1. Книги
  2. Семейная психология
  3. Диана Ходаковская

Дом как маленькое государство: Руководство по управлению домом в XXI веке

Диана Ходаковская (2023)
Обложка книги

«Дом как маленькое государство» — первая комплексная книга по управлению домом, объединяющая проверенные временем инструменты из различных областей знания. Диана Ходаковская рассматривает сферы жизни аналогично государственному устройству, представляя их как отдельные министерства — от министерства внутренних дел и финансов до министерства питания и энергетики. Автор анализирует разные формы управления и, используя аналогию с политологией, переносит их на домашнюю среду. Диана Ходаковская выделяет три ключевые модели управления семьей, сравнивая их с монархией, республикой и федерацией. Семья, как и государство, способна менять форму под воздействием обстоятельств, поэтому важно найти соответствующие инструменты, навыки и, возможно, составить собственную конституцию для осознанного и эффективного развития семейной жизни. Наше эффективное управление во всех ежедневных и нескончаемых бытовых потребностях дома служит высвобождению времени. То есть тем приятным и важным моментам, ради чего, собственно, дом и существует. Ради общения с домочадцами, выстраивания взаимопонимания, развития фамильного рода, передачи семейных традиций и духовных ценностей по наследству. И от того, как решен первый вопрос — быт, во многом зависит качество второго — получения удовольствия и смыслового наполнения от жизни под одной крышей. Книга «Дом как государство», разбирая основные сферы жизни человека, обращается к фундаментальной роли дома как такового. Автор подчеркивает, как он влияет на физическое и духовное здоровье членов семьи, их материальное благополучие и социальные отношения. Материальная сфера, связанная с трудом, карьерой и финансами, рассматривается через призму дома как источника благополучия и стабильности. Социальная сфера обращается к отношениям с близкими, а духовная сфера связывается с саморазвитием и внутренним миром. Практические примеры и инструменты, которыми дополнена книга, могут стать источником вдохновения для создания благоприятной среды в вашем доме. Традиция — это нормы, обычаи, взгляды и вкусы, передаваемые из поколения в поколение. У кого-то традиция пить чай по пятницам из парадного сервиза, кто-то оставляет ободряющие записки на холодильнике, кто-то смотрит фильмы только всей семьей, у кого-то заготовлены специальные кодовые слова, которые нужно произносить при встрече. Зачем читать • Вдохновиться идеями и советами автора для построения «дома своей мечты»; • Посмотреть на устои своей семьи и привнести в нее что-то новое; • Завести собственные традиции или возродить те, что чтили в семье на протяжении долгого времени. Особенности • Книга поможет читателям лучше понять разные формы управления, роли членов семьи и методы, применяемые в домашнем хозяйстве; • Она будет полезна тем, кто стремится осознанно управлять своим домом, создавая эффективную и гармоничную среду; • Книга предлагает практические примеры и инструменты для применения их в повседневной жизни. Для кого Книга будет полезна разнообразной аудитории, в том числе молодым парам и семьям с детьми, социологам, психологам, да и вообще всем тем, кто только планирует покупать, строить или уже имеет собственное жилье, пусть даже и арендованное. При этом универсальность ее в том, что она написана вне гендера и подсвечивает важные вопросы как для женщин, так и для мужчин.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом как маленькое государство: Руководство по управлению домом в XXI веке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2 глава. Министерство внутренних дел

Вновь и вновь возвращаясь к той самой статье, где устройство Дома сравнивалось с государством, я не смогла не задуматься об еще одной важной вещи — внутренней кухне каждого дома-государства. То, что обычно скрыто от гостей. Бытовые вопросы, которые нам приходится закрывать каждый день. Но не только. Это также все, ради чего, собственно, дом и существует. Ради общения с домочадцами, выстраивания взаимопонимания, развития фамильного рода, передачи семейных традиций и духовных ценностей по наследству. И от того, как решен первый вопрос — быт, во многом зависит качество второго — получения удовольствия и смыслового наполнения жизни под одной крышей.

Для чего необходима оптимизация своего быта?

Внутренний мир человека отражается и в убранстве дома. У нас сейчас намного больше возможностей для этого, чем было во времена «Домостроя», когда каждому углу отводились определенные функции. Мы вольны переделывать дом, как нам нравится. А также — перерастать то, что было интересно еще вчера. Например, я раньше тяготела к монохромности, серым, бежевым цветам. А сейчас хочется больше красок, ярких деталей, больше жизни. Мой супруг мечтает об одноэтажном доме с большими панорамными окнами, хотя сейчас у нас двухэтажный дом в стиле американской классики. Как говорит наш дизайнер, этот дом будет красиво стареть. А кто-то уходит в минимализм, предпочитает экодизайн. Это нормально — мы живые люди, и наш дом тоже живой.

И, безусловно, нам важно понимание, как мы можем наше жилище обустроить внутри так, чтобы у дома было свое лицо. Свой неповторимый узнаваемый стиль. Если архитекторы существовали с незапамятных времен — построить дом не очень-то просто, — то профессия нашего века — дизайнер, декоратор. Это человек, который помогает нам выразить себя через внутреннее содержание дома.

То, как внутреннее состояние влияет на жилище, смогли прочувствовать на себе жители в начале ХХ в. Когда в богатых поместьях исчезла прислуга, дом не мог оставаться прежним, ведь за ним нужен был уход на должном уровне, и представителям династий приходилось самим заниматься бытом. Поэтому требования к внутреннему убранству жилья также менялись. Исторические события века — технические революции, войны, электрификация, телефонизация, появление электронного пространства — затрагивают каждую область нашего окружения.

