (например, вращение глазами, головой, тазом). Одновременно повышается доверие к другому человеку совместными физическими упражнениями: прикосновениями, взаимными толчками и т. п. Применяют также релаксацию, дыхательные упражнения, приемы телесной терапии, психогимнастики, танцевальную терапию.
Одна из целей упражнений на осознание состоит в том, чтобы помочь члену группы проанализировать свои чувства. Различают четыре уровня выражения чувств: блокированный (человек не знает о чувстве); заторможенный (знает, но не проявляет); эксгибиционистский (проявляет неадекватно); спонтанный (нормальный).
Задача терапевта — довести участника до третьего уровня и помочь ему поупражняться на этом уровне, пока он не перейдет на четвертый уровень. В это время происходит работа с отыгрыванием, которое проявляется в четырех основных вариантах:
1) отыгрывание незаконченной ситуации из далекого прошлого;
2) отыгрывание незаконченной актуальной ситуации;
3) отыгрывание особенностей характера;
4) отыгрывание полярности (противоположного чувства и поведения).
Большое внимание уделяется фантазиям и сновидениям, которые переносятся на реальную почву, в настоящее время, с возвращением личности тех их фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы. Основные цели фантазирования — контакт с неприемлемыми событиями, чувствами или личными качествами, контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией, исследование неизвестного, исследование новых или неизвестных аспектов личности.
Сновидения рассматривают как проекцию, как возможность осознания актуальных взаимоотношений с другими и терапевтом для понимания экзистенциальной позиции индивида. Участники гештальт-группы разыгрывают части сна под управлением сновидца, который распределяет роли и задает нужное ему направление или предоставляет участникам свободу импровизации.
Широко применяются перечисленные ниже метафоры.
● Группа как здание, в котором каждый участник выступает его частью.
● Группа в кругосветном путешествии меняет средства передвижения.
● Группа как детский сад, школа, фирма, тюрьма.
● Группа как коммунальная квартира.
● Группа разыгрывает ритуал похорон участника, обеспокоенного своей смертностью. Группа как зоопарк и бездомные животные.
● Группа участвует в карнавале.
● Группа как организм человека или животного.
● Группа разыгрывает процесс зачатия ребенка, развития эмбриона и рождения.
● Группа изображает развитие человека в различных возрастах.
Ответственность группы и терапевта делится следующим образом. Члены группы активно выдвигают собственные проблемы и интерпретации, оказывают эмоциональную поддержку друг другу, делятся своими переживаниями. Терапевт ответственен за осознание своих переживаний в текущий момент и их использование в контексте группы. Он сконцентрирован также на поведении и чувствах участников группы, помогает им в определении незавершенных событий прошлого, которые препятствуют эффективному функционированию в настоящем, и прорабатывает их. Руководитель группы должен придерживаться принципа «здесь и теперь», быть аутентичным (самим собой) при взаимодействии с членами группы, не нуждаться в поддержке и восхищении со стороны группы.
В классическом варианте гештальт-терапевт работает одномоментно с одним, реже — двумя участниками. Доброволец усаживается на «горячий стул» рядом с ведущим. Остальные члены группы могут идентифицироваться с работающим участником, оказывать ему эмоциональную поддержку и обеспечивать обратную связь. Доброволец, находящийся на «горячем стуле», должен соблюдать принцип «здесь и теперь» и рассказывать о содержании своего сознания. Терапевт, не прибегая к интерпретациям, следует за клиентом, всячески поддерживая его в попытках осознать, «что значит сейчас быть им». Используется также прием «блуждающего стула», когда на нем оказывается то один, то другой участник.
В процессе работы определите участников с различными формами сопротивления. Так, участники, использующие конфлюэнцию[69]:
● предпочитают местоимение «мы» вместо «я» и «вы»;
● пытаются найти согласие через объединяющие биологические и социальные признаки («вы как женщина/мать/разумный человек должны меня понять»);
● часто упоминают об интересах групп, в которые входят;
● пытаются решать проблемы отсутствующих близких людей;
● плохо осознают конфликты и агрессию в близких отношениях;
● с трудом расстаются.
Попросите участника с конфлюэнцией описывать все свои чувства и ощущения, которые он замечает в данный момент, чтобы выделить из этого континуума осознавания какие-то важные переживания. Чтобы выделить из «мы» «Я» участника, проводите эксперименты с дистанцией, позой, «встречами и расставаниями».
Интроекцию[70] члены группы проявляют так:
● просят или ожидают совета и охотно дают его сами;
● не сознают собственных потребностей и желаний;
● не раздумывая, соглашаются на любое предложение терапевта;
● так же без разбора могут отвергнуть чужое мнение.
