Будни одного современного художника

Данил Терентьев

Небольшой цикл коротких рассказов о скучающем художнике. В поисках вдохновения Евгений не ищет острых ощущений, не участвует в авантюрах и не путешествует. Он задается вопросами появления мысли в его искусстве и желает собственным умом понять это.

Оглавление

  • Вдохновение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будни одного современного художника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Данил Терентьев, 2023

ISBN 978-5-0060-1350-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вдохновение

Просторная и холодная, но по-своему уютная квартира, полная вещей и мебели, предстает перед нами в белом свете зимнего утра. Молодой парень валялся прямо посреди одеял и подушек своего дивана. Он уже давно проснулся, но вставать ему было в тягость. Так же, как и вчерашним днем, так же, как и позавчерашним днем. Однако мы не услышим от него жалоб на тяжелый утренний подъем днями ранее, вряд ли он хорошо помнит что-то о предыдущих днях. И не потому он не помнит о предыдущих днях, что у него плохая память или речь идет о больном человеке. Нет, он не помнит те дни, потому что ему не надо их помнить. Он знает, что последние несколько недель проходят однообразно и монотонно в его квартире, со всей присущей для такой жизни тягучестью времени, но склонен в то же время считать, что раньше дни были веселее и вставать было легче. Несмотря на то, что он человек творческий и по профессии и натуре своей художник, это не освобождает его от испытаний, что ему подбрасывает жизнь.

Парень встал с дивана и отправился на кухню. Благо жилось ему в достатке, и на кухне всегда было то, из чего можно что-то приготовить. Единственное, чем был ограничен завтрак, обед и ужин, так это ассортиментом товаров в соседнем гастрономе.

После завтрака художник Евгений садится за стол и решает записать свои наблюдения в блокнот. Это помогает ему ориентироваться в своих соображениях касательно предстоящих шедевров — картин, написанных для души и исходя из ее тонких потребностей, а не из пожеланий и требований заказчиков-извращенцев из интернета. Ведь пока его умения художника в основном приносят деньги так.

Карандаш выводил на бумаге: «Надо закончить работу над той полуобнаженной девушкой, которую заказал мне какой-то приятель Ленни. Как его звали? Не важно. Все равно этот тип для меня вырисовывается лишь в пожеланиях к картине. Надо что-то поделать. Сегодня понедельник, а это означает, что нужно прибраться в квартире».

Прибираться Евгений не любил, но приходилось. И если в маленьких комнатах нужно было лишь протереть толстый слой пыли, то ванную, кухню и гостиную — последняя, являлась по совместительству мастерской — приходилось постоянно освобождать от грязи, мусора, а иногда даже сомневаться в надобности некоторых предметов. Приступил он к ручной работе нехотя. На пути к бытовой деятельности он успел посидеть у компьютера, полюбоваться на кучи снега на улице, помечтать о многом. Все это немедленно привело его снова к блокноту:

«Пейзаж на улице слишком безрадостный и тоскливый, какой-то загаженный в придачу. Если бы у меня были силы, я бы прибрался и на улице. Сам. В одиночку. Но что уж мне самому что-то улучшать на улице, когда я не могу привести в порядок даже собственный дом?

А может, то состояние вещей в моем доме и есть порядок? Просто это мой порядок. Так как я знаю местоположение всех вещей в моем доме, значит, — это и есть порядок. Система вещей, установленная мною за месяцы. Это мой личный порядок. Многим, только вошедшим в мой дом, этот порядок покажется хаосом из-за их неосведомленности в процессах пользования этими вещами. Впрочем, это их проблемы. А значит, мне остается лишь избавиться от накопившейся грязи, даже ничего не передвигая».

Такие мысли периодически посещали Евгения в понедельник. Лишь иногда, руководствуясь импульсивными решениями, схожими по своей внезапности с моментами вдохновения, Евгений устраивал полную уборку. В уборку входило перемещение всех вещей в соответствии с новым, придуманным для них местом, или чаще всего с возвратом их в давнишнее положение в шкафу.

