1. книги
  2. Зарубежная психология
  3. Герберт Ренц-Польстер

Рожденные жить на воле. Влияние эволюции на детей

Герберт Ренц-Польстер (2009)
Обложка книги

Как бы ни были продуманы наши цели и методики воспитания, если они не подходят к истории нашей эволюции, то нам как родителям приходится сталкиваться с огромными трудностями, утверждает Герберт Ренц-Польстер. Тот, кто знаком с прошлым, сможет компетентнее и увереннее сопровождать развитие своего ребенка, ведь он знает те тайные пружины, которые были «заведены» когда-то, и понимает цели и мотивы поведения детей. Скрупулезно развенчивая педагогические мифы, автор показывает нам преимущества, которые дает определенное поведение ребенка, и то, что мы считали нарушениями и недостатками, неожиданно предстает сильными и положительными сторонами, необходимыми для развития и взросления наших детей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рожденные жить на воле. Влияние эволюции на детей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

Как дети учатся спать

Жизнь с детьми может быть в течение дня сущим наслаждением, но вот ночью многим родителям иногда приходится буквально рыдать. В эти моменты разыгрываются драмы, кто-то воет, молится и плачет, родители начинают во всем сомневаться и спорить друг с другом о лучшем выходе из сложившегося затруднительного положения. Неудивительно, что книги о том, как «любого ребенка можно научить спать», продаются миллионными тиражами.

Секундочку: научить спать? Разве мы не вправе ожидать, чтобы дети умели спать от природы? Разве родителям, которые уже давно поняли, что ребенок и без «тренировки» может сам следить за тем, когда ему идти на горшок, сейчас снова придется играть роль учителей?

Занятен тот факт, что проблематика сна поднимается прежде всего в западных странах. Впечатление такое, что в других культурах данная проблема (детского сна) не вызывает такого живого интереса. Может быть, родители в Европе более требовательны, или то, что ребенок спит, для них означает одно: у родителей наконец появилось время на самих себя. Или родители просто разучились использовать хитроумные приемы для укладывания малышей? Или же массовый протест со стороны детей направлен против достижения современного мебелестроения — детской кроватки?

Засыпание

В первые две недели после рождения ребенка все просто: новорожденный спокойно засыпает в любом положении. Но через две-три недели ситуация изменяется коренным образом: с этого момента все должно быть по правилам.

Первое правило — наличие усталости. Возможно, кого-то это удивит, но именно усталости порой и не хватает. Сомнологи из Цюрихского детского госпиталя в результате проведенных исследований выяснили, что многие проблемы сна у детей связаны с простым обстоятельством: дети еще не устали, когда их кладут в постель!

Второе правило — расслабление. А вот этого достичь как раз не так просто (и это известно любому взрослому). Расслабление нельзя создать искусственно, оно должно получиться само собой. А как достичь этого у детей? Вполне естественно: удовлетворив их потребности. Когда они устали, сыты, им тепло и они чувствуют защиту, достаточно всего ничего — и они тут же заснут. Дополнительное воздействие здесь могут оказать ритмичные движения: ношение ребенка, покачивание, баюканье.

Это и объясняет тот факт, почему так магически воздействует материнская грудь: дети ощущают ритмы матери, ее дыхание, биение сердца, движения. Кроме того, им тепло, скоро они будут сыты, еще только остается попить молока — и все, вот вам и идеальная программа расслабления, после которой остается лишь оторвать ребенка от груди.

Третье правило — участие ребенка в принятии решения. Дети становятся усталыми волнообразно: приблизительно раз в пятьдесят минут маленький ребенок переходит из более активной фазы в фазу успокоения. В этот момент путь к засыпанию открывается, ручки ребенка тянутся к глазкам, ребенок начинает зевать. Если сейчас не дать ему заснуть, то уже через несколько минут он снова будет бодр как никогда. Если ребенок имеет возможность участвовать в принятии решения о том, когда ему перейти в фазу сна, то во время своей «глубокой фазы» расслабления он, возможно, начнет искать грудь или же иным образом, как ему будет удобно, просто повиснет на взрослом.

Предпосылка для сна — наличие защиты

Проблема выполнения этих трех пунктов кроется в том, что удовлетворение почти всех детских потребностей предполагает присутствие родителей или же требует их активного содействия, неважно в какой форме: кормления грудью, ношения на руках или укачивания.

Пусть это выглядит непрактично, но с точки зрения эволюционной биологии здесь все вполне осмысленно: заснуть без защиты со стороны взрослого раньше означало неминуемую смерть. Незащищенную крошку могла утащить гиена, укусить змея, мог съесть медведь. В связи с этим вовсе не удивительно, что переход ко сну обеспечивался не видом прекрасного голубого неба или звезд на небе, а доверенным человеком, что путь ко сну лежит через определенные действия со стороны человека: тактильный контакт, укачивание, тепло человека, ритмы, привычный голос.

Отрезвляющий вывод эволюционных биологов говорит о том, что маленькие дети не склонны к самостоятельному сну. Чтобы овладеть навыками сна, им — хотя бы некоторое время — требуется помощь.

В этой связи следует напомнить об одном непрактичном защитном свойстве — о боязни темноты. Эта боязнь возникает в том возрасте, когда дети учатся ходить. Она действует как невидимый поводок, который привязывает детей к их опекающим взрослым.

Общеизвестный, особенно часто встречающийся в позднем младшем детском возрасте страх перед монстрами, возможно, также служил целям безопасного сна: и сегодня дети боятся монстров под кроватью или в темном углу комнаты, а многие засыпают только после соответствующей «проверки». Интересно, что монстры появляются в повестке дня как раз в том возрасте, когда дети в прежних условиях жизни отучались от кормления грудью и, следовательно, начинали спать уже не рядом с мамой. В те времена это было довольно умным ходом — перед сном еще раз заглянуть под кровать, чтобы проверить: а вдруг там сидит какая-нибудь ядовитая рептилия.

Усеченные программы засыпания

В обществах, где вплоть до современности сохранился жизненный стиль охотников и собирателей, дети и сегодня спят в тесном телесном контакте с родителями. Современные культуры выдвинули идею о «сокращения программ засыпания», благодаря которым дети переходят в состояние сна с несколько меньшим объемом усилий со стороны родителей: материнские ритмы заменяются убаюкиванием, покачиванием кроватки, а в последнее время и при помощи автоматически вибрирующих детских кроваток, с помощью поездок в автомобиле. Голос матери дублируется игрушками или специальными детскими компакт-дисками, вместо груди используется пустышка или же приставленная к подушке бутылочка. Чувство защищенности малышу дает тряпичная кукла, игрушечный медвежонок или ночник. А расслаблению способствуют ритуалы засыпания, например вечернее купание, как в 1960-х годах, сказки на ночь или успокоительные капельки, которые и сейчас всегда есть в арсенале некоторых педиатров.

