История молодой девушки Юли, которая после кончины единственного дедушки, получает от него в наследство дневник немецкого офицера, где кроется секрет исчезновения янтарной комнаты. Отправившись в Калининград за наследством, Юля узнает новые подробности жизни дедушки, и ставит под сомнения его естественную смерть. Заподозрив не ладное, Юля решает разобраться в этом темном деле, и выполнить последнюю просьбу усопшего, найти янтарную комнату. Перед вами — приключения с элементами детектива и романтики. С формальной точки зрения, произведение написано в драматургическом стиле, на стыке жанров «рассказ» и «пьеса». События переданы весьма кинематографично, всё здесь наглядно и по существу. За счет «клиповости» эпизодов создается ощущение, словно это — сценарий, в котором четко и лаконично прописаны действия и реакции персонажей. Иными словами, этот своеобразный эксперимент — для любителей динамичных сюжетов без пространных лирических отступлений и сложных метафор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сокровища янтарной комнаты» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Владивосток. Восточный экономический форум.
По коридору в сопровождении сотрудников фирмы идёт глава компании Пётр Геннадиевич. Рядом с ним Юля, молодая девушка двадцати шести лет, в строгом костюме, в руках — папка с документами. Юля достаёт из неё фотографию и показывает Петру:
— Вот это — председатель правления Таданобу Хаякава.
Пётр, бросив взгляд на фотографию:
— И что из этого имя? Ладно, разберёмся. Ты подготовила презентацию финансовой отчётности?
— Да, всё как вы просили, и финансовый прогноз на будущий год с учётом производства наших ретрансляторов с новыми процессорами.
Делегация подходит к двери переговорной, останавливается.
— Хорошо. Запомни, наша задача не купить у них новые процессоры, а уговорить их стать нашими партнёрами и инвестировать в проект. И если всё сложится удачно, тебя ждёт повышение. — Геннадиевич по-отцовски кладет свою руку на живот Юли. — А если ты меня порадуешь внуками, у тебя все шансы стать руководителем проекта. Всё, пошли. — Пётр Геннадиевич открывает дверь переговорной, в которой сидят японцы. В переговорную заходят все, кроме Юли — у неё зазвонил телефон. Юля смотрит на вызов — это мама.
— Мама, привет! Если это не срочное, я перезвоню, у меня важная встреча.
— Дедушка умер.
— Как умер?!
Москва
Никита сидит на диване, играет в приставку. В квартиру заходит Юля с маленьким чемоданом, слышит громкие звуки, заглядывает в комнату.
— Мог бы и встретить.
— А? Что?! — вскрикивает Никита.
Он убавляет громкость, но не отрывается от приставки.
— Да я сам только домой приехал.
Юля проходит на кухню, совмещённую с комнатой, где сидит Никита.
— Еда дома осталась?
— В холодильнике пицца есть.
Юля видит весь бардак, оставленный Никитой в её отсутствие. Начинает сгребать мусор со стола в корзину.
— Как съездили? — продолжая играть, интересуется её парень.
— Хорошо, уладили пару юридических формальностей — и мы договорились с японцами.
Юля заканчивает уборку. Открывает холодильник, смотрит на пиццу, не решается её взять, берёт йогурт.
— Как папа? — Никита ставит плейстейшн на паузу, идёт на кухню.
— Он обещал меня повысить, если я рожу тебе ребёнка.
— Готов поспособствовать твоему повышению. Но сначала нужно потренироваться.
Никита подходит к своей девушке, начинает её обнимать и пытается поцеловать. Юля отстраняется.
— Не сейчас, я очень устала.
Никита прижимает к себе Юлю силой.
— А он не говорил, что если ты меня бросишь, он тебя уволит?
Девушка смотрит в глаза парню, хочет ему ответить, но не находит слова и меняет тему:
— У меня дедушка умер.
Поняв неловкость ситуации, Никита отпускает Юлю.
— Соболезную, — он берёт в холодильнике кусок пиццы и начинает есть.
— Нужно слетать в Калининград подписать бумаги у нотариуса. Полетишь со мной?
— Да что там делать. Тем более, у меня работы на все выходные по горло, заканчивается отчётный квартал. А у меня ещё ничего не готово.
Никита с куском пиццы возвращается на диван.
— Громко не делай, я устала, — сказав это, Юля уходит к себе в комнату.
Калининград
По улицам Калининграда едет такси, жёлтый BMW. Сворачивает во двор дома и останавливается у подъезда, где его ждёт семья: мать, отец и дочь с чемоданами. Из машины выходит молодой парень Юра и направляется к пассажирам.
