Вниманию читателей предлагается художественное произведение, тема которого – моральная дилемма, перед которой окажется общество в связи с развитием биомедицинских технологий. Как только появится возможность неограниченного продления жизни, придется решать – чью жизнь продлевать, а чью нет. Кто заслуживает жизни вечной? Не там, на небе, а здесь, на земле. Книга предназначена читателям пожилого возраста, не имеющим религиозных убеждений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Равенство и христианство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Георгий Александров, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Часть первая
Многие из тех, кто занимается научными исследованиями, склонны к размышлениям. Они готовы размышлять над чем угодно — был бы повод. Любое событие, явление и просто мнение, которое показалось странным или непонятным, может послужить поводом для размышлений.
Поводом для моих размышлений стали слова Всеволода Чаплина, опубликованные «Комсомольской правдой» (КП, 7 марта, 2012):
Равенство — это лозунг, придуманный обезбоженным обществом. В Царствии Божьем равенства не будет. Там люди будут находиться в разном достоинстве.
Они показались мне странными.
— Осталось только добавить «как и на Земле» — сыронизировал я и сразу же подумал:
— Да, но откуда взялись мои представления о том, что Царство Божье устроено как-то по-другому?
— Разве что из Нового Завета.
— А что именно написано в Новом Завете о том, как устроено Царство Божье?
В Новом Завете нет подробных объяснений о том, как устроено Царство Божье, но есть притчи и поучения, которые дают общее представление о том, кто войдет в Царство Божье и в каком достоинстве.
В главе 22-й Евангелия от Матфея Царство Божье сравнивается со свадебным пиром, на который приглашены случайные прохожие:
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
Притча о брачном пире похоже говорит о том, что личные качества и достоинства не имеют значения в Царстве Божьем. Среди приглашенных и злые, и добрые, и бедные, и богатые, и знатные, и незнатные. На пир пускают всех, кто пришел в праздничной одежде, и усаживают за один стол. Из этой аналогии следует, что каждый, кто войдет в Царство Божье получит ровно то же, что и другие — вечное блаженство.
Те, кто многого добился в жизни, вряд ли согласятся с тем, что их достижения не будут иметь значения в Царстве Божьем. В 19-й главе Евангелия от Матфея рассказывается о добропорядочном богатом человеке, который готов был принять законы Царства Божьего и многим из них следовал с детства, но не смог согласиться с тем, что состояние, которым он владеет, не имеет никакой ценности, и что нет ничего страшного в том, чтобы его лишиться:
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Тому, кто имеет хоть какой-то жизненный опыт, трудно отказаться от денег. Деньги дают ощущение свободы. Те, кому их не хватает, не могут думать ни о чем другом, кроме денег. Реальная возможность думать не только о деньгах появляется у тех, кому их хватает.
Предложение раздать имущество, остаться без денег и потерять ощущение свободы, которое они дают, на первый взгляд противоречит здравому смыслу. На самом деле противоречия здесь нет.
Тот же самый здравый смысл подсказывает нам, что жизнь дороже денег, что лучше потерять кошелек, чем жизнь. Поверим теперь на минутку, что впереди нас ждет вечная жизнь в Царстве Божьем, и тогда здравый смысл, наверное, скажет: «Не стоит заботиться о том, как прожить этот краткий миг, называемой земной жизнью, — в конце концов, его можно просто пережить. Не страшно потерять жизнь, главное — не потерять душу».
Чтобы не потерять душу и не лишиться вечной жизни в Царстве Божьем, необходимо вести праведный образ жизни. В притче о виноградаре (Мф. 20:1—16) праведная жизнь сравнивается с работой на винограднике, где за последний час работы платят столько же, сколько и за целый день:
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему тоже, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Притча о виноградаре, по-видимому, говорит о том, что «стаж» праведной жизни не имеет значения в Царстве Божьем. И те, кто верил всю жизнь, и те, кто уверовал в конце дней своих, получат ровно одно и то же — вечное блаженство.
Неважно как человек прожил жизнь, важен ее итог. Одним нужно много времени, чтобы осознать законы Царства Божьего, другим меньше. Главное — успеть за отпущенный срок подготовить душу для того, чтобы войти в Царство Божье. А чтобы войти в Него, надо стать одним из тех, кому Оно принадлежит.
Кому же принадлежит Царство Божье? В главе 5-й Евангелия от Матфея говорится следующее:
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Нищие духом — кто они?
Нищими называют тех, кто не имеет собственных средств к существованию и полагается на милосердие окружающих. Соответственно, нищими духом, наверное, следует называть тех, кто не имеет собственного мнения о своих достоинствах и полагается в этом вопросе на мнение окружающих.
Быть нищим духом не значит быть нищим. Можно не иметь средств к существованию, но быть высокого мнения о своих достоинствах, и наоборот.
Конечно, богатому трудно не считать себя выше бедного. К богатым чаще обращаются с предложением сделать доброе дело, а добрые дела возвышают. Каждый раз, когда человек осознает, что делает доброе дело, он невольно возвышает себя над остальными.
Осознанное добро — не есть ли оно зло?
В главе 6-й Евангелия от Матфея говорится о том, что добрые дела надо делать втайне, скрывать их ото всех, и даже от самого себя:
1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Так как среди нищих духом никто никоим образом не ставит себя выше других, среди них нет ни высших, ни низших. А там, где нет ни высших, ни низших, все равны.
В Новом Завете о равенстве не говорится прямо. Он обращен к людям, не имеющим опыта равноправных отношений. Трудно объяснить слепому, что такое свет. Трудно объяснить глухому, что такое звук. Тому, кто всю жизнь прожил в неравенстве, трудно объяснить, что такое равенство.
Учеников Иисуса интересовало, кто из них будет главным в Царстве Божьем:
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
Даже современному человеку, всю свою жизнь прожившему в демократическом обществе, такой ответ, наверное, показался бы парадоксальным. Неудивительно, что «мать сыновей Зеведеевых» повторила вопрос в виде просьбы:
20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
Мф. 20: 20—21
Эта просьба вызвала возмущение среди присутствующих:
24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
И тогда Иисус объяснил, что в Царстве Божьем нет ни князей, ни вельмож:
25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Идея равенства противоречит интуитивным представлениям о человечестве. Люди неравны друг другу ни по умственным способностям, ни по физическим возможностям. Чтобы признать их равными, нужно признать, что ни ум, ни сила не являются теми в качествами, которые определяют положение человека в обществе.
В современном обществе, как ни странно, так оно и есть. Общественное положение определяется целым рядом факторов, и личные качества далеко не всегда являются решающими. Представим себе на минутку, что у нас есть возможность привести социальное положение каждого человека в соответствие с его личными качествами. Как бы мы это сделали? Есть много критериев для сравнения одного человека с другим. Выбрав один критерий, получим один результат, а выбрав другой критерий — прямо противоположный. Результат сравнения зависит от выбранного критерия. Какой из них правильный?
В главе 7-й Евангелия от Матфея похоже говорится о том, что правильнее всего было бы отказаться от сравнений и признать, что все люди равны: каждый может занимать любое место в обществе и достоин того места, которое занимает.
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Лозунг равенства, выдвинутый Великой французской революцией, и поддержанный всеми последующими революциями, не предполагал, что каждый достоин того места в обществе, которое занимает. Наоборот, он побуждал судить о том, достоин ли человек того места, которое занимает, или есть более достойная кандидатура на это место. Республиканцы и монархисты сходились в том, что государством должны управлять лучшие. Они расходились только в том, кого считать лучшими.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Равенство и христианство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других