Говори красиво и уверенно каждый день. Настрой голос и речь за 5 недель

Евгения Шестакова, 2024

Голос и речь – инструменты коммуникаций, переговоров и презентаций. Научитесь владеть этими инструментами по максимуму Удивляйте своих близких, коллег, клиентов и партнеров располагающим к общению голосом, грамотной речью и качественными презентациями. Создавайте новое конкурентное преимущество и развивайте свой персональный бренд. Производите впечатление, привлекайте и удерживайте внимание в коммуникациях. Книга в формате интенсивного тренингового марафона, рассчитанного на месяц ежедневных тренировок, поможет вам спланировать и организовать работу по подготовке к любому выступлению. Это удобный, практичный и приносящий удовольствие от использования инструмент. В форматах PDF A4 и EPUB сохранены издательские макеты книги.

Оглавление

Из серии: Деловой бестселлер (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Говори красиво и уверенно каждый день. Настрой голос и речь за 5 недель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Неделя 1

Создаем каркас выступления

Прежде чем приступать к работе с голосом, давайте продумаем, где и как мы будем использовать его возможности, ведь действие с конкретной целью всегда более продуктивно. На этой неделе мы заложим фундамент вашего будущего выступления. Предлагаю придерживаться следующего плана.

День 1. Цели выступления.

День 2. Выбор темы выступления.

День 3. Создание заголовка выступления.

День 4. Разработка структуры выступления.

День 5. Создание вступления. Ключевой тезис.

Затем мы подключим к работе инструменты управления голосом и ораторские приемы.

Итак, как и договаривались, каждый день небольшая порция теории и задание, которое нужно будет выполнить в течение суток.

День 1. Цели выступления

Задумывались ли вы о том, что «зачем» порой бывает гораздо важнее любого «как»? Перед началом подготовки к выступлению, когда мы заранее переживаем за его успех и мысленно встречаем неудачу или овации (чаще всего именно эти две эмоциональные крайности отслеживают участники на этапе подготовки), остановитесь на мгновение и подумайте: зачем вам этот шаг? Какую цель вы ставите перед собой, получив задание или самостоятельно проявив инициативу выступить? И вспоминаете ли вообще о целях на старте любого активного целенаправленного действия? Может ли размышление о них изменить ваше состояние и процесс их достижения?

Итак, задайте себе следующие вопросы:

• есть ли у меня личная цель в предстоящем публичном выступлении;

• и если да, то какова она?

Давайте уточним, почему речь идет именно о личной цели. Представьте себе ситуацию: вам дают задание выступить с какой-то темой в школе, университете или на работе, и вы оказываетесь не в восторге от этой идеи. А почему? Возможно, потому что цель вас не вдохновляет, она вам неинтересна или даже полностью чужда. Что же вы будете чувствовать, если станете выполнять чье-то задание по принуждению или навязыванию? Совершенно верно, безразличие к результату, напряжение и желание поскорее завершить неудобное для вас действие, потому что не видите в нем смысла и выгоды лично для себя. Далеко не всегда чужие цели нас вдохновляют и поддерживают. Однако если эта задача является частью системы, от которой мы зависим (порой «надо значит надо»), самым простым способом будет подумать и найти для себя личную цель, движение к которой вы станете осуществлять уже не потому, что обязаны, а потому что сами хотите и видите в этом смысл.

В этом случае одним пунктом точно не обойтись.

При подготовке к выступлению я рекомендую ставить не одну, а три последовательно связанных между собой цели.

1. Цель конечную. Она отвечает на вопрос: «К какому действию я хочу побудить аудиторию после нашего с ней контакта?» Если вы решите что-то продавать, сколько людей должны купить ваш продукт или услугу? Если вы кого-то куда-то приглашаете, сколько человек должны откликнуться и когда? Что нужно сделать людям после вашего выступления: записаться, купить, проголосовать, решиться, придумать? Данная цель легко измеряется, она четко определена во времени и отвечает остальным критериям SMART[3].

Например, в конце текущего семестра блестяще защитить диплом на тему «Психологические аспекты цвета в веб-дизайне», получить от членов комиссии оценку «отлично» и предложение по работе.

