Если вы хотите оказаться на Мальдивах, но не как турист на короткий срок, а пожить в раю, прочувствовать всю прелесть этого волшебного места, то этот реальный гайд попал к вам в руки неслучайно. В книге вы найдёте мой личный опыт, собранные мною знания, наблюдения и истории других людей из разных стран за период с 2019 по 2023 годы. В этом справочнике по Мальдивам много информации, которую не рассказывают в турагентствах, на экскурсиях и даже в популярных изданиях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить на Мальдивах и получать за это деньги? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. «Инфраструктура» островной работы
В этой главе вы узнаете, как устроен стандартный мальдивский отель для гостей и для сотрудников, как он функционирует, какие департаменты здесь есть, как организовать своё пространство, быт, время для отдыха в рабочем графике.
Название островов Maldives, или Malédives, происходит от индоевропейской основы «male’ через санскр. [maːlaːdˈviːpa] от санскритского [ˈmaːlaː] («выделяться в рельефе», «возвышаться», «расти») и санскр. форманта [dˈviːpa] — «остров» по одной из версий, либо через синг. [ˈmaːla diˈvaina] — «острова ожерелья» или «гирлянда островов» (Wikipedia).
Мальдивская республика так устроена — состоит из атоллов — это объединения островов подобно регионам страны, которые и вправду напоминают ожерелье или гирлянду, часто вы можете увидеть этот образ на сувенирах для туристов (рис. 1. Источник https://gisgeography.com/maldives-map/).
И в каждом атолле находится некоторое количество островов, всего Республика насчитывает их около 1200. Столица — остров Мале, густонаселённый, застроенный и не имеет чистого красивого пляжа, который вы привыкли видеть на манящих картинках. Это более деловая часть Мальдив, где находятся все главные государственные службы, их официальные здания, президент и парламент, головные офисы различных компаний, банков, важнейшие инстанции и университеты страны, пирсы и центральный пункт для всего судоходства.
Рис. 1. Карта Мальдивских островов
Ритм Мале очень быстрый, он замедляется лишь в моменты молитв, когда закрываются многие офисы и магазины. Улицы очень узкие, а если они заставлены мотобайками и скутерами, то пройти и проехать будет квестом. Есть свои плюсы в этом деловом шумном мире, и вы их обязательно узнаете, ведь будете приезжать сюда часто. Столица соединена мостом (открывшимся в 2020-м году) с Хулхумале (это более современный остров с бесчисленными, быстро растущими жилыми комплексами, приятными пляжами, роскошными апартаментами и автомобилями, аутентичными отелями и кафе) и с Хулхуле» (мини-остров, на котором находится международный аэропорт Велана).
Мост Sinamale, соединяющий Мале с островами Хулхуле и Хулхумале
Все крупные роскошные отели, как правило, находятся в отдалении от столицы и называются острова-резорты. То есть когда отель строится, для него искусственно создаётся остров — отсыпается песок, привозятся стройматериалы, деревья и растения (да-да, эти высоченные пальмы не сами так выросли за три года существования отеля). Остров делится обычно на две территории: сам резорт — часть для гостей и зону для персонала (staff area). И всё! Рестораны есть в самом отеле; магазина для гостей как такового нет, обычно это бутик с одеждой или ювелирными украшениями, реже — сувениры и что-то для отдыха. Всё необходимое при желании может организовать личный консьерж (иногда эта позиция называется батлер), привезти из столицы, заказать.
Если вы примерно понимаете, что такое ТВ-шоу «Дом-2», «За стеклом» или «Каникулы в Мексике», — то работу на закрытом мальдивском острове можно описать так же — шоу за стеклом. То есть ежедневно вы живёте в режиме работа-дом, общаясь с одним и тем же кругом лиц, на небольшом острове посреди океана, вдали от цивилизации. Как правило, его можно обойти максимум за 20 минут (если остров имеет более вытянутую форму — Рис. 2) или объехать на велосипеде за 10 минут. Синяя точка на карте — место моей локации на работе в центре острова.
Хорошо, если ваш график позволяет вам развеяться и съездить в столицу вечером и вернуться на ночной лодке или уже ранним утром перед работой, но тут вы рискуете опоздать на смену или же вовсе не попасть из-за отмены катера в связи с плохой погодой (что не редкость здесь).
