Путь предпринимателя ― не только ровное скоростное шоссе. Он проходит через разбитую грунтовку сомнений и перемен, узкие тропки поисков правильных решений, многополосную магистраль, на которой нужно свернуть вовремя. Этот бизнес-роман о том, как меломан из Волжского стал концертным директором звезд российской эстрады, а затем основал премиальное event-агентство. Он искал возможность проявляться в любимом деле, падал в ямы на пути предпринимателя, но поднимался и продолжает идти к целям более двадцати лет. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из пустого в Городжего» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Тонким перышком в тетрадь
(«Учат в школе», Эдуард Хиль)
Я хорошо помню себя в толпе чистеньких наглаженных первоклассников. И мою первую учительницу Надежду Федоровну и большую букву «З», табличку с которой держала в руке девочка с белыми бантами в волосах. Утром 1 сентября 1981 года мы, первоклассники, были все одинаковые. Мы жались неровным строем и были очень похожи на дисциплинированных пингвинят. Все чистенькие, в белых рубашечках, глаженых брючках, у девочек — фартучки с оборками, все с букетами. Постепенно день за днем жизнь открывала и проявляла характеры каждого из нас. Кто‑то старательно учился, стремясь выбиться в хорошисты, кто‑то тупил, равнодушно отсиживая уроки, а кто‑то выделялся особой хулиганистостью. Мне очень нравилось учиться, было интересно, и потому я старался быть отличником. И я им был. Школа наша была переполнена учениками, уроки шли в две смены. Занятия первой начинались в восемь часов утра, вторая смена приходила к часу дня.
Мой дневник первоклассника. Мама подписывала обложку
Новых для меня ребят в классе почти не было. Со всеми я был знаком или по двору, или по детскому саду. Детей в округе было очень много. Молодой город, на рабочей окраине которого мы жили, рос и развивался стремительно. Только на моем третьем этаже, на нашей лестничной клетке, жили-были три друга-одноклассника: я — Дима Городжий, слева жил Игорь Никерин, а справа — Саша Сулим, его брат Сергей учился двумя классами старше. Внизу, на первом этаже, жил еще один наш одноклассник Толя Куницын, а выше, на четвертом, — Лешка Федоров. Мы дружили, вместе ходили в школу и внешкольное время тоже проводили вместе.
Эдуард Хиль и Большой детский хор ВР и ЦТ — «Учат в школе»
Любимыми уроками начальной школы быстро стали чтение и физкультура. Ни тогда, ни позже одаренным спортсменом я не был. Но мне всегда было близко чувство команды, ответственности за коллектив. Здесь, на площадке, находили применение моим лидерским способностям. Во дворе мы играли летом в футбол, зимой — в хоккей. В школьной программе добавились волейбол и баскетбол. Именно командные игры нравились мне больше всего. Ощущение того, что я часть единой группы, что от моих действий зависит даже не судьба игры, а честь команды, вбрасывает адреналин в мои сосуды, и мне уже классно! Вот я стою полузащитником, и прикрываю ворота от врага, и ощущаю кайф! И поэтому я всегда с таким азартом бегаю, машу руками, кричу:
— Сашка, давай-давай, обходи!
Или:
— Давай, Серега, сюда, давай, пасуй!
Я почти всегда стоял на защите. Но это меня никогда не смущало, наоборот, в ходе матча меня обычно как‑то колбасило, словно подбрасывало изнутри. Удовольствие во время игры приходит от движения, от попыток что‑то сделать, от ощущения стремительности момента. Я и сейчас напитываюсь этими ощущениями, когда играю в футбол, — искрящееся чувство момента, сильная поддержка игроков, командное единство. На игровом поле будто бы создается еще одно — энергетическое, эмоциональное. За этим куражом я и записался в наш детский хоккейный клуб.
Хоккейные тренировки зимой и футбольные летом проходили на стадионе подшипникового завода, где работал мой отец. Сначала на тренировки ходили все ребята, но потом многим стало лень работать на льду или просто неохота, и они пропускали занятия, приходили редко, через раз либо время от времени, чисто за компанию. А я ходил каждую тренировку, мне нравилось заниматься. Заводской стадион «Торпедо» располагался не очень далеко, на нашей же улице Пушкина. Так и получилось, что на хоккей я ходил сперва с большой компанией, потом с мальчиком, живущим по соседству, а потом и вовсе один.
В первом классе мы учились только в первую смену, а во втором и третьем я уже ходил на тренировки по утрам. Помню: темно, раннее зимнее утро, у меня на плече клюшка, а на ней висит сумка, которую нестерпимо тянут книзу коньки, хоккейные краги, форма. Мороз стоит градусов двадцать — двадцать пять, снег скрипит, сугробы как торосы — через дорогу не перебраться. Мне лет восемь, я иду один к подшипниковому заводу через темноту, рабочие идут на смену, а я — на хоккей… Брутальная романтика индустриальной окраины.