Ожидания разных культур

То, что маленькие дети спят непосредственно рядом с мамой, для некоторых культур так же естественно, как и для нас то, что родители спят в одной кровати (что для некоторых других культур, напротив не является естественным). Если бы мы решили спросить наших прабабушек, где спят малыши, то они ответили бы, что маленькие дети спят в люльке, а если для люльки они великоваты, то тогда они спят со старшими братьями-сестрами! Если же мы спросим об этом же американскую маму где-нибудь в Бостоне, то она (с высокой степенью вероятности) ответит, что малыш, естественно, должен спать в своей комнате, так как это стимулирует его самостоятельность, что он не должен ни в коем случае засыпать с взрослыми, что это может быть даже опасно!

Личные убеждения

На деле наше мнение о том, как должны засыпать дети, отражает также и наши предположения и допущения относительно внутренней природы ребенка и его устремлений. Таким образом, за любыми мыслями о сне где-то далеко просвечивает и кусочек воспитания. Народ майя исходит из того, что дети в связи с ночной близостью родителей лучше питаются. Родители с Бали считают, что спящие в одиночку дети подвержены риску, что у них будет украдена душа. А вот родители на Западе при выборе того, как дети должны спать, в первую очередь опасаются, что ребенок будет избалован. Даже если некоторые родители считали бы удобным кормить своего ребенка во сне грудью (и, таким образом, вызывать у него и у себя исключительно положительные чувства и ощущения), внутри в решающий момент все равно звучит предостерегающий голос: да, дать заснуть ребенку у груди — это естественно, но разве это впоследствии не вызовет проблем? Мы с удовольствием последуем зову сердца, но к чему это приведет?

Сон как социальная программа

За тем, что мы считаем хорошим и что наша культура рассматривает как нормальное явление, не в последнюю очередь стоят социальные и экономические устремления: вопрос о том, лучше ли будут спать груднички в своей собственной комнате, стал актуальным только тогда, когда в домах стало много комнат. А намного раньше засыпание детей было связано и с тем, как и где мамы работали. Только с распространением оседлого крестьянского образа жизни в последние восемь тысяч лет в нашем распоряжении появилась возможность оставить детей под присмотром родственников или прислуги, пока мамы работали в садах, конюшнях или на полях. Дети теперь стали — не как у культур, занимающихся охотой и собирательством, — спать не рядом с мамой, а в своих люльках и кроватках.

Свободный и ритуальный стиль засыпания

И сегодня детский сон является отображением нашего жизненного стиля, его культурной основы. Вне рамок культурного круга западной цивилизации, а также в странах — наших южных соседях дети вечерами активно участвуют в социальной жизни, вследствие чего время отхода ко сну у них четко не определено. Они засыпают рядом с матерью либо в кругу доверенных людей. В своих привычках, связанных со сном они следуют так называемому «свободному стилю», или, говоря по-научному, социальному стилю случайностей. Для последнего менее характерна неизменная рутина и более характерна определенная гибкость.

В отличие от указанного выше стиля, большинство родителей в Центральной и Северной Европе и совершенно определенно родители в США считают правильным и здоровым индивидуализированный ритуальный стиль: в соответствии с этим стилем дети должны засыпать в своей собственной кроватке, причем всегда с использованием одних и тех же ритуалов, в одном том же месте и по возможности в одно то же время.

Какой из стилей лучше? Вряд ли удастся ответить точно на этот вопрос. Каждый из них в зависимости от образа жизни родителей связан с определенными преимуществами и недостатками. В обществах, где в традиции регулярное вечернее социальное общение, во время которого встречается почти вся семья, дети с ритуальным стилем засыпания будут выглядеть явно слабее: как только время отхода ко сну пройдет, они практически не будут держаться на ногах. И наоборот, в обществе, в котором вечерний досуг построен на отношениях отдельной пары либо на личном отдыхе, дети со свободным стилем засыпания станут устойчивым мешающим фактором — ведь посещение, например, концерта вечером организовать значительно легче, если ребенок не привык засыпать с родителями!

Что усложняет жизнь родителей?

Потребность кормящей мамы в сне не сильно отличается от объема ночного сна ее ребенка. Однако практичное и, казалось бы, естественное решение, чтобы мама и ребенок отправились спать вместе, из-за принципиальных мотивов (к этой теме мы еще вернемся) для многих родителей неприемлемо. Сюда добавляется также и тот факт, что давление внутри семьи именно в вечерние часы необычайно высокое: надо зайти в интернет-банк, организовать следующий день, в чем маленькие дети далеко не самые лучшие помощники. Во время отдыха дети и взрослые также не всегда находят общий язык. Вечером некоторые родители способны «подзарядиться», спокойно играя с ребенком. Но для многих остается истиной непреложный факт: только спящий ребенок — это хороший ребенок.

Да и жизнь в становящихся все меньше семьях не очень-то способствует решению конфликтов вокруг вопроса со сном. Раньше детей часто укладывали спать бабушки. Ну а если ребенок вдруг позже поднимался, то часто он брал с собой игрушку и отправлялся к старшему брату или сестре. Сегодня же ребенок отправляется спать к родителям, а у родителей возникает опасение, что, оказавшись однажды в родительской постели, их ребенок обоснуется там навсегда.

В западне

Таким образом, родители оказываются в эволюционной западне. Да, «рецепт засыпания» существует, но предусмотренных для него составляющих уже больше нет в наличии. Или же эти составляющие стали слишком «дороги»: ношение ребенка на себе облегчает отход ко сну, но, учитывая сегодняшние жилищные условия и условия работы, вряд ли его можно часто практиковать, уже не говоря о том, что оно отнимает очень много сил. Кормление грудью действует для засыпания маленьких детей как любой современный наркоз, но возникает вопрос, что делать после отлучения от груди. И некоторые мамы задаются вопросом, стоит ли вообще приучать ребенка засыпать у груди. Совершенно не удивительно, что сон сегодня стал практически наукой.

