40 лет шагая по Морскому. К 15-летию журналистской деятельности

Евгений Марков

К 15-летию журналисткой деятельности. Сборник работ, опубликованных в газете «Навигатор» в 2003—2018 годах. Решение об издании сборника пришло в процессе размышлений о собственных воспоминаниях и событиях, произошедших со мной и с моими близкими, друзьями и знакомыми в новом, 21-м столетии. Стал просматривать газету и понял, что мои публикации, по сути, отражают то, чем занимался и чем жил эти годы.

Оглавление

Восходя от корней

Весеннее сокодвижение кружит голову не только стосковавшимся по теплу березам. Хочется ходить на работу пешком, дышать влажным апрельским воздухом, впитывать терпкий запах оживающей хвои. Плачущие сугробы, умирая, открывают ворохи прелой прошлогодней листвы. Вот и асфальтовые дорожки между институтскими корпусами выгнулись серыми спинами навстречу теплу.

Иду, считая трещинки в асфальте. Кое-где трещины такой ширины, что открывают корни растущих поблизости деревьев. Корни, увидев свет, пускают тоненькие зеленеющие побеги. Начинается новая жизнь.

Недавно проходил мимо фонтана на улице Ильича. Фонтан сейчас на реконструкции. Посередине его возвышается новая бетонная чаша, закрывая старое основание. Конечно, обновленный фонтан будет куда лучше старого, но мало кто знает, что дно этого фонтана было выложено камнем по эскизам и при личном участии знаменитого художника из Академгородка Владимира Сокола. С Алтая привезли на «газике» красивую гальку, поднятую со дна реки Сараса. Всего оформили два фонтана: один из них украшает зимний сад Дома ученых, а второй находится во дворике торгового центра. Сейчас дно его скрыто под слоем железобетона.

К великому моему сожалению, я мало знаком с творческим наследием мастера. Панно из дерева и золота, украшающее второй этаж Дома ученых Академгородка. Мозаичное панно возле Новосибирской ГЭС, панно на торце здания типографии «Советская Сибирь», великолепные витражи на станции метро «Речной вокзал», витраж в НГУ — вот, пожалуй, и все, что мне известно.

Поиски в Интернете много не дали. Я нашел только ссылку на страницу сайта «Новая Сибирь», где говорится о том, что скульптор по дереву Владимир Сокол в 1968 году был приглашен в составе группы художников для оформления спектакля «Борис Годунов» в театре «Красный факел». Говорят, у мастера было много учеников — «соколят», я лично знаю двоих. Вера Юферова когда-то работала в торговом центре художником-оформителем, сейчас она пишет маслом замечательные пейзажи. Валерий Липенков — известный скульптор по дереву, основатель и директор единственного в мире музея Солнца. Младшие ветви семьи Сокола — сыновья Олег и Игорь продолжили дело отца. Игорь Сокол — представитель академовского бомонда 70-х. Выставки молодого графика проходили в Доме ученых при неизменном аншлаге и были одними из самых знаменательных культурных событий. Сейчас Игорь — признанный мастер книжной иллюстрации, участник многих выставок в России и за рубежом. Теперь он живет в Москве, но время от времени выставки его картин бывают в ДУ.

Олег — глава большой и дружной семьи, он снимает очень красивые фильмы о природе. Супруга его Ирина Алексеенкова — театральный художник, поставила более 20 спектаклей. Сейчас она в ЦДТ учит детей рисовать, а сама специализируется по горячему и холодному батику. Выставки ее работ радуют жителей Новосибирска и Москвы.

Академгородок растет и хорошеет, скоро ему грянет полвека. Веселые когда-то панельные пятиэтажки потускнели в тени новых элитных каменных домов. А время понемногу начинает стирать из памяти дорогие имена. Где они, ученые, строители, художники, литераторы — да мало ли замечательных людей, которые ковали славу нашего Городка с самого его основания?

Как сделать, чтобы наши корни не забывались?

Евгений МАРКОВ

(«Навигатор» №15 от 16.04.2004)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я