Приключенческий рассказ с краеведческой составляющей и лёгким мистическим сюжетом.Как сказал один уважаемый в литературных кругах человек: «Не читайте аннотации, читайте книги».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как я стал Диггером предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Моменты из детства
фото 2007 года
Конец 90-х — начало 2000-ых. Лето. Окраина города. Заполненный трамвай
Дачный сезон в нашем городе начинается ровно с того момента, как сходит снег. Остановки общественного транспорта в это время начинают наполняться дачниками, как река талыми водами. Все эти люди пытаются влезть в уже переполненные трамваи и автобусы. У каждого с собой баулы инвентаря, рассады и еды на выходные. Раньше на дачу ездили с ночёвкой, чтобы успеть сделать как можно больше, не тратя время на дорогу. Сейчас у многих появились автомобили, а необходимость содержать огород отпала, в связи с чем, дачи перешли в разряд мест для отдыха.
Добраться до нашего кооператива можно было множеством способов. Самый простой — доехать на трамвае №3 до «завода Стройиндустрия», а затем пару километров идти пешком, петляя в лабиринтах гаражей, заводов и грунтовых дачных дорог. Те, кто ездил на трамвае, много лет любовались долгостроем, расположенным сразу за остановкой, изначально запланированным как типография, а в дальнейшем перестроенного в торговый центр. Высокое административное здание и множество производственных корпусов простояли в виде «скелета» вплоть до 2006 года.
«Тройка» ходила сравнительно редко, в летний сезон её катастрофически не хватало, поэтому запускали дополнительный маршрут №2 (ЖД вокзал — завод Химмаш). Однако, зачастую, приходила «единица», что означало идти пешком ещё дальше, от разворотного кольца «завода Дормаш», в то время конечной данного маршрута. Это всегда было многолюдное место. Здесь выходили такие как я, для кого лишние пол километра — не крюк, как семь вёрст для бешеной собаки. В то же время, это был пересадочный узел для тех, кому нужно было ехать дальше, в так называемые «Химмашевские дачи».
Перейдя от кольца «Дормаша» через дорогу попадаешь в заводской сквер. Небольшой прямоугольный участок, густо засаженный деревьями, где уютно расположились две аллеи с лавочками — излюбленным местом для обеденного перерыва заводчан. В центре стояло что-то наподобие афиши, где вывешивали объявления и портреты особо отличившихся работников. В сквере росли липы и каштаны, а перед проходной, редкие для данной местности, лиственницы. Пройдя вдоль завода до ближайшего гаражного кооператива, можно было немного сократить путь.
В конечном итоге, дороги любого «трамвайного» варианта соединялись в одном месте — железнодорожной ветке, соединяющей заводы со станцией «Цон». Перейдя её, в стороне оставалась территория «Завода крупных панелей», главной достопримечательностью которого были балочные краны. В памяти почему-то остались железные ворота, судя по всему запасные — запасные, на которых на протяжении лет пятнадцати красовалась надпись «Крест — лох и быдло». Вначале я не понимал из этого выражения ни слова, лишь со временем пришло осознание, что о ком-то по кличке «Крест» отозвались не добрым словом.
Ну а дальше начиналась территория «Керамзитного завода», места ставшего для меня отправной точкой в изучении города.
Отличительная черта данного предприятия — основные производственные здания из красного кирпича. Была и дымоходная труба — единственное высокое сооружение в округе, с двумя «этажами», между которыми выложен год постройки.
Во времена, когда завод ещё работал, к дачам ходили по «окружной», то есть по бетонной дороге, огибающей производственные цеха. До начала 2000-х по ней часто ездили самосвалы — возили керамзит и бетон. Куда именно — для меня до сих пор осталось загадкой. После закрытия завода дачники стали сокращать путь, проходя его «насквозь». На момент написания книги — производство остановлено полностью, а из строений уцелела лишь труба, высокое здание, в котором раньше располагался элеватор, а также остатки склада глины и резервуары для хранения готового керамзита.
Как выглядел завод изначально? Фотографий, к сожалению, не сохранилось, а его вид остался лишь в памяти. Здесь были огромные трубы, в которых обжигалась глина. Хорошо запомнилось, что когда вращалась одна длинная труба, невозможно было находиться рядом — настолько от неё исходил сильный жар. Две трубы поменьше, уже тогда выглядели не лучшим образом, и лишь единожды я видел, как одна из них вращалась. Зато диаметр у них просто огромный! Около пяти метров, к тому же внутренние стены выложены огнеупорным кирпичом. После закрытия завода именно они были срезаны и сданы на металлолом в первую очередь, а огнеупорный кирпич растащили дачники.
Вспоминаются два элеватора, один из которых начинался возле дымоходной трубы и шёл на самый верхний этаж стоящего неподалёку здания. Будучи подростком, когда завод уже не работал, довелось побегать по нему, пугая проходящих мимо дачников лязгом оставшихся механизмов. Второй же проходил через небольшую комнатушку, где керамзит распределялся рабочими либо дальше по ленте — в хранилище, либо на отгрузку в автомобили.
Удалось побывать и в административном здании завода. Это было обыкновенное двухэтажное здание, как и все остальные строения, выполненное из красного кирпича. Первый этаж на тот момент уже облюбовали бомжи, используя гардеробные и подсобные помещения для жилья, а вот актовый зал, расположенный выше — каким-то чудом я застал почти не тронутым. Помню, как поразила длинная комната с множеством стульев и установленной на возвышенности кафедрой, над которой висел огромный портрет Ленина. По законам времени, зал был выполнен в красной цветовой гамме, что добавляло важности и значимости. Комнату эту сожгли спустя неделю, после моего посещения. Само же здание сравняли с землёй несколько лет спустя.
На дачу с родителями я ездил каждые выходные, поэтому судьба завода хорошо прослеживалась. Связано с этим местом ещё несколько историй, о которых тоже стоит упомянуть.
Первая — это запасной подземный выход
Ребята постарше рассказывали, как лазили через подземный тоннель прямо к заводу. В то время мне было лет десять, и особого значения рассказу я не придал. Спустя много лет, идя по окружной дороге, удалось заметить что-то наподобие входа. Выглядело это место следующим образом: яма, накрытая плитами, а вход — железная дверь. Сразу вспомнилась история про тоннель, да и частенько замечал в этом месте странных личностей (в то время было много наркоманов, алкоголиков, бомжей, освободившихся заключенных, маргиналов, а также субкультурщиков). На тот момент, когда мы с друзьями собрались проверить сохранился ли запасной выход, состояние его было крайне плачевным — железная дверь срезана, а спуск завален мусором. Внутри оказался треугольный тоннель из бетонных плит, метров тридцать в длину и около двух в высоту, заканчивающийся завалом. Попытка откопать проход не увенчались успехом.
P.S. Спустя годы тайна загадочного тоннеля была раскрыта. Изначальное позиционирование данного объекта, как запасного выхода оказалось ошибочным. Дети всегда преувеличивают, это стало понятно благодаря подобным тоннелям, которые удалось отыскать на территории города. На самом деле это стандартный быстровозводмимый объект гражданской обороны, предназначенный для укрытия работников ближайшего предприятия от первичных факторов ядерного взрыва. По сути это бомбоубежище в самом чистом виде! Здесь нет системы фильтрации воздуха, источников воды и света, нар и прочих удобств. Есть лишь бетонные стены и гермодвери, способные защитить от взрывной волны.
Вторая история связана с дымоходной трубой
Высоты боятся многие, однако раньше среди определённых слоёв населения существовала некая традиция — залезть на самый верх за «бутылку». Для полноты картины стоит сказать, что лезть приходилось сбоку по скобам. Железное подобие лестницы «замуровано» в стену трубы и хотя выглядит не совсем безопасно, на деле же — очень надёжная и устойчивая конструкция.
Родители рассказывали, как однажды с этой трубы упал молодой любитель острых ощущений, и теперь его призрак сбрасывает тех, кто пытается попасть наверх. Скорее всего, страшилка была придумана, чтобы лишний раз не возникало желание сделать глупость. Как выяснилось позже, у истории было реальное историческое основание, только свалился алкоголик, устремившийся наверх ради очередного повода выпить. Не смотря на очевидную придуманность, страшилка долгое время действовала, однако вид с трубы, скажу я вам, отменный!