Как выбраться из западни. Шесть возможностей: советы с точки зрения эволюции

Вряд ли можно сказать, что точка зрения эволюции для сегодняшних родителей будет ободряющей: маленькие дети, которые спят одни совершенно без страха и охотно, вряд ли смогли бы долго прожить в давние времена! Именно поэтому природа и задумала, что для засыпания грудным детям и детям младшего возраста требуется нахождение вблизи доверенного взрослого. В связи с этим становится ясно следующее: если дети «сами по себе» учатся самостоятельно спать (как они учатся ходить или садиться на горшок), это вовсе не значит, что это относится к их естественному репертуару. Трения в этой сфере запрограммированы заранее. То, что малыши с удовольствием дремлют на груди у мамы и на ее руках, заложено в них природой а вот самостоятельному засыпанию следует учиться. И чем дальше стиль засыпания, которому отдают предпочтение родители, от «оригинальной версии», тем больше шагов предстоит преодолеть ребенку для обучения этому стилю, следовательно, тем больше будет возможный протест с его стороны.

Таким образом, имеющиеся сегодня проблемы со сном у маленьких детей могут рассматриваться как защитная реакция против соответствующей активности родителей в отношении сна, которая в глазах детей никак не соответствует их ожиданиям «безопасного» сна.

Назад к истокам?

Значит ли это, что только оригинальная версия является правильной? Ведь те аспекты безопасности, которые принимала во внимание эволюция в поведении детей ко сну, уже устарели. Сегодня детей не едят дикие животные независимо от того, спят ли дети в собственной кроватке или рядом с мамой.

Проблема в том, что ребенок не способен ощутить сегодняшнюю безопасность. Детям ни о чем не говорят ни толстые стены дома, ни многослойные стеклопакеты — даже высокий уровень безопасности вряд ли может их утешить. Единственный сигнал безопасности, который они могут понять, это сигнал близости доверенного взрослого.

Значит ли это, что засыпающих детей следует брать на руки или к маминой груди? И тогда мечту о вечернем посещении концерта придется отложить еще на пару лет?

Те, кто ожидает сейчас однозначного ответа «да» с точки зрения эволюционной биологии, явно чего-то недопонимают. Ведь дети, требующие близости родителей во время отхода ко сну, правы настолько же, как и родители, пытающиеся реализовать собственные интересы. Родителей решение проблемы сна также должно удовлетворять. В эволюционном смысле им же тоже надо быть «в форме». То, что является «правильным», связано с жертвами независимо от того, смогут ли принести их родители или нет. Вряд ли нам окажет помощь идеальное решение для ребенка, если это решение разрушит отношения или возникнут еще какие-то сложности для родителей.

Не следует также думать, что раньше все было идеально. Ситуация со сном не была столь противоречива до тех пор, пока дети находились постоянно в ближней зоне родителей и их кормили грудью. Конфликты же были запрограммированы вместе с прекращением грудного вскармливания и рождением еще одного ребенка. И, как мы уже видели, все это было не так просто.

Наверное, более практичным будет другое решение: любая активность вокруг проблемы сна — это определенный вызов как для родителей, так и для ребенка. И предусмотренную эволюцией «оригинальную версию» решения данной проблемы совсем исключать не стоит. Этот вариант — цель, к которой стремятся дети, для многих сегодняшних родителей нереализуем. Сопротивление и протест не являются принципиальными аргументами против того, чтобы родители вместе со своими детьми опробовали новые пути к решению проблемы сна. В конце концов, родители и так возлагают на детей множество, возможно, неприятных для них задач, например ходить в школу или учиться плавать. Предъявление «неестественных» требований является частью человеческой натуры и вовсе не противоречит нашей эволюционной «программе» (к этой теме мы еще вернемся в главе 9).

Важно другое: чтобы родители в каждом конкретном случае изучали, понимали и осознавали все преимущества и недостатки тех или иных путей. Приведенные далее рекомендации могут помочь найти компромиссное решение.

Совет № 1: мыслить в ключе развития

Часто степень «прогресса» развития детей измеряют по их отношению ко сну и соответствующему поведению. Когда родители собираются вместе, то часто одни с гордостью сообщают другим о том, что их ребенок засыпает один или спит без ночных пробуждений, а многие родители при этом думают, что у их ребенка, не имеющего такой привычки, какое-то нарушение.

В данной главе мы постараемся привить иную точку зрения: если грудные дети не засыпают в одиночку, то это вовсе не значит, что у них какой-то дефект или недостаток в развитии. В целом это нормальная, вполне ожидаемая реакция для постоянно зависимого от защиты со стороны взрослых существа. Не следует рассматривать «самостоятельное» засыпание как некую веху в развитии ребенка. Дети, которые не засыпают самостоятельно, хотя и более утомительны для родителей, но они такие же нормальные и не менее развитые, чем образцовые дети, засыпающие в одиночку или спящие ночью без пробуждений.

Совет № 2: откажитесь от предрассудков

Вечерние и ночные часы — это то время, которое необходимо многим родителям, чтобы жить (а то и выживать) как людям, как партнерам. Понятно, что на этой почве легко возникают конфликты с подрастающим поколением. Поэтому необходимо находить компромиссы. На пути к компромиссам нередко стоят предрассудки. Так, многие родители убеждены, что ребенок не сможет стать самостоятельным, если привыкнет засыпать с помощью родителей. Но данная точка зрения не может быть обоснована — как с точки зрения научных исследований, так и с точки зрения теории эволюции. Засыпание на груди или на руках у матери было частью условий жизни в детстве. Если бы это в какой-то мере препятствовало развитию самостоятельности, то люди вымерли бы еще много поколений назад. А вопрос заботы о самостоятельности выходит на повестку дня в столь многих проблемах воспитания, что этому посвящена отдельная глава (глава 5, раздел «Размышления»).

Следует также критически переосмыслить мнение о том, что дети становятся избалованными из-за засыпания с мамой. Да, действительно, груднички очень быстро привыкают к засыпанию на груди или при ношении на руках. Но в целом мы приходим в этот мир с данной «привычкой». Может ли быть избалован ребенок, если он засыпает у матери? Нет. Ведь он получает от матери ровно то, что ему от природы необходимо для путешествия в царство Морфея: не больше, но и не меньше.

Совет № 3: учитывайте ритмы ребенка

Дети в своих ритмах сна и бодрствования учитывают не только наступление света и темноты, но и «социальный» режим дня: когда будет еда, когда «что-то происходит» и когда не происходит ничего. Может быть, детям лучше всего расти в четко определенных ритмах и ложиться спать всегда в одно и то же время?

Тут многое можно поставить под сомнение. Ведь, во-первых, жизнь даже в суперорганизованной семье вовсе не похожа на функционирование какой-то машины. Во-вторых, у детей не существует на сто процентов четкого ритма: в зависимости от того, как прошел день, они устают раньше или позже, как мы уже видели ранее, путь ко сну открывается перед детьми приблизительно через пятидесятиминутные интервалы времени. Вместо того чтобы класть спать ребенка по часам, родителям следовало бы ориентироваться по подаваемым ребенком сигналам. Иначе очень быстро время отхода ко сну будет оторвано от потребности в самом сне.

