Как устроена наша психика по З. Фрейду или как лучше понимать себя и других

Евгения Порошина

В книге представлены лекции из курса: «Профессия Психолог, Коуч» (пятый учебный блок). Эти лекции будут понятны всем, особенно психологам, кто идёт в профессию с «нуля». Также эти лекции подойдут тем, кто желает получить секреты профессиональных психологов для себя и своих близких. Европейская школа коучинга- это частный образовательный проект психолога Евгении Порошиной. Школе уже скоро будет 5 лет. Это не государственное образование, здесь Вы не увидите лишней информации, в лекциях только суть, только «выжимка».

Оглавление

Из серии: ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ, КОУЧ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как устроена наша психика по З. Фрейду или как лучше понимать себя и других предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Лекция 2. Защиты

Добрый день, в этой лекции мы поговорим о защитах. И защита — это, в принципе, одно из ключевых понятий в психоанализе, в предыдущей лекции я об этом упомянала. Считается, что личность организуется согласно выбранным защитам. То есть, защита — это важная такая категория, которой уделяется много времени и теоретиками и практиками психоанализа. От чего защищают защиты? Защиты помогают, считается в психоанализе,-

1. избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством: тревогой, иногда сильнейшим горем или другими очень сильными эмоциональными переживаниями, которые ставит под риск целостность личности. То есть, есть угроза распада личности, настолько сильны эти переживания, потенциально.

2. второй пункт — это сохранение самоуважения. Для меня это, вообщем-то, об одном и том же.

Смотря из каких теоретических позиций мы на это смотрим. Если мы смотрим из позиции Селф-психологии, в предыдущей лекции я об этом говорила, у них во главе угла — самоуважение. То есть, это такой вот какой-то базовый концепт. И если это так, то, конечно же, сохранение самоуважения — это важнейшая внутренняя задача должна быть. И всё что где-то ставит под риск вот это самоуважение — считается тем, что вызывает сильную тревогу и от этого надо защищаться. Защиты — это всегда защита от тревоги, а вот чем эта тревога вызвана — это уже вопрос личной истории, родовой истории, опять же, теоретического подхода, из которого мы наблюдаем эту историю. Наблюдатель влияет на наблюдаемое. И если мы наблюдаем, например, с позиции объектных отношений, то мы можем говорить, что тревога вызвана сепарационными процессами, тревогой быть брошенным, оставленным объектом и так далее. Но это всё-равно тревога, например, вот эта возможная брошенность вызывает тревогу и от тревоги включается защита. Если мы смотрим ещё из каких-то позиций, ещё по-другому это может быть, но есть что-то, что вызывает тревогу или скажем, возможность что это произойдёт внутри человека, например, человек оценивает, что возможно я буду брошенным и вот эта возможность вызывать сильную тревогу, которая активирует защиты. Я это вижу так, что защиты всегда защищают от тревоги, а вот что провоцирует вот эту тревогу — это уже вопрос, повторюсь, личной истории, родовой истории и тех теоретических концептов, из которых мы наблюдаем человека, какие у нас фильтры в голове как у психолога.

Часто тревога связана с чем-то хорошим, например, тот же страх успеха, сколько о нём говорят, но он есть и тогда что-то хорошее, например, успех в чём-то он внутри связан с тревогой. Например, про зависть то же самое, что вот если что-то у меня будет, это будет вызывать зависть и это настолько тревожно, что включается защита.

Первым кто заметил, стал наблюдать эти процессы, стал Фрейд. Нэнси Мак-Вильямс пишет, что выбор им термина"защита"отражает два аспекта его мышления (мышление Фрейда).

1. Во-первых, Фрейд восхищался военными метафорами. Стремясь сделать психоанализ приемлемым для скептически настроенной публики, он часто в педагогических целях использовал аналогии, сравнивая психологические действия с армейскими, тактическими манёврами, с компромиссами при разрешении различных военных задач, со сражениями, имеющими неоднозначные последствия. Вот здесь даже выбор метафоры, для Фрейда — это были военные метафоры, для Юнга — это были мифы, он оттуда брал метафоры. И это так по-другому, не хуже, не лучше, но это очень по-другому.

2. Во-вторых, когда Фрейд впервые столкнулся с наиболее драматическими и запоминающимися примерами того, что мы теперь называем защитами, прежде всего с вытеснением и конверсией, он увидел эти процессы действующими в их защитной функции. Дальше мы будем все защиты разбирать, поэтому будет понятно, что такое вытеснение, что такое конверсия. Но именно Фрейд был тем наблюдателем, который наблюдал защитные функции, то есть, есть некие процессы, например, вытеснение и конверсия и Фрейд, повторюсь, был наблюдателем, который придал им такой СМЫСЛ, что это защита. Вот это его наблюдение, его смысл, он сейчас практически всеми психологами разных направлений, но так или иначе в любых направлениях есть вот этот концепт защит. По-разному на них смотрят, по-разному с ними работают, но у всех примерно это есть.