Как только он начал уборку — мысли закрутились в его голове. Он осматривал завал на своем столе и принялся разглядывать предметы, параллельно протирая поверхности от пыли. Вот перед ним красивая стеклянная бутылка, оставшаяся после какого-то алкогольного напитка. Как же сияют в утренних лучах ее грани, образуя даже в особо солнечный день переливы всех цветов радуги. Стройная фигурка женщины из древесины — он помнит, как ее подарил ему старый знакомый из художественной академии. Несколько книг сомнительного содержания. То ли то, что в них написано, не заинтересовало именно его, то ли они были слишком плохо написаны. Недоеденное коричневатое яблоко, подпирающее собой стопку каких-то эскизов. И в придачу ко всему кружки и стаканы.

Сколько же еще всяких вещиц и ценностей было осмотрено им во время акта очищения жилища. Евгений вспоминал каждый эпизод, связанный со своими предметами быта, вспоминал происхождение каждой вещи, которую он заприметил.

Теперь, когда дом стал выглядеть опрятнее обычного, можно выпить теплого чаю и лечь немного вздремнуть. В этот раз он решил попробовать нечто новое, а именно: налить сливок в чай. В конце концов, его приятель Ленни говорил ему о том, что жизнь должна быть разнообразной. И Евгений не пожалел. Помимо того, что чай стал более питательным, он еще и принес интересные наблюдения. Холодные сливки, налитые в чашку, образуют занимательные завихрения в горячем чае. Мелочь, которую обыватель явно упускает. Такое замечает лишь ребенок, познающий мир, или совсем скучающий взрослый человек.

Евгений сделал наблюдение: «А ведь это зрелище, что образуется простыми, на первый взгляд, физическими явлениями, завораживающе. Происходящее здесь непредсказуемо, и из-за этого картинка, представшая передо мной сейчас, уникальна и неповторима. Об этом надо рассказать Ленни. Он любит порассуждать о таких вещах, связанных с точными науками, хоть я мало пойму его».

После небольшой трапезы Евгений хотел пойти вздремнуть. Прибирался он сегодня долго и относительно эффективно. Поэтому можно сказать, что день прошел не зря.

Засыпалось ему легко. Спать он любил. Не только за шанс увидеть необычный сон, но и за момент засыпания. Перед сном он любил смотреть в свой полностью белый потолок. Он казался ему самым удобным из всех, потому что цвет соотносился с пространством для творчества, не важно, был это холст, закрепленный на мольберте, или же это было поле рисования на экране монитора. Многие мысли часто посещали его именно в этот момент, когда, положив голову на подушку, во время скромного дневного освещения, можно было представлять любые образы на этом потолке. Так идеи, пришедшие из интернета, книг и фильмов, обращались в собственный замысел для будущей картины. Неважно, была эта картина для продажи или для себя и его друзей. Постепенно это занятие переходило в сон.

Однако сон его сегодня был прерван. Неудачное стечение обстоятельств, на которые он не мог повлиять. Резкий звук, похожий на визг, перемежающийся со смехом, разбудил его. Евгений вскочил и обнаружил, что звук исходит снаружи. Выглянув в окно, он понял, что волноваться не о чем. Три пьяные молодые дамы тащились по тротуару и что-то бурно обсуждали на весь двор. Речь их была полна эмоций, а выглядели они как-то живо и по-своему обворожительно. Евгений принялся наблюдать за ними из окна. Обычные молодые девушки, растрепанные длинные волосы, одна из них была в короткой юбке и легкой куртке, другая в синих джинсах и пальто, а третья выглядела, как вторая, но была с рыжими волосами. Внезапно одна из них, в короткой юбке и высоких сапогах, наступила прямо в лужу. Грязь и вода расплескались кругом, задев наряды ее подруг. Зачинщица громко рассмеялась, а несчастные подруги вынуждены были лишь махать руками да кричать на нее.