Опыт сомнологов из Цюрихского детского госпиталя показывает, что детей младшего возраста часто кладут в постель слишком рано. Говоря о ритмах, следовало бы учитывать один практический момент: вы ничего не выиграете, если положите ребенка спать раньше, и не потеряете, если положите ребенка спать позже; дети, которые отправляются спать вечером позже, просто дольше спят по утрам.

Совет № 4: будьте неподалеку

Сон в одиночку на протяжении 99 % человеческой истории был опасным делом. Так что нам понятно, почему сон в одиночку настолько тесно связан со страхом. Многие детские психологи усматривают взаимосвязь между сложностями со сном и детским страхом: именно дети, которые в течение дня могут воспользоваться тесной и надежной связью со своими родителями, больше всего страдают от страха оказаться ночью одним и спят «плохо». У застенчивых детей чаще встречаются проблемы со сном, чем у «смельчаков».

Это говорит о том, что и в вопросах засыпания нельзя стричь всех под одну гребенку. Некоторым детям при засыпании требуется больше ощущения безопасности. И тот рацион, который им требуется, должен быть предоставлен в их распоряжение. Так, некоторые из «требующих ощущения безопасности» детей, возможно, перегружены методами а-ля Фербер (мы об этом еще поговорим дальше). Ведь в стратегии «контролируемого плача» родители для детей исчезают, пожалуй, из всех каналов сознания: они более неощутимы, их не видно и не слышно — они «просто исчезли». Если родители хотят научить таких детей самостоятельному засыпанию, то для этого подойдут более мягкие альтернативы — методы, при которых мама и папа будут по-прежнему доступны для ребенка. При таких альтернативах ребенок сможет видеть или слышать родителей[18].

Совет № 5: не перестараться в упрощениях

Компромиссы и упрощения — начиная от пустышки и заканчивая появляющейся игрушкой — являются приемлемыми помощниками ровно до того момента, пока они действуют и недостатки от их применения ограничены. Но не надо забывать, что использование таких средств разрядки обстановки ограничено теми ситуациями, когда они действительно необходимы.

Так, нет никаких противопоказаний к использованию пустышки до тех пор, пока она применяется в тех же «рамках», что и объект, который она заменяет, то есть грудь матери. Если пустышка используется только для успокоения ребенка и для его засыпания, то все в порядке (дети, находящиеся на грудном вскармливании, в первые шесть недели жизни не должны получать пустышку, чтобы с кормлением все было в порядке). А вот постоянное сосание соски с точки зрения эволюционной биологии не «предусмотрено» (да и не является возможным). Часто из-за этого возникают проблемы с прикусом.

Интересным с точки зрения эволюционной биологии формой упрощения является «метод футболки»: на ребенка перед сном натягивают футболку, которую носила мама. Известно, что запах матери действует на ребенка успокаивающе (правда, нет никаких исследований относительно того, насколько хорошо данный метод действует после неонатального периода).

Совет № 6: правильные условия засыпания

Часто считают, что дети лучше засыпают в обстановке, когда их ничего не раздражает: нет шума, света и т. д. Если же смотреть на данную проблему сквозь призму эволюции, то ее решение откроется в другом направлении. А именно в том, что грудные дети настроены на окружающую обстановку с «постоянной мультисенсорной стимуляцией», то есть возбуждения на многих уровнях сознания.

Уже там, откуда дети приходят в мир, все их раздражает: плод подвержен воздействию со стороны любых движений матери и сокращений матки, артерии матери издают соответствующие звуки, ее сердце бьется, на фоне всего этого работает система пищеварения. Неудивительно, что исследования, проведенные на грудничках, показывают, что они лучше засыпают, дольше спят и меньше плачут при «чувственном возбуждении». Так, дети прекрасно засыпают, будучи прижатыми к телу, даже если наблюдается хаотичное движение. Эксперименты также демонстрируют, что с так называемым «белым шумом», то есть шумом, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот, груднички легче отходят ко сну. И действительно, некоторые мамы обнаружили, что их ребенок засыпает лучше, если они включают пылесос или фен. Даже протяжное «ш-ш-ш-ш», с помощью которого многие родители успокаивают своих плачущих или неспокойных детей, имитирует звуки в материнском теле, наполненные то усиливающимся, то ослабляющим шептанием.

То же касается и прикосновений. Груднички, которых пеленают, легче отходят ко сну (мы еще поговорим об этом). Да и популярный в настоящее время метод д-ра Харви Карпа основан на мультисенсорной стимуляции — в нем значительную роль играет пеленание, ритмичное покачивание и пустышка (тему метода Карпа мы еще затронем в главе 6).

Конкретно же это значит следующее: в то время как неожиданные шумы (например, звонящий мобильный) однозначно мешают сну, привычные шумы вовсе сон не убивают. Если ребенок устал, то это не значит, что нужно ходить на цыпочках!

Должно ли быть темно? Для обеспечения ночного сна действительно должно быть темно. Образование гормона мелатонина в эпифизе подавляется окружающим светом. Именно этот гормон подсказывает малышу правильный ритм сна и бодрствования. Если грудные дети спят со светом, то естественная ритмизация времени сна, длящаяся от трех до четырех месяцев, растягивается по срокам.

Однако это не значит, что свет всегда должен быть выключен. Если мама или папа еще читают рядом с ребенком или выполняют какую-то домашнюю работу, то свет не является проблемой. В условиях эволюции свет от костра часто сопровождал сон: огонь был «приручен» предшественниками Homo sapiens еще около восьмисот тысяч лет тому назад и сопровождал историю человека ввиду наличия множества преимуществ. Выделение мелатонина также набирает обороты только после полуночи, то есть и с этой точки зрения ничто не говорит против умеренного света при засыпании. А вот ночники, включенные всю ночь, являются проблемой (и мы поговорим об этом ниже).

Правильная температура. Необходимо учитывать еще один раздражитель: температура ночью падает практически во всех климатических зонах земли — аналогичной должна быть и ситуация с комнатной температурой. Миф о том, что грудным детям для сна необходима теплая комната, хотя и создавался с благими намерениями, но совершенно не обоснован. Нагретый воздух в помещении высушивает слизистые ребенка, обеспечивает заложенность носа и прокладывает путь к простуде. Перегрев организма вследствие чрезмерного кутания даже обсуждается в качестве возможной причины такого явления, как неожиданная детская смерть.

