Переадресация:  бережное → бережный

ΛОГОС. Или есть ли смысл в нашей жизни?

ΔЕКОΔЕР

Для чего создавалась вселенная и в чем отличие живого от мертвого? Что такое Логос и для чего нам цивилизация? Почему мораль так важна для нас и есть ли смысл в нашей жизни? Наука не даёт ответов на эти вопросы, а религия догматична и призывает лишь слепо верить.После прочтения этой книги становится понятно, что точка зрения автора местами спорна и отлична от общепринятой. Мировоззрение автора свободно от религиозных догм и основано не на вере, а на научных знаниях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ΛОГОС. Или есть ли смысл в нашей жизни? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Информация

Кто выкинул новенький бульбулятор?

Генерал из анекдота

7. Информация

В ДНК содержится основная информация о нашем организме. Фактически в ней на молекулярном уровне записана инструкция, как с нуля построить живое. В 80-е годы прошлого столетия провели следующий эксперимент. Взяли ДНК и измерили все физические параметры: вес, плотность, атомарный состав, заряд, температуру, энтропию. ДНК подогрели, чтобы полностью разрушить молекулярную структуру, и затем охладили до прежней температуры, получив бульон из атомов. Опять замерили все физические параметры, и они оказались идентичными. С точки зрения физики ничего не поменялось. Но в начале было живое, а в конце — мертвое. Вначале была информация, а потом она была уничтожена. Значит, разница между живыми и мертвым в наличии информации?

Наличие информации меняет структуру носителя. Сейчас я пишу этот текст на листе, и его структура меняется. В процессе письма на бумаге добавилось несколько миллиграммов чернил. Я мог бы нанести такое же количество чернил на бумагу в виде бессмысленных знаков. Физический результат был бы таким же (хотя пространственное распределение чернил отлично). Также ДНК отличается от бульона определенной пространственной структурой. Как определить, есть ли на бумаге информация?

Я пишу кириллицей, если вы ее не знаете, то не сможете прочитать этот текст. И не сможете понять, содержится ли информация на этой странице. То есть для считывания информации нужен декодер.

Декодер — это тоже пространственная структура, подготовленная соответствующим образом. В данном случае это ваш мозг, обученный кириллице. Если у вас есть нужный декодер и вы смогли прочесть и запомнить информацию, это отразится на структуре вашего мозга.

Инфо, записанное в наш мозг, составляет нашу индивидуальность, когда мы погибаем, мозг разрушается и наша информация, наша индивидуальность исчезает, теряется из этого мира. Или не исчезает? Может, некая ее часть не пропадает, и эта часть — наша душа, наша индивидуальность. Пока у нас нет ответа на данный вопрос. Только наш страх смерти и вера в жизнь после смерти потворствуют этой идее.

По-видимому, информация в нашем мире не может существовать без носителя, структуру которого она меняет. Влиять на окружающий мир информация может при наличии соответствующего декодера, который может менять структуру носителя.

8. О птичках

Проведем эксперимент, на этот раз мысленный. Возьмем четырех одинаковых птичек и обезьянку.

Две птички живые, а две мертвые, обезьяна живая. Одну из мертвых птичек подвергнем той же процедуре, что и ДНК в предыдущей части. Подогреем, полностью разрушив структуру, и затем охладим до первоначальной температуры. Посадим птичек на ветку и пронумеруем.

№1 — птичка с полностью разрушенной структурой

№2 — только что умершая, еще теплая птичка

№3 и №4 — живые птички

№5 — обезьянка

У всех пяти объектов одинаковые физические параметры: вес тела, температура и т. п.

Теперь дернем ветку и посмотрим, как отреагируют наши объекты. Птички №1 и №2 упадут вниз, как и полагается предметам в гравитационном поле Земли. Птичка №3 и обезьянка вцепятся в ветку и останутся на ней. А птичка №4 расправит крылья и улетит. То есть у идентичных по своим физическим параметрам объектов на одинаковое внешнее воздействие совершенно разные реакции. В чем же различие? В наличии соответствующей информации.

Первое, что бросается в глаза, — это различные реакции живых и мертвых объектов. В №2 содержится ее генетическая информация, в №1 уже нет и этой информации, обе реагируют как обычные физические объекты — падают с ветки. А вот в живых объектах, помимо генетической, содержится и их индивидуальная информация — опыт реакции на внешние воздействия. В структуре их мозга отражено, как реагировать на тот или иной внешний раздражитель. Рефлекс может быть вшит в структуру мозга или приобретен во время жизни. У объектов №3 и №4 жизненный опыт различается, поэтому они и реагируют по-разному, хотя генетическая информация у них идентичная. Одна птичка вцепилась в ветку, а другая улетела. А вот обезьянка с отличной от птичек генетикой среагировала аналогично птичке №3, их личный опыт совпадает, хотя структуры мозга отличаются.

