Книга "Секстины" – это стихотворные размышления о бытие Бога, о сотворении мира, о сущности человеческого сознания, о месте человека во Вселенной, о нравственном выборе личности, о добре и зле, о судьбе России и мира. Книга публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секстины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть I
Секстина 0
Всё мирозданье — чей-то чудный дом,
Устроенный для сказочного пира
Волшебника загадочным трудом,
Зовущего детишек петь на нём
И ставящего песне метроном,
Чтоб знала срок и длилась кратко лира.
1
О, сколько звёзд! Их больше, чем икры
Во всех морях живущего лосося;
Но все они — бильярдные шары
Каким-то кием начатой игры,
Что, их толкнув, шлёт в лузу той дыры,
Чья пасть без дна пространство пылесосит.
2
Как сложно всё… О, тёмная звезда!
Что знаю я, зовя звездою тело
Во тьме над бездной, долгие года
Вершащей бестелесного труда
Чудовищные тягой невода,
Влекущие в безделье чьё-то дело?
3
Мой ум парит над Книгой Бытия,
Над первой той главой Происхожденья,
И не поймёт того, что сердцем я
Люблю и чту, и чем душа моя
Живёт и верит, что глава сия —
Благая весть о нашем сотворенье.
4
Я верой крайний спиритуалист —
Мой вечный дух основы прочной ищет:
Так царь огонь — всеяден, строг и чист, —
Объемля прах, эфирный гладит лист,
Чтоб куст пылал, как ни был бы тернист,
Огня пребыть желая твердой пищей.
5
Монизм Отца иль Матери монизм?
О, этот спор умов из дальней дали!
Дух возвещает:"Я, Идеализм,
Первичен"; а Душа:"Я — Дуализм";
А Тело им:"А Я — Натурализм
Реальности как двух сторон медали".
6
Главнее кто — Отец? А кто есть Мать,
Кого зовём: Великая Природа?
Как? Ей дано творить? Дано рождать?
Дано"ничто"во"всё"осуществлять?
Как? Множеству Единственность придать,
Назвав Её: Ч и с л о п о д а т е л ь кода?
7
М а ф о р и й всем, П а р а г е н есть Она:
Покров при Роде — вечный, скоротечный…
О, будь чиста, роса, и ты, волна
Святого Гедеонова руна!
А всё же, нет… Не Мать, а Он — Вина:
Дух Безначальный, Сущий и Предвечный.
8
Кто Зачинатель? Мать или Отец?
Отец иль Мать? О, Двоица Святая!
Кому отдаст Начало и Конец
Самодержавный первенства венец,
Когда Он — Сын и Человек Творец —
Сам в Троице есть Ипостась Вторая?
9
Быть может, Мать есть Дух Святой Отца,
Из недр Его от века исходящий,
Рождающий от Первого Лица
Лицо Второе — Сына и Творца,
И в Троице — с начала до конца —
От Третьего Лица Животворящий?
10
О, Троица: Отец, и Сын, и Мать!
Вот истина, любезная для слуха:
Материя — Пречистая Тетрадь
И Духом Испещряемая Гладь,
Чья Воля всё вязать и разрешать
Осуществляет Мир как Тело Духа.
11
В Материи вселенский Лад и Бой
Устроил всё и двойственно и просто:
Единство всех в Борьбе между собой,
Подъём и Спад, Движенье и Покой,
Тепло и Хлад, Развитье и Застой,
И Смерть существ Изменчивостью роста.
12
Природа Мать… Живя в ней и служа,
Подобно суть безродному лакею,
Мы ждём: когда изволит госпожа,
Что сладко дремлет после кутежа,
И в трепете ей чиним кружева,
Чтоб навсегда нас не изгнали в шею.
13
Природы гнев… О, как ужасен он
И к тварям всем жесток и равнодушен!
Покуда тварь не выучит закон
И не поймёт, где прибыль, где урон, —
Слепой вещизм её, как страшный сон,
Гнать будет вон… И дом, глядишь, разрушен.
14
Ах, может, мой идеализм — обман?
Подобий — тьма. Но умер Преподобный.
Отец… Один сиреневый туман.
И Сын, Который был Исайе дан,
Распался от неисчислимых ран.
И Дух… А Время счёт ведёт подробный.
15
Когда земли и неба прежних нет,
А токмо Е равно эМ Цэ в квадрате,
И — кубатурой шара — интернет,
И хаос волн… И всё-таки, Поэт,
Хвала Тебе, Явившему нам свет,
Кто б ни был Ты, Великий Математик!
16
Изрек Христос:"Объемлющего вся
Нельзя объять Невидимого Бога,
Но ты, Филипп, уверуй в то, что Я
В Отце, а Он — во Мне, и что Меня,
Отца дела творящего любя,
Увидевший, Его прославит много".
17
Душа, не плачь! Ведь Слово родилось,
А чрез Него есть Сын и в нашем сердце:
Оно есть Ключ и благодати Ось,
Что держит Дом и всех проходит сквозь,
И всё стремит, стяжав Собою ость,
В Покой Отца, к Его заветной дверце.
18
Не плачь, душа: Бог есть любовь и свет.
Беги из тьмы коварства и порока,
Не падай в ад, где глохнет всяк ответ,
А в светлый рай — ему забвенья нет, —
Входя входи трудами дней и лет,
И вечный мир твоё увидит око.
1/14-18 Августа 2016
Часть II
19
Всё мирозданье — бусина одна,
Скрывающая россыпь многих бусин,
Покоящихся в кладезе без дна,
Покуда не придаст им грань волна
И, тронув нить, не свяжет глубина
В единый ряд… И строй, глядишь, искусен.
20
От этих слов сейчас же к соловьям б!
О, как жестоко звуки рвёт цезура,
Как тесен духу пятистопный ямб,
Когда, воздушных не пугаясь ям,
Он ринуться готов из"я"в не"я",
Что Авраам, отвергший стогны Ура!
21
Зачем же мне секстин высокий чин?
Не либреттист, я не тружусь для хора;
Не графоман, что мерит метром сплин;
Не трубадур… И не из тех мужчин,
Кто без секстин не мог или терцин;
Не Данте я, не Чосер, не Гонгора.
22
О ты, пристрастье звуки сочетать,
Рифмовкой называется какое,
Не смей меня долить, свободы тать,
Когда мой дух пытается летать,
Не арифметик я, чтобы считать
Ко слогу слог!.. Оставь меня в покое.
23
Но, Времядатель, как же без Тебя?
В Покое — Ты. А я, Тобою движим,
Дышу, пою, ликуя и скорбя,
Ах, всё — Тобой! И, мерно теребя
Твой звукоряд, вне времени себя,
Владыка мер, не слышу и не вижу.
24
Так, чтоб сложить секстину 23,
Час с четвертью я времени потратил;
Сто тысяч вёрст иль тридцать тысяч ри
За этот миг до солнечной зари
Земля прошла… Но меры, посмотри,
Одна к другой условны, Числодатель.
25
Глазами Ломоносова смотрю
И на заре вечерней возлагаю
Надежды на грядущую зарю;
И, так же как Михайло, говорю:
"Земным, ниже Небесному Царю,
Холопом вечным быти не желаю".
26
Разоблачен как небыль теплород;
И понял ум: на прибыль есть и убыль;
А вот его святейшество Синод
Постановил: Бог — плазма, терма, фот —
И светит всем, всех греет, и… не жжёт
В Пасхальный час. И славится трегубо.
27
Заряд — разряд… И вот, волна частиц
С частицей волн — то волны, то частицы;
Не всё ль равно? Важней — Кто из Трёх Лиц
Главнее з д е с ь? Пред Кем мне падать ниц —
Отцом, Христом иль Духом Без Границ?
Пред множеством Природы — Всецарицы?
28
И, честь воздав, умом благоговеть
Пред сей вселенной, суть которой — чудо,
За все дары её: дышать и петь,
Любить и жить, мечтать и разуметь,
И, причастившись жизни, умереть,
Благодаря и веря — разве худо?
29
Как чудо научась воспринимать
Всё то, что превосходит разуменье,
И данность очевидности понять,
И вероятность данностью признать,
В невероятном видя благодать,
Дарующую веру как спасенье.
30
Принять, понять, почувствовать и жить
Живою верой в чудо краткой жизни,
И силой веры вечности служить,
И временем как даром дорожить,
Чтоб, разделив добро и зло, сдружить
И тьму и свет и смерть и смех на тризне.
31
Каким же надо выковать свой дух,
Как закалить его в боренье надо,
Чтоб, зная всё, — кто пылок, влажен, сух, —
Парящий прах и падающий пух
Борьбой начал объединяя двух,
И рай принять, и не отвергнуть ада!
32
Прости меня, Поэзия, прости!
Прости меня, Святое Поэтрио!