Участника с интроекцией попросите произнести интроективные послания, нарисовать соответствующую картину или описать сопутствующие телесные ощущения. При этом остальные члены группы хором «бомбардируют» участника его интроектами, обращая их к нему через «ты» (например, «я должна быть самоотверженной» превращают в «ты должна быть самоотверженной»). Предложите также участнику обратиться с интроецированным посланием к другим членам группы, которые дают ему обратную связь. Затем группа рассматривает содержание послания с различных точек зрения. Наконец, предложите участнику произнести вместо бывшего послания фразу, начинающуюся со слов: «я хочу…» и посмотреть, как развернутся события.
Участники, использующие проекцию:
● употребляют местоимения «он, они, все другие» вместо «я»;
● говорят не о себе, а о другом (что и почему он делает, думает, представляет собой);
● общаются с другими исходя из своих предубеждений и опасений;
● объясняют свое состояние безличными обстоятельствами (погодой, ситуацией, социальными условиями);
● предсказывают события или чье-то поведение;
● вызывают у остальных чувство, что их «видят на-сквозь».
Обратите внимание участника с проекцией, что он делает заключение о всеобщем плохом отношении к себе, не глядя на людей. Предложите ему спросить у членов группы, что они сейчас испытывают по отношению к нему. Затем участник может рассказать о своем собственном отношении к определенным членам группы и получить от них обратную связь. Предложите участнику также сказать от первого лица то, что он предполагает у другого человека: вместо «я тебе не интересен» — «ты мне не интересен» и т. п. Затем спросите его, нет ли доли правды в таком высказывании.
Участники с ретрофлексией[71]:
● описывают, как они хотят что-то сделать, но не могут;
● при волнении жалуются на соматические симптомы;
● сидят в неловких, неудобных, напряженных позах;
● при переживании тревоги их дыхание становится зажатым, неровным или поверхностным;
● стереотипно делают что-то сами себе (крутят волосы, заламывают или поглаживают руки, постукивают пальцами по лбу, раскачиваются);
● проявляют мышечное напряжение, не соответствующее вербальному выражению чувств (говорят о хорошем отношении к кому-то и сжимают кулаки);
● сжимают челюсти, «играют желваками»;
● совершают частые глотательные движения, как бы сдерживая слезы или рвоту;
● обрывают начатые движения;
● говорят монотонным высоким голосом, звучание которого резко изменяется при волнении;
● предпочитают возвратные грамматические формы (винюсь, стыжусь, делаюсь);
● холодно и отстраненно рассказывают о психотравмирующих событиях;
● подробно рассказывают о прошлых или отвлеченных событиях, «заговаривая» собственные актуальные переживания;
● озвучивают свой внутренний диалог («с одной стороны… с другой стороны…»; «да… но…»).
Если участник с ретрофлексией не замечает ее проявлений или не осознает их значения, усиливайте их, предлагая ему повторять его жесты, увеличивать их энергию, повышать напряжение и рассказывать о своих чувствах и ощущениях. Члены группы служат моделями «тяжести», «оков», «боли», меняясь ролями с участником. Предложите ему говорить от лица конфликтующих частей, используя челночную технику. Критическую часть можно усадить на «пустой стул» и попросить высказаться в адрес членов группы.
Дефлексия[72] проявляется, когда участник:
● стремится производить приятное впечатление;
● прибегает к длинным окольным разговорам, общим фразам, шутливым банальностям;
● употребляет дефокусирующие слова (туманные высказывания, скрывающие актуальность переживаний, например: «как бы», «вроде того», «типа» и т. п.);
● избегает прямых негативных обращений, ограничиваясь иронией;
● в ситуации конфликта демонстрирует безмятежность и невозмутимость;
● доказывает, что жизнь — «пустая и глупая штука»;
● жалуется на скуку и бессмысленность своей жизни;
● использует гештальт-упражнения, чтобы разрядиться в безопасной обстановке, ничего не меняя в своей обыденной жизни.
Участнику с дефлексией предложите:
● снабжать каждую фразу дефокусирующими словами («как бы», «типа») и прочувствовать эффект;
● попросить обратную связь после монолога «вокруг да около»;
● локализовать зону дефлексии, наблюдая, какие переживания сопровождаются соскальзыванием или «обесцвечиванием»;
● усилить симптоматическое поведение и выяснить его защитные функции;
● конкретизировать, какое чувство прячется за таким уклончивым поведением, к кому и за что;
● переделать намеки в прямые «ты-высказывания»[73] в ситуации скрытого межличностного конфликта или «Я-сообщения»[74] о переживаниях, касающихся чувств.