— Доброе утро. Всей семьёй на отдых?
— Нет, провожаем дочь. В Москву летит, будет там работать.
— Мама, необязательно всем рассказывать.
— Я радостью делюсь.
— Позвольте ваш чемодан.
Юра берёт чемодан, кладёт его в багажник. Пассажиры садятся в машину и уезжают.
Уже у аэропорта Юра провожает пассажиров.
— Успехов в Москве, — говорит он.
— Спасибо, — обернувшись, отвечает девушка и продолжает путь к аэропорту.
Юра закрывает багажник, ему приходит следующий заказ, он хочет уже сесть в машину, но тут замечает Юлю, которая направляется в его сторону. Юра в спешке отменяет заказ и направляется в её сторону.
— Простите, может быть, вам такси нужно? — подходя к девушке, интересуется Юра.
— Нет, спасибо, — холодно отвечает она и, отойдя чуть в сторону, достаёт телефон. Пытается открыть приложение такси, но тут смартфон садится и выключается. Юля растерянно оглядывается по сторонам, пассажиры проходят мимо, занятые своими делами. Юра продолжает стоять рядом. Девушка мнётся, но всё-таки решается и подходит к нему.
— Простите, может быть, у вас есть пауэрбанк?
— К сожалению, нет, но в машине есть зарядка, и, пока мы будем ехать, ваш телефон зарядится, — явно приглашая её подвезти, произносит таксист.
Юля никак не реагирует.
— Почему вы думаете, что мы вас хотим обмануть? — добавляет молодой человек. — Мы честным трудом зарабатываем деньги.
— Хорошо, где ваше такси? — подумав, соглашается девушка.
Юра меняется в настроении, указывает на машину, которая стоит рядом с ними, открывает переднюю дверь и, с улыбкой сказав: — Прошу, — жестом приглашает сесть в автомобиль.
Юля подходит к BMW и садится сзади. Юра улыбается и закрывает дверь.
Юля протягивает Юре провод и телефон.
— Где ваша обещанная зарядка?
— Да, сейчас.
Юра берёт зарядник, подключает его к прикуривателю.
— Меня, кстати, Юра зовут. А вас?
— Юля.
— А вы к нам отдохнуть приехали?
— Нет.
— А зря, вы бы знали, какая у нас область красивая. Куршская коса, Балтийская коса, Светлогорск, Зеленоградск. Есть старые города, не тронутые войной, сохранившие исторический облик. Если захотите, я могу вам экскурсию организовать.
— Так вы не просто таксист, ещё и экскурсовод.
— Нет, но ради вас я готов сменить профессию, — заигрывающим тоном произносит парень.
— Молодой человек, я приехала сюда подписать завещание и после возвращаюсь. Мне не до экскурсий. Вас устраивает такой ответ? — строго отвечает девушка.
Юра молчит.
— Тогда можно оставшуюся часть дороги доехать в тишине? Спасибо.
Такси подъезжает к кирпичному зданию офиса, останавливается. Юля выходит из машины и идёт ко входу. Над ним висит вывеска «Нотариус».
Юра смотрит уходящей Юле вслед, улыбается, трогается с места. Проехав несколько метров, он резко останавливается, оборачивается в сторону Юли, кричит: — Чемодан оставили! — и выходит из машины. Но Юли уже нет.
Юля выходит из здания, видит Юру, стоящего около автомобиля, идёт к нему.
— Молодой человек, вы меня тут караулите? — с недовольным видом произносит девушка.
— Вы о себе высокого мнения. Просто кто-то багаж забыл, — Юра открывает багажник и демонстративно отворачивается.
Юле неловко, она оглядывается и видит, что рядом никого больше нет.
— Хорошо, простите, что я плохо о вас подумала, а вы не согласитесь отвезти меня ещё в одно место?
Юра оборачивается, смотри на девушку и, о чём-то поразмыслив, отвечает:
— Да, пожалуй.
Машина едет по набережной города. Юля на заднем сиденье разговаривает по телефону, одновременно рассматривая ключ от ячейки банка и документы.
— Я не знаю, что там, но больше ничего не было, — а через паузу: — Да, мам, про альбом я помню, вот, еду забирать. Хорошо, позвоню. Целую, пока.
Юрино такси заезжает в закрытый соснами двор. Там дети играют в футбол, кто-то развешивает белье. Машина останавливается у одного из домов.