Грамота игроку по хоккею Городжему Дмитрию за третье место в городских соревнованиях на приз клуба «Золотая шайба — 85»
Мне очень нравилось ходить на тренировки. Я считаю, что упорные тренировки в любом деле больше способствуют достижению заметных результатов, чем сиюминутные проблески, приятные, но ситуативные победы. Такой подход помог мне позже и в найме, и в бизнесе, и в развитии себя. Заводской стадион никогда не пустовал, там занимались рабочие, взрослая команда. Но территория была официально закрытая, и поэтому соревнования проходили всегда на других городских площадках, а не на нашем стадионе.
Наш хоккейный клуб назывался «Романтик». Мы участвовали в детских турнирах, родители приходили на игры поболеть за нас. Мои родители тоже приходили несколько раз. «Пионерская правда» писала о наших ровесниках и ребятах постарше, подробно освещая турнир «Золотая шайба». А о нас писала местная пресса.
Вадим Мулерман — «Трус не играет в хоккей»
В этой заметке поименно перечислены все мальчишки нашего двора. Если бы они меньше ленились и не пропускали тренировки, место могло бы быть и повыше. Но и тогда, и сегодня это не важно. Для меня всегда была существенной возможность потусоваться, быть в одной теме со всеми, наконец, просто быть с командой. Ведь на соревнованиях я не забивал, а больше отвечал за оборону, и даже одно это меня уже радовало. Важно было быть причастным к общему делу.
Это было чудесное время. Будущие драчуны и хулиганы еще были моими товарищами. Вот Леха Федотов, он был нападающим у нас в команде. Став старше, он заделался в классе хулиганом, забросив хоккей. Когда вырос, подсел на наркотики, за что‑то сидел в тюрьме, а потом умер от передозировки… Думать об этом спокойно невозможно. Может, если бы чаще ходил на тренировки, не потянуло бы его в темную бандитскую сторону…
Работая над книгой, я задумался, почему стал тем, кем стал, а не оказался на месте кого‑то из таких моих одноклассников. Я всегда пытался чем‑то заниматься. Ходил на хоккей, играл в футбол и школьный баскетбол, в хоре пел, попробовал себя в дзюдо, учился играть на гитаре. Автомодельный кружок научил меня выпиливать машинки из фанеры лобзиком, вставлять туда моторчики и управлять этим наземным дроном. Не помню, чтобы я занимался чем‑то одним, — всегда в моем расписании было несколько увлечений одновременно. Энергия била из меня ключом, бурлила внутри, и я буквально разрывался от захваченных возможностей, старался все успеть, и никогда мне было не лень влезать то в одно, то в другое. Наоборот, интересно! Я думаю, что именно внутренняя потребность чем‑то увлекаться, стремиться быть лучше, ежедневно совершенствоваться вытолкнула меня наверх, как росток из гумуса. Это очень важный момент — желание, даже страсть все время двигаться вперед. Такая жажда жизни необходима для того, чтобы добиваться чего бы то ни было в жизни.
Какое бы ни звучало предложение, я всегда реагировал позитивно. Например, открывается в школе баскетбольный кружок:
— Городжий, будешь играть?
— Да! Конечно!
И еще бегал уговаривал ребят тоже заниматься баскетболом — игра‑то командная.
Людмила Гурченко — «Команда молодости нашей»
Участие в нескольких секциях сразу помогло сформировать у меня неочевидный навык, который помог в жизни. Умение переключаться с одного проекта на другой: начинать первый, держать в голове второй, развивать третий и снова обращаться к первому, когда потребуется. Этот эффект не рекламировали при наборе на кружки, но спустя годы выпиливание лобзиком и умение защищать в хоккее свою половину поля используются нечасто, а вот навык переключаться между разными направлениями, держать в уме вводные по нескольким проектам и выполнять много задач — очень пригодился.
Эти школьные кружки делали сами учителя. Вообще, в то время кружков и секций было множество. В брежневские времена был лозунг: «Все лучшее — детям!» Государство всеми силами старалось увлечь детей, чтобы они не болтались неприкаянными по улицам, пока их родители на работе. О том, что такое продленка, сейчас мало кто помнит, а у нас полкласса оставалось на нее. В школьной столовой эти дети обедали и потом под присмотром учителя делали домашние задания.
Дома культуры, дворцы пионеров были заполнены кружковцами. На нашей городской окраине были и музыкальная школа, и художественная, и несколько секций по разным видам спорта. Собственно, сама музыкальная школа занимала одно крыло общеобразовательной. У нее был отдельный вход, где сидел грозного вида вахтер. Ни разу я не решился пройти мимо него, чтобы попасть внутрь. Наверное, если бы там помимо фортепиано и аккордеона учили игре на гитаре я бы смог преодолеть этот страх.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из пустого в Городжего» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других