Рис. 2. Фото со спутника одного из островов-резортов
Например, в ковидные времена один из моих резортов был закрыт полтора года для сотрудников на выезд в столицу. Это было то ещё испытание — мы даже не могли купить себе необходимые мелочи, на которые в обычной жизни и внимания не обращаешь.
Городок для персонала — его инфраструктура. Быт и график работы — как совмещать и всё успевать?
Городок для персонала на одном из островов-резортов
Выход к океану сквозь здания для персонала
Стандартно зону для работников строят в виде небольшого городка: несколько 2-3-этажных корпусов с хозяйственными уголками, где можно набирать воду, стирать, сушить и гладить одежду; закрытый спортзал и футбольное поле; столовая; офисы для отделов HR, Housekeeping (всё, что касается уборки номеров и вилл и всех зон острова) и финансового; прачечная для персонала (здесь можно менять постельное бельё и униформу в определённые дни и часы); небольшой магазин; зона отдыха и развлечений (тут можно найти бильярд, аэрохоккей, настольные игры, библиотеку и т. п.); опционно бывает бар для сотрудников и пляж.
Новые дома для сотрудников на берегу океана
Расскажу поподробнее о пунктах городка, как это всё будет примерно выглядеть. Безусловно, отдел персонала курирует всех новичков, вам проведут экскурсию, объяснят правила, а позже предоставят тренинг уже в офисе, где объяснят, какой груминг необходим для работы, как нужно приветствовать гостей и коллег (зачастую — это жест рукой, которую ты прикладываешь к сердцу, а также вслух здороваешься с улыбкой).
Первое, что вам нужно будет запомнить — это здание, в котором вы живёте, как от него добраться до кафетерия и до работы.
Бутылка для воды обычно выдаётся отделом персонала, её всегда можно наполнить на этаже вашего жилья или где-то очень рядом, к тому же в столовой эта опция всегда доступна. Вам понадобится любая ёмкость для воды с собой на работу, если в вашей компании это не предусмотрено — вы легко можете попросить в любом ресторане пустую стеклянную бутылку или позже купить в столице. На одном из островов воду в бутик нам привозили, надобность носить с собой бутылку исчезла.
Мне, к примеру, нравилось заваривать свой любимый чай пуэр и брать с собой термос. Листовые чаи заваривать на работе не всегда удобно. Но со временем можно обжиться. В нашем коллективе мы любили угощать друг друга, кто чем может, по очереди мыть кружки, приносить воду для кофемашины, это очень сплачивает.
Что касается стиральных машин:
— Они всегда очень простые. Многие используют режим стирки сразу с сушкой, и это самое опасное, что может быть для качественных вещей. Мне понравилось использовать «быструю стирку» при 400C, с щадящим отжимом.
— Обязательным условием является использование мешков для стирки — это поможет продлить жизнь вашей одежде. Часть вещей я стирала вручную — например, шёлк, бельё.
— Периодически во время стирки машинки ломаются — вернее, часто. Никогда не знаешь, в какой момент это произойдёт. Приходилось не раз вызывать инженера, он помогал слить воду и получить доступ к своей одежде, так как в такие моменты стиральные аппараты блокируются.
— И главная задача — это найти свободную машинку в тот момент, когда вам это необходимо.
В комнате для стирки вы найдёте гладильную доску и обычные утюги (на Мальдивах даже в отелях используют металлические, более старые модели).
Сотрудники редко бывают в комнате для глажки, так как униформу им выдают чистую и идеально отглаженную в прачечной, а личную одежду здесь носят мятой, народ простой, так сказать, не притязательный. Поскольку мы относились к другой компании, не к отелю, свои брендовые платья стирали сами.
В бутике у нас были отпариватели, это очень удобные помощники для отглаживания одежды, которые мы использовали и для рабочей формы.
Униформа для консультантов бутика — атласные брендовые платья
Столовая для сотрудников везде разная. Но голодными вы точно не останетесь. Подробнее об этом читайте в главе 8 «Жильё и питание от отеля».
Мне везло в том, что в комнатах был холодильник, мы часто могли что-то взять из кафетерия домой. К примеру, я постоянно брала фрукты.