Сегодня любой дом можно обустроить внутри по своему вкусу. Главное в дизайне — это отражение духовного уклада семьи. Сложно представить, скажем, темпераментную итальянку в минималистичной обстановке. Но в остальном нет разницы, живете вы в частном секторе за городом, в квартире в центре города или в хрущевке/сталинке в спальном районе на окраине. Это внешняя сторона, экстерьер, на который мы не всегда вольны влиять. Внутри же может развернуться изящный ар-деко с богатым и порой даже вычурным декором, советская (со шкафами-горками) или американская (с сочетанием порой несочетаемых элементов) классика, строгий и элегантный, при этом удобный хай-тек, впитавшая самое интересное из других стилей эклектика или все более популярный минимализм. Проходит время пластиковых и гипсокартонных отделок. Все чаще домовладельцы отдают предпочтение натуральным материалам — дереву, металлу, камню, кирпичной кладке, экологичным обоям и т. д. Роскошь с вензелями теряет актуальность, как и советские ковры на полу или на стене.

Я, например, обустроила чердак для своих девочек, используя старую мебель, ковры, подушки и подручные материалы. Даже гамаки там разместила, совсем как в моем детстве в деревне у бабушки. Из тканей сделала балдахины. Падчерица попросила развесить неоновые фонарики — и мы добавим их, когда она закажет все необходимое на маркетплейсе (привлекайте детей к таким занятиям, это интересно и очень сближает). Конечно, у детей есть полностью оборудованная игровая, с гаджетами, игрушками, обустроенная в современном дизайне. Но чердак — это то место, где можно воплощать самые невообразимые фантазии.

Поэтому, какой бы стиль декора вы ни выбрали, суть остается одна. Управлять домом внутри нужно так, чтобы он приносил благополучие, энергию, здоровье, служил развитию рода. Пропитывался той энергетикой, которая помогает нам восстанавливать душевные силы и физическое здоровье. Был полон чего-то эфемерного, непереводимого на другие языки. Чего-то вроде хюгге в Дании или лагом в Швеции. Но об этом мы подробно поговорим в главе про Министерство энергетики.

Вернемся к дому. Сам по себе дом жив и правила государства начинают работать, когда в нем начинает твориться быт. Пещера без костра — просто пещера, а с костром и куском мяса на вертеле — семейный очаг. И даже самый изысканный дворец без людей внутри — просто здание.

Но, думаю, вы согласитесь, что ведение хозяйства отнимает колоссальное количество энергии и времени и зачастую на все остальное ресурса не хватает. Особенно меня поймут мамы с несколькими детьми. Логистика, ежедневные заботы, уборка, готовка, стирка превращают жизнь в рутину и бесконечный день сурка. Как в мультике про маму-обезьянку и ее непоседливых малышей![5] Конечно, век цифровизации внес свои коррективы, и появилось много технических помощников, о которых мы поговорим в отдельной главе, но глобально это ситуацию не меняет. Хозяевам дома все приходится решать самим. А если приходят гости — это двойная нагрузка, в суете которой мы забываем о главном — зачем именно приглашали этих людей.

Но в нашей власти все изменить. Одной из основных задач, которая помогает решить и все остальные вопросы, становится оптимизация быта. И наверняка каждый из вас, читатель, согласится, что, если бы можно было перепоручить все эти заботы другому человеку, способному сделать все настолько же качественно, как и вы сами, вы с удовольствием доверились бы ему. Но это — задача максимум, порой невыполнимая, поскольку найти настолько включенного в вашу семью человека бывает непросто даже за очень большие деньги.

На самом деле проблема не в этом. Порой мы не задумываемся, как много на себе тащим и что помощь может быть более точечной. То есть можно разгрузить себя по определенным понятным функциям, попросив о помощи домочадцев, родственников или пригласив наемный персонал. А возможно, задумываемся, но при этом считаем, что помощники по дому за деньги — только для очень обеспеченных людей. Но для этого необязательно принадлежать к числу тех, кого печатают на обложке журнала Forbes[6]. Все корректируется в зависимости от потребностей и возможностей. Главная проблема обустройства быта все же кроется у нас в голове — в отношении к самому вопросу найма помощников по хозяйству. Кроме цены многих смущает моральный аспект. Как же так, все справляются, а я нет. Моя мама все сама, а бабушка еще и в поле работала. Но ведь в том, чтобы просить помощи, нет ничего зазорного.

Сколько я знаю историй о том, что творится в душе женщины, когда в доме убирает кто-то со стороны! Белоручка, лежебока и тому подобные обвинения в свой же адрес, навязанные устаревшими стереотипами отношений. В голове у наших хозяек нет загруженного файла, что домашнюю работу можно оценить в деньгах и выстроить отношения с помощниками по принципу «работодатель и сотрудник», где каждый понимает круг своих вопросов, кто за что платит, и справедливо получает за эту работу деньги.

Вот что советует Кристина Ефимова, тренер по личной эффективности, автор и ведущая телепрограммы «Все успеть с Кристиной Ефимовой»: «Делегировать нужно в первую очередь то, что очень не хочется делать. Во вторую очередь стоит рассматривать делегирование как возможность освободить время для чего-то более приоритетного для вас сейчас. При делегировании самым сложным является момент передачи прав. Кажется, что лучше, чем вы, никто не сделает и так много нужно рассказать нюансов, что проще самой. Но подсчитайте, сколько часов в день/неделю/месяц/год вы бы могли посвятить себе и своей семье, перепоручив нелюбимые задачи. Поэтому стоит потратить один час/день/неделю на изменения, чтобы получить новый результат».

Но даже когда мы решаемся на этот шаг, многие не знают, как к этому подступиться. Куда обращаться? Сколько платить денег? Какие инструкции давать? Как себя при этом вести? Если вы тоже сталкивались с такими проблемами, надеюсь, к концу главы вы найдете удовлетворяющие вас ответы.

Давайте поговорим, сколько ролей порой приходится совмещать хозяевам дома (хотя чаще всем этим спектром задач занимается именно женщина), чтобы обеспечить семье уют и комфорт, и как можно наладить свой быт, чтобы оставалось время на более важные вопросы.

Кто является топ-менеджером дома в XXI в. И какие задачи он решает?

