Ближний Восток: Космос сегодня и завтра. Middle East: Space today and tomorrow

Денис Викторович Коробушин

Идея написания данной книги возникла случайно, авторы не являются арабистами, но им интересен этот регион, поэтому было решено апробировать собственную методику оценки космической деятельности, на ее основе был разработан авторский прогноз тенденций развития космической деятельности стран Ближнего Востока на долгосрочную перспективу.Книга будет полезна специалистам по Ближнему Востоку, студентам, аспирантам, политикам, экономистам, военным и всем, кто интересуется Ближним Востоком и космосом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ближний Восток: Космос сегодня и завтра. Middle East: Space today and tomorrow предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Однажды ученый создаст машину или силу, вселяющую в людей такой ужас, что даже тот, кто привык убивать и разрушать, придут в смятение, и так на Земле прекратятся войны.

Томас Эдисон

В настоящее время и в долгосрочной перспективе наличие передового ракетно-космического потенциала у стран Ближнего Востока будет иметь решающее значение при выстраивании внешнеполитических отношений в регионе, доминировании и «настройки» на свою позицию окружающих стран.

В регионе со столькими политическими, экономическими, этническими и историческими противоречиями только сила, укрепленная космическим потенциалом, будет иметь значение сегодня, завтра и всегда.

В книге рассмотрено 21 государство Ближнего Востока, осуществляющих космическую деятельность, закладывающих и развивающих национальную ракетно-космическую промышленность и только приобщающихся к использованию результатов космической деятельности: Израиль, Иран, Турция, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман, Кипр, Иордания, Афганистан1, Сирия, Палестина, Ирак, Ливан, Йемен, Азербайджан, Армения и Грузия.

В течение всего известного исторического периода Ближний Восток является «горящей точкой» планеты, территорией с многочисленными проблемами и конфликтами межгосударственного, межрелигиозного, межэтнического и другого характера.

На сегодняшний день политическая обстановка в регионе характеризуется крайней нестабильностью. На её формирование существенное воздействие оказывают: стремление ряда государств установить свое господство в регионе, имеющее исключительную экономическую и стратегическую ценность; миграционные процессы в Европу; вооруженные конфликты; обострение социальных проблем; производство наркотиков и их трафик; терроризм и распространение оружия массового поражения.

Современные геополитические проблемы Ближнего Востока являются следствием его колониального прошлого. Исторически, за исключением Ирана и Турции, почти все рассматриваемые страны были колониями западноевропейских стран или зависимыми территориями. Государственные границы, установленные в колониальный период, порождают сегодня множество проблем, перерастающих в пограничные конфликты, вооруженные столкновения и войны.

Решить эти проблемы сейчас и в дальнейшей перспективе без использования современных космических систем и комплексов невозможно, так как только они могут обеспечить глобальное, круглосуточное, всепогодное и оперативное наблюдение за деятельностью людей на Земле, т.е. обеспечить непрерывный мониторинг экономической и военной деятельности в регионе.

Современному состоянию экономик стран региона присуща достаточно высокая зависимость от динамики рынков энергоносителей, промышленной продукции и технологий. В таких условиях рынок труда характеризуется высоким уровнем безработицы, особенно среди молодежи. Данные особенности сильно проявляются в период падения цен на энергоносители, что вызывает рост социально-экономической напряженности в регионе и, как следствие, компенсаторное желание стран региона развивать собственное промышленное производство. Часть стран Ближнего Востока в качестве основных направлений развития промышленности рассматривает организацию собственного производства ракетно-космической техники и развитие сферы услуг в области космической деятельности.

Проведенный в книге системный анализ состояния и тенденций развития космической деятельности стран Ближнего Востока учитывает социально-экономическое и научно-техническое неравенство стран региона. Анализ проводился на основе декомпозиции стран Ближнего Востока на три релятивные группы:

— страны, имеющие собственную развитую ракетно-космическую промышленность. К ним, прежде всего, относятся такие государства, как Израиль, Иран, Турция и Египет. Египет отнесен к данной группе в силу имеющегося значительного потенциала для развития ракетно-космической промышленности; вместе с тем, в настоящее время экономическое состояние страны не позволяет решать задачи, ставящиеся государством в области космической деятельности;

— страны-экспортеры энергоносителей, которые могут обеспечить населению высокий уровень жизни, вкладывающие средства в развитие космической деятельности и создающие основы для ракетно-космической промышленности. К ним относятся: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман, Ирак и Азербайджан;

— страны с низким или практически отсутствующим бюджетным финансированием, выделяемым на космическую деятельность и не имеющие собственной ракетно-космической промышленности: Иордания, Ливан, Кипр, Сирия, Палестина, Афганистан, Йемен, Армения, и Грузия. Палестина отнесена к данной группе в силу наличия и совершенствования ракетного потенциала, как предтечи космических средств и их использования.