Мой домашний завтрак перед работой
Есть определённый регламент в местных столовых для сотрудников, зачастую он размещается на входе. Как правило, нельзя приходить в одежде с открытыми плечами, запрещено выносить посуду и еду (нужно уметь делать это аккуратно).
Вид на футбольное поле из окон здания для персонала
Футбольное поле — неотъемлемая часть любого городка для персонала на Мальдивах, поскольку в этой стране футбол занимает важное место. С самого детства местные ребята начинают играть во дворе, а живущие в столичных кварталах занимаются этим спортом серьёзно, причём детские тренировки проходят поздно вечером, после заката.
У всех футболистов есть форма с их именами и номером игрока сзади, а магазины пестрят ярчайшими кроссовками. Страна пронизана спортивным духом, здесь многие занимаются бегом, плаванием, дайвингом и различными видами спорта на профессиональном уровне, очень часто вы увидите стадионы в столице, выделенные бассейны для детей и взрослых в океане.
Постоянно проходят турниры, фестивали. Между командами отелей также проводятся соревнования. Очень часто можно заметить гостей резорта на поле для сотрудников, играющих с персоналом в футбол. Это интересный обмен опытом для обеих сторон.
Поле используется и для других видов спорта и мероприятий. Ребята из Индии и Шри-Ланки любят играть в крикет, это их национальная игра, как оказалось. Мне нравилось наблюдать из столовой за матчами между командами коллег из разных департаментов. Практически посещаешь спортбар.
Спортзал (gym) будет обязательно. Для меня — это жизненно важно, я там пропадала постоянно. Здесь вы найдёте и тренажёры, и гантели разных весов, и коврики, различные снаряды; предоставляются полотенца и кулер с водой.
GYM. Спортзал для работников отеля
Вам нужно будет иметь сменную обувь (обязательно закрытую), удобную форму для занятий. Я брала с собой свой коврик, а когда его не было — использовала общие, покрывая чистыми полотенцами.
Перейдём к опционным моментам. Бар для работников иногда может присутствовать в вашем городке. На одном острове он был у нас на песке, мы могли танцевать, в паре отелей его просто не было, а в моём любимом — у нас был бар прямо на пляже с шезлонгами, диванчиками и столами. Расскажу на его примере.
Закат в моём стакане в баре для персонала
Цены для сотрудников, как правило, абсолютно демократичные. Алкогольные напитки стоят 1—4 $, безалкогольные — до 1 $. По религиозным установкам продажа алкоголя для местных строго запрещена. Музыка здесь играет, но танцевать не всегда приемлемо. Часы работы бара только вечерние, пятница — выходной, как и везде по стране.
Днём можно полежать на шезлонгах, почитать книгу, отдохнуть, прийти позвонить родным или на перекур — это место было зоной для курящих. Кто-то приходил со своими кальянами, располагался комфортно на диванчиках, заказывал напитки, приносил еду из магазина в дополнение к местечковому фуршету.
Большинство сотрудников были романтиками, как и я, любили насладиться здесь закатом. Мне нравилось приходить сюда и после того, как садится солнце, просто лежать на шезлонге, любоваться звёздным небом, слушая музыку в наушниках — кайф!
Часто мы посещали бар с друзьями, что-то праздновали — дни рождения, особенные даты, проводы коллег (знаменитые farewell party), постоянно заказывали торты из столицы. Боже мой, сколько мы съели сладостей и выпили напитков (я — за безалкогольные).
Порой мы собирались огромными группами, приносили колонку, танцевали, пели, веселились от души, иногда до поздней ночи (или до утра — как лучше?!) В неформальной обстановке стираются все границы, рамки, статусы и занимаемые должности, даже национальности — вы общаетесь с людьми на одном языке.
Чтение книг у океана — хобби и наслаждение
Бар для сотрудников
Гостевой пляж в лагуне
Опционный пляж. Да-да, для персонала пляж не всегда предусмотрен, а если и есть, то он либо маленький, либо грязноват, либо расположен на соседнем острове, а зачастую купаться вы можете лишь в одежде, так как это регулируется законом страны, где мусульманство — больше, чем религия, и вы это прочувствуете. Здесь с этим всё гораздо жёстче, чем в Эмиратах, например. Благо, есть возможность посещать гостевой пляж и бассейн в определённые часы, но опять же — не всегда, не на каждом острове-резорте.
