1. Книги
  2. Административное право
  3. Дмитрий Афонин

Правовое регулирование противодействия коррупции в Российской Федерации

Дмитрий Афонин (2024)
Обложка книги

В учебнике рассматриваются вопросы правового регулирования борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Учебник предназначен для слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и студентов обучающихся по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». Кроме того, учебник может быть использован должностными лицами таможенных органов при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Правовое регулирование противодействия коррупции в Российской Федерации» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Антикоррупционная политика

3.1. Понятие антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика — это комплексная, превентивная по целям и средствам, идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей власти и уровней, а также общественных институтов. Она направлена на системный контроль за значимыми общественными сферами жизнедеятельности государства в целях минимизации коррупционных проявлений.

Сущность антикоррупционной политики

Государственная антикоррупционная политика рассматривается как деятельность органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан, которая направлена на регулирование отношений в сфере противодействия коррупции.

Основная цель антикоррупционной политики — адекватное воздействие на факторы, обуславливающие существование и устойчивость коррупции.

Задачи государственной антикоррупционной политики

1. Реализация интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

2. Предупреждение коррупционных преступлений и правонарушений и обеспечение ответственности за коррупционные проявления.

3. Мониторинг коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики.

4. Формирование антикоррупционного общественного мнения.

5. Обеспечение прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции.

6. Создание механизма противодействия подкупу граждан при проведении референдумов и выборов.

7. Формирование условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб лицами с высокими моральными качествами.

Содержание антикоррупционной политики:

1. Правовое регулирование сферы антикоррупционной деятельности, установление правовой ответственности за коррупционные проявления.

2. Разработка и реализация комплексных мер профилактики коррупции.

3. Создание механизмов контроля за деятельностью государственных служащих и др.

4. Просветительская и информационно-пропагандистская деятельность по формированию антикоррупционного общественного мнения.

5. Создание общественных организаций и объединений по противодействию коррупции.

6. Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики.

3.2. Основные направления антикоррупционной политики

Коррупция сегодня является одной из главных проблем мировой экономики. Ежегодный объем взяток в мире составляет 1,6 трлн долларов, а мировая экономика теряет еще 2,6 трлн долларов из-за коррупционных преступлений, на долю которой приходится 2,7 процента мирового ВВП.

Коррупция часто стоит на пути решения задач таможенных органов, активно ставя под угрозу сбор доходов, упрощение процедур торговли и обеспечение внутренней безопасности, как незаконный оборот товаров, включая оружие и наркотики. Торговые пошлины составляют значительную часть государственных доходов, обычно 30-50% от общего объема налоговых поступлений, но из-за коррупции в таможенных органах теряется от 30% и более того таможенных поступлений.

Коррупцию следует рассматривать с экономической, правовой, социологической, политической и даже психологической точек зрения.

Существует немного государственных учреждений, в которых предпосылки для коррупции присутствуют так же явно, как в таможенных администрациях. Коррупция легко материализуется в среде, где должностные лица имеют полномочия в принятии решений и где основанные на риске системы контроля отсутствуют или их легко нарушить. Высокие таможенные пошлины и сложные таможенные процедуры стимулируют участников ВЭД пытаться снизить таможенные пошлины и ускорить транзакции путем подкупа должностных лиц таможенных органов с целью занижения стоимости или недекларирования товаров.

Контрабанда наркотиков и оружия, а также крупномасштабная контрабанда алкоголя и сигарет ставят таможню непосредственно в сферу организованной преступности. В таких условиях у должностных лиц таможенных органов могут быть серьезные стимулы брать взятки при исполнении своих обязанностей.

Другой важной особенностью является то, что отношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности обычно регулируются через третьи стороны (таможенных брокеров и логистических операторов). Со временем эти третьи стороны могут установить тесные отношения с должностными лицами и использовать их для оказания содействия в получении взяток. Даже при использовании современных процедур таможенного контроля невозможно избежать прямого контакта между должностными лицами таможенных органов и представителями товарообладателя во время физического досмотра товаров. Риск получения взяток возрастает при осуществлении таможенных формальностей в небольших офисах, в ночные смены и в выходные дни. Поскольку таможенные органы работают на географически рассредоточенных, удаленных постах с относительно небольшим количеством персонала, надлежащий надзор за ними и отдельными должностными лицами затруднен.

Формируются целые коррупционные сети, охватывающие различные подразделения таможенных органов.

Нередки случаи вмешательства в работу таможенных органов политического руководства страны. Например, недавнее исследование, проведенное в Тунисе, показало, что фирмы, принадлежавшие тогдашнему президенту и его семье, уклонялись от уплаты таможенных пошлин, что создало существенные конкурентные преимущества для этих компаний.