— Вы ведь всё равно будете меня ждать. Я скоро, не уезжайте, — говорит девушка таксисту.
— Хорошо.
Юля выходит из машины и идёт к подъезду. Возле него на лавочке сидит Олег Евгеньевич, мужчина лет шестидесяти. Облокотившись на трость, он наблюдает, как детвора играет в мяч. Увидев приближающуюся Юлю, он встаёт.
— Кто бы мог подумать! Ведь недавно я и сам мог так бегать, — показывая на мальчишек, сетует он. — Да вот ногу подвернул, но я ещё не стар.
Мужчина убирает трость, хочет показать Юле, как он твёрдо стоит на ногах, но тут же возвращает её на место. Стоять без неё ему явно больно.
— Не нужно, я и так вижу, что вы полны сил и энергии.
— А ты к кому, красавица? Я здесь всех знаю, а тебя первый раз вижу.
— Я внучка Игоря Валериевича, он здесь жил. Приехала кое-какие вещи забрать.
Олег Евгеньевич старается сдержать улыбку.
— Мне очень жаль, мы с вашим дедушкой дружили, лет пять, с тех пор как я сюда переехал. — Мужчина делает вид, будто вытирает слёзы, потом резко меняется в настроении. — Ой, как хорошо, что я вас встретил. Вы знаете, перед трагедией я Игорю одолжил одну книжку почитать, но, к сожалению, он не успел её вернуть. Вы мне не поможете?
— Конечно, — соглашается девушка. — А что за книга?
Девушка с Олегом Евгеньевичем заходят в квартиру.
— Ваш дедушка в последнее время очень увлекался историей края, а у меня была старая книжка о Восточной Пруссии.
Оба заходят в зал, где старый шкаф заполняет всю стену. На полках лежат книги.
Показывая на них, Юля говорит:
— Посмотрите, может быть, здесь её найдёте.
Мужчина подходит к шкафу и делает вид, что ищет книгу, осматривая всё вокруг. Юля выходит из зала, Олег Евгеньевич быстро начинает открывать ящики стола, заглядывает в них, но ничего не находит. Услышав Юлю, возвращается к полкам.
— Ну как, нашли, что искали? — Юля заходит, держа в руках фотоальбом.
— К сожалению, её здесь нет. Может быть, в другой комнате. Позвольте там посмотреть.
— Да, конечно.
Олег Евгеньевич с Юлей выходят из второй комнаты, идут мимо кухни. Юля останавливается, смотрит на окно, медленно подходит к нему. Дёрнув за ручку, открывает его.
— И как это могло произойти? — задумчиво произносит девушка.
Мужчина начинает плакать, отвлекая Юлю от её догадок.
— Трагическая случайность. Взбрело старому в голову окна помыть, никогда же их не мыл. Единственного друга потерял. Что я теперь, старый, буду один делать?
Юля закрывает окно, подходит к Олегу Евгеньевичу.
— Пожалуйста, успокойтесь, мне ведь не легче, я дедушку потеряла.
Мужчина заканчивает «плакать».
— Да, прости старого, навеяло что-то.
Юля и Олег Евгеньевич выходят из подъезда.
— Вы не расстраивайтесь, книга ваша обязательно найдётся, я ещё позже сюда вернусь и поищу её, — успокаивающе произносит она.
— Спасибо тебе, добрый ты человек, — отвечает пожилой мужчина.
Она направляется к машине, смотрит на фотоальбом в руках и не замечает, что навстречу ей, улыбаясь, идёт Серёжа, с глуповатым выражением лица. Юля проходит мимо, садится в машину и уезжает. Парень, смотря ей вслед, приближается к Олегу Евгеньевичу.
— А это кто?
Мужчина превращается из хлипкого дедушки в волевого старика.
— Судьба твоя.
— Красивая, — мечтательно произносит Серёжа.
Олег Евгеньевич достаёт из кармана ключи и, всучивая их Серёже, говорит:
— Так, держи, бери машину, поезжай за этой Юлей и глаз с неё не спускай.
Серёжа, показывая на пакет в руке:
— Ну дед, я только хотел футбол посмотреть, вот пива и чипсов купил.
— Дурень, у неё есть то, что сделает нас богатыми, — отвечает дедушка и чуть тише добавляет: — Должно быть.
— Ну блин, дед, опять ты из-за своих сокровищ с ума сходишь.
— Не спорь, иждивенец. Если мы найдем её, я тебе квартиру куплю, а в придачу самый большой телевизор. Будешь смотреть футбол хоть круглые сутки.