Кабаны для отдыха на пляже
Бассейн отеля с видом и выходом к океану
Довольно много прекрасных моментов, всё же считаю, я провела на океане — и в выходные, и во время рабочего дня, если моя смена была Split Shift. Вы обязательно встретитесь с этим понятием в местном графике. Сплит (как кратко называют эту смену) — это день, когда рабочие часы разбиваются большим перерывом. В моей компании классический Split Shift был следующим:
9:00 — 13:00
Перерыв
18:30 — 22:00
Индийский океан прекрасен в любую погоду
Безусловно, моя начальница формировала и иные смены, где перерыв на обед был полтора или два-три часа, иногда она создавала короткие смены, когда мы работали по шесть часов в день. Это был наш общий секрет, мы не обсуждали его, естественно, с другими отделами. Нам всем было очень удобно.
Когда ты работаешь шесть дней в неделю, ничего не успеваешь в плане организации своего быта, поскольку хочется и отдохнуть, и сходить в спортзал, посидеть на ночном пляже, в баре для персонала или на камнях, слушая волны, иногда ловя их солёные брызги на себе — очень часто у кромки островов бывают высокие волны. При создании пляжа для гостей формируют лагуны, где океан всегда спокойный.
Позже я научилась формировать свой график удобным образом, вы тоже приноровитесь, когда освоитесь полностью, запомните, где, что, во сколько. Например. Я работала в бутиках, их у нас было четыре. Три находились в одной стороне острова и один — Beach Boutique — в другой.
Если моя смена была в одном из трёх первых бутиков, можно было добираться на работу пешком минут 15—20, что не всегда легко, особенно когда возвращаешься с обеда в жару. Или же если на улице затяжные ливни с сильными ветрами — на трёх мостиках, которые нужно было проходить по пути, можно было промокнуть насквозь, а в бутиках всегда работает кондиционер; к тому же специфика моей деятельности предполагала моментальное взаимодействие с гостями — ты никогда не знаешь, будут они или нет, когда зайдёшь в зал.
Дорога на работу пешком по знаменитым деревянным мостикам
В данную сторону острова ходил автобус для персонала, его расписание было чётким, но в связи с тем, что водителями были местные ребята, мусульмане, график поездок в пятницу (выходной день в религии) всегда отличался, к тому же мальдивцы могли быть на молитве (обязательной пять раз в день) или просто уехать по срочному заданию отдела кадров.
Стандартные дороги на островах-резортах
Тем не менее прогуляться до работы пешком обычно было наслаждением: ты идёшь, любуешься океаном, смотришь на рыб разных размеров. Нам даже встречалась огромная акула в одном и том же месте — оказывается, у них есть свои домики, каким бы расплывчатым ни казался мир океана.
На каждом шагу радуешься красоте природы — океан сменяется джунглями, и наоборот. Деревья все разные, множество цветов, неожиданные звуки птиц или их появления, бабочки, ящерки, летучие лисицы. Всё это очень заряжает и радует.
Если же мне предстояло работать в Пляжном бутике, туда я могла добраться пешком за три минуты из городка для персонала по дороге среди густой природы.
Этот бутик находился у главного центра отдыха для гостей, я могла любоваться и океаном, и природой, и красками бассейна. В дождливый день здесь было особое настроение. Магазин был в виде островного домика практически с полностью стеклянными стенами, обычно в смену в этом маленьком бутике работал только один человек, можно было включить музыку по душе, приготовить себе кофе или чай, принести вкусности, книгу или блокнот, заниматься своими делами, проходимость бутика не всегда была на высоте.
Ко мне часто заходили мои друзья, если знали, что я работаю сегодня в «бич бутике», радовали меня своей улыбкой, иногда приносили цветочки, сладости, я тоже могла угостить их чем-то, было весело.
Бассейн, океан и прекрасная цветущая плюмерия
Рабочий процесс
Безусловно, иногда я была весь день занята с покупателями или с организацией стока, приёмом новых товаров или мерчандайзингом, так что на общение с приятелями не оставалось времени, а целый рабочий день на ногах и с физической нагрузкой меня утомлял. Дни бывают разные, и в каждом вы найдёте для себя определённую радость.