Засыпаем на сытый желудок? Дети, находящиеся на грудном вскармливании, в большинстве случаев засыпают после приема пищи, а значит, они уже подготовлены к тому, чтобы спать с полным желудком. Могут ли родители использовать это обстоятельство? Результаты одного исследования указывают на то, что при максимально позднем вечернем кормлении грудные дети дольше спокойны ночью, а также могут вскоре привыкнуть к тому, чтобы снова засыпать и без ночного кормления.

Промышленность полным ходом поддерживает стратегию «сытого желудка». Под лозунгом «Просьба не мешать. Сегодня ночью я сплю глубоко и крепко» один из производителей детского питания предлагает питьевую смесь «Спи хорошо». Однако ее ингредиенты («молочная смесь второго уровня», цельнозерновые хлопья и печенье) вызывают опасения, что путь к здоровому сну приведет также и к избыточному весу.

Проблема грудного вскармливания? Мы уже упоминали, что при отлучении находящихся на грудном вскармливании детей от груди часто ломается привычный для них путь ко сну. Может, тогда не следует детей вообще приучать засыпать на груди?

Наверное, это была бы чрезмерная осторожность. Большинство детей после отлучения от груди быстро строят себе новый «путь»: это могут быть просто прикосновения к материнской груди или игра с тряпичной куклой.

Но вне всяких сомнений имеется один недостаток грудного вскармливания: детей, получающих грудное молоко, очень тяжело убедить в том, что их сможет укладывать спать и другой человек, например папа. И это приводит нас к выводу, который мы еще не раз будем обсуждать: более «естественная» жизнь всегда облегчает участь родителей.

О методе Фербера

В том, что касается установления лучшего пути ко сну, существует две основных способа. Родители могут попытаться обеспечить ребенку те условия, которые он «ожидает» по своей природе (в частности, непосредственную близость), или родители отучают ребенка от своего присутствия и стараются «перетерпеть» часто следующую за этим протестную реакцию. Все другие пути ко сну находятся где-то в промежутке и представляют собой попытки дать ребенку определенную степень близости, избежав при этом «программы удаления» этой самой близости.

Прототипом контролируемого «удаления» является популяризируемый американским исследователем в области сна Фербером и названный в его честь метод Фербера. Он основан на постепенном разрушении тех «мостиков» ко сну, которые обеспечивают родители: родители должны класть ребенка в его собственную кроватку и затем удаляться из комнаты на точно заданные промежутки времени. Время отсутствия родителей в комнате постепенно увеличивается, даже если ребенок плачет и зовет родителей. В США данный метод рассматривается как обычный элемент воспитания детей, а теория «контролируемого плача» во многих вариациях стала также популярной и в Европе.

С точки зрения эволюционной биологии следует отметить в связи с методиками «удаления» следующее: то, что родители допускают у своих детей появление слез в ситуациях, когда детям угрожает опасность или они просто не могут с ситуацией справиться, является частью «пакета» эволюционного развития. То есть если родители своих детей «закаляют», так как силы у них самих на исходе и другие методы не срабатывают, тогда это может быть вынужденным решением. Спящий ребенок иногда вполне может символизировать для родителей разницу между раем и адом, да и даже между здоровьем и болезнью[19].

Однако родители, используя данный метод, должны отдавать себе отчет в том, что они требуют от детей преодоления больших преград, связанных со страхом. Нужно считаться с тем, что будут слезы и отчаяние. Никто точно не может сказать, насколько долгосрочным будет это эмоциональное побочное воздействие. Это сильно зависит от личности самого ребенка, а также от типа прочих отношений между ребенком и родителями. То, что метод «хорошо работает», само по себе не является убедительным аргументом: если быть последовательным, то можно сделать вегетарианцем и льва. Поэтому родителям следует лишь посоветовать, несмотря на оказываемое на ребенка давление, все-таки иногда «спускать пар» и развить в себе чутье, чтобы реакция ребенка не перешла границы допустимого. Иначе следует опасаться, что «неспящие» дети станут «впавшими в отчаяние спящими» детьми.

В любом случае следует учесть, что метод Фербера несовместим с грудным вскармливанием. Метод контролируемого плача был изобретен в Америке в 1980-х годах, во времена, когда в «спорном» возрасте (Фербер рекомендует применять свой метод с шести месяцев) не кормили грудью практически ни одного ребенка. Большинство детей, находящихся на грудном вскармливании, привыкли находить необходимое для сна расслабление на груди. К тому же в ситуациях, вызывающих страх, они привыкли находить утешение также преимущественно на груди. Метод засыпания Фербера настигает ребенка тремя ударами: во-первых, у ребенка отнимают привычный путь к расслаблению, во-вторых, путь к утешению, в-третьих, ребенок лишается родительского присутствия, которое он по праву ожидает в состоянии неуверенности и которое он в других ситуациях получает без лишних вопросов. Поэтому для детей, находящихся на грудном вскармливании, метод Фербера применяться не может. Или может, но только в том случае, когда ребенок постепенно приучался к тому, чтобы засыпать без груди (например, с куклой-платочком).

Сон как метод воспитания?

Следует критически спросить: подходит ли сон действительно для того, чтобы являться методом воспитания? Метод контролируемого плача в практическом смысле может быть успешным: ход семейной жизни облегчается, родители могут спокойно вздохнуть, а это ценно уже само по себе. Но часто к различным методам добавляют и различные педагогические цели, и вот здесь следует соблюдать осторожность. Педагогического успеха с методом Фербера ожидать не следует, да и подтвердить его невозможно. Нет никаких подтверждений того, что засыпание по Ферберу в целом несет с собой преимущества для развития ребенка. Путь, ведущий к самостоятельности, далеко не прямой. К нему относится как опыт наличия родительской близости, так и опыт «самоэффективности» ребенка (о ней мы расскажем в главе 5, в разделе «Размышления»). Надежда на то, что достигаемая при засыпании самостоятельность распространится и на другие сферы, не обоснована ни с точки зрения психологического развития, ни с точки зрения теоретических учений (в целом речь в большинстве «программ сна» идет просто о тренировке). Самостоятельное засыпание может являться прогрессом для родителей или для семьи в целом, но для ребенка это вовсе не означает прибавления умений.

С педагогической точки зрения следует также заметить, что метод Фербера заранее программирует воспитательный конфликт целей. Целыми днями родители делают максимум, чтобы не развивать в ребенке самоуверенность, всерьез принимая все проявления детей и предлагая эмоциональную поддержку (нередко даже навязывая ее), в особенности в вызывающих опасение ситуациях. В методах же контролируемого плача естественная в иных случаях эмоциональная защита со стороны родителей и согласие с детскими потребностями дают отказ именно в наполненной для ребенка страхом ситуации засыпания.