Кроме того, может существовать тенденция назначения на ключевые стратегические должности в таможенных органах чиновников на основе политической согласованности. В апреле 2015 года скандал, связанный с коррупцией в таможенных органах, привел к отставке и аресту тогдашнего президента Отто Пдреза Молины.

Нельзя недооценивать семейственность. Часто родственники таможенных чиновников полагают, что человек, занимающий властное положение, будет использовать это влияние, чтобы помочь своим родственникам и своим землякам. Помогать и делиться — это социальная обязанность каждого. В таких случаях члены их семей и социальные сети рассматривают сотрудников таможни как важных потенциальных покровителей, имеющих доступ к деньгам, ресурсам и возможностям, которыми они морально обязаны поделиться. Накопление, даже коррупционным путем, не обязательно воспринимается как что-то плохое само по себе. Именно накопление без распределения считается неэтичным.

Кроме того, в собственных интересах должностного лица таможенных органов помогать другим, потому что в следующий раз ему самому может понадобиться помощь.

В 1988 году американский экономист Роберт Клитгоард обобщил факторы, стимулирующие коррупцию, в известной «формуле коррупции»:

Коррупция = (Монополия + Свобода действий) — Подотчетность

В своем исследовании он доказал разрушительные последствия коррупции и продемонстрировал, как взяточничество, вымогательство, мошенничество, откаты и заговоры приводят к отсталой экономике, неконтролируемому влиянию олигархов и политической нестабильности.

Приведенная выше формула коррупции иллюстрирует и позволяет проанализировать степень влияния различных факторов на процесс предупреждения коррупции и борьбы с ней, в частности, при поиске эффективных инструментов в антикоррупционной работе.

В правовых системах всех стран коррупция является преступлением. Одним из первых законов, предусматривающих уголовную ответственность за мздоимство и лихоимство было Уголовное уложение 1903 года [16]. Международное признание борьбы с коррупцией произошло в 1975 году, когда начался новый этап развития мировой экономики и быстрый рост транснациональных корпораций. В 1975 году была принята Резолюция против коррупции (Resolution against Corruption), призывающая правительства всех стран принять необходимые меры для предотвращения коррупции и борьбы с ней.

Конвенция ООН против коррупции послужила основой для большинства национальных законов по всему миру и ратифицирована 186 странами.

Данный документ не имеет обязательной силы, то есть страна не будет подвергнута санкциям за несоблюдение Конвенции и не будет обязана ее соблюдать. Но он устанавливает общие стандарты поведения и стандарты работы правительства, которые помогут бороться с коррупцией в стране.

Пересмотренная декларация Аруша создает основу для борьбы с коррупцией в таможенных органах и повышения уровня добросовестности должностных лиц таможенных органов в странах-членах Всемирной таможенной организации (далее — ВТАМО). Существуют лишь небольшие различия между декларацией Аруша ВТАМО и рекомендациями других международных организаций, такими как документ Международного валютного фонда «Practical measures to promote integrity in customs administrations», и доклад Организации экономического сотрудничества и развития (2017) «Integrity in customs. Taking stock of good practices». Все они подчеркивают, что быстрого решения проблемы коррупции на таможенных органах не существует и что необходим комплексный подход. Важно установить баланс между упрощением таможенных процедур и соблюдением надлежащего контроля, принимая во внимание местные особенности и присущие ему области риска. Соответствующие действия технического характера по предотвращению коррупции в таможенных органах включают в себя:

— мероприятия, направленные на осуществление таможенного контроля, основанном на оценке рисков;

— формирование эффективных подразделений внутреннего аудита;

— использование автоматизированных систем управления доходами, переведенных в цифровую форму;

— постоянный мониторинг эффективности соответствующих инструментов, процедур и средств контроля.

Мир не сразу понял важность борьбы с коррупцией, и поэтому международные антикоррупционные стандарты прошли долгий путь, основанный на многочисленных коррупционных скандалах и постепенном понимании необходимости криминализации коррупции.

Transparency International оценивает коррупцию путем расчета ежегодного индекса восприятия коррупции (SRI) и классифицирует страны и территории по восприятию уровня коррупции в государственном секторе. Показатель SR1 является наиболее известным показателем коррупции во всем мире. Индекс оценивает коррупцию только в государственном секторе, выявляя одну из основных причин развития коррупции — отсутствие контроля за финансированием политических партий, снижение прозрачности государственного управления и процесса предоставления государственных услуг. Расчет индекса основан на 13 опросах соответствующих организаций, включая опрос, проведенный Всемирным банком и Международным валютным фондом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Правовое регулирование противодействия коррупции в Российской Федерации» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я