Мне, к примеру, очень нравилась смена Сплит, поскольку пять часов перерыва я могла использовать как часть выходного. Придя на обед, первым делом старалась найти свободные стиральные машинки, ставила свои вещи, потом принимала душ, меняла униформу на привычную одежду и шла в столовую. Завершив свою обеденную трапезу, наобщавшись со всеми, я могла уже забрать чистую одежду и отдыхать. В эти часы успеваешь сделать какие-либо накопившиеся дела, пообщаться с близкими, пройти обучение или различные сессии со специалистами онлайн, поспать, сходить на пляж, вернуться, принять душ, обновить макияж, переодеться в униформу, поужинать и возвратиться на работу. У нас с соседками был график уборки нашего жилья, можно было ещё успеть навести чистоту, когда была моя очередь (раз в месяц), а также поменять постельное бельё, полотенца и коврики для ванной в прачечной для персонала, если день и часы её работы попадали на время перерыва. Таким образом мне было комфортно подготовиться к выходному дню заранее, имея дополнительные свободные часы во время рабочего дня, чтобы полноценно отдохнуть в свой единственный и оттого такой драгоценный выходной.
Опять же, с выходными днями будет всё варьироваться — это зависит от отдела. Но будьте спокойны, вы всегда их получите. Даже если в высокий сезон вам их отменят на пару недель или на целый месяц, потом вы их сможете использовать в удобное время для вас и отеля (согласно сезону и графику ваших коллег, безусловно). Например, батлеры, коллеги самой высокооплачиваемой должности, часто ездили отдохнуть в роскошный отель или на местный остров на два-три дня, летали на пять дней в другую страну или просто отсыпались (порой усталость так сильно накапливается, скажу я вам) в свои долгожданные выходные.
Со временем вы изучите всю территорию вашего острова, привыкнете к ней, будете находить интересные места и возможности разнообразить свой досуг, а самое классное — будете ощущать, что это целый город, в котором живёте, у вас есть свой дом, друзья, да и всех людей вы знаете как минимум в лицо, с каждым общаетесь, вас все знают (что более вероятно, так как белокожих запоминают хорошо, мы тут большая редкость). У вас будет подниматься настроение просто от того, что люди из разных отделов, различных расовых и гендерных принадлежностей, стран, возрастов, кричат вам не просто «Привет! Как дела?», а задают конкретные вопросы, поскольку вы все близко знакомы и живёте у всех на виду, так сказать, варитесь в одной чаше. С одной стороны, это может утомлять, раздражать, напрягать, давить на вас. Но есть же и иная сторона — и она прекрасна, поверьте! Тебе дарят улыбки, ты делишься любовью от сердца, а какой опыт получаешь, как расширяет кругозор именно возможность жить рядом с представителями абсолютно разных культур. Вы видите всё — как они едят, стирают свои вещи, общаются с коллегами и гостями, как выполняют обязанности, как проводят досуг, это бесценно!
Бывает и так, что сам резорт занимает полностью остров, а городок для работников находится на соседнем острове (как в новом Ритц-Карлтоне — сотрудники плавают туда-сюда три минуты на специальной лодке — и соседнем отеле Патина — тут уже плыть до работы 12—15 минут). Но это исключение.
В любом случае, теперь вы понимаете визуально, что работа предстоит в закрытом пространстве. Да, повсюду установлены камеры, и офис секьюрити отслеживает всё происходящее и всех прохожих 24 часа в сутки. Например, был случай, где мне пытались приписать нарушение за то, что я, судя по видеокамере, зашла в комнату, где находился человек на карантине с ковидом, пробыла там три минуты и вышла с чем-то в руках. Данный отчёт был направлен в отдел персонала, который представляет собой ядро отельной структуры. Конечно, далее HR направляет свою жалобу менеджеру, а менеджер — уже направил мне. Действовать всегда нужно в рамках системы отеля, которую отлично бы знать заранее. В данной ситуации я должна была написать email-заявление в отдел персонала с объяснением ситуации. Подтвердила электронно, что ничего подобного не было с моей стороны. Позже зашла в отдел охраны, с которым я дружна, и устроила там небольшой разнос, так как была возмущена. Поговорила с ассистентом менеджера, оказалось, он делал этот отчёт, и ему показалось (бинго!), что я заходила в комнату, а на самом деле, я набирала воду в кулере неподалёку. Жизнь на острове научила меня отстаивать свои границы, а также и репутацию, которая является важнейшим моментом жизни в закрытом пространстве, но имейте ввиду, что её здесь быстро могут испортить безосновательно.