Если вы хоть раз смотрели фильм или читали книгу, где действие происходит в английском поместье, то наверняка знаете, кто такой мажордом[7]. Это правая рука хозяев дома, а также строгий, но чуткий руководитель для слуг. Человек, который с неизменным достоинством нес свое служение семье, чтил правила дома, превосходно знал обязанности, как свои, так и каждого подопечного, и не позволял никому перейти черту в общении с жителями дома и их гостями. В современном мире мажордом подбирает персонал и управляет его работой, занимается автопарком, следит за винными запасами, организует приемы и ведет все счета дома.

В имениях, где штат прислуги был большой, обязанности мажордома или управляющего разделяли несколько человек, в частности дворецкий и батлер, за каждым из которых была закреплена своя зона ответственности. У дворецкого были все ключи и полная власть над винными погребами и кладовыми, он же прислуживал за столом и отвечал за столовую, а зачастую и за всю парадную часть дома. Батлер же курировал персонал и отвечал за управление финансами, за организацию приемов и званых обедов, своевременную поставку продуктов и вин, властвовал над посудой и хрусталем. Сейчас профессия батлера востребована в отелях, на круизных лайнерах и яхтах, где главная его забота — печься о благополучии гостей во время отдыха. В домах в его обязанности входят контроль поставки продуктов, материалов, состояния столовых приборов, посуды, белья, а также организация праздников и мероприятий в доме. Часто он разбирается в винах как сомелье и уверенно пользуется компьютером, иногда заменяя личного секретаря.

В нашей стране больше распространено понятие управляющий. Он помогал хозяину дома еще на Руси, а его правой рукой был приказчик. Всю женскую работу вела экономка. В более скромном жилище, где не было прислуги или имелось всего несколько нанятых работниц, внутренними делами — порядком, провизией, досугом и логистикой — занималась старшая женщина в доме (не по возрасту, но по рангу). Так, в деревне хозяйка пекла хлеб и доила корову, а вот остальные дела могла перепоручать дочерям, невесткам, внучкам, прислуге — иными словами, другим девушкам в ее подчинении.

Говоря современным языком, мажордом, управляющий или экономка — это топ-менеджеры дома, на чьих плечах лежат бытовые заботы о благополучии всех членов семьи, чтобы у тех, в свою очередь, освободилось время на заботы другого порядка: обучение, развитие, увеличение доходов, отдых и приятный досуг. Как раз все то, что у многих съедается бытом. Но лично я встречала подобного рода должностных лиц пока только в кино.

Зато я успешно пользуюсь новейшим приложением по управлению загородным домом BatleR, и более того — я глубоко интегрирована в процессы этой компании, помогаю их улучшать и развивать сервис. Это еще одно новое прочтение дворецкого в современном мире, которое изначально было создано для удобства наших соседей.

Что же умеет BatleR? Это мультифункциональный сервис, и я с его помощью заказываю страховку, вызываю на дом врача, планирую путешествия или праздники и многое другое. В нем можно найти исполнителей практически для любых ваших нужд: от чистки снега до пошива одежды. И это не маркетплейс, где из множества предложений вы сами должны выбирать специалиста, а скорее персональный помощник. Пользоваться приложением достаточно просто: его нужно установить на смартфон, зарегистрироваться и оставить заявку на необходимую услугу. BatleR обрабатывает запрос и присылает уведомление с датой и временем — дальше остается только ждать, когда приедет специалист. По любому вопросу виртуальному дворецкому можно позвонить или написать в чат.

Разберем по пунктам: что же это за домашние дела? В чем кроется тот самый быт, о будни которого часто разбивается корабль любви? Поразмышляем о том, как стать в собственном доме эффективным мажордомом, топ-менеджером или министром внутренних дел, как называю его я! Что должен продумать этот человек и как управлять собственным временем, чтобы освободить его для важных и приятных занятий? Поговорим об оптимизации всех процессов и навыке делегирования.

Если попытаться объять всю инфраструктуру собственной жизни, то можно разделить ее на стратегические задачи и потоковую повседневную работу. И если перепоручить кому-то постороннему, например, чистить зубы или принимать пищу, то есть обслуживать свое тело, мы, скорее всего, не сможем, то передать, так скажем, на аутсорсинг все, что связано с обслуживанием бытовых задач внутри дома и снаружи дома, у нас шанс есть!

Что значит «управлять Министерством внутренних дел»? На мой взгляд, это закрыть свои личные потребности и потребности своей семьи базового уровня. И начнем мы сразу с тяжелой артиллерии — полного ведения домашнего хозяйства.

Поиск и замену сотрудника, оплату ежемесячных счетов, клининг, уход за садом и автопарком, обслуживание бассейна, охрану, техническое обслуживание и ремонт, управление рисками и страхованием, написание регулярных отчетов и создание кадровых документов (инструкций, чек-листов, форм отчетности, стандартов и технических регламентов) можно вверить в руки family-офиса — компании, предлагающей сразу спектр услуг по организации быта. Это, по моему мнению, оригинальное прочтение роли мажордома в XXI в. На рынке существуют компании, которые могут работать только с одной семьей или с несколькими сразу. Какой бы вопрос ни возник — юридическая консультация, аналитика, управление недвижимостью, lifestyle и многое другое, вам достаточно обратиться к секретарю — и, считайте, дело сделано.

Лично у меня опыта сотрудничества с такого рода организацией не было, но согласитесь: как же это удобно — иметь в одном месте консультантов от вышеперечисленных глобальных тем до услуги «управление частным домом под ключ». Безусловно, такой пакет услуг стоит денег, но при этом вам не нужно держать в штате 15 специалистов! Достаточно иметь одного менеджера и команду, готовую закрыть любые ваши вопросы.

Впрочем, такой организации, например, можно поручить и точечные задачи, вроде электронного гардероба. Это разработка вашего каталога одежды онлайн и упорядочивание его по лукам, цветам и сезонам. Вы всегда будете знать, что у вас есть, с чем сочетать, что требуется обновить или убрать. Очень удобно! А чтобы управляться с одеждой было еще проще, специалисты проведут выкладку, зонирование и развеску офлайн, в самом шкафу. Подробно о вещах, порядке и расхламлении пространства мы еще поговорим в Министерстве пространства и времени.