Изначально, Фрейда привлекали люди с эмоциональными нарушениями, с преобладанием истерических черт, люди, которые пытаются таким образом избежать повторения предыдущего опыта, которое, как они опасались, могло принести им невыносимую боль. Здесь тоже сделаю отступление, скажу, что Фрейд работал больше всего с истерически организованными людьми. Дальше об этом будем говорить, что такое истерическая организация личности, но так коротко можно сказать, что время, в котором жил Фрейд — это было время подавления сексуальности. И соответственно, истерия была распространена, потому что это в том числе, такая вещь, связанная с сексуальностью. И он работал преимущественно, его пациенты были преимущественно такими, может его была какая-то проблема, поэтому такие у него были пациенты. И его наблюдение, его концепции, его видение тоже надо рассматривать с точки зрения того, что прежде всего это касается вот этих людей, вот такого типа людей.

По наблюдению Фрейда, эти люди этого достигают за счёт большего ущерба общего функционирования, в конечном счёте для них было бы лучше полностью пережить переполняющие их эмоции, которых они так опасаются, и тем самым высвободить свою энергию, согласно теории драйвов, для развития собственной жизни. Таким образом, наиболее ранний контекст, в котором говорилось о защитах, был тот, где задачей терапевта служило уменьшение их интенсивности. Вот это очень важный момент. До сих пор, многие психологи, глубинные психологи, воспринимают, говорят о защитах в негативном ключе, как будто бы это что-то, что надо демонтировать, надо разрушить, надо как-то убрать это. Это может быть выражено в более негативном контексте или таком еле заметным, но тем не менее, это очень часто прослеживается в обсуждениях наших коллег, когда дело касается защит. Но это очень однобокая точка зрения. Большинство защит имеют как здоровые, хорошие выражения, то есть, это как нормальная, адекватная стратегия адаптации человека в этой жизни, и они вполне могут быть рабочими, хорошими и нужными человеку. И та же защита может иметь такое нездоровое выражение. Но в целом, важно понимать, что защита — это не плохо, их не всегда надо рушить, это как несущие стены в здании личности. Можно здесь рассмотреть сон клиентки, про то, когда в терапии ей приснился сон, что она в квартире, где она выросла, и она смотрит, что там убрано очень много стен, и такое получилось открытое пространство, и у неё тревога, как же оно всё держится, и какой-то голос внутри говорит, что ты не переживай, мы несущие стены не трогали. И это очень классный ОБРАЗ, который показывает вот эту тревогу, которая поднимается внутри, когда защиты убираются и очень важно, чтобы, да какие-то защиты убираются, но что вот эти"несущие стены", они оставались. Иначе личность просто"рухнет". И вообщем-то, психотики, о чём мы говорили в первом модуле и в этом модуле будем говорить, что психотики — это люди, у которых недостаёт защит, у которых"несущие стены"разрушены или они даже не были созданы, чаще всего. Травма — это, с одной стороны такие очень ригидные защиты, сверх-защиты, с другой стороны — это полное отсутствие защит, это отсутствие"кожи". Вспомните образ из фильма “Звёздные войны”, где был эпизод, где Дарт Вейдер, сцена где он обжигается полностью и его в эти железные доспехи помещают. И вот это очень хороший ОБРАЗ ТРАВМЫ, когда, с одной стороны нет своей"кожи", нет нормальных защит, а сверху вот этот железобетонный панцирь надевается. Как образ — это очень хорошо передаёт. То есть, с одной стороны, и нет защит и они сверхсильные одновременно. То есть, и то и то есть одновременно. Это про травму.

Ещё очень сильно влияет, как в любом деле, наблюдатель влияет на наблюдаемое. И на наших клиентов и на наших близких людей и на нас самих очень сильно влияет то, как мы на это смотрим. В кругу психологов, психоаналитиков бывает такой перекос в сторону негативной интерпретации многих вещей, например, альпинисты — это люди, которые, вообщем-то, рискуют жизнью как бы не за что ни про что и психоаналитики могли бы сказать, что это защита от тревоги. И это правда, но с другой стороны, мы можем сказать, что это воля человека к победе, к покорению новых вершин, к преодолению себя и т д. И это тоже правда. Поэтому важно, повторюсь, как мы с вами как психологи смотрим на клиента и на его способы справляться со своей жизнью и справляться с тревогой. Здесь важен, как везде, баланс, важно не надевать"розовые очки"и в такое отрицание уходить, но с другой стороны важно не делать патологию из, вообщем-то, нормальных, защитных механизмов клиента. Да, альпинисты так справляются с тревогой, но это же им помогает и в общем-то, на это можно смотреть как на конструктивный способ справляться с тревогой, и как на способ преодолевать свои страхи, себя, подниматься выше, выше и т д. И такая точка зрения тоже влияет на наших клиентов.