Вы должны чётко осознавать, что приехали работать по контракту и будете жить здесь продолжительное время (всё может измениться, но мы говорим о долгосрочной перспективе). Вам предстоит ежедневно находиться под взглядами сотен работников, это люди разных национальностей, в большинстве своём — без высшего образования, с более островным характером, привыкшие обсуждать других и делать выводы из увиденного. Даже те, кто более образован, всегда будут думать о вас в первую очередь то, что кажется правдой в моменте. Например, девушка обедает с парнем из другого отдела и с ним же вместе идёт до автобуса, они просто друзья, им комфортно общаться. Окружающие уже уверены, что у них отношения, и уже яро это обсуждают.
Будьте аккуратны с походами в комнаты других людей, особенно противоположного пола. Камеры, персонал и все передвижения — круглосуточно на чеку. В некоторых резортах запрещены посещения чужих апартаментов вплоть до увольнения. Уточняйте правила заранее в вашем отеле. Также, например, с регламентом в любой зоне острова — соблюдайте его. Даже если вы забудете, вам напомнят.
Расскажу здесь об одной ситуации. В очередной раз пришла на ужин в один из наших роскошных ресторанов. В Пляжном бутике смена заканчивалась как раз к закату, и мне хотелось успеть насладиться им в особенном месте. После того, как стемнело, я пересела за столик ближе к океану, чтобы любоваться звёздами под шум волн вместо голосов гостей рядом. Ко мне подошёл молодой человек, который тоже сидел всё время один, вежливо уточнил, может ли он присоединиться. Я согласилась, мне тоже было приятно разделить в тот момент свои эмоции радости и наслаждения окружающей красотой с человеком. Мы общались, наверное, часа полтора, нашли много общих тем, успели уже сдружиться. Он оказался членом одной из королевских семей с Ближнего Востока, которые гостили в нашем отеле, все остальные уже уехали, он оставался ещё на пару дней. Неожиданно ко мне подошёл официант, сказал, что мне нужно уйти. Ошарашенная таким «милым предложением», я спросила, в чём, собственно, дело. На что он мне ответил, мол, нам нельзя беспокоить гостей. Я же объяснила ему, что пришла поужинать, человек подошёл ко мне сам, мы спокойно общаемся, никому, так сказать, не мешаем. В общем, меня настоятельно попросили покинуть ресторан, оказалось, подобным образом взаимодействовать с гостями запрещено, неважно, какими — царскими особами или обычными, нет и всё тут. В такие моменты чувствуешь себя рабом системы, злишься, досадуешь, потом успокаиваешься, поскольку осознаёшь, что это только твой выбор играть в эту игру, где нужно соблюдать установленные правила.
Обсудим менеджмент отеля. Вам необходимо ориентироваться в том, как строится система управления hospitality. Особенно это будет полезно, если вы не имеете образования или опыта, как и я, в сфере гостеприимства или туризма.
Итак. Владельцем острова всегда является местный мальдивец (по закону), он сдаёт его в аренду на определённое количество лет инвестору, на чьи средства строится здесь отель. Обычно аренда острова длится 20 лет, а отель открывается для посещения только через два-три года. Теперь вы поймёте, почему цены на Мальдивах такие заоблачные.
Периодически вы будете наблюдать визиты инвесторов, арендаторов, сотрудников корпорации данной сети отеля, безусловно, они имеют право отслеживать работу новоиспечённого резорта.
На главную должность назначается Генеральный директор (General Manager), его вы обязаны знать в лицо. Часто — это европейцы. Ещё один важный человек — Управляющий резортом и он же — заместитель Генерального (Resort Manager). И вот эти двое — всегда самые значимые герои всего этого стратегического «мероприятия».
Далее идут Начальники отделов — HOD (Head of Department). В каждом департаменте есть Заместители начальников — должность называется либо Супервайзер (Supervisor), либо Ассистент менеджера (Assistant of Manager). И потом уже следует линейный персонал отдела, где бывает свой мини-начальник — Team Leader (тим-лидер).