Несмотря на то, что подобные компании существуют на рынке, мне во многом пришлось стать самой для себя экспертом и решать задачи разного толка самостоятельно. И все же в тех вопросах, где я не сведуща, я обращаюсь к узким специалистам точечно за деньги или безвозмездно с просьбой о помощи к своим друзьям и родственникам с имеющимися у них компетенциями или связями. Давайте разберем все же, что это за бытовые потребности дома, решение которых лежит на плечах хозяев дома. Список получился внушительным. Интересно, совпадает ли он с вашими бытовыми задачами?

Бытовые потребности дома и домочадцев

● Оплата счетов (коммунальные платежи, электричество, газификация, сады/школы, кружки, репетиторы и т. д.); выстраивание и планирование семейного бюджета (подробнее на эту тему мы поговорим в главе «Министерство финансов»); коммуникация с банками (счета/карты); финансовые консультации, инвестирование и аналитика по управлению активами семьи: недвижимостью, фондовыми инструментами или криптовалютой.

● Повседневное поддержание инфраструктуры дома и точечные обращения в клининг, химчистку для одежды, мебели, ковров и штор, сервисы доставки и т. п.; подбор кадров домашнего персонала и услуг няни/автоняни, бебиситтера, тьютора или гувернера, домработницы, повара, семейного или личного водителя, ландшафтных специалистов (дизайнера, садовника и агронома), службы эксплуатации (сантехника, электрика, цифровых специалистов/программистов, специалистов по охранной системе, видеонаблюдению или умному дому), медицинского персонала для старшего поколения (сиделки, медсестры); написание инструкций, обучение и согласование договорных отношений с домашним персоналом и последующее его оформление в муниципальных органах с уплатой налогов.

● Юридическая и нотариальная помощь в составлении завещания и брачных договоров; сопроводительная помощь в получении виз или гражданства; страхование жизни и имущества; налоговая семейная нагрузка; контроль порядка в документах (паспорта, свидетельства, полисы, налоговый и страховой номера, регистрации, субсидии, справки и т. д.).

● Развитие детей и взрослых (коммуникация с репетиторами, выбор детского сада или школы, дополнительные кружки), логистика (отвезти и привезти детей на занятия), обеспечение выполнения домашних заданий, регулярная выдача карманных денег; дополнительные занятия и развитие для взрослых.

● Менеджмент семейного здоровья (подбор врачей, ежегодные чекапы, справки, прививочные листы и ведение архива данных) — эту тему мы подробно разберем в отдельной главе «Министерство здравоохранения и спорта».

● Уход за семейным транспортом (мотоциклы, автопарк, лодки, яхты, вертолеты и самолеты): своевременное прохождение техобслуживания, мониторинг срока действия страховок и прав, паркинг, обслуживание.

● Организация путешествий и семейного досуга (самостоятельная или с помощью консьержей или театральных/концертных агентов): организация мероприятий (ивентеры, кейтеринг, официанты, аниматоры/артисты, винный сомелье и сигарный фумелье); lifestyle-консультации и услуги (стилист, визажист, парикмахер, ногтевой сервис, услуги ремонта и пошива одежды); участие и организация благотворительных акций.

● Декорирование и дизайн дома (согласование с архитектором/дизайнером, курирование ремонтных работ, технический надзор, перетяжка и изготовление мебели, пошив штор, подбор произведений искусства и аксессуаров); организация переезда.

Согласитесь, список впечатляет, при этом он не исчерпывающий, всегда можно добавить что-то еще. А если совсем простым языком, то базовых хлопот нам всем периодически не избежать — мыть посуду и протирать пыль, следить за чистотой и опрятностью своего гардероба, а значит, стирать и гладить вещи. А еще покупать продукты и из них готовить еду, ухаживать за домашними животными и растениями, чинить что-то в доме, когда оно вышло из строя, заправлять и мыть машину, оплачивать счета и смотреть за детьми. Но немаловажно еще и продумывать юридические, нотариальные и организационные моменты нашей жизнедеятельности, которые тоже являются бытовыми. В каждой семье этот вопрос решается своим способом. Я не могу говорить за всех или вывести формулу, как правильно. Но попытаюсь рассказать, как управляю этим списком забот в нашем доме я: какие вопросы решаю сама, в каких требуется помощь — и что, на мой взгляд, можно сделать, чтобы освободить свое время, даже если не привлекать никого в помощь. Вы можете сделать все сами, попросить о помощи домочадцев, друзей или нанять кого-то со стороны.

К слову, помощники по хозяйству даже в России порой зарабатывают в два раза больше топ-менеджеров крупной компании с несколькими высшими образованиями — и это отчасти оправданно. Ответьте себе честно на вопрос: сколько бы вы готовы были заплатить себе за выполнение всего комплекса работ, который я перечислила выше? Если вы никогда не обращались за помощью к наемному персоналу, вы смело можете считать, что экономите себе эту гигантскую сумму! И это обоснованно! Теперь вы понимаете, какое вы сокровище для своей семьи?

Давайте разберем каждый пункт списка подробнее.

Как настроить бытовые потребности дома, связанные с оплатой счетов и финансами?

Коммунальные платежи, электричество, газификация, сады/школы, кружки, репетиторы и т. д.; выстраивание и планирование семейного бюджета; коммуникация с банками (счета/карты); финансовые консультации, инвестирование и аналитика по управлению активами семьи: недвижимостью, фондовыми инструментами или криптовалютой.

У каждого человека есть целый список ежемесячных и ежегодных платежей. И чтобы оптимизировать этот процесс, соблюдая сроки, в первую очередь я рекомендую вести список, который поможет, во-первых, ничего не упустить; во-вторых, видеть, какие суммы уходят на оплату, и, возможно, сделать вывод, нужно ли их корректировать в ту или иную сторону.

Настроить платежи можно несколькими способами. Министр внутренних дел может взять все в свои руки и в качестве помощи использовать таблицы с напоминанием, списки в Excel или подключить рассылки. Есть такие функции у компаний, когда на телефон приходит сообщение с QR-кодом на оплату или просто оповещением, что скоро наступает дата оплаты. Можно разделить обязанности с партнером, распределив, кто за что платит. В любом случае нужна элементарная бухгалтерия, хотя бы таблица ДДС[8], вести ее можно научиться на бухгалтерских курсах. Пройдя такие курсы один раз, вы на всю жизнь получите навык, который пригодится в быту, а также может оказаться весомым преимуществом в профессиональной сфере.

Хорошим подспорьем может стать и сайт Госуслуг, куда вшита функция оплаты и оформления документов. Нужно один раз верифицировать данные (паспорт, СНИЛС[9], ИНН[10], регистрацию, телефон, электронную почту и т. д.) — и вы получаете свой цифровой клон, доступный через интернет по логину, паролю или Face ID[11]. В ряде случаев, если не получается зарегистрироваться через сайт или приложение, нужно обратиться в МФЦ[12]. Сейчас это стало достаточно быстро: все решается в одном окне. А дальше вам открываются возможности не только оплаты, но также подачи заявлений и заказа ряда дополнительных услуг, таких как переоформление паспорта, прописка, оформление и получение загранпаспорта, документы для новорожденного и прочее. Очень удобно, что все это можно сделать онлайн — дистанционно записаться на удобную дату, прийти и забрать уже готовые документы.

Также нужно следить за сроком действия внутреннего паспорта, в России он меняется в 20 и 45 лет. Пока к нам не пришли технологии ID-паспортов, но можно уже сделать биометрический загранпаспорт на 10 лет, с отпечатками пальцев. Я сделала себе такой, дополнительный к первому, по заявлению. Теперь у меня официально два загранпаспорта, и это удобно при подаче на визы. Удобно также, что в гражданский паспорт есть возможность поставить штамп с номером ИНН (для этого нужно обратиться в налоговую службу), а также можно внести помимо сведений о прописке, браке и детях свою группу крови и резус-фактор. Для хранения всех документов я рекомендую завести органайзер с отдельным файлом для каждого члена семьи. Хранить все в одном месте — удобно и практично, всегда можно быстро найти все необходимое.

Но когда счетов действительно много, как у нас (свыше 40), их оплата отнимает уйму времени — и тут может потребоваться помощь. Для этого необязательно нанимать высококлассного специалиста. Достаточно взять удаленного ассистента из числа людей, которым вы доверяете. Хорошо на эту роль подходят студенты, например дети друзей. Вам такая услуга обойдется в небольшую сумму, а для подрастающего поколения будет хорошей практикой и опытом, достаточно передать необходимую информацию в электронном виде и далее отслеживать отчеты. Но, конечно, существуют и профессиональные помощники, которых можно найти через специальные агентства.

Вот что об этом говорит Танзиля Гарипова, предприниматель, общественный деятель, основатель международной Академии бизнес-ассистентов и автор четырех книг по данной теме (в том числе «Идеальный бизнес-ассистент»): «В первую очередь обращайте внимание на то, чтобы у помощника было достаточно опыта работы. Лучше всего запросить рекомендации или самостоятельно связаться с предыдущими работодателями. Также между вами должна возникнуть своего рода"химия", чтобы обеим сторонам дальнейшее сотрудничество приносило только позитив и комфорт. Чтобы понять, насколько ассистент вам подходит, начните с тестового периода в три-пять дней».

Лично наши частные и коммерческие активы профессионально ведет менеджер, который отвечает за таблицу ДДС и оплачивает все платежки. Для этого я завела отдельную карточку на свое имя и передала ему все платежки и пароли для входа в личный кабинет мобильного приложения банка, откуда осуществляются оплаты. Ну а я могу контролировать историю и пополнять основной счет.

Признаюсь, после прочтения книги Танзили «Идеальный бизнес-ассистент» я приняла решение нанять для себя еще и личного помощника, который теперь разгружает меня как в быту, так и в бизнес-процессах. Вначале я не понимала, с чего начать делегирование, и первое, что сделала, — это прописала инструкцию должностных обязанностей. Грубо говоря, техническую карту о себе самой, о моих привычках, семье, потребностях и сферах, где может потребоваться помощь подобного человека. Отметила из списка дела, которые уже сейчас в состоянии перепоручить. Далее я настроила на свое имя новый телефонный аппарат с SIM-картой, его я смогу передать следующему сотруднику при необходимости. Заказала отдельную карту в банке тоже на свой паспорт и привязала онлайн-кабинет к этому номеру, то есть к рабочему телефону моего ассистента. Теперь я могу заходить в личный банковский аккаунт через браузер в своем компьютере, пополнять счет и видеть движение средств по этой служебной карте. Также я сделала на ассистента доверенность, по которой можно забирать корреспонденцию, справки из банков или представлять мои узкие интересы в определенных местах. Сложно переоценить облегчение и точку опоры от чувства, что у тебя всегда есть человек на подхвате. У меня сразу как будто появились крылья и новые горизонты, и, надо сказать, зарплата моей помощницы уже успела окупиться даже за такой маленький срок!

Помимо оплаты счетов главе МВД необходимо также уметь дальновидно выстраивать финансовое благополучие семьи. Как вести учет, анализ, планирование и контроль финансов вашего дома, какие виды семейного бюджета существуют и что выбрать в вашем случае, мы поговорим в следующей главе. Но министру внутренних дел важно держать руку на пульсе и понимать, что нужно сделать, чтобы капитал семьи был в порядке.

Как построить семейный бюджет, кому делегировать контроль?

Самый простой способ — получить учет и аналитику от онлайн-банка, на что тратятся деньги. Вести такую статистику можно и от руки, записывая расходы, или установить дополнительное приложение. Дальше эти траты кто-то из семьи должен начать анализировать, планировать и контролировать. Хорошо с этой функцией справляются мужчины, так как часто мыслят более стратегически. Можно самостоятельно изучить книги по бухгалтерии, чтобы нагляднее увидеть, как контролировать движение денег. Но может потребоваться и помощь таких специалистов, как финансовый консультант или бухгалтер, которые подскажут, как разобраться в вашей ситуации и отладить процессы, чтобы в дальнейшем финансовые вопросы были более прозрачны и понятны.

Я сама обращалась к финансовому аналитику, чтобы разобрать кейс с нашим бюджетом. И прошла все стадии с ручкой и калькулятором в руках, так что теперь знаю все про семейный бюджет. Признаюсь, что это минное поле в доме, поэтому я поделюсь с вами тем, какие опасности можно на нем встретить. Часто в жизни приходится разбираться во всем самостоятельно, как в формуле «хочешь свой ресторан — сначала поработай официантом». Мы с вами еще вернемся к этому подробно, так что те из вас, кто не привык никому доверять, получат пошаговую инструкцию, как сделать все самому. Ну а те, кому все же потребуется помощь в дальнейшем управлении семейным или личным бюджетом, смогут более осознанно отдать эту функцию нанятому специалисту. Ведь вас, как и меня, уже невозможно будет обмануть, когда мы разберем подробно, что к чему.

Что еще? Сегодня трудно найти человека, который бы не имел пластиковой банковской карточки. Также огромное количество людей пользуются кредитками, открывают счета и вклады и проводят другие операции с финансами, коммуницируя для этого с банком. И этими вопросами тоже нужно управлять. Необязательно заводить карту каждому члену семьи, хотя есть замечательная услуга в банках, когда к основной карте взрослого члена семьи привязываются карты детей и родственников. Держатель карты может мониторить все операции в своем онлайн-кабинете. Для более продвинутых пользователей банки предлагают услугу Private banking, то есть привилегированное обслуживание в том или ином банке с включенным личным менеджером, которому можно задавать вопросы по различным поводам. Чтобы получить такую услугу, можно разместить средства в банке под те или иные инструменты. После достижения определенной суммы клиенту выделяют отдельную линию, присваивая статус VIP-обслуживания. Также эту функцию можно купить, выплачивая определенную сумму в месяц или в год. Это очень удобный помощник.

Получить бонусы по карте можно, и просто расплачиваясь за покупки и услуги. Онлайн-банки предлагают много программ, с помощью которых можно возвращать средства в виде кешбэка. Например, нам с мужем очень нравятся бонусные мили от «Аэрофлота». С помощью банка мы накапливаем их и успешно тратим на покупку билетов или повышение класса обслуживания. Кто-то копит баллы «СберСпасибо». Есть еще ряд банков, предлагающих бонусы за пользование их услугами. И министр внутренних дел дома должен подружить всех членов семьи с этими инструментами.

Со временем семья обрастает активами. Как правило, это дом, дача, коммерческая или жилая недвижимость, акции и другие банковские или фондовые инструменты. Подробнее о них мы поговорим в главе «Министерство финансов». Но, чтобы эти активы приносили прибыль, ими тоже нужно грамотно управлять. Для этого есть, конечно, специально обученные люди, но важно пройти начальный путь самостоятельно, потому что, когда вы доверяете свои обязанности кому-то другому, вы не устраняетесь полностью, а переходите на новый уровень — контроля. А значит, должны разбираться как минимум в основных вопросах, чтобы понимать: хорошо ли человек выполняет свою работу или нужно вмешаться. Я сама сначала с головой погрузилась в тему управления активами и только потом смогла что-то делегировать. С чего можно начать?

В первую очередь супругам стоит посовещаться: кто в каком вопросе более компетентен, тому и передать ответственность. В нашей семье, например, муж хорошо разбирается в вопросах недвижимости, а уже к таким процессам, как управление криптовалютами, нам удалось привлечь молодое поколение. Старшие дети быстро ориентируются в компьютерных и онлайн-технологиях, к тому же эту семейную потребность можно совместить с обучением финансовой грамотности. Нашими счетами в итоге занимается сын подруги, который успешно работает в этой теме. Так что эту область можно смело делегировать подросткам или поколению Z[13]. При этом и в ваших силах самостоятельно изучать данные биржевых изданий, YouTube и Telegram-каналы по инвестированию, чтобы управлять своими вложениями.

Если же соответствующих знаний и навыков в семье ни у кого нет или не хватает времени, пора обратиться за помощью. Я в свое время обращалась за консультациями к четырем специалистам. Кто-то со мной по сей день, с кем-то мы встречались разово. Сегодня в вопросах инвестиций и наращивания капитала нашей семье помогают трейдер, брокер и банк. Стоит отметить, что брокер для финансовых операций работает за процент от ваших сделок, а брокер по коммерческой недвижимости получает от продавца комиссию за вашу покупку. То есть это два разных специалиста, которые выполняют разные задачи и по-разному оплачиваются.

Если же недвижимость не коммерческая, а личная — кто-то решил купить дом или переехать из арендованной в свою квартиру, помощником выступит риелтор — человек или компания, которая подскажет с выбором и юридическим оформлением сделки. За эту работу также предстоит заплатить комиссию. Те, кто не готов расстаться с дополнительной суммой денег для решения этого вопроса, пользуются онлайн-сервисами типа ЦИАН, «Домклик» и другими площадками, где можно найти подходящий вариант и связаться с владельцем напрямую. Но и все остальные риски по сделке придется нести самостоятельно.

Что входит в поддержание рутины и инфраструктуры дома и как мы можем всем этим управлять?