Как видно, неважно различие в носителях информации, а важна сама информация (в данном случае информация — это правило, как реагировать, если ветка уходит из-под ног).

Эта книга может быть напечатана на бумаге или быть в виде файла на вашем планшете, т. е. на совершено разных носителях информации, но сама информация от этого не поменяется. Информация есть нечто, не зависящее от носителя, хотя без носителя существовать не может.

9. Декодер

Информация всё время существует во вселенной. Но влиять на реальный мир она может только при наличии соответствующего декодера.

Представим себе лужу воды. Взошло Солнце и осветило её. День сменил ночь. Свет от Солнца частично отразился от поверхности воды и частично был поглощен ею. Вода в луже начала блестеть и нагреваться, так энергия Солнца воздействует на лужу. Но луже всё равно, настал день или нет. А вот птичке №4, пролетавшей мимо и увидевшей блеск воды, не всё равно. Она подлетела напиться, опустила клюв в лужу — по поверхности пошла волна, птичка выпила — уровень воды в луже понизился.

Т. е. на лужу произошло двойное воздействие, вызванное восходом солнца. Первое — прямое физическое действие, нагревание воды и отражение света. Другое — непрямое, через передачу информации. Птичка получила информацию от отраженного света, вследствие этого по поверхности воды пошла волна и убавилось количество воды в луже. Свет выступает как переносчик энергии и как переносчик информации. Причём информация вызывает физическое влияние только при наличии соответствующего декодера, в данном случае птички. Не спугни мы птичку с ветки, она не пролетела бы мимо.

Продолжим опыты над нашей многострадальной лужей. Сделаем механизм, на котором установлены солнечные батареи и который при наличии света начинает пускать пузыри. Назовем его бульбулятор №1. Также сделаем второй бульбулятор, идентичный первому, но вместо солнечных батарей у него аккумулятор и детектор света. При поступлении света на детектор аккумулятор подключается и бульбулятор №2 также пускает пузыри. Взошло солнце, и оба бульбулятора начинают влиять на лужу одинаковым образом — пускают пузыри.

Но между ними есть принципиальная разница. Бульбулятор №1 реагирует на свет как на источник энергии. А №2 получает информацию от наличия света. Оба производят одинаковую работу, но №1 — это механизм. А в №2 есть логический элемент, который принимает решение, как реагировать при наличии света. У него есть внутреннее правило. Поэтому №1 — это просто механизм, а №2 — живой.

Декодер — это пространственная структура, имеющая внутреннее правило, как реагировать на изменения окружающей среды. Наличие этого правила отделяет живое от мертвого.

10. Знания

Информация может поступать на декодер, но если нет логического элемента, определенного правилом, как реагировать, то декодер не среагирует. Например, солнечный свет, падающий на бульбулятор №2, содержит информацию о спектральном составе Солнца. Но эта информация не влияет на действие декодера, так как у него нет соответствующего правила.

Под действием солнечного света бульбулятор нагревается и может разрушиться от перегрева. Добавим еще один логический элемент — при поступлении определенного количества света бульбулятор опускался в воду на пару минут, чтобы остыть. Теперь он со светом получает два вида информации: 1 — наличие света, 2 — интенсивность света. И имеет уже два правила реагирования. Логический элемент стал сложнее, что позволяет бульбулятору дольше и лучше существовать рядом с лужей. Мы можем продолжать совершенствовать наш бульбулятор, улучшая и усложняя правила, позволяющие правильнее реагировать на изменение внешней среды. Наш бульбулятор будет становиться обладателем всё более совершенных знаний (знаниям не обязательно быть сознательными) об окружающей среде. У него будет складываться более правильная картина мира.

Живое — это то, что имеет внутренние правила, как реагировать на внешнюю среду. Правило — это тоже информация, она может передаваться от объекта к объекту. Тогда правило становится знанием, приобретённым объектом, если он встраивает правило в свою картину мира. Или информацией, если только хранит или переносит.

Хранить информацию — означает сохранять ее во времени. Переносить — означает сохранять ее во времени и перемещать в пространстве.

Правила декодера суть его знания об окружающей среде.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ΛОГОС. Или есть ли смысл в нашей жизни? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я