Возможна и специфичная иерархия в каждом отделе, но среднестатистически сфера гостеприимства следует данной структуре.
Рассмотрим теперь Департаменты.
FO (Front Office) — это отдел, являющийся первым, кто встречает гостей, и последним, кто провожает. Начальник и весь персонал тесно взаимодействуют с главым руководством отеля.
Сюда входят все сотрудники ресепшн: Administrator, Receptionist, Guest relation officer, Guest service agent, Guest operator и т. п. Вы встретите очень много подобных наименований должностей, они могут называться по-разному, но в целом, все они делятся на две категории: офисные сотрудники (не работают с гостями и деньгами лично, это телефонные операторы дневные и ночные, работники с документами, отчётами и т. п.) и непосредственно персонал на стойке рецепции. И на такую должность вы смело можете претендовать.
Стоит выделить Дежурного администратора, он занимает более высокую позицию среди всех работников ресепшн — Duty manager (эта должность человека с дневными и ночными сменами достаточно ответственная, поскольку данному специалисту необходимо ориентироваться во многих деталях, которые приходится решать в любое время суток — будь то оплата счетов при выезде (check out), какие-либо жалобы гостей, срочные звонки ночью, болезни, неожиданный визит таракана, поломка чего-либо на вилле и т. д.).
К данному отделу относятся все портье и носильщики, кассиры, консьержи (батлеры).
Finance (Финансовый отдел). Как вы уже поняли, зачастую их офис находится в зоне персонала. В этом департаменте вы всегда встретите выходцев из Индии и местных специалистов. Так уж повелось. Вы будете заходить в этот отдел по поводу зарплатных моментов, а также — приносить ежедневные отчёты, чеки из своего департамента. Градация должностей здесь не особо важна нам в принципе, вряд ли вы будете интересоваться занятостью в финансовой сфере, да я и не видела, чтобы европейцев брали сюда. У них есть Директор, финансовый контролёр, ассистенты, отдельные позиции по работе со средствами для сотрудников и финансами отеля. Все деньги перевозятся финансовыми специалистами в местные банки строго в чемоданах и в сопровождении представителя отдела Охраны.
HR-отдел. Точно такое же название имеет и отдел персонала в нашей стране. В этом департаменте есть свой директор, а также различные ассистенты, каждый из которых занимается своей спецификой — координатор по оформлению сотрудников, специалист по организации мероприятий, тренинг-менеджер и различные позиции, несущие дополнительную нагрузку.
F&B (Food & Beverage — дословно «еда и напитки»). Данный департамент включает в себя все рестораны и бары отеля, пляжные клубы, кейтеринг, организацию мероприятий для гостей, декорацию выездных мест для романтических ужинов, доставку еды в номера, оформление праздничных зон в отеле. Это один из самых крупных департаментов в любом резорте. И здесь структура строится следующим образом — власть разделяется между Директором по питанию и Директором по административным вопросам. Всё, что касается питания, подвластно первому боссу, и здесь будут все позиции, связанные с работой на кухне и с едой. В каждом ресторане главным будет су-шеф, за ним идут шефы и их помощники-ученики (подобно подмастерьям), отдельные должности, бывает, выделяются, бывает, и нет — такие как заведующий пекарней, суши-мастер и т. д. Есть своя специфика, безусловно. Административная часть — это все менеджеры ресторанов, их ассистенты, официанты, хостес.
Часть персонала занимается офисной деятельностью при данном отделе, это ассистент F&B директора, например, а также — различные должности, которые отвечают за мероприятия в отеле, декорацию ресторанов, работу сотрудников, обучение.
Здесь же отдельное место занимает кухня для сотрудников — все, кто работают в столовой: главный шеф, его зам, повара и помощники, уборщики и мойщики посуды. К данному департаменту относятся и диджеи, и музыканты, и танцоры, которые приезжают по контракту на один, три или шесть месяцев.
HK (Housekeeping). Этот отдел заведует чистотой в отеле — как в гостевой зоне, так и в части для сотрудников. Здесь, в основном, работают мальдивские ребята без особого образования. Они делают тяжёлую работу, не только «тряпкой машут», как многие думают — островная уборка включает в себя много дел с мебелью, перетаскиваниями, подъёмом тяжестей. Часть отдела относится к HR и занимается уборкой территории для сотрудников, в том числе и комнат. Женщину в этом отделе я встречала лишь одну — она была ассистентом Директора.
