Театр в античности

Даниил Муха

История античного театра в источниках и историографии, написанная как доклад студента исторического факультета УРАО Муха Даниила Александровича.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театр в античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основная часть

Зарождение театра и его расцвет в Древней Греции

Начало античного театра, вопрос о его происхождении был поднят Аристотелем в его произведениях «Поэтика» и «Риторика». Греческий философ указывает, что театр возник не без влияния поэтов и драматургов, которые превратили массовые гуляния в честь Диониса в сценическое представление. А раз так, значит поэзия и драма неотделимы от сцены. Драма (трагедия и комедия) возникли из-за подражания. Ещё в древнейшие времена были люди, от природы способные воспроизводить подражания, используя чувство такта и музыкальные инструменты. Поэзия распалась на части: более серьезные люди использовали героическую тематику с богами и героями, творя гимны и оды; а другие высмеивали пороки, сочиняя насмешливые песни и острые шутки. Так родились комедия и трагедия.

Когда же появились трагедия и комедия те, которые имели природный дар к определенному роду поэзии, вместо ямбических стихов (ямб — стихотворный размер, прим.) стали писать комедии, а вместо эпических стихов — трагедии, потому что последние формы поэтических произведений значительнее и в большем почете, чем первые.1

Представления у греков начались, конечно же, с празднеств в честь Диониса, в этом нет никаких сомнений. Эти сведения можно почерпнуть из надписей на так называемом «Паросском мраморе».

Вот текст надписи (цитирую дословно): «С тех пор, как поэт Феспид (Феспис), который поставил пьесу в городе, был первым, кто (начал говорить диалогами), и (в качестве приза) был введён козёл, а произошло это, когда первый… (имя архонта — прим.) был архонтом в Аф [инах], прошло 2 [7.] лет».2

У Горация мы читаем:

«Первым творения свои посвятил трагической музе

Феспис, который возил представленья свои на телеге,

А исполнителям он суслом вымазывал лица».3

Исследователи вычислили год первого представления в Афинах — 534 г. до н. э. Начиная с этой даты, драматические состязания становятся ежегодными.

Об этом прямо заявляет и Аристотель в своей «Поэтике». Философ использует понятие «дифирамб» по той причине, что их распевали на праздниках Диониса. Празднество в честь Диониса с кровавыми жертвоприношениями нужно рассматривать как пережиток архаического прошлого (возможно, первобытного характера), олицетворяющий цикличность сельскохозяйственных сезонов (умирание и воскрешение божества) со сценками посева, жатвы и охоты.

Драма как литературный жанр, включающий в себя и трагедию, и комедию, возникла путем импровизации (трагедия — от запевал дифирамба, а комедия — от запевал фаллических песен) и развилась как жанр.4

По Аристотелю трагедия состоит (по объёму) из: а) пролога; б) эписодия (эпизода); в) эксода; г) хоровой части; д) коммоса. Хоровая часть подразделяется в свою очередь на пародос (пародия) и стасим.5

Возьмем в качестве примера трагедию Эсхила «Персы», в которой есть парод, 2 эписодия, 2 стасима, эксод и прослеживается следующая закономерность: в пароде выступает только хор персидских старейшин (предводитель молчит); первый эписодий начинает предводитель хора, также в этой части участвуют Атосса — царица, супруга покойного Дария и гонец, который принес плохую весть о поражении персидского войска Ксеркса. Далее следует стасим, в котором выступает только хор персидских старейшин. Во втором эписодии мы опять видим Атоссу, хор (в которой задает темп предводитель — корифей), и ним присоединяется призрак Дария. Во втором стасиме играет роль хор (причем корифей молчит). В эксоде сюжет доходит до кульминации — появляется виновник ужасного поражения — Ксеркс, который причитает, а за ним не отстаёт и хор персидских старейшин.6 Эта трагедия имела оглушительный успех в Афинах по той причине, что аппелировала к патриотическим чувствам греков, да и поставлена была на славу.

Этимология популярных слов «комедия» и «трагедия» такова. Комедия происходит от составных частей: «комос» — фаллическое шествие и «одэ» — песня; трагедия — это результат слияния слов: «трагос» — козел и «одэ» — песня. По поводу трагедии есть ссылка на Горация:

«А трагедийный поэт, за козла состязаясь в театре,

Стал заголять сатиров лихих, деревенскою шуткою

Неколебимую строгость смягчив, — и все потому, что

Были приманки нужны и новинки, которые любит

Зритель, после священных пиров и пьяный и буйный.

Впрочем, даже самих сатиров, насмешников едких,

Так надлежит представлять, так смешивать важность и легкость,

Чтобы герой или бог, являясь меж ними на сцене,

Где он за час до того блистал в багрянице и злате,

Не опускался в своих речах до убогих притонов

И не витал в облаках, не чуя земли под ногами».7

Аристотель писал, что воспроизведение дурных привычек, но вполне терпимых, не причиняющих страдания никому из людей, на сцене породило комедию.

Зачинателем комедии у греков были Эпихарм и Формис (V в. до н. э.), в таком виде комедия попала на Балканы из Сицилии, в Афинах Кратес (Кратет) первым от ямбических стихов перешел к диалогу и мифам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театр в античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Аристотель, Поэтика, IV

2

Паросский мрамор (Оксфордская часть), 43

3

Гораций, Наука поэзии, 275—277

4

Аристотель, Поэтика, IV

5

Аристотель, Поэтика, XII

6

Эсхил, Персы

7

Гораций, Наука поэзии, 220—230

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я