Точечные обращения в клининг, химчистку для одежды, мебели, ковров и штор, сервисы доставки и т. п.; подбор кадров домашнего персонала и услуг няни/автоняни, бебиситтера, тьютора или гувернера, домработницы, повара, семейного или личного водителя, ландшафтных специалистов (дизайнера, садовника и агронома), службы эксплуатации (сантехника, электрика, цифровых специалистов / программистов, специалистов по охранной системе, видеонаблюдению или умному дому), медицинского персонала для старшего поколения (сиделки, медсестры); написание инструкций, обучение и согласование договорных отношений с домашним персоналом и последующее его оформление в муниципальных органах с уплатой налогов.

И все же для многих быт в первую очередь связан с наведением чистоты, готовкой, глажкой и другими заботами, которые укладываются в понятие «ведение хозяйства». И многие люди либо не представляют, как себя разгрузить, либо не видят для этого возможностей и предпосылок. Здесь важно учитывать внутренние посылы и реальные потребности семьи. Так, в нашем загородном поселке есть семьи, которые сами ведут свой быт — у них нет потребности нанимать для этого персонал.

Вам кажется, вы недостаточно зарабатываете? Посмотрите на вопрос под другим углом. Освобождая себе время, вы получаете возможность подумать, как приумножить ваш доход другими способами. Получаете время на развитие и общение. В XXI в. принято, чтобы человек много работал, тогда он востребован в обществе. В наше время стыдно не работать. Но раньше те, кто мог позволить себе прислугу (аристократы), наоборот, не утруждали себя службой или заботами по дому, занимая свое время изучением языков, искусства, истории и т. д. И, возможно, нам стоит перенять толику этого опыта, научиться делегировать, чтобы не пропустить свою жизнь за мойкой посуды.

Даже если вы живете самостоятельно в съемной квартире, вам может понадобиться помощь — от уборки до юридических вопросов. Ведь это совершенно нормально — обратиться к тем, кто умеет делать что-то лучше вас.

Я говорю об этом не в теории, а основываясь на своем практическом опыте. Я родилась в обычной семье, где мы с мамой по субботам делали генеральную уборку. Я все могу сделать своими руками и долгие годы так и поступала. Но со временем поняла, что могу, в том числе и финансово, часть задач делегировать, освобождая тем самым время на развитие, увеличение дохода и отдых. Поначалу, когда я жила в квартире, это были точечные задачи — приходящая уборщица или клининг раз в неделю или даже реже (очень удобно, когда приходит целая бригада и за пару часов наводит полный порядок). Когда мы переехали в большой дом и появились дети, обозначилась потребность в постоянной помощнице, которая жила бы вместе с нами. Я по-прежнему могу все сделать своими руками, но теперь я стала женой и мамой — и оказалась перед выбором: тащить ли ведение хозяйства из последних сил самой, упуская важные моменты в жизни моей семьи, или научиться грамотно делегировать. И я уверена, каждый может упростить свою жизнь, как и я.

К слову, даже если ваша зарплата небольшая, в определенных жизненных ситуациях вы можете рассчитывать на помощь государства и волонтеров. Например, в Москве есть службы помощи матерям-одиночкам или пенсионерам. Они приходят в определенные сроки, наводят порядок, закупают продукты, могут оказывать психологическую помощь. Вариантом без финансовых вложений может стать помощь близких. Многие люди не нанимают нянь со стороны, потому что не хотят присутствия чужих людей в доме. Тогда забота о детях переходит к старшим родственникам — тетям, бабушкам и дедушкам. Но и о самих детях забывать не стоит. Попросить дочь пропылесосить и освободить себе тем самым время для чего-то еще, — тоже рабочий вариант, причем полезный сразу обеим сторонам.

Несмотря на то, что у нас есть персонал, я отдала дочерей в детский сад, где их учат по методу Марии Монтессори[14]. Эта система позволяет формировать базовые бытовые навыки у детей в возрасте от полутора до шести лет. Они гладят горячим утюгом, стирают, убирают, приучаются класть на место игрушки и книги, убирать за собой со стола, задвигая стулья, сервировать и нарезать продукты — то есть познают домашнее хозяйство с самого юного возраста. В нашей семье такой подход дублируется и дома, что позволяет детям расти и развиваться как личностям. Так закладывается фундамент уверенности и успешности человека, а также понимания своих и уважения чужих потребностей. Конечно, мои дочери делают ошибки, проливают, роняют, портят — и иногда требуется наше изрядное родительское терпение, чтобы правильно реагировать на это! Суть системы одной фразой звучит как «помоги мне сделать это самому». То есть мы, родители, как можно меньше вмешиваемся в то, как ребенок выполняет задания, стараемся не критиковать, что-то запрещая, а, наоборот, поддерживать интересы ребенка, создавая подходящую среду. Большое внимание в таком садике уделяется мелкой моторике, поскольку выполнение манипуляций с мелкими предметами хорошо сказывается на речи, внимании, памяти и интеллекте в целом. Дети в группах все перемешаны, разного возраста, что позволяет младшим учиться у старших, старшим — быть внимательными к младшим и всем — договариваться и общаться.

Но вернемся к персоналу. Кто может помогать вам в бытовых делах? Давайте разберемся подробнее.

Какие помощники по дому существуют, чем эти люди нам способны помочь и как с ними наладить общение?

Няня — один из главных помощников молодой матери. Вам повезло, если бабушки и дедушки включены в заботу о внуках, но сейчас эта тенденция сокращается. При этом бывают ситуации, когда маме не нужна няня на целый день, достаточно пары часов. И тогда можно воспользоваться услугами бебиситтера или службы няни на час. Впрочем, для этой роли подойдут и подростки — соседские дети, которые и за малышами присмотрят, и карманные деньги заработают. Хороший сервис Kidsout. В приложении собраны две тысячи молодых бебиситтеров, которые заранее прошли обучение и могут помочь и разгрузить родителей почасово. Рабочий вариант — когда мамы кооперируются и кто-то один сидит с детьми, пока остальные занимаются своими делами. Потом можно поменяться.