Сюда же относится отдел Прачечной (Laundry). Здесь происходит стирка, сушка, глажка и химчистка всех текстильных материалов отеля (как для гостей, так и для персонала). И Швейный отдел, где отшивается часть униформы для персонала, ремонтируются накидки на диваны и кресла гостевой зоны, шторы, скатерти, всё, что угодно. Также входит в Housekeeping отдел Garden & Flowering. Это все флористы, работники в саду, уборщики зелёной территории острова.
Engineering. Этот отдел включает все должности, относящиеся к ремонту чего-либо, установке техники, мебели, здесь есть распил материалов, мастерская, покрасочная. Главным в отделе является Директор, у которого есть ассистент, дальше градация идёт по ответвлениям деятельности — электрики, инженеры, сантехники, работники по дереву, металлу и так далее.
SPA. Этот департамент зачастую стоит особняком. Здесь тоже есть и начальник отдела, и администраторы, массажисты, мастера красоты. Позиция attendant — это обычно должность помощника по хозяйству и консультанта для гостей (он может и мыть туалеты, и помогать клиентам в бассейне). Часто в СПА бывают visiting practitioners — это временные мастера рэйки, медитаций, йоги, целители и другие специалисты, приезжающие на краткосрочные контракты в отели, им делают рекламу, размещают её в ресторанах.
Watersports. Сюда входят все сотрудники водных развлечений и дайвинг-центра. Начальник здесь обычно один, есть ассистент, а также все, кто работают с людьми — дайверы, мастера по водным видам спорта, помощники. Данный отдел, как правило, относится к отелю лишь отчасти, так как является подрядчиком.
Entertainment. Этот департамент — вся увеселительная и спортивная часть отеля, так скажем. Это и детский клуб во главе со своим начальником, ассистентом, администраторами, нянями, это и аниматоры, и все спортивные коучи, в основном, тренеры по большому теннису.
Security. Отдел охраны имеет свою специфичную структуру. Начальник секьюрити, его ассистенты, а далее — сотрудники, заведующие охраной и проверкой различных территорий и персонала, для них существует своя градация.
Transport. Сюда входит весь транспорт, связанный с дорогой до острова и непосредственно все багги и велосипеды на острове. Отдел состоит зачастую из начальника, транспортных координаторов, их ассистентов, а также — техников, ведущих ремонтные и покрасочные работы. Водители багги относятся к отделу персонала, так как они занимаются развозкой сотрудников; электромобили для гостей возят либо портье, либо сами консьержи. Зато к отделу относятся все капитаны лодок и яхт. Пилоты самолётов — не в счёт, поскольку это обычно сторонние организации.
Third Party — дословно «третья сторона» — это все подрядчики, партнёры, бизнесмены, которые сотрудничают с отелем на его территории либо же выполняют работу по договору — например, строители. Сюда же относится и бутик, в котором я работала, поскольку владелец, мой босс, арендует помещения на островах, платит налоги. И здесь есть очень интересная ситуация — таких сотрудников оформляют «под отелем», но формально они имеют контракт только с их компанией, она же выплачивает им зарплату и все расходы берёт на себя. Мне нравилось работать именно так, поскольку ты не являешься сотрудником отеля, у тебя есть больше бонусов, о которых босс договаривается отдельно с владельцем. Обычно нам больше позволялось, и я не так сильно чувствовала себя несвободной, даже «рабом» системы. Безусловно, обязанность соблюдать правила, этикет и груминг отеля присутствует, но униформа у нас была своя — красивые платья, сшитые на заказ одним из брендов, представленных у нас же в бутике. Также нам позволялось носить свою красивую обувь. Когда живёшь на острове с ограничениями, очень ценишь эти моменты.
Во многих отделах бывают интерны — обычно это студенты, они приезжают на три-шесть месяцев пройти практику в отеле, поскольку проходят обучение в сфере гостеприимства или туризма. Интерном может стать любой желающий и без образования, такие должности всегда размещаются наравне с обычными, просто зарплата там меньше — нет сервисного сбора и бонусов.
Яркие моменты острова
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить на Мальдивах и получать за это деньги? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других