О Истине, о Жизни, о Пути
Кто скажет мне? За кем и чем идти
Там, где ни зги?.. Но Ты, мой свет, свети
И стой, Утёс, над карнавалом в Рио!
33
"В начале было Слово. И Оно
У Бога было. Слово было Богом".
Таинственно скрипит веретено,
Раскручивая нить на полотно,
И в этом скрипе слышится давно
Тот звук, что издан был бараньим рогом.
34
Мертвы Анаксимандр и Эмпедокл
С тетраксисом и движителем первым;
И от идей Платона — холодок;
И Аристотель мнит, что ест медок;
И глух Зенон, и Демосфен ходок;
И лишь Евклид щекочет детям нервы.
35
А ты, эллинистический Филон,
В учёной красоте Александрии
Сказавший так:"В начале был Закон,
Закон был в Боге и был Богом Он",
Ответь, когда и кем изобретён
"Христос"как Логос в чаяньях Мессии?
36
"В начале" — г д е? в пространстве? иль — к о г д а? —
Во времени? И ч т о же есть н а ч а л о?
Н а ч а л о есть Христос: в Нем Им"тогда"
Отец — Бог Безначальный — молвил"да":
"Да будет свет. И стал…"светить всегда
Творящий Крест. Но было тьмы немало.
3 — 9 Сентября 2016
Часть III
37
Всё мирозданье — нить хрустальных бус,
Висящих новогодним украшеньем,
Нас, детвору, входящую во вкус,
Тянущуюся в жажде скинуть груз,
В еловой тьме образовать союз
Влекущая заочным приглашеньем.
38
Мы знать хотим: откуда взялся сыр
В вороньем клюве, стиснутом на ели.
А на вопрос — откуда этот мир,
В котором больше бездн, пустот и дыр,
Чем в круге сыра, превращённом в тир
Звенящей тьмой, — ответчик Бог ужели?
39
Мы все, соображая"на троих",
Глядим вокруг и рыщем: третьим будешь?
Вперёд-назад, вверх-вниз, вдох-выдох… Сих
Не избежал двоякости и Мних,
Делящий мир на добрых и на злых
И на кресте Держащий наш безудерж.
40
А"третьего"творенью не дано:
Два светоча лишь есть у Гаваона;
Иерихон разбить лишь двум дано;
И Гедеону дважды суждено
Руно стелить… Но Знающий зерно,
Упав росой, один Судящий лона.
41
Он, Третий, — "лишний"… Ищущего Я
Лицом в Лицо увидеть не хотите ль?
О, дивен Он! О, страшен Судия!
"Отмщенье Мне, и Аз воздам за вся"–
Так дышит Он… И небо и земля
Ничто пред ним. Он Датель и Винитель.
42
И вот за то, что"лишний"Он всем нам,
За то, что мы Его считаем лишним,
Он — Предлагатель всех по именам,
Родитель наш, — творит вселенной храм
Как Тело Сына, и, воззвав к сынам,
Тела ведёт к Отцу путём всевышним.
43
Единый Он, Связующий числом
Длину волны с зародышем частицы,
И невесомость пляшущих вдвоём
Нагих пустот с несущимся ядром,
Избегших нетей тьму, чтоб естеством
И вес набрать и весом поделиться.
44
Единым Он связующим числом
(Что есть число? Исходный ключ творенья)
Кресит"ничто"дробящим всё теслом,
Выводит всё, и ток струит руслом,
И мерит им, Безмерный Сам во всём,
И правит им судьбой домостроенья.
45
Три целых и четырнадцать… И числ
Примерно сорок, строя вероятность,
Дают измерить длительности смысл
И протяжённость дуг и коромысл;
Но… не дают знать Промысла посыл
И Существа вселенной необъятность.
46
Возьмем Святую Библию: Исход.
И перечтем главу и стих, дающий
Единым вся измерить — свет и год,
Небесный круг и севооборот,
Как Ездре с Пифагором данный код:
"Три целых и четырнадцать"есть Сущий.
47
Что вопрошать: как появился свет?
Отец изрек:"да будет свет"… И это
Увидел Бог, что свет сечет предмет,
Что свет хорош и тьмы ничуть в нем нет,
И, отделив от тьмы его, Поэт
Родил — Сам Свет — Христа, Начало света.
48
Христа — Начальный Свет — родил Отец.
Христос к р е с т о м, удвоив икс реликта
И раскрутив первичной тьмы супец,
Огонь зажег, вращая вихрь колец,
И вот… Он стал, единый звезд венец,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секстины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других