Семнадцатилетняя школьница Надя, уставшая от нравоучений мамы, подает документы в ВУЗ далеко за пределами Петербурга. Исполняется давняя мечта о самостоятельной жизни, вот только никто не предупреждал о ее сложностях и о том, что выбранная профессия может оказаться бессмысленной. Что делать, когда совершен импульсивный поступок? Последовать советам мамы или смириться и попытