Методическое пособие для творческих студий и кружков. Программа, представленная в данном издании, рассчитана на 1 год обучения по направлению (основы пластики из глины). Книга построена по принципу перехода от лекционной части к практическим занятиям. Все практические задания снабжены подробными мастер-классами. В издании приводится ряд познавательных фактов в рамках изучаемой темы, которые учитель может включить в конспект урока или предложить детям для самостоятельного изучения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живая глина. Методическое пособие по работе с глиной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Способы добычи и подготовки глины к работе и инструменты гончарного производства
Человечество с давних пор использует глину в качестве сырья для изготовления керамики, строительства, возведения различных типов очагов и печей, в лакокрасочной промышленности, в косметологии и медицине, для изготовления фильтров, в кулинарии и сельском хозяйстве. Тем не менее не любая глина, добытая в природе, способна быть сырьём надлежащего качества. Добытая в месторождениях сырая глина требует тщательной очистки и обработки для получения нужных свойств для применения в быту. Разные виды и сорта глины, обладающие разными свойствами, используются в различных направлениях хозяйства. Глина, только что добытая из месторождения, не всегда пригодна для изготовления качественных изделий. Поэтому традиционно было принято готовить глину к употреблению в гончарном производстве. Можно выделить несколько способов подготовки сырья к работе: естественный, механический и физико-химический. Одним из способов подготовки глины к работе служит вылёживание добытой глины в течение длительного времени. В средней полосе России этот способ применяется часто. Суть метода заключается в складировании материала на открытой местности. За счёт увлажнения и смены температурного режима разрушаются связи между частичками глины, что улучшает её гончарные свойства. Подготовка может занимать различное время в зависимости от влажности, жирности, бедности, загрязнённости.
К механическим способам обработки относится очистка глины от примесей путём вымывания примесей и отстаивания глиняной массы. Также с помощью специальных машин удаляются каменистые включения. Затем глина перетирается до пылевого состояния и вновь увлажняется до состояния готовой к работе керамической массы. Вода может добавляться в глину в жидком состоянии или в виде пара. Увлажнённую глину неоднократно переминают и замешивают, подобно тесту, в специальных аппаратах, добиваясь единой вязкости и влажности.
К физико-химическим способам обработки сырья относятся вакуумирование, изменение температуры и давления либо введение химических реагентов. Таким образом, мы можем сделать вывод, что для первых опытов в гончарном ремесле можно использовать глину, которая была добыта в момент устройства колодца или обработки огорода у бабушки. Но эта глина будет не готова к работе и требует очистки и подготовки. И конечно, для того чтобы получить достаточно сырья для своих опытов, нам придётся потрудиться и добыть большое количество сырой глины. Поэтому если вы хотите получить достойный результат быстро, обратите свой взор на уже готовую гончарную глину, продающуюся в различных магазинах для творчества. Это достаточно недорогой и готовый к употреблению продукт.
Для работы с глиной мастера используют широкий ассортимент инструментов. Конечно, есть необходимость использования различного инвентаря для работ разной сложности. Тем не менее для первых шагов в освоении мастерства нам будут нужны самые простые и доступные каждому приспособления (илл. 1 и 2). Данный набор инструментов вы вполне можете изготовить самостоятельно из подручных материалов (деревянных и металлических пластинок и палочек). Нужно отметить, что в народной традиции мастер всегда изготавливал инструмент для себя сам. Как и в случае с исходным сырьем, вы можете приобрести инструменты в магазинах для творчества.
Самым древним способом формования объёма глины является ручная лепка. Такой способ сохраняется в изготовлении традиционной игрушки, например. Второй ступенькой создания объёмных вещей является способ образования (лепки) из жгутов. Такой способ использовался в древности для создания сосудов. В ходе такой работы стенка сосуда создавалась начиная от основы (донца сосуда) путём налепливания (налепа) ярусов длинных жгутов. Промежутки между жгутами сглаживались и зашлифовывались. Так возникала цельная, гладкая снаружи стенка. Однако внутри черепок был пористым и мог иметь пустоты. Далее этот метод механизируется и соединяется с методом вытягивания объёма на гончарном круге. То есть объём сосуда постепенно проявляется путём постепенного налепа жгутов и дополнительного их вытягивания при вращении гончарного круга. Этот способ бытует и сейчас в том случае, если есть необходимость формовки очень большого сосуда на гончарном круге. Такой черепок будет более гладким и целостным на срезе. Следующей ступенью технического развития гончарного производства становится гончарный круг с разными приводами вращения. Далее возникает отливка глиняных вещей по форме. Сейчас художники-гончары экспериментируют с различными видами, сортами глины, добавляют пигменты, химические вещества и субстраты для создания различных художественных эффектов. Тем не менее старые способы формовки ничуть не утратили своего значения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живая глина. Методическое пособие по работе с глиной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других