— Вот это другое дело, — радостно соглашается Серёжа.
— Всё, не медли, иди быстрей.
Юля на заднем сиденье, открывает альбом и смотрит на фотографию, где она маленькая с дедушкой — в зоопарке, на фоне медведя. Её глаза наполняются слезами.
— Куда едем? — отвлекая её от мыслей, спрашивает Юра.
— В банк, — отвечает Юля и закрывает альбом.
В хранилище открывается дверь, сотрудник банка приглашает Юлю зайти.
— Прошу, — говорит он и показывает на ячейку. — Вот, двести пятьдесят третья ваша.
— Спасибо.
Сотрудник банка оставляет Юлю в хранилище одну. Девушка подходит к ячейке и открывает её ключом, достает из неё коробку из-под сигар. К ней привязан свернутый лист бумаги. Юля отвязывает верёвку и разворачивает его.
«Дорогая Юленька. Рано или поздно это должно было произойти, мы не вечны. Очень жаль, что мы в последнее время так мало общались, но я понимаю, у тебя своя жизнь. Жаль только, правнуков не увидел. После твоего отъезда в Москву я себе места не находил и долго не знал, чем себя занять, пока случайно в огороде не наткнулся на старую жестяную банку, набитую немецкими монетами. Тогда я стал изучать историю. Во время войны, покидая свои дома, люди, боясь быть ограбленными, прятали свои сбережения и ценности, с надеждой вернуться. Но, увы, они так и не вернулись, а их сокровища так и остались ненайденными. Я начал поиски, и ты себе не представляешь, что я только не находил! Бритвы, расчёски, посуду, портсигары, деньги, монеты, украшения и даже золото. Прятали всё, что было дорого. Часть обрела своих владельцев, часть хранится в музее. Но главное сокровище Кёнигсберга я так и не нашёл. Янтарную комнату. В апреле 1945 года, перед штурмом этого города, её было приказано вывезти в Берлин, но до него она так и не доехала, пропав бесследно. Я много лет пытался найти хоть какой-то след. Изучил всё: архивы, свидетельства очевидцев, военные протоколы. Но тщетно. Я узнал только имя офицера, которому поручили её вывезти. Ганс Шнайдер. Время шло, силы меня покидали. Уже отчаявшись, я и не надеялся что-либо отыскать. Пока случайно во время раскопок не нашёл дневник того самого Ганса Шнайдера. Я не поверил своим глазам. Но в ту ночь я сильно заболел, врачи сказали, что это ковид, и меня положили в больницу. Вернувшись домой, я принял решение положить дневник в банк, уж больно моё самочувствие ухудшилось. А сил на поиски уже не осталось. Дорогая внучка, в этом дневнике кроется секрет исчезновения Янтарной комнаты. Будь осторожна!
Твой любящий дедушка».
Юра сидит на лавочке, видит, как из банка выходит Юля и, приблизившись, садится рядом с ним. Она открывает коробку, в ней лежат дневник, ключ и какая-то записка. Юля достаёт содержимое и начинает его рассматривать.
— А что это? — интересуется молодой человек.
— Вам какая разница? И вообще, вы не могли бы отсесть? — нервно произносит девушка.
— Вообще-то вы сами ко мне подсели, — Юра, встав, идёт к своей машине.
Юля достаёт записку, видит под ней, на дне коробки, кулон, берёт его в руку, и на её глазах проступают еле заметные слёзы. Юля сдерживает эмоции, кладёт кулон обратно, разворачивает записку и читает: «Юленька, это ключ от моего склада, он в 11 форту, там есть всё, что тебе понадобится в поисках».
Сложив всё обратно в коробку, девушка подходит к машине и садится в неё.
— Куда теперь? — интересуется парень.
— Одиннадцатый форт знаете где?
Юра смотрит на неё удивлённым взглядом.
— Да, знаю.
— Отвезите меня туда, пожалуйста.
— Хорошо.
Машина трогается с места. Юля рассматривает дневник, листает страницы, местами порванные, сгнившие, покрытые плесенью. Но кое-где ещё можно прочитать написанное.
— Скажите, а вы что-нибудь знаете о Янтарной комнате? — неожиданно начинает разговор девушка.
— Что-нибудь знаю, — с небольшой обидой произносит парень.
— Вы не могли бы мне рассказать?
— Мог бы.
Юля наклоняется к Юре, кладёт свою руку ему на плечо.
— Юра, простите, что я вам нагрубила, но вы поймите, у меня сейчас такое состояние, — наигранно мило говорит она.
