1. книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Евгений Леонидович Шуремов

Экономический анализ: практические вычисления. Экономические расчеты онлайн

Евгений Леонидович Шуремов
Обложка книги

Рассматривается проблематика организации вычислений при решении ряда востребованных задач экономического анализа. Даются краткие описания задач, приводятся алгоритмы выполнения расчетов, поясняются требования к необходимой для их выполнения информации, приводятся подробные примеры выполнения вычислений. Для поддержки читателей созданы специализированные Web-приложения, с помощью которых можно воспроизвести все рассматриваемые в книге примеры, а также проводить расчеты с собственными данными.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Общие инструменты обработки данных в экономическом анализе

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экономический анализ: практические вычисления. Экономические расчеты онлайн» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Общие инструменты обработки данных в экономическом анализе

Предметом изучения экономического анализа являются хозяйственные процессы субъектов экономической деятельности.

Экономический анализ (ЭА) — это система специальных знаний, ориентированных на исследование экономических процессов в их взаимосвязи; обоснование и контроль выполнения бизнес-планов; определение и измерение факторов, влияющих на экономические процессы; раскрытие тенденций хозяйственного развития; выявление неиспользованных внутрихозяйственных резервов; принятие оптимальных управленческих решений.

Основными функциями ЭА являются: изучение закономерностей и тенденций развития экономических процессов; обоснование текущих и перспективных планов; контроль выполнения планов и управленческих решений; оценка результатов хозяйственной деятельности (ХД); поиск резервов повышения эффективности ХД; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Реализация перечисленных функций требует изучения и обработки больших массивов разнородных данных, фиксируемых в процессе функционирования субъектов экономической деятельности. При этом могут применяться как относительно простые (традиционные) методы изучения данных, так и весьма сложные экономико-математические модели. В данной книге преимущественное внимание будет уделено относительно простым методам, поскольку они применяются наиболее массово.

1.1. Сравнения, группировки, выборки и относительные показатели

Основными традиционными методам являются:

— сравнение (сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни);

— использование относительных (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средних статистических величин;

— группировка (классификация исследуемых объектов и процессов по различным критериям).

Уже даже просто сравнивая одни и те же показатели, зафиксированные на различных объектах, можно получить немало ценной информации. Например, сравнивая соответствие плановых и фактических данных. Сразу можно увидеть: по каким показателям план выполнен, а по каким — нет. Что уже ценно.

Простое сравнение может быть особенно полезным, если требуется провести исследование большого числа объектов.

В качестве примера рассмотрим массив данных, содержащий основные показатели 2000 крупнейших (по мнению Forbes) публичных компаний мира по состоянию на май 2013 года. Использованы данные, импортированные с сайта forbes.com летом 2013 года и специальным образом преобразованные для проведения анализа. Опубликованный недавно текущий рейтинг существенно отличается от приводимых данных — все-таки прошло уже немало времени. Но наша цель не сравнение крупнейших компаний мира, а демонстрация возможностей извлечения знаний из экономической информации с помощью простейших методов экономического анализа.

Воспроизвести следующий пример можно перейдя по ссылке:

http://shurem.ru/index.php?act=60&id=662

Ниже приведен фрагмент снимка экрана выдачи, обеспечиваемой переходом по указанной ссылке.

Если полистать полный список, то «методом пристального разглядывания» уже можно будет получить какие-то начальные представления о массиве изучаемой информации и соответствующих субъектах экономической деятельности.

Однако еще больше интересной информации можно получить, если сортировать и группировать данные по определенным критериям.

Воспроизвести следующий пример можно перейдя по ссылке:

http://shurem.ru/index.php?act=60&id=662&company=0&country=0&_ks=value

Ниже приведен фрагмент снимка экрана выдачи, обеспечиваемой переходом по указанной ссылке.

Компании отсортированы по убыванию значений в колонке Стоимость (Рыночная капитализация). Эти данные уже намного более информативны с аналитической точки зрения. И здесь уже можно более осмысленно повторить применение метода Сравнение.

В частности, можно видеть, что две самые «дорогие» на тот момент компании — Apple и Exxon Mobil, несмотря на то, что оценивались рынком почти одинаково, имели существенно различающиеся суммы оценки активов (Активы) и выручку (Продажи). Можно продолжить анализ и дальше. Google и PetroChina имели вполне сопоставимую рыночную стоимость. Хотя у PetroChina выручка, прибыль и активы были в разы выше. Уже начинают возникать интересные вопросы. То есть анализ уже начался.

Воспроизвести следующий пример можно перейдя по ссылке:

http://shurem.ru/index.php?act=60&id=662&company=0&country=0&_ks=profits

Ниже приведен фрагмент снимка экрана выдачи, обеспечиваемой переходом по указанной ссылке.

Теперь компании отсортированы по убыванию Прибыли. Еще больше интересной информации появилось. На третьем месте родной Gazprom с прибылью, вполне сопоставимой с Apple и Exxon Mobil, но «стоящий» почти в 4 раза меньше. На предыдущем экране выдачи его и в помине не было. У Вас вопросы возникли? У автора, когда он это первый раз увидел — возникли.

Таким образом, уже только простейшие методы экономического анализа — сравнение и группировка — могут дать очень много ценной информации.

Еще интереснее становится, когда начинается сопоставление элементарных относительных величин. Например, в колонке Ст/Приб отражается частное от деления стоимости компании на прибыль. Фактически этот показатель отвечает на вопрос: сколько лет надо получать такую же, как в этом году, прибыль, чтобы «окупить» рыночную стоимость компании? Из данных выдачи следует, что при такой же прибыли Apple «окупился» бы за 10 лет, а Gazprom — меньше, чем за три. Интересно также сравнение Exxon Mobil c Gazprom: разница по «срокам окупаемости» — более, чем в три раза. При том, что рентабельность активов (Приб/Акт) сопоставима, а с точки зрения рентабельности продаж (Приб/Прод) Gazprom в 2 раза «лучше».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Общие инструменты обработки данных в экономическом анализе

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экономический анализ: практические вычисления. Экономические расчеты онлайн» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я