Как человек выбирает защиты? Выделяют такие четыре фактора:

1. первый, — это врождённый темперамент. То есть, психоаналитики, как и Юнг, в общем-то, поддерживают точку зрения, что человек приходит в этот мир не пустым белым листом, а с чем-то уже приходит. То есть, с каким-то темпераментом человек пришёл и это влияет на то, какие защиты он будет выбирать. Это первый фактор.

2. второй фактор — это природа стрессов, пережитых в раннем детстве (природа травм). Термин"травма"и"стресс"у некоторых авторов он может быть взаимозаменяемым. Поэтому Нэнси Мак-Вильямс пишет про природу стресса, пережитого в раннем детстве, но вообщем-то, мы можем сказать про природу травм, пережитых в детстве. Здесь можно ставить как знак равенства.

3. третий фактор. Защиты — образцами для которых, а иногда и сознательными учителями были родители или другие значимые фигуры. То есть, какие защиты использовали родители, то копирует малыш"обезьянка". Я имею в виду, что малыши они как"обезьянки"всё копируют.

4. четвёртый фактор — это защиты, которые усвоены опытным путём, впоследствии использования тех или иных стратегий. То есть, эффект подкрепления. Например, я что-то просила, мне не дали, я устроила истерику и мне дали. В следующий раз я воспользовалась тем же приёмом и мне опять дали. То есть, когда я тихо просила, мне говорили — нет, а потом всё, я начала истерить и родители мне опять это дают. И таким образом я получаю позитивное подкрепление, что вот это работает и это становится моей защитой. И уже в отношениях взрослых, например, я даже тихо и не прошу, сразу истерю, к примеру. Про позитивное подкрепление ещё раз рекомендую, есть очень хорошая книга, называется "Не рычите на собаку". Вообщем-то, вся такая когнитивно-поведенческая психология там изложена очень простым, понятным языком. И это тоже очень рабочие модели. Да, они не работают с какими-то глубинными"вещами", но они очень хорошо подходят для того, когда мы говорим, что через внешнее мы меняем и внутреннее. То есть, они для этого очень хорошо работают.

Все защиты разделяются на два типа:

● это защиты высшего порядка и

● защиты низшего порядка.

Вот это очень важная классификация, практически применима, то есть, её можно применять в практической работе и для себя в голове делить, во-первых, замечать какие защиты используют ваши клиенты и их разделять: где это примитивные защиты (защита низшего порядка), а где это защита высшего порядка. То есть, повторюсь, для меня это та классификация, которая как раз важна, она одна из немногих, которая важна в практической работе.

Защиты низшего порядка, их называют ещё примитивные защиты, первичные, незрелые, то есть, всё это об одном и том же. Примитивные защиты или защиты низшего порядка, к ним относятся те защиты, которые имеют дело с границей между Я и внешним миром. То есть, Я и внешний мир. Вот в этих отношениях, на границе вот этих двух объектов, если так можно сказать, работают примитивные защиты.

Второй тип защит — это защиты высшего порядка. Эти защиты работают с внутренними границами, между Эго и Супер-Эго и между ИД. То есть, между Наблюдающей и Переживающей частями, это если по Фрейду взять структуру психики. Если по Юнгу, то же самое, принцип тот же, они работают между внутренними объектами психики. То есть, ещё раз, незрелая защита — между Я и внешним миром, а зрелые — внутри психики работают.