Юра смотрит на Юлю в зеркало.
— Янтарную комнату Фридрих Вильгельм Первый преподнёс в дар Петру Первому. Но только Екатерина, дочь его, после прихода на престол распорядилась установить её в Большом Екатерининском дворце.
Машина Юры паркуется у форта. Оба из неё выходят. Юля оглядывает местность. Кругом — лес, заросли, руины, обросшие кустарниками. И только одна еле заметная тропинка, ведущая внутрь.
Юра продолжает рассказ:
— Во время Великой Отечественной немцы выкрали комнату и вывезли в Кёнигсберг. И вот с тех пор никто и не знает, где она спрятана, — закончив говорить, Юра оглядывается по сторонам: — Вы уверены, что вам сюда?
— Похоже, — тихо отвечает девушка и направляется в сторону входа.
— Может быть, с вами сходить? Уж очень странное место.
— Не нужно, я сама.
Юля подходит к большой металлической двери, открывает створку ворот, смотрит внутрь, решается войти. Едва делает шаг, как из темноты вылетает стая летучих мышей. Юля с криками в ужасе отпрыгивает назад. Спотыкается, падает попой в старую покрышку. Пытается встать, ей неудобно.
Юра, наблюдая за ней, улыбается. Юля видит его ухмылку.
— Вы так и будете стоять? Или поможете?
— Так вы же сами?
— Я девушка, и да, мне страшно, сопроводите даму, будьте мужчиной.
Юра подходит, помогает Юле встать.
— Пойдёмте, дама, — улыбаясь, говорит он.
Юра с Юлей уходят, и в этот момент подъезжает Серёжа, углубляется в лес, выходит из машины и направляется на пригорок.
По тёмному коридору, подсвечивая фонариками путь, идёт Юра, а следом — Юля.
— Я понимаю, что это не мое дело, но, может, вы расскажете, что вам здесь нужно?
— Здесь у моего дедушки склад, я его ищу, — без обиняков отвечает Юля.
Герои проходят дальше и слышат шуршащие звуки. Девушка останавливается.
— Что это? — с ужасом произносит она.
— Возможно, сквозняк.
Юля светит фонариком вокруг себя, как вдруг на освещенный участок резко вбегает крыса. Девушка кричит от ужаса, от испуга запрыгивает на Юру и, как маленькая девочка, повисает у него на шее, пряча голову. Юра, хоть такого и не ожидал, не растерявшись, крепко держит Юлю.
— Всё хорошо, это всего лишь крыса, — успокаивающе произносит он.
— Всего лишь?!
— Она безобидная, сама испугалась и убежала.
Юля поднимает голову с Юриного плеча, их взгляды встречаются.
— Хотите, я вас так отнесу? — предлагает Юра с улыбкой на лице.
— Не стоит пользоваться минутной слабостью беззащитной девушки. Опустите меня.
Юра ставит Юлю на землю.
— Не будем останавливаться, пойдёмте.
Герои подходят к запертой двери.
— Это здесь?
— Не знаю, сейчас проверим.
Юля проворачивает ключом в скважине навесного замка. Юра открывает дверь.
Небольшая комната заставлена стеллажами. На полках — различные артефакты, не представляющие ценности, инвентарь для работы, металлоискатель, лопаты и так далее. На столе разложены разные книги, топографические карты, довоенные снимки, вырезки из газет, листы с заметками. Юра заходит внутрь, светит фонариком. Замечает на стене новый электрический щиток. Открывает его, щёлкает автомат, и в комнате загорается свет.
— Вот это было неожиданно.
— Да, света здесь явно не хватало.
Юля начинает осматривать комнату, Юра тоже с интересом изучает содержимое.
— Так чем ваш дедушка занимался?
— Раскопками, это было его хобби.
Юра берёт с полки стеклянную банку, полностью набитую немецкими керамическими крышками от бутылок.
— Интересно.
Юля, которая в этот момент осматривает стол, обнаруживает на нём записку. Разворачивает её и принимается читать. Глаза её наполняются страхом, и Юра это замечает.
— Всё хорошо?
— Да, думаю, нам пора.
Юля в спешке выходит из форта, Юра следует за ней.
— У вас точно всё хорошо?
— Да, прекрасно.
— Что было в записке, из-за чего вы так быстро выбежали?
— Вам действительно это интересно? Если я вам скажу, вы больше не будете задавать вопросов, а молча отвезёте меня в гостиницу?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сокровища янтарной комнаты» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других