Проблемы засыпания: что нам готовит будущее

Если рассматривать широко распространенные сегодня проблемы со сном, то напрашивается сравнение с другим «проблемным поведением»: с проблемой частого мочеиспускания, сильно занимавшей два первых послевоенных поколения. И здесь ожидания родителей и биологические возможности детей очень сильно различались — дети были буквально изнурены слишком ранними «тренировками» в этой области (см. главу 8). Является ли обучение сну аналогичным фетишем воспитания, каким являлись попытки решения проблемы частого мочеиспускания два-три поколения назад, когда тренировали мочевой пузырь?

Проблема вокруг мочевого пузыря разрешилась тогда, когда стало ясно, что трава не вырастет быстрее, даже если ее тянуть вверх: мочевой пузырь детей растет и без воспитательных мер со стороны родителей. Однако это было не единственным открытием, которое позволило наконец отодвинуть проблему частого мочеиспускания на задний план: большую роль в этом сыграли стиральные машины и практичные одноразовые подгузники, позаботившиеся о снятии напряженности вокруг данной темы. За это следует, так сказать, высказать благодарность фирме Pampers.

И именно поэтому тема сна будет актуальной и для последующих поколений родителей. Ведь в отличие от функции детского мочевого пузыря на сон можно эффективно повлиять — это демонстрируют такие успешные методики, как, например, метод Фербера. Но еще важнее следующее: проблема частого мочеиспускания разрешилась, так как существенно снизились «затраты» на ее решение вместе с изобретением одноразовых подгузников. А вот с проблемой сна дело обстоит по-иному. Здесь «затраты» родителей продолжают расти. Вечерние часы во времена распространения работы по совместительству становятся все ценнее, а братья, сестры и другие члены семьи, которые раньше могли сгладить эту проблему, в наше время стали редкостью. Это позволяет сделать вывод, что проблема сна будет существовать и дальше.

Сон без ночных пробуждений

Для многих родителей сон без ночных пробуждений — это такой же этап в развитии ребенка, как и появление первых зубов или первые шаги. Существует мнение, что случается это где-то между третьим и четвертым месяцем жизни. Но исследования никак не могут до сих пор зафиксировать этот момент! Большинство грудных детей в течение первого года жизни просыпаются как минимум раз за ночь, а чаще всего и больше.

Если записать сон грудного ребенка на видео, то можно увидеть, что трехмесячные малыши в среднем просыпаются по ночам от двух до трех раз. В возрасте девяти месяцев малыши просыпаются даже и по пять раз за ночь. А в двенадцать месяцев снова два-три раза. В младшем детском возрасте ночной сон также непостоянен: более трети детей даже в возрасте двух с половиной лет регулярно просыпаются ночью.

Несмотря на это, многие родители убеждены, что сон без ночных пробуждений является частью нормальной программы развития грудного ребенка. Они в этом уверены в той же степени, в какой поколение их бабушек и дедушек считало, что «нормальный» ребенок уже в два года должен самостоятельно ходить в туалет.

С чем это связано? Причина, вероятно, в том, что родители любят друг другу рассказывать позитивные истории о своих детях. Вот, например, читаем сообщение об успехах одной девочки из группы детей ползункового возраста: «Лиза со вчерашнего дня по ночам не просыпается». Если же она на следующий день проснется ночью, то мы увидим скорее всего рассказ о другом ее достижении: «Лиза научилась переворачиваться!»

Подобным убеждениям способствуют и многие авторы советов для родителей. Например, Анна Вальгрен в своей местами достаточно оригинальной «Детской книге» пишет, что ребенок, который в возрасте одного месяца (!) не спит без ночных пробуждений, нуждается в помощи, чтобы ему продемонстрировали «разницу между днем и ночью». А когда она пишет, что «через три или самое позднее четыре месяца вы можете рассчитывать на то, что ваш ребенок будет спать ночью по двенадцать часов», это воспринимается как миф.

Факты: сон без ночных пробуждений

На практике ни один маленький ребенок не спит без пробуждений от заката до рассвета. Такое может быть лишь в мечтах отвыкших от сна родителей. Самый длительный отрезок сна, который могут ожидать родители, будет продолжаться от шести до восьми часов. К тому же у детей грудного и младшего возраста существенно более легкий сон, чем у подростков или взрослых: даже «спящие без ночных пробуждений» дети во время ночного сна, как правило, пробуждаются многократно. Но они тут же снова засыпают и потому не мешают своим родителям — например, потому что их сразу кормят грудью (о чем мамы часто вспоминают не всегда), или же потому, что успокаиваются самостоятельно. Поэтому за «спящим без ночных пробуждений» малышом из рассказов родителей далеко не всегда стоит действительно не просыпающийся ночью ребенок!

При этом дети на грудном вскармливании просыпаются ночами чаще и начинают спать без ночных пробуждений в более позднем возрасте, чем дети на искуственном вскармливании. Это может быть связано с тем, что материнское молоко быстрее усваивается и эти дети быстрее становятся снова голодными — ведь груднички и днем едят чаще. К тому же сон детей, находящихся на грудном вскармливании, по крайней мере если они находятся вблизи матери, по своей «архитектуре» более легкий, чем детский сон сам по себе.

То, что легкий сон маленьких детей может быть связан с «готовностью попить», подтверждается и тем фактом, что у детей в других культурах можно наблюдать скорее поверхностный, прерываемый фазами бодрствования сон, который в возрасте трех-четырех лет (возрасте, когда детей отлучали от груди, см. главу 2), становится более крепким.

Кроме того, легкий сон был и более безопасным (волки не дремлют!). Детям и раньше не доставляло особого удовольствия постоянно проверять по ночам, находятся ли они все еще под защитой более сильных взрослых.

Почему ночной сон без пробуждения представляет собой проблему

То, что сегодня многие родители жалуются на проблемы ночных пробуждений детей, не связано с тем, что дети стали чаще просыпаться. Изменилось вот что: детям в сегодняшних условиях стало тяжелее снова засыпать. Пока мама и ребенок спали рядом друг с другом, вполне хватало каких-то подсознательных вмешательств, чтобы вернуть ребенка ко сну. Сейчас же, когда дети реже спят рядом с мамой, паузы в процессе сна стали настоящей проблемой.

