1. Книги
  2. Зарубежная деловая литература
  3. Генри Хазлитт

Экономика за вечер. Все заблуждения о богатстве, инфляции и твоей зарплате

Генри Хазлитт (1979)
Обложка книги

Эта книга — самый короткий и простой путь к пониманию экономической теории. Всемирно известный журналист и сторонник «австрийской школы» Генри Хазлитт не без едкой иронии в пух и прах разбивает учения, на которых сейчас строят свою политику все развитые и развивающиеся страны. Досталось всем — Марксу, Кейнсу, и даже Адаму Смиту. Препарируя «травмы американского капитализма», автор на реальных кейсах разоблачает ошибки экономической политики США и показывает наглядно, как выбраться из клубка противоречивых заблуждений политиков и ученых, чтобы предотвратить новую Великую депрессию. Хазлитт разобрался сам и предлагает за один вечер разобраться вам: • Откуда берется инфляция и почему это «опиум для народа». • Чем опасны «вертолетные деньги» и госрегулирование цен. • Почему таможенные пошлины — это зло. • Что не так с вашей зарплатой и кого кормят налоги. В формате А4 PDF сохранён издательский макет.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экономика за вечер. Все заблуждения о богатстве, инфляции и твоей зарплате» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I

Разбитое окно

Три четверти населения нашей планеты обязаны машинам не только работой, но и жизнью

Давайте начнем с самого простого примера из возможных. Последовав примеру Бастиа[1], разберем случай с разбитым оконным стеклом.

Мальчишка бросает камень в окно пекарни. Выбегает разъяренный владелец, но парня уже не видать. Собирается толпа и с тихим удовлетворением глазеет на зияющую в окне дыру и осколки, разлетевшиеся по витринам с хлебом и пирогами. Через какое-то время у собравшихся возникает желание пофилософствовать. Несколько человек почти наверняка напомнят остальным или пекарю, что в конце концов у этого злоключения есть и положительная сторона. Разбитое окно даст работу стекольщику. Как только эта мысль приходит в голову, люди начинают ее развивать. Сколько стоит новое оконное стекло? Двести пятьдесят долларов? Это будет немалая сумма. Хотя если бы оконные стекла никогда не бились, то чем бы тогда занимались стекольщики? У стекольщика появятся дополнительные 250 долларов, которые он потом потратит, а продавец, который, в свою очередь, получит их, потом также что-то купит на них, и так до бесконечности. Получается, что разбитое окно будет способствовать обеспечению деньгами и занятостью постоянно расширяющийся круг участников экономического процесса. Если рассуждать таким образом, то можно прийти к логичному заключению, что мальчишка, разбивший стекло камнем, далек от того, чтобы быть угрозой обществу, а, напротив, выступает его благодетелем.

Теперь давайте посмотрим на это происшествие с другой стороны. По крайней мере, в первом своем выводе люди из собравшейся возле пекарни с разбитым окном толпы были правы. Этот мелкий акт вандализма, прежде всего, обеспечит работу стекольщику. Узнав об этом инциденте, он огорчится не больше, чем гробовщик, которому рассказали о чьей-то смерти. Но владелец пекарни лишится 250 долларов, отложенных, к примеру, на новый костюм. Ему придется отказать себе в покупке костюма (или какой-нибудь другой равноценной потребности или роскоши), поскольку ему нужно будет заменить стекло в окне. Вместо окна и 250 долларов у него теперь будет только окно. И если он собирался купить себе костюм в тот же день, то теперь вместо окна и нового костюма ему придется довольствоваться только окном, без костюма. Так как этот булочник — равноправный член общества, то можно сказать, что общество потеряло новый костюм, то есть стало на один костюм беднее.

Словом, работа для стекольщика равносильна в данном случае отсутствию работы для портного.

Никакой новой «занятости» не добавилось. Люди из толпы думали только о двух участниках процесса — о булочнике и о стекольщике. Они забыли третьего потенциального участника — портного.

Они забыли о нем именно потому, что он не появился непосредственно в этой сцене. Через день или два они увидят новое окно. Но они уже никогда не увидят новый костюм на булочнике, потому что его никогда не сошьет портной. Обыватели видят лишь то, что видно невооруженным глазом.

Примечания

1

Французский экономист Фредерик Бастиа — сторонник свободной торговли, выступал за свободу предпринимательства. В своем эссе Ce qu’on voit et ce qu’on ne voit pas («Что видно и чего не видно») использовал метафору о разбитом окне (фр. sophisme de la vitre cassée, иногда переводится как «притча о разбитом окне»). По мнению Генри Хэзлитта, эта метафора иллюстрирует одно из распространенных заблуждений об экономике, а именно — что любая катастрофа может способствовать экономическому развитию.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я