Об эготизме свидетельствуют:
● страх перед утратой контроля в форме боязни любого нового, неожиданного, спонтанного;
● боязнь сокращения дистанции, страх прикосновений;
● склонность «дирижировать» терапией, не отклоняясь в ней от привычных путей;
● заторможенность и неловкость, страх конкуренции в новой группе, сменяющиеся затем жалобой на скуку и отсутствие новой информации;
● длительные уходы в теории по поводу собственных переживаний, заменяющие живое проживание и изменение;
● преувеличение независимости от других с непереносимостью критических реакций в свой адрес и нестабильной самооценкой.
Участнику с эготизмом[75] предложите эксперименты на границе привычного и приемлемого с провокациями на принятие риска и готовность к новизне.
Основные признаки обесценивания[76]:
● обесценивающие суждения («ничего не произошло», «подумаешь!» и т. п.);
● игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат;
● забывание очевидно значимых переживаний в жизни и на занятии группы;
● вышучивание других и подшучивание над собой.
Работа с обесцениванием предполагает движение маленькими шажками («не проглатывать новизну большими кусками»), исследование, чем новизна «неугодна», и смягчение «Я-концепции».
Важное значение придается осознанию позиций, проявляющихся в речевых конструкциях; их предлагают заменять в сторону большей личной ответственности. Введите следующие правила.
● Употребляйте местоимение «я» вместо «мы, он, они».
● Глагол «не могу» заменяйте на «не хочу», «должен» — на «предпочитаю».
● Говорите «я выбрал» вместо «мне сделали».
● Говорите «я хочу» вместо «я должен, мне следует».
● Расшифровывайте слово «это».
● Вопрос «почему?» заменяйте на «как?».
● Вопрос превращайте в утверждение.
● Исключайте минимизацию — говорите «я устал» вместо «я немного устал».
● Используйте настоящее время.
Определяйте порядок и темп работы. Для начала предложите участникам серию упражнений, которые фокусируют внимание на сознании текущего момента и на взаимодействии с окружением. Затем предложите добровольцу занять место на «горячем стуле» и подробно описывать, что ему удается осознать. На текущем моменте сосредоточиваются и остальные члены группы. Не прибегайте к интерпретациям, игнорируйте переносы и не анализируйте сопротивление.
Вносите в группу структуру, предлагая техники, направленные на интенсификацию эмоций и повышение чувствительности к телесным ощущениям. Чтобы усилить непосредственные переживания и осознание возникающих чувств и эмоций, применяйте техники, ориентированные на действия, например конфронтацию, диалог, фантазию, техники тренировки, обратные процедуры, преувеличение поведения, диалог с собой или со значимым другим в настоящем времени, работу со снами и другие.
Подбирайте и применяйте гештальт-упражнения творчески, в соответствии с актуальными потребностями группы. Эксперименты организуйте таким образом, чтобы участники осознали области напряжения в своем теле и страх физической или эмоциональной близости, чтобы представить членам группы возможность поэкспериментировать с новыми формами поведения и высвободить свои чувства.
Обращайтесь к взаимодействующим участникам со следующими вопросами:
● Что ты сейчас переживаешь (видишь, слышишь, ощущаешь и т. д.)?
● Что ты хочешь (в том числе от меня, от этой сессии)?
● Кто тебе может это дать?
● Что ты замечаешь с его стороны?
● Как ты об этом узнал?
● Что ты испытываешь к нему?
● Что ты делаешь?
● Как тебе это удается?
● Как можно сделать по-другому?
● Чего ты избегаешь?
● На что ты рассчитываешь?
● Что тебе это сейчас дает?
● Что ты думаешь и переживаешь в связи со случившимся?
При отказе участника делать упражнение или присоединиться к обсуждению предложите ему побыть в роли наблюдателя и включиться в разговор, когда захочет. Попытки обсуждать полезность предлагаемого упражнения отложите до его завершения. Если часть группы отказывается выполнять упражнение, попросите сомневающихся поделиться своими сомнениями; выясните, каково отношение к упражнению остальных участников; предложите отказавшимся побыть в роли наблюдателей.
Можно также настоять на выполнении упражнения всеми, отложив обсуждение «на потом»; пойти на конфронтацию с группой, напомнив участникам об их обычной манере избегать риска; предложить несколько других упражнений на выбор. Если вся группа отказывается выполнять упражнение, необходимо предложить ей несколько других на выбор. Преобладание на занятиях уныния, раздражения и т. п. негативных чувств может стать поводом для работы с этими чувствами.