Нэнси Мак-Вильямс пишет, что примитивные защиты действуют общим, недифференцированным образом, во всём сенсорном пространстве индивида, сплавляя между собой когнитивные, аффективные и поведенческие параметры. И в то время, как более развитые защиты осуществляют определённые трансформации чего-то одного: мысли, чувства, ощущения, поведения или некоторой их комбинации. То есть, другими словами, примитивные защиты действуют на всё, на когнитивные, то есть, на мыслительные процессы, на аффективные (на чувства, эмоции), по поведенческую сферу, то есть, на всё. В то время, как зрелые защиты касаются чего-то одного. Может быть какая-то искажённая мысль, чувства, ощущения и т д. И это уже не тотально и тогда Наблюдающие Эго может уловить, что это что-то не то. Например, я чувствую какую-то бурю эмоций внутри, а ведь ничего не произошло, во вне всё нормально. И вот эти искажения, которые можно пронаблюдать, а значит можно себя оттуда"вытащить". Помните фильм"Игры разума", когда главный герой в очередной раз, эти ФИГУРЫ внутренние на него нападают, и потом он говорит, что эта девочка не взрослеет. И вот в этот момент уже можно провести границу между реальностью и галлюцинациями. В этот момент у него включились зрелые защиты. Вот этот момент, когда это не захватывает полностью, а остаётся какой-то кусочек. Например, вот что в этом случае, мы можем сказать, что когнитивные его процессы не были в это включены, он мог подумать про то, что эта девочка не взрослеет и тем самым себя"вытащить"оттуда.

Примитивные защиты действуют тотально и человек, когда он в этом процессе примитивной защиты, то он считает, что с ним всё"Ок", а с миром не-"Ок". Это как все, например, психически больные люди считают, что болен мир вокруг, а они здоровы. И вот это тоже свойство примитивной защиты, они не содержат критики. Вот это так и никак по-другому. К примитивным защитам или защитам низшего порядка относят:

● примитивную изоляцию,

● примитивное отрицание,

● всемогущий контроль,

● примитивная идеализация и обесценивание,

● проективная и интроективная идентификация,

● расщепления и

● диссоциации.

Мы по всем этим защитам дальше пройдёмся. Примитивные защиты довербальны и они формируются до того, как младенец начинает говорить и структурировать свой психический материал посредством символов, слов. Они всегда искажают реальность. Отличительная особенность примитивных защит — они искажают реальность или они недостаточно связаны с реальностью. Как например, изоляция. Дальше будем говорить про это. В большинстве своём они сильно искажают реальность или они разрывают связь с реальностью. Это первый момент.

Второй момент, они недостаточно учитывают отдельность и константность объектов, находящихся вне собственного Я. То есть, как будто бы психика недостаточно учитывает отдельность других объектов (это про границу) и константность, то есть, постоянство других объектов вне собственного Я, другие не видятся отдельными и константные, постоянными. Например, вот есть отрицание (более примитивный процесс) и есть вытеснение. Они, по-сути, похожи, но чтобы что-то вытеснилось, оно сначало должно быть каким-то путём узнано. То есть, человек каким-то путём должен об этом узнать и потом вытеснить, перевести в Бессознательное. Это вытеснение. Отрицание — это другой процесс, когда это даже не узнаётся, то есть, это сразу отсекается, этот кусок информации, то есть, этого как будто не было, этого не случилось. И вот эти процессы хорошо показывают, вот в первом случае, вытеснение — это защита высшего порядка, при которой реальность не искажается том смысле, что принята вся информация, но потом я себе сказала, что этот кусочек не хочу и вытеснила, но он есть, я этот кусочек не"убила", он есть, просто не хочу его в Сознание допускать. Поэтому целостность реальности здесь не нарушена. А отрицание — это когда кусочек информации полностью отвергается, как будто бы"убивается", нет этого, нет, нет, нет. И тогда получается реальность не целостная, кусочек оттуда выброшен. И повторюсь, мы дальше будем идти ещё в каждую защиту, рассматривать отдельно и если сейчас немножко размыто это кажется, то потом всё у вас внутри собирётся.

Также, например, расщепление — это примитивная защита и человек расщепляет весь свой опыт, то есть, всю информацию, которую он получил на: всё хорошо, всё плохо. И там нет места какой-то неопределённости, амбивалентности и так далее. О чём это? Это об искажении реальности, то есть, в реальности оно одно, а психика всё вот так вот разделила: всё хорошо, всё плохо. Как, например, в любовной зависимости, мы говорим, что то он хороший, то ужасный. По поводу расщепления Нэнси Мак-Вильямс пишет, что предполагается, что эта защита проистекает из времени, предшествующего периоду, когда ребёнок открывает для себя константность объектов. То есть, константность — это постоянство объектов. Когда ребёнок удовлетворён, присутствие матери связано для него с глобальным ощущением хорошей матери, а когда он фрустрирован, та же мать ощущается им как абсолютно плохая мать. Мы полагаем, что пока младенец не достиг этапа развития, когда он будет в состоянии признать, что перед ним в обоих ситуациях один и тот же человек, в присутствии которого ему иногда хорошо, а иногда плохо, пока он не достиг этого этапа, каждое его переживание тотально, дискретно, определенно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ, КОУЧ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как устроена наша психика по З. Фрейду или как лучше понимать себя и других предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я