2. Цель, связанную с атмосферой. «В какой атмосфере должно происходить мое взаимодействие с аудиторией?» Этот пункт очень важен. Именно от него во многом зависит то, как вас будут воспринимать и вспоминать по прошествии времени. Ведь кроме рациональной части аргументов для выступления есть вторая важная составляющая восприятия — наши эмоции.

Например, доставить аудитории эстетическое удовольствие от визуального наполнения и формата выступления.

3. Цель для себя. «Что меня порадует, мотивирует, сделает счастливее в процессе или после завершения выступления?» Порой необходимость произнести речь перед аудиторией приходит извне, превращая нас в заложников ситуации. Решиться на этот непростой шаг с пользой для себя помогает постановка личной цели. Данный пункт позволяет представить процесс уже завершенным, что является своеобразной терапевтической помощью. Выступление обязательно закончится, и вы сможете выпить чашку кофе с друзьями, приготовить ужин для семьи или почитать в тишине любимую книгу. Не забывайте о себе, даже когда участвуете в процессе, который инициировал кто-то за вас, учитесь быть хозяином абсолютно любой ситуации.

Например, отработать выступление на статусную аудиторию; это в дальнейшем поможет участвовать в бизнес-акселераторе с собственным стартапом.

При четко сформулированных целях как будто сами собой начнут подбираться и инструменты. Это немного похоже на волшебство, однако так работает наше сознание. Если человек не видит цели, он не понимает, как и куда идти. Готовьте и страхуйте себя заранее, чтобы легче справиться с ощущением некомпетентности — когда, выходя на сцену, вы не до конца представляете, зачем это делаете. С наращиванием опыта появится чувство гибкости и свободы в процессе целеполагания, которое будет применимо ко всем областям жизни. Дальше — дело за творчеством.

Задание 1

Представьте, что в ближайшее время вам предстоит выступление. Продумайте и запишите три цели:

• конечную (желательно, чтобы она была выражена в цифрах);

• связанную с атмосферой (что должны будут чувствовать люди во время вашего выступления);

• для себя (научиться, отработать, получить опыт, наконец, сделать этот шаг, а потом отпраздновать вместе с друзьями или семьей — выберите то, что подходит именно вам, и зафиксируйте в таблице).

День 2. Выбор темы выступления

Когда ребенка спрашивают, о чем бы тот хотел рассказать, он, скорее всего, не сможет мгновенно ответить, а начнет придумывать. Да и взрослый тоже. Навыки спонтанной речи у нас развиты, как правило, слабо. Нам нужна конкретика или подсказка. Поэтому, принимаясь за выбор темы выступления, попробуйте рассуждать в таком ключе: о чем бы вам хотелось рассказать другим. Основное здесь — ваше желание. Однако размышляйте об этом с позиции не эксперта с его высоким статусом, а, наоборот, исследователя: что в данной сфере вы сами хотите открыть, в чем разобраться, а в чем продолжить совершенствоваться. Берите в качестве темы выступления то, что вам по-настоящему интересно. Действуйте как ученый и экспериментатор. О чем еще не говорили? Как по-новому рассказать о вещах, всем уже хорошо знакомых? То есть важно найти свою собственную точку входа в тему.

Например, вы хотите рассказать об экологии. Что именно? Общее выступление будет, скорее всего, из серии «капитан очевидность»: экологическая обстановка ухудшается, каждый должен задуматься о проблеме… Это все и так знают, ничего нового, хотя вопрос и очень актуален. А вот что можно сообщить своей аудитории, чтобы и ей, и вам было интересно? Подумайте о теме выступления именно в этом ключе. Может быть, вы расскажете об ответственности корпораций, применяющих пластиковую упаковку? Ежегодно Coca-Cola использует 3 млн тонн пластика[4] (или больше 100 млрд пластиковых бутылок), PepsiCo — 2,3 млн, а Nestle — 1,5 млн тонн)[5]. Или про раздельный сбор мусора? Однако не в общих чертах, а о том, как вы пришли к этой теме и была ли с этим связана какая-то поучительная история? Например, «несколько лет назад, когда появились первые контейнеры для раздельного сбора мусора, я собиралась помыть и отнести в утилизацию пару пластиковых бутылок. В этот момент в гостях была подруга. Она выхватила из моих рук бутылку и с криком (я не шучу!): “Крышечки — отдельно!”[6] свинтила голову молочной упаковке. С тех пор я прониклась к ней (подруге) еще бо́льшим уважением».

