Книга представляет описание художественных памятников мировой культуры, знание которых позволяет изучать ее развитие от самых первых проявлений до наших дней. Оглядываясь назад, листая «страницы» прошлого, мы видим удивительные творческие искания и открытия человечества, перед нами выстраиваются картины культур различных эпох, художественные памятники которых вдохновляют на поиски новых форм в искусстве. Книга предназначена для всех, кто интересуется культурой и искусством.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировой культуры в художественных памятниках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Первобытная культура
Виллендорфская Венера. Австрия (ок. 30 тыс. лет до н.э.)
Венера из Савиньяно. Италия (18 — 8 тыс. лет до н.э.)
Венера из Мораван-над-Вагом. Словакия (ок. 22 тыс. лет до н.э.)
Палеолитические Венеры — женские статуэтки периода Верхнего палеолита (40-35 тыс. лет до н.э.). Изготовлялись из камня, кости и обожженной глины. Характерно, что все они имеют не только сюжетное, но и стилистическое единство: отсутствие черт лица, крупные объемы груди, живота, бедер, отсутствие или схематическое обозначение нижней части ног и рук. Вероятно, задача в данном случае заключалась не в воспроизведении конкретной натуры, а в создании обобщенного образа женщины-праматери, символа плодородия, хранительницы очага. Наиболее знаменитыми из палеолитических Венер являются: «Виллендорфская Венера», выполненная из известняка и найденная в Австрии в 1908 году в местечке Виллендорф (Вена, Музей естественной истории); «Савиньянская Венера», найденная на стоянке Савиньяно на реке Панаро близ Модены в Италии (Национальный доисторический и этнографический музей Луиджи Пигорини, Рим); «Венера» из Мораван-над-Вагом, Словакия.
Наиболее ранним образцом палеолитических венер, вероятно, следует считать «протоскульптуру» из Берекат Рам в Израиле, чей возраст превышает чуть ли не 233 тысячи лет. Это грубое изображение, но все же, несомненно, женское.
О значении палеолитических венер в научной литературе существует много гипотез, например: женские статуэтки были отражением действительности, воплощением живых палеолитических женщин; палеолитические венеры представляли эстетический идеал своего времени; статуэтки венер являлись отражением культа плодородия; женские ориньякские статуэтки являлись фигурками предков; были изображениями жриц; палеолитические венеры это охранительницы домашнего очага и семьи, так как находят их чаще всего в специальных ямках-хранилищах, вырытых в полу жилища и т.д.
Лошадь. Франция, пещера Ляско (ок. 15 тыс. лет до н.э.)
Бык. Испания, пещера Альтамира (ок. 12 тыс. лет до н.э.)
Дикие быки. Франция, пещера Ляско (ок. 15 тыс. лет до н.э.)
Изображения животных из пещеры Ляско, департамент Дордонь, Франция (около 15 тыс. лет до н.э.) являются необычайными, выразительными, технически совершенными по исполнению, полихромными: выполнены черной, желтой, красной и коричневой красками. Пещера Ляско была обнаружена в сентябре 1940 года, четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева, превращена теперь в первоклассно оборудованный музей. Не менее знамениты росписи из пещеры Альтамира в Испании (которую называют «первобытной сикстинской капеллой»), относящиеся примерно к 12 тысячелетию до н.э., обнаруженные в 1879 году. К началу Первой Мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных «картинных галерей».
Живопись Ляско принадлежит к числу самых выдающихся художественных созданий эпохи Верхнего палеолита. Ее древнейшие изображения датируются приблизительно 18 тысячелетием до н.э. Высокое качество живописи, ее превосходная сохранность позволяют рассматривать этот комплекс как классический образец пещерного искусства. Изображения животных в Ляско резко индивидуальны, отличаются искусностью руки и меткостью глаза художника палеолита. Он уже не раскрашивает плоскость, а моделирует цветом объем тела животных, либо просто накладывает краски одну на другую, либо смешивает их. Краски были естественного происхождения, они могли наноситься пальцем или палочкой, возможно кистью, которой мог служить пучок шерсти, скрепленный в основании.
Назначение пещерного искусства до сих пор вызывает массу предположений. Данные свидетельствуют, что эта пещера не служила местом длительного обитания людей, они приходили туда со своими светильниками и красками лишь для создания росписи и гравировки, но зачем и почему — нет однозначного ответа историков.
Комплекс Стоунхендж. Южн. Англия (2600-1700 гг. до н.э.)
Мегалитический комплекс Стоунхендж (графство Уилтшир, Южная Англия) — самое крупное сооружение такого типа, имеет 70 м в диаметре и состоит из 125 каменных глыб весом до 25 тонн. Горы, откуда были доставлены эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа. Исследователи полагают, что это сооружение было создано около 2 тысячелетия до н.э. Оно представляет собой ряды больших грубо отесанных каменных блоков, поставленных по кругу и перекрытых плоскими каменными плитами. Кроме того в ансамбль Стоунхенджа входят более древние по времени создания сооружения: ров с двумя валами, в виде окружности; кольцо Обри (по имени первого исследователя Стоунхенджа XVII века Джона Обри), состоящее из 56 засыпанных лунок; два кольца меньшего размера, включающих по 30 лунок. Вход в ансамбль расположен с северо-восточной стороны. Перед ним на небольшом расстоянии находится «Пяточный камень». Похожие архитектурные сооружения широко распространены в Европе: например, только во Франции их насчитывается около 4 тысяч.
На вопрос что такое Стоунхендж, ученые отвечают по-разному. Есть много мнений по поводу того, чем он является: астрономической обсерваторией, ориентированной по Солнцу и Луне, позволяющей вести календарный счет, предсказывать лунные и солнечные затмения; зафиксированной в камне моделью нашей солнечной системы; вычислительной машиной, с помощью которой можно решить любое дифференциальное уравнение и найти формулы фундаментальных констант; генератором акустических и электронных колебаний; фазированной антенной решеткой, позволяющей концентрировать энергию вакуума, в том числе и целительную; Храмом Солнца; и что действительно бесспорно — одним из первых уникальных и тщательно продуманных архитектурных сооружений Европы, сравнимым по значению с грандиозными сооружениями других древних цивилизаций.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировой культуры в художественных памятниках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других