Когда дети пробуждаются, они ожидают ту же программу засыпания, к которой привыкли. Они ищут «мостик» ко сну, хотят пройти по проторенному пути. Сомнологи называют этот путь ассоциациями на засыпание: если детей во сне кормят грудью, то это влечет за собой засыпание на груди у матери. Если они привыкли к тому, что для засыпания их носят на руках, то они и ночью ищут родительские руки. Если они не находят привычный путь, например когда мама хочет прекратить кормление грудью или родители ночью слишком устали, чтобы бегать с ребенком туда-сюда по квартире, возникает протест.

Проблемы, связанные со сном без ночных пробуждений: советы с точки зрения эволюции

Эволюционно-биологическая система мышления позволяет обобщить проблему в трех пунктах.

• Во-первых, дети не могут спать как сурки. Сон ребенка должен быть свободным, позволять также и ночную коммуникацию и прием пищи (при грудном вскармливании). Таким образом, ночное пробуждение является нормальной, ожидаемой особенностью маленьких детей.

• Во-вторых, в соответствии с тем, что нам известно, сон без ночного пробуждения не имеет ничего общего с уровнем развития детей. Дети, которые всю ночь спят не просыпаясь, в возрасте шести месяцев не отличаются от тех, кто этого не делает, ни «степенью зрелости», ни прочими жизненными навыками.

• В-третьих, то, что дети грудного и младшего возраста протестуют, когда они просыпаются ночью и оказываются одни, — это нормально. Ожидание родительского присутствия во время сна необходимо в целях безопасности.

Все это значит следующее: если дети ночью просыпаются часто, это может сложно для родителей, но «нарушением сна» или болезнью, как это диагностируют многие, это не является.

Однако ночное пробуждение может легко развиться в проблему. Ибо требования малыша о близости и присутствии родителей ориентируются, как правило, вовсе не на то, что родители понимают под «хорошей ночью». Тут быстро возникает замкнутый круг из завышенных требований к родителям и страха разлуки со стороны ребенка: нервничают как дети, так и родители.

Два возможных пути

Каким образом родители могут преодолеть этот замкнутый круг и сделать сон ребенка спокойным и продолжительным?

Собственно, «динамитом» в вопросах нарушения сна являются вышеуказанные «ассоциации на засыпание», то есть глупая привычка перехода ко сну ночью тем же путем, что и вечером. Здесь в принципе имеется лишь два пути для решения проблемы.

Или родители пытаются сделать так, чтобы их ребенок засыпал самостоятельно, то есть приучают его к засыпанию без родителей. Только от таких засыпающих самостоятельно детей родители вправе ожидать, что ночью те так же самостоятельно будут засыпать (обо всех «за» и «против» самостоятельного засыпания мы уже поговорили).

Или же дети и ночью будут получать доступ к тому же «пути», по которому они идут вечером при отходе ко сну. Это, в свою очередь, значит, что родителям следует проверить ритуалы засыпания на предмет их пригодности в ночное время. Если ребенок привык идти по пути, предполагающему появление у родителей ночных хлопот, то рекомендуется при засыпании с любовью, но настойчиво подталкивать в другом направлении.

Приведем следующий пример: для грудных детей, которые привыкли отходить ко сну только путем ношения на руках, рекомендуется переход к менее «двигательной» программе. Любимый пункт маленьких детей — грудное вскармливание — также следует проверить на пригодность, а решения, которые могут быть здесь найдены, будут настолько же различными, как различными будут сами дети, мамы и проблемы в каждом конкретном случае. Некоторые мамы решаются на то, чтобы ночью еще в течение длительного времени кормить ребенка грудью и, возможно, брать его для этого в родительскую постель. Другие же мамы настолько измучены проблемами сна, что они лучше начнут отучать своего ребенка от груди сегодня, чем завтра.

Однако здесь следует принять во внимание следующее: при отлучении от грудного вскармливания заранее запрограммирован еще один конфликт: детям в возрасте менее шести месяцев по всем правилам необходимо как минимум еще одно ночное кормление. Тут дать хороший совет сложно. Конечно, можно кому-то другому поручить вставать ночью, чтобы приготовить бутылочку смеси, но, возможно, это создаст новые, довольно трудоемкие «ассоциации на засыпание». Тут, наверное, будет мудрее подождать с отучением от груди до тех пор, пока ребенку не будет уже требоваться ночное кормление, и попробовать применить пустышку.

Найти компромисс. Если ребенок уже немного подрос, но по-прежнему просыпается ночью, то можно попытаться найти с ним максимально «бесшумный» компромисс. Некоторые родители не испытывают проблем с тем, чтобы брать ребенка в родительскую постель. Другие предлагают ему альтернативу, например в виде матраца рядом, на котором предлагают устроить «лагерь со зверюшками», которые приходят туда по ночам. Третьим детям помогает ночник (см. ниже) или совместный сон в комнате у старшего брата или сестры.

Требуется ли детям немного питья ночью? И да, и нет. В первые полгода жизни практически всем грудничкам по ночам необходимо их любимое молоко, а дети, находящиеся на грудном вскармливании, нуждаются в молоке по ночам вплоть до конца младшего детского возраста. Это связано с тем, что дети на грудном вскармливании начиная с третьего месяца жизни за каждый прием пищи в целом выпивают меньше молока, чем дети-искусственники (см. главу 2). Особенно «голодных» детей в течение всего первого года жизни очень тяжело отучить от их традиционной ночной бутылочки молока! Ведь каша или «обычная еда» по ночам детям не нужна — независимо от возраста. Ночная бутылочка с соком или водой также не требуется: водообмен у детей сформирован таким образом, что при нормальных климатических условиях дети в состоянии выдержать без нее всю ночь. Фактом является следующее: большинство детей, требующих свою бутылочку ночью, делают это потому, что они привыкли засыпать после бутылочки молока.

Поможет ли и дальше ночной свет? Страх перед темнотой или «монстрами», который может быть достаточно ярко выражен в позднем младшем детском возрасте, можно взять немного под контроль при помощи освещения. С точки зрения эволюции, свет костра представляет собой обычное сопровождение во сне. С другой стороны, даже небольшие количества света оказывают влияние на секрецию гормона сна мелатонина. Это говорит в пользу того, чтобы не оставлять свет на всю ночь. Идеальным решением вопроса были бы часы с таймером, выключающие свет во второй половине ночи[20].

Помогает ли пеленание? Плотное пеленание или даже обертывание бинтами было широко распространено в Европе вплоть до XVIII столетия, а сегодня оно снова набирает популярность, не в последнюю очередь благодаря ранее упомянутому методу Карпа. Действительно, есть сведения о том, что в первые месяцы жизни такие дети спят спокойнее и дольше. Следовательно, попытаться можно, но в этом случае не следует класть ребенка для сна на живот.