Отдельно, хотелось бы рассказать про ручей
Родители всегда говорили, что это сливные воды завода «Дормаш». Однако в жизни каждого подростка наступает момент, когда все слова ставятся под сомнения. Конечно же, я решил проверить, где находится исток. История моего расследования вывела меня далеко за пределы завода.
Начнём с самого начала, чтобы полностью описать, откуда берётся такое количество воды. Когда я начинал повествование, то упоминал конечную остановку первого трамвая и разворотное кольцо. Прямо за ним расположена железнодорожная ветка Орёл — Брянск, сквозь основание насыпи которой проходит бетонный канал, являющийся, по сути, началом ручья. С противоположной стороны железной дороги достаточно болотистая местность — низина, в которой собираются ливнёвые воды 909 квартала. Именно отсюда и берёт своё начало данный водный объект, не имеющий официального названия. Ручей протекал вдоль трамвайных путей по дну рва. По берегам — густая растительность. Здесь я с друзьями часто играл в «войнушку». Команды разбегались по противоположным берегам и стреляли друг в друга из «воздушек». Для тех, кто не знает что это такое, поясню — это такой пистолет, стреляющий маленькими пластиковыми шариками по средствам использования сжатого воздуха.
В середине 2000-х ручей пустили по трубам. На его месте теперь автосалон и кафе «Боярское». Примерно в том месте, где расположен въезд в гаражи, через которые дачники обычно сокращали маршрут, ручей пересекал дорогу (под землёй) и образовывал своеобразное озеро, по причине сужения диаметра труб. Эта проблема ныне решена, а на месте озера расположилась автомобильная площадка «trade in».
Ручей вытекает наружу в районе железнодорожной ветки между «Дормашем» и «Стройиндустрией». Местность здесь малолюдная и весьма опасная, даже сегодня можно встретить всевозможную нечисть в лице бичей и люмпенов.
Последующий путь воды легко проследить — слева от дороги расположен точно такой же ров, как когда-то был возле трамвайных путей. Действительно, сток воды с завода «Дормаш» здесь тоже присутствует, хотя производство остановилось в 2015 году, отчего всплывает очевидный вывод — но вероятнее всего, это ливнёвые воды.
Стоит заметить, что спустя год с момента, как был налажен выпуск нового автогрейдера, завод внезапно стал банкротом. По сей день, судьба предприятия до конца не ясна, но точно известно, что его возрождения не предвидится. Территорию заняли многочисленные арендаторы, что весьма не плохо, учитывая современное состояние промышленного сектора.
Ручей же значительно обмелел, а берега сильно заросли. Сложно представить, что когда-то в этом месте умудрялись ловить рыбу! Местность значительно пострадала во время возведения торгового центра — строительный мусор вывозился именно сюда. Большая площадь вокруг керамзитного завода и овраг с ручьём превратились, по сути, в свалку.
Вода найдёт себе дорогу! Не смотря на то, что некоторых местах ручей оказался засыпан, со временем природная стихия взяла своё и течение восстановилось. Стоит отметить, что долгое время он был источником влаги для полива многим дачникам, в силу чего по берегам было построено огромное количество различных приспособлений для водозабора.
Устье находится недалеко от моей дачи. Рыбакам приходилось едва ли не драться за это место, потому как при впадения в реку, вымывалась довольно-таки обширная площадка, глубиной около двух метров. Здесь всегда было много рыбы — ерши, окуни, плотва, судаки и щуки! Солнечная погода делала это место волшебным! Вода становилась настолько прозрачной, что без труда можно было разглядеть всех обитателей водоёма. Когда течение в ручье ослабло, берега и устье стали сильно зарастать камышом, а дно заиливаться. Не смотря на попытки местных рыбаков поддерживать изначальное состояние, с каждым годом место зарастало всё сильней и сильней.
Развитая сеть дачных улиц с небольшими изменениями сохранилась и по сей день. Места здесь очень красивые и колоритные — обрывистые берега, сменяющиеся практически непроходимой болотистой топью, огромное количество тропинок, по которым можно уйти едва ли не на край света! К сожалению, исторической ценности они не представляют, хотя мне кажется, что оставшиеся детские воспоминания — бесценны.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как я стал Диггером предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других