Отдельно стоит сказать об автонянях — они также могут работать не целый день, а отвозить ребенка в сад/школу или на кружки и привозить обратно. Мы пользовались услугами автоняни какое-то время, но отказались, потому что дома присутствует постоянная няня, которая закрывает все другие потребности, но, к сожалению, не умеет водить. Конечно, когда ваша основная няня с хорошим стажем вождения и ей можно доверить и ребенка, и машину, это очень удобно. Но если так не сложилось, можно воспользоваться сервисом сопровождения детей — это практически как такси, только водители — женщины с хорошим стажем, например, в Москве есть компании Quiti и KidsWay. А можно найти и договориться с таксистом с достаточным количеством автокресел или нанять семейного водителя.

Отправляясь на отдых, конечно, можно обойтись и без няни, потому как при отелях есть так называемые Kids Club, куда можно отдать детей от трех лет — и с ними там будут заниматься, пока родители отдыхают. Также можно заказать услугу бебиситтера в отеле.

Но мой опыт показал, что без няни с маленькими детьми лучше дома посидеть. Не очень также удобен, как говорят мои подруги, вариант, когда в качестве няни на отдых берут бабушку. Как правило, это не позволяет полноценно расслабиться молодым родителям, поскольку лишний раз беспокоить маму не хочется, но тогда страдает качество отдыха взрослых, ведь дети требуют постоянного внимания. Мы берем на отдых няню, тем более когда отправляемся зимовать в теплые края на несколько месяцев. Она постоянно с нами, так что фактически стала нашим девочкам третьей бабушкой. Нам повезло: мы сами вырастили няню из помощницы по дому, которая с нами уже более семи лет. Поначалу, когда мы с супругом переехали в загородный дом, мне нужна была помощь в уборке, потому что после квартиры пространство казалось очень большим. Когда родилась первая дочь, Мария стала помогать следить за ребенком. И постепенно взяла на себя заботы о детях, а также кухню. Моя личная история показывает, что не всегда важны регалии будущей няни, медицинское или педагогическое образование. Для меня критерием выбора было наличие своих детей, добрый нрав и вера в Бога. Порой для няни это более ценные качества, чем умение добиться послушания или оказать первую медицинскую помощь.

Наши соседи при выборе также нанимают тьюторов и гувернеров по английскому, французскому или китайскому языку. Как правило, это иностранцы. В нашем доме, когда бытовых хлопот стало еще больше, появилась помощница по дому — филиппинка, которая также учит наших детей английскому языку. А в домах, где подрастают мальчики, часто в качестве гувернера берут мужчину-иностранца, чтобы у ребенка был не только лингвистический опыт, но и пример мужской фигуры перед глазами, так как часто отцы заняты на работе. Мужчина-тьютор может также преподавать мальчику-воспитаннику уроки боевого искусства или вести спортивные занятия, передавая тем самым мужские качества.

Если дети уже большие и круглосуточная няня им не нужна, помощница по хозяйству может закрывать бытовые вопросы, связанные с уборкой, стиркой, глажкой, кухней и присмотром за детьми. Ведь каждому дому нужен человек, который будет убирать в помещении, стирать, гладить, выносить мусор, мыть полы, кухню, санузлы, зеркала, окна, поддерживать чистоту в детской, перестилать постели, наводить порядок на балконе или придомовой территории, следить за домашними животными и растениями. И только вам решать, кто это будет в вашем случае — вы сами, ваши домочадцы, наемная служба или постоянный сотрудник.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом как маленькое государство: Руководство по управлению домом в XXI веке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

«Обезьянки» — мультфильм (к/с «Союзмультфильм», СССР, 1984). Режиссер Леонид Шварцман, сценарист Григорий Остер.

6

Ведущий финансово-экономический журнал, получивший признание благодаря смелым расследованиям в мире бизнеса и объективным оценкам событий, а также различным спискам и рейтингам самых богатых людей мира. Основан в Америке 15 сентября 1917 г. Берти Чарлзом Форбсом.

7

От лат. major domus — «старший по двору». Так называли управляющего по хозяйству, по сути, старшего лакея, который управлял всей мужской частью прислуги. Женской частью руководила экономка.

8

Движение денежных средств — таблица, где видно, откуда приходят и куда уходят деньги. В ней отображаются ключевые статьи доходов и расходов в отчетном периоде, например план семейного бюджета на год или несколько вперед.

9

Страховой номер индивидуального лицевого счета — это номер счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования, на котором в ПФР фиксируются страховые взносы, перечисляемые работодателем за застрахованное лицо, а также его страховой стаж.

10

Идентификационный номер налогоплательщика — присваивается юридическим и физическим лицам. ИНН физического лица состоит из 12 цифр и уникален для каждого гражданина.

11

Сканер объемно-пространственной формы лица человека, разработанный и представленный компанией Apple 12 сентября 2017 г. Сенсор позволяет разблокировать устройство и совершать покупки в приложениях. Специальная камера с датчиком способна считывать около 300 000 опорных точек на лице, что позволяет отсканировать пользователя всего за 400 миллисекунд.

12

Многофункциональный центр — единое место приема, регистрации и выдачи документов гражданам и организациям при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

13

Зумеры (англ. Generation Z, также известное как хоумле́ндеры — англ. Homelanders, Homeland Generation, Zoomers или New Silent Generation) — термин, применяемый в мире для первого по-настоящему цифрового поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 г. По теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува, следующим за ним идет поколение Альфа.

14

Мария Монтессори — врач и педагог из Италии, в начале ХХ в. разработала уникальную систему работы с детьми с задержкой развития. Работая ассистентом в психиатрической клинике, она заметила, что, когда одинокие дети играли с бусинами и лоскутками, они оживали. Развивая это наблюдение в систему, Мария сумела добиться того, что дети с отклонениями могли сдавать экзамены наравне с учениками общеобразовательных школ. Со временем Марии предложили открыть детский сад для обычных детей, где она продолжила совершенствовать методику и открыла сенситивные периоды.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я