А вот еще одна подсказка относительно выбора точки входа для раскрытия и обоснования своего решения: любую тему можно рассматривать в двух векторах: через индукцию или дедукцию. Данные методы исследования, они же способы рассуждения, очень хорошо помогают организовать материал. Индукция (от лат. inductio — «наведение») — это когда мы идем от частного к общему, а дедукция (от лат. deductio — «выведение») — наоборот, когда из общего выводим частное.

Например, вам досталась тема «О способах работы с вопросами и возражениями». Вы можете начать с рассказа об этих способах, а в конце обобщить или сделать вывод о публичных выступлениях в целом, таким образом, выстроив свою речь через индукцию. Или же, наоборот, прежде всего рассказать о важности публичных выступлений в современных коммуникациях, о том, какое место в них отведено вопросам и возражениям, а затем уже перечислить три способа работы с сопротивлением аудитории. То есть раскручивать тему либо с начала, либо с конца.

И последняя подсказка в блоке выбора темы. Любой вопрос, который вы желаете раскрыть для публики, вмещает в себя больше сведений, чем требует или позволяет публичное выступление. Поэтому запланируйте то, о чем хотели бы рассказать, что вам интересно, в максимальном объеме. А затем разделите информацию на несколько частей. Центральная часть «расскажу в выступлении» должна быть компактной, соответствовать таймингу и потребностям ситуации и аудитории. Поэтому очень важно понимать, для кого вы будете выступать, какова осведомленность ваших слушателей в данной теме, а также отношение к ней. Собрать информацию можно через небольшое интервьюирование организаторов, предварительное анкетирование, форумы, статьи, чаты и т. д.

Дальше, по мере расширения кругов, уровень погружения в тему будет таять. Тем не менее думать в данном направлении полезно и важно, эти сведения тоже могут пригодиться для развития темы в будущем, ответов на вопросы, на случай форс-мажора, написания итогового поста в социальных сетях или статьи и т. д. Если же не произвести такого разделения хотя бы мысленно, то в начале выступления вы будете неспешны, ощущать безграничность времени, однако по мере его расходования, понимая, как много еще нужно успеть сказать, начнете спешить и перескакивать. Поэтому гораздо эффективнее сразу очертить границы объема материала, который вы задействуете в выступлении. Со времен Сократа круги знаний, осознанное непознанное и теория расширяющегося незнания еще не теряли своей актуальности, просто мы зачастую забываем о них.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Деловой бестселлер (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Говори красиво и уверенно каждый день. Настрой голос и речь за 5 недель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

SMART — популярная система постановки целей (авторы — Джордж Т. Доран (George T. Doran), Кен Бланшар (Ken Blanchard)), разрабатываемая с 50-х годов XX века. Представляет собой акроним пяти английских слов: Specific («конкретная»); Measurable («измеримая»); Achievable («достижимая»); Realistiс («реалистичная»); Timed («рассчитанная по времени»). Правильно поставленная цель должна учитывать все пять критериев.

4

https://www.forbes.com/sites/heatherfarmbrough/2019/03/15/coca-cola-reveals-it-produces-3m-tonnes-of-plastic-packaging-a-year-in-ground-breaking-report/?sh=18eca058670f

5

https://knife.media/fake-recycling/

6

Крышечки сделаны из полиэтилена высокой плотности (HDPE/ПЭВД с маркировкой 2 в треугольнике) — это один из самых безопасных видов пластика, требующий отдельных условий переработки, в отличие от бутылочного ПЭТ. Мыть, хранить и сдавать крышечки в пункты приема намного проще, чем более крупный мусор, поэтому именно они могут стать для многих людей стартом к раздельному сбору отходов (РСО).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я