Упражнения
«Идентификация» одной из трех зон осознавания. Например, по команде «Замри!» необходимо осознать позу, отношение к ней, настроение в связи с ней. По команде «Отомри!» — изменить позу на противоположную, поработать с ней. Затем вернуться в первую позу и сравнить со второй.
«Фокусирование» на той части личности, которая выражает неосознанное переживание (участнику предлагается говорить от ее имени).
«Челночная техника»
Участник то садится на «горячий стул», обращаясь к воображаемому собеседнику на «пустом стуле», то усаживается на «пустой стул», меняя роль на значимого другого или собственную субличность.
«Осознание»
Участник говорит партнеру: «Сейчас я осознаю твою улыбку, твой взгляд, запах твоих духов. Осознаю тепло у себя в груди, расслабленность в руках, наклон тела к тебе. Осознаю мысль о твоем теплом отношении ко мне, чувство симпатии к тебе…» Партнер оценивает точность восприятия участника и затем меняется с ним ролями.
«Противоположные ассоциации»
Один называет «негативное» понятие («грязь»), другой подбирает позитивную ассоциацию («лечебная грязь»).
«Позитивное переопределение»
Один излагает проблему, другие (по кругу или мозговым штурмом) ищут позитивную формулировку, пока не найдут вариант, удовлетворяющий заявителя проблемы. Исключаются подбадривание, отрицание проблемы, минимизирование, советы.
Участница недовольна собой, так как не может заставить сына учить уроки. В семье ее ругают за это, а ей жалко сына. Общими усилиями была найдена формулировка: «Моя любовь к сыну побеждает мой страх перед родителями, поэтому я смогу договориться с сыном по-хорошему». Участница расплакалась, после чего призналась, что почувствовала облегчение и оптимизм.
«Переименование симптома»
Каждый участник выбирает какое-нибудь свое негативное качество и начинает перемещаться по комнате. Встречаясь с другим участником, он признается ему в своем недостатке. Другой 1) переименовывает его в достоинство (например, упрямство — в упорство); 2) обнаруживает выгоды от «недостатка»; 3) находит еще одно наименование симптому (например, независимость) и предлагает выбрать.
«Метафора интеграции»
Челночным методом выявляются конфликтующие субличности участника. При этом участник попеременно садится то на «горячий стул», воспроизводя свою доминирующую часть, то на «пустой стул», где говорит от лица подавленной части. После этого на одинаковом расстоянии от «горячего» и «пустого» стульев ставится третий стул, на который усаживается участник. Он берет все хорошее (качества, умения) с первого стула левой рукой, затем все хорошее со второго правой рукой. После этого руки соединяются, наступает интеграция субличностей. Эта же метафора может быть визуальной: представить сумку, куда складывается все нужное для сотрудничества обеих частей.
«Оптимизация будущего»
Инструкция: «Сосредоточьтесь сейчас на своих осознанных и не совсем осознанных ожиданиях и представлениях о будущем. Обратите внимание как на позитивные, так и на негативные ожидания. В этом случае вы сможете лучше ощутить возможность контроля над своими действиями.
Составьте список важнейших предположений о своей будущей жизни. Что вы будете делать? Что будет с вами происходить? Записывайте все, что будет приходить вам в голову, в любом порядке. У вас есть 10 минут…
Теперь сосредоточьте свое внимание на негативных предположениях. Превратите их в позитивные ожидания, чтобы они не сбылись в своей негативной форме. Например, “Я буду болеть” вы можете заменить на “Я смогу научиться лучше следить за своим здоровьем”. Запишите эти новые, позитивные ожидания. Затем в двух-трех предложениях выразите те мысли, которые возникают у вас при взгляде на эти переформулированные ожидания. Что вы о них думаете? Что вы чувствуете? У вас есть на это 15 минут…»
«Свет и тень»
Инструкция: «Найдите у себя три положительные и три отрицательные черты, затем в круге действуйте исходя из этих черт (“порисоваться и погадиться”). В парах обсудите, какие потребности были удовлетворены или обозначились при этом проигрывании. Затем выберите человека, которого точно уважаете, который для вас важен. Запишите его наиболее важные характеристики. Зачеркните его имя, напишите свое. Осознайте, какие из этих характеристик действительно относятся к вам».