Принятое разделение стран Ближнего Востока положено в основу структуры оценок состояния, тенденций и перспектив развития средств выведения полезных грузов в космос, производства космических аппаратов, проведения фундаментальных космических исследований, наблюдения Земли из космоса (дистанционного зондирования Земли — ДЗЗ), пилотируемых космических полетов, внедрения телекоммуникационных технологий, а также фактора наличия ядерного оружия или технологий, способствующих его появлению.

Особую угрозу миру и безопасности Ближнего Востока таит в себе конгломерат ядерных технологий, ракетно-космической техники и космических систем, что при очередной смене режимов может преодолеть переломный рубеж и привести к дисбалансу сил в регионе, а в перспективе — к началу крупномасштабных военных конфликтов.

Специфическая же угроза, какой является возможность распространения ядерного оружия, исходит из того, что определенным кругом стран, таких как Израиль, Иран, Египет и Йемен не был ратифицирован, а Саудовской Аравией, Сирией и Ираком не подписан договор о нераспространении ядерного оружия.

Ядерная программа Израиля является самой секретной, политизированной и дорогостоящей. Являясь членом МАГАТЭ, Израиль уклоняется от присоединения к договору о нераспространении ядерного оружия. Руководство Израиля никогда официально не признавало наличие у него ядерного оружия, но и не отрицало этого.

В случае неблагоприятного развития политической обстановки в регионе Иран может резко сосредоточиться на реализации своих ядерных возможностей2.

Большинство стран рассматриваемого региона не имеет на орбите космических аппаратов собственного производства, а космическая деятельность, если и осуществляется, то в весьма ограниченном формате в рамках региональных и международных программ в целях решения социально-экономических и климатических проблем. В ряде стран нарастание социально-политических выступлений и последовавшие переделы власти, гражданские войны привели к прекращению финансирования даже существующих в зачаточном виде космических исследований, их дальнейшее развитие представляется делом не ближайшего будущего и только при значительной помощи развитых государств.

Но все-таки сейчас все страны Ближнего Востока приходят к пониманию, что космическая деятельность приобретает стратегическую значимость в решении проблем обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, ускорения социально-экономического развития государств. В этой связи решения, принимаемые в области развития космической деятельности стран Ближнего Востока, могут иметь серьезные политические, экономические, военные и дипломатические последствия.

Согласно заявлениям официальных лиц все космические программы стран Ближнего Востока носят мирный характер и в качестве основной цели ставят диверсификацию экономик и создание секторальной высокотехнологичной промышленности. Вместе с тем, существующие планы Саудовской Аравии и других монархий Персидского залива тесно увязаны с решением задачи создания на территории этих стран собственного производства вооружения и военной техники. В связи с этим космическая деятельность стран Ближнего Востока имеет двойное назначение и рассматривается как решение части задач получения военного преимущества в регионе.

Все это создает предпосылки к тому, что ближневосточные страны к середине XXI века будут стремиться занять более весомую позицию на мировой космической арене. Однако существующая тенденция неминуемо приводит к попаданию под влияние более крупных «игроков» космической деятельности. В первую очередь, это США, Китай и Россия, чья конкуренция на Ближнем Востоке будет является одним из ключевых факторов его развития в ближайшие несколько десятилетий.

Безусловным лидером на Ближнем Востоке, активно создающим ракетно-космическую промышленность, и одним из мировых лидеров во многих областях космических исследований, является Израиль.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ближний Восток: Космос сегодня и завтра. Middle East: Space today and tomorrow предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Большинство специалистов не относят Афганистан к числу стран Ближнего Востока, однако авторы сочли целесообразным включить его в рассмотрении как страну, связывающую Ближний Восток с Центральной Азией.

2

15 июля 2015 г. Иран и страны «шестёрки» (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия) достигли соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Ирана. По соглашению Иран должен допустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты, а страны Запада, в свою очередь, будут пошагово снимать с Ирана санкции. Тегеран обязался не производить оружейный плутоний, в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана, переоборудовать ядерные объекты и использовать их исключительно в мирных целях. При этом оружейное эмбарго, введенное Советом Безопасности ООН, будет сохранено в течение 5 лет, запрет на поставку в Иран технологий баллистических ракет — в течение 8 лет, эксперты МАГАТЭ будут проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет. При нарушении условий соглашения санкции могут быть возобновлены.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я