Больше проводить времени на улице. Ночной сон без пробуждения можно стимулировать и днем. Так, согласно данным одного шотландского исследования, дневной свет стимулирует ночной сон. Предположительно у детей, которые в течение дня получают много солнечного света, по ночам увеличивается выработка мелатонина. В любом случае в ходе вышеупомянутого исследования дети, получавшие в дневные часы больше света, спали ночью однозначно лучше. Поэтому больше гуляйте днем с детьми на улице! Это позволит вам найти кратчайший путь к здоровому сну.

Размышления

Почему мы говорим о сне?

Практически все более-менее развитые животные время от времени теряют сознание: одни ночью, другие днем, у одних отключается всего одно полушарие, у других мозг целиком, одни при этом стоят, а другие ложатся. «Цена» сна существенна: кто спит, тот не сможет найти пропитание или защититься. Для чего же мы тогда спим? И почему дети спят намного дольше взрослых? На последний вопрос дал несколько сложный ответ немецкий детский психолог Прейер. Он был настолько удивлен длительным сном своего сына Акселя, что даже диагностировал у него гиперсомнию. Попробуем ответить на этот вопрос, чтобы облегчить участь детей.

Вернемся сначала к вопросу о причинах сна. Из того факта, что менее развитые представители животного мира, как, например, насекомые или черви, не спят, ученые делают вывод, что сон стал необходим для улучшения обработки информации в мозге и в конечном итоге является предпосылкой для обучения. Во сне ведутся «ремонтные работы» в клетках тела, ночью усиленно работает иммунная система организма. Необходимый для роста детей гормон также вырабатывается преимущественно ночью — дети в буквальном смысле слова растут во сне.

Когда мы спим

Время, когда звери спят, зависит от того, какие источники пропитания они используют и с какими естественными врагами им приходится сражаться. Различное время сна тех или иных видов животных регулирует движение в лесу. Для человека с его высоким уровнем интеллекта, но с плохой способностью ориентироваться в темноте преимущества приходящейся на темноту фазы сна очевидны: в темноте человек не только не сможет увидеть сладкие и вкусные плоды, но и почти точно попадет прямо в лапы хищных животных.

Маленькие дети настраиваются на этот обеспечивающий выживание ритм «день и ночь» шаг за шагом.

• В материнском теле их сон распределен равномерно днем и ночью.

• В первые недели жизни грудной ребенок еще совсем плохо ориентируется в том, когда наступил день, а когда ночь, пять-восемь этапов его сна достаточно хаотично распределены в течение суток.

• Приблизительно через три-четыре месяца ребенок находит свой собственный ритм сна и бодрствования. Он спит «в три присеста», которые каждый день приходятся приблизительно на одно и то же время.

• Некоторые дети начинают предпочитать для сна ночь уже с первого месяца жизни, другие лишь с четвертого или пятого месяца. Время, когда дети начинают спать действительно без ночных пробуждений, у них очень различается (об этом мы говорили в предыдущей главе).

Однако отметим: если грудной ребенок спит без ночных пробуждений, то это не значит, что его сон похож на сон подростка. С точки зрения экспертов, младенец будет спать без пробуждений в том случае, если будет пребывать в покое в течение шести-восьми часов.

Причем это вовсе не значит, что он все время будет спать. Видеозаписи спящих детей показывают, что они пробуждаются от одного до трех раз за ночь, каждый раз на пару минут; часто им удается самостоятельно заснуть.

Послеобеденный сон

Послеобеденный сон является довольно переменчивым явлением. Некоторые (немногие) дети уже в возрасте восемнадцати месяцев прекращают спать после обеда. Но все-таки каждому восьмому ребенку послеобеденный сон становится не нужен лишь в возрасте двух с половиной лет. Большинство же детей начинают обходиться без этого сна только на четвертом году жизни. Из тех, чей возраст больше четырех лет, регулярно спят после обеда лишь 10 % детей.

С точки зрения эволюционной биологии объяснить данное явление можно следующим образом: исходя из изначальных условий жизни человечества, сон в присутствии более сильных взрослых был надежным решением. Когда же дети постепенно вырастают из зоны близости и защиты родителей, послеобеденный сон становится опасен. Кто смог бы ребенку, которого больше не носят на руках, чей каждый шаг более не контролируется, гарантировать, что во время сладкого сна его не украдет какой-нибудь хищный зверь?

Потребность в сне

Еще с рождения здесь заметны значительные различия между детьми. Так, большинство новорожденных спят 14–18 часов в день, другие — 12–14 часов, а некоторые и до 20 часов. В возрасте одного месяца некоторые дети спят почти в два раза больше других! Начиная с шестого месяца (когда груднички спят от десяти до тринадцати часов в день) различия между отдельными детьми становятся менее значительными, но даже в период учебы в школе колебания в потребности в сне все еще составляют около двух часов.

Различается также и предпочитаемое детьми время засыпания. Большинство детей — «совы», то есть склонны к тому, чтобы по вечерам не ощущать усталость. Многие грудные дети по вечерам засыпают не сильно раньше среднестатистического взрослого. Это происходит по меньшей мере до возраста, когда малыши находят свой собственный ритм, — то есть до трех-четырех месяцев.

Но потребность в сне различна не только у отдельных детей, она также различается у отдельных культур. Так, например, грудные младенцы народа кипсиги в Африке спят в среднем на два часа меньше своих сверстников из США, а те, в свою очередь, еще на два часа меньше, чем их голландские ровесники.

Повсюду на земном шаре люди спят тем больше, чем они моложе. И тут мы возвращаемся к исходному пункту этой главы: сон — это «смазка» для головного мозга. А когда эта «смазка» ему нужнее, чем в возрасте, когда мозг растет, создавая связи между нервными клетками и используя любую возможность для того, чтобы учиться?

Примечания

18

Например, имеется следующий «мягкий» способ научить ребенка «самостоятельному» засыпанию: ребенок кладется в постель еще бодрствующим, и с этого момента его не берут больше к себе (даже если он протестует). Но отец и мать находятся постоянно поблизости, например сидят на стуле и читают книгу либо занимаются домашними делами.

19

Так, проблемы со сном у новорожденных нередко сопровождаются депрессиями у матерей. Если излечить проблемы со сном у ребенка, то часто улучшается и ситуация с депрессией у матерей.

20

Есть указания на то, что постоянное ночное освещение, например при сменной работе, возможно, может стимулировать развитие определенных видов рака. В этой связи исследовалась также возможная взаимосвязь между использованием ночников и лейкемией у детей. До сегодняшнего дня подозрения не подтвердились, но и не были опровергнуты.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я