«Трудно и легко»
Упражнение предполагает выбор партнера, с которым трудно, и сказать ему: «Мне нравится, что ты сейчас…» Затем выбрать партнера, с которым легко, и сказать ему: «Мне не нравится, что ты сейчас…»
Подойти к кому-то и сказать «Мне с тобой трудно» я так и не решилась, потому что боялась обидеть человека, к которому подойду. Но когда ко мне подошли, было интересно. Потому что подошел человек, с которым я не ощущала никакого конфликта. Мне с этой девушкой не было трудно, а ей со мной было, и вначале я растерялась. Но когда она сказала комплимент, я улыбнулась. Это упражнение помогло мне осознать, что есть наши фантазии о другом человеке, а есть объективная реальность. И в каких-то отношениях мне может быть трудно с человеком, но при этом он все равно остается хорошим и у него есть то, что мне в нем нравится и чему я, возможно, могла бы у него поучиться. Такое упражнение очень помогает решать конфликты. Думаю, буду его использовать в своей жизни и в своей практике.
«Начальник и Подчиненный»
Начальник может стоять на стуле, Подчиненный — сидеть перед ним на корточках. Начальник ругает Подчиненного, поучает его, требует. Подчиненный оправдывается, соглашается, извиняется. Затем партнеры меняются ролями.
«Просьба и отказ»
Один произносит на разные лады: «У тебя есть то, что мне нужно», другой отвечает с различными интонациями: «Я тебе это не дам».
«Думай только о себе/только о другом»
Партнеры садятся на корточки, опираясь спинами друг на друга: вначале как удобно только себе, потом как удобно другому. Затем сравнивают ощущения, чувства и мысли в первом и втором случае.
Прекрасное упражнение «Пара на корточках». Я поразилась, насколько комфортно я себя чувствовала, когда думала исключительно о себе. Голова, спина и даже, простите, копчик уверенно и легко нашли свое место в выступах и впадинах партнера. Более того, тело отзывалось небывалой устойчивостью. Как потом оказалось, и этот, и следующий партнер прекрасно ощущали себя, поскольку тоже заботились о себе. И они «словили» эту непроизвольную мою поддержку, пребывая в устойчивости и комфорте. Выходит, если каждый без фанатизма заботится о своем удобстве, получается хорошо обоим. Мы могли сидеть так еще долго, поскольку было действительно комфортно и приятно.
Удивительные вещи открылись, когда каждый стал думать об удобстве другого. Сказать, что было плохо — ничего не сказать. Неустойчивость, затекшая моментально спина, бесчувственные ноги… Напряжение возросло многократно за считаные секунды. Естественно, потом оказалось, что мои усилия были напрасны — партнер ощущал все те же самые симптомы напряжения, стараясь сделать мне же лучше.
Мои личные выводы: пока не позаботишься о себе, невозможно сделать хорошо другому. Более того, отдаваясь заботе о другом, я теряю собственное равновесие и устойчивость, принося абсолютно ненужную жертву! И еще: напряжение накапливается и во мне, и в партнере. А хотим мы как лучше. Чем все это кончится? Злостью на партнера. Ведь я хотела как лучше, а он недоволен.
«Внутренние и внешние»
Участники составляют два круга, которые движутся в противоположные стороны. По команде все останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. «Внутренние» играют роль безбилетного пассажира, «внешние» — контролера (3 минуты), затем партнеры делятся своими переживаниями (2 минуты). На следующем шагу игры «внутренние» становятся продавцами, «внешние» — покупателями, затем — родителями и детьми. Другие ситуации: дорожный инспектор пытается оштрафовать водителя, дети не могут поделить игрушку, один требует от другого возвращения долга, начальник делает выговор подчиненному, сцена ревности, извинение и т. д.
«Ты — мы — я»
Упражнение предполагает по две минуты говорить молчащему слушателю утвердительные фразы, начинающиеся сначала с местоимения «ты», затем — «мы» и, наконец, «я».
«Утверждение вместо вопроса»
В ходе упражнения задать партнеру три вопроса и затем заменить их на три утверждения (например: «Зачем ты носишь эти ботинки?» — «Мне не нравятся эти ботинки!»).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психотерапия для начинающих. Самоучитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
68
Трансактный анализ, основателем которого является Эрик Берн, направлен на реконструкцию личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей, исходя из собственных потребностей и возможностей.
70
Интроекция — пассивное усвоение чужого. Наиболее ранние интроекты — родительские поучения, некритически усвоенные и неотличимые от собственных убеждений.
71
Ретрофлексия — поворот на себя чувств, испытываемых к другому. Происходит при блокаде потребности, с превращением межличностного конфликта во внутриличностный, что сопровождается мышечными зажимами. Человек делает себе то, что хотел бы сделать другому, например, сдерживая злость, кусает себе губы.
72
Дефлексия — хаотичные связи с окружающими с уклонением от реальных контактов, заменой их ритуальными формами общения, болтливостью, сглаживанием конфликтов.