«Какой ужас. У меня нет ни одной знакомой, способной на такое по отношению к своему окружению. Или как же это надо напиться, чтобы сыграть такую жестокую шутку. Тем более женщины гораздо бдительнее относятся к своему внешнему виду. Неужели эта бедняжка не понимает, чем ей это может грозить? Остается надеяться, что она сделала это не специально».

Девушки покинули двор, а Евгений остался с этим зрелищем в голове. Он обдумывал его. Он понял, что получилась бы неплохая картина, которая в итоге могла бы понравиться одному из его заказчиков.

«Молодая девушка нечаянно наступает в лужу. Это на словах звучит как-то позорно и пошло. А в образах, запечатленных на картине… Изображу в полный рост, как она стоит на одной ноге в талой воде. Прозрачные брызги, капли и льдинки разлетаются во все стороны, а в них играет солнечный свет. Она не ожидала, что, не посмотрев, куда шагает, наступит прямо в лужу. Этот момент неожиданности события будет передан с помощью мимики ее лица. Естественно, это будет весна. Момент, когда снег и лед еще лежит, но уже солнце светит ярко, поют птицы. Правда, в моем городе этот период сопряжен с грязью, слякотью, сыростью, кучами снега, но я их исключу. Поступлю так: нарисую первую картину, руководствуясь своими чувствами и замыслами. То, как я это вижу сейчас. Выставлю на обозрение в интернете, и если кому-то понравится, то договоримся об изменениях, что я внесу для клиента. Наверно, они, как всегда, захотят, чтобы девушка была одета более откровенно и привлекательно. Но все же у каждого свои предпочтения, и здесь откровенно не равно привлекательно».

Евгений подготовил место для работы и принялся рисовать эскиз. В основном у него сейчас продаются картины, нарисованные в компьютере и содержащие сцены недетского характера, а персонажи выглядят более чем вызывающе. Но пока это и составляет небольшой заработок. В конце концов, родители ясно дали понять, что вечно его большая квартира в центре города оплачиваться не будет, а съестное в магазине бесплатно не дадут. Разговор тот был неприятен. Но все же будь у него больше заказов, ему бы уже хватало на оплату всего. Много он не требует. Лишь квартира и пища. Иногда краски и холсты, если требуется. Он даже был бы не против переселиться в квартиру поменьше.

Уже стояла ночь, когда эскиз был завершен. Возможно, даже скоро начнет светать. Лишь удовлетворившись проделанной работой, Евгений пошел спать.

Проснувшись в обед, он решил записать свои соображения, как он делал это вчера.

«Так удивительно, что обыденность жизни подбрасывает моменты для запечатления их на картине. Знали ли эти пьяные девушки, что станут источником моего вчерашнего вдохновения? Так отпечаталось в голове это воспоминание. Из-за резкости чувств, что были испытаны. Или же как красиво разливались белые сливки, заполняя собой чай. Холодные, но оказавшись в горячем, принялись перемешиваться, образуя причудливые формы. Или элементарная уборка моего беспорядка — побудила столько мыслей о том, что хранится здесь. И в этом последнем случае уже моя память выступила источником вдохновения. Но ведь само в ней ничего не возьмется, только если я не придумаю что-то новое и не смогу убедить себя в том, что это произошло. И то оно тоже из ниоткуда не возьмется.

А если каждое явление вызывает такую реакцию, каждый предмет, имеющий за собой собственную историю, каждый аспект моего скромного бытия вызывают отклик в воссоздании предстоящей картины и даже часто становятся первопричиной для ее создания, то почему бы мне не обогатить мою жизнь?

Почему бы сейчас же мне не окружить себя впечатлениями? В первую очередь наполнить ими мою пустую мастерскую, ведь именно в ней я и работаю. Во вторую очередь надо чаще покидать дом. Ведь мир несравнимо больше моего жилья. Но начнем с первого».

Евгений отложил в сторону карандаш. Вообще, он предполагал, что написанное им давно всем известно. Даже если применяется бессознательно, но ему хотелось это записать для себя.

Все следующие два дня он обогащал свою квартиру. В его мастерской появились все уже им нарисованные картины, все эскизы были вывешены на стену и теснились там с какими-то плакатами. На подоконнике были расставлены вазы, разноцветные горшки и другие сосуды. Книги были передвинуты на пол. Он приметил, что они интересно будут лежать стопкой друг на друге. Люстра была украшена так, будто он отмечает Новый год. Он пожалел пока лишь о том, что нельзя поставить мольберт с видом в окно. Если бы он так сделал, то на холст перестал бы падать естественный свет. Им были выписаны репродукции картин восхищавших его художников. В комнатах появился новый ковер совершенно неподходящих цветов. Но так было сделано специально для внесения разности в обстановку. Конечно же, в зал были переставлены вещи из других комнат.

Теперь уборка вообще не совершалась в этой комнате. Все, что в ней было — имело скрытый смысл. В мастерской можно было только рисовать, сидеть за компьютером и читать книги. Большая комната стала маленькой из-за всего набитого в нее хлама. И действительно, первое время Евгений долго взирал на этот беспорядок и мысли об окружении переключались быстро в зависимости от точки пространства, в которую он смотрел. Местом отдохновения взгляда стал лишь белый потолок, обычно наблюдаемый после пробуждения. Таким же свойством обладал и нетронутый холст. Но он терял свою пустоту по ходу работы. Ему нравилась необычная обстановка квартиры, которой, оказывается, так легко добиться.

Сегодня он принялся писать картину. Но ему что-то уже помешало. Это было яблоко, что он позабыл. Яблоко, которое он не доел несколько дней назад, начало гнить. Тухлое яблоко еще не так плохо пахнет, как, например, испорченное мясо, но все равно сбило с толку. Таким образом, уже менее чем через несколько дней Евгений осознал полную несостоятельность своей затеи. Это все просто бардак. Беспорядок, который нисколько не вносил новых идей, а просто мешал работать и жить в квартире. Недоеденное яблоко обладает замечательным свойством, таким как запах. Раздражитель, избавление от которого может быть совершено лишь путем искоренения главной причины. Аэрозоли Евгений не признавал, а потому от хлама придется начать избавляться. Уборка началась сразу после трапезы. Другие слова о приеме пищи, такие как обед, завтрак, ужин или полдник были неприменимы для Евгения из-за его плавающего графика последние несколько дней.

И вот он остался в пустой квартире. Пустой, если сравнивать относительно дней захламленности. Остался наедине со своим блокнотом.

«Давно я не делал заметок. А ведь это должно войти в привычку, так как это очень хорошо сказывается на дисциплине, которой мне не хватает. Последние слова не мои, так высказывается Ленни. Именно он посоветовал вести записи.

Моя инициатива полностью провалилась. Я предположил, что раз окружение вызывает у меня нужные воспоминания или же наполняет новой информацией, то значит, что переполнив свою жизнь впечатлениями, я смогу как-то стимулировать появление идей для последующих произведений. Я не буду пробовать возвращаться во времена юности, когда каждые выходные, да и не только выходные, я мог позволить себе кутить. Такая общественная деятельность была прекращена из-за чрезмерности и утомления себя. Это было скорее похоже на попытку убежать от себя, чем наполнить чем-то».

Евгений приготовил себе целую чашку кофе и продолжил написание уже на своем рабочем столе. Впервые за долгое время стол был чист.

«Также рассматривал вариант полного ухода от реальности, опустошить свою комнату, пока что отдалиться от знакомых, но первое оказалось практически невозможным, а второе — губительным для ведения каких-то дел.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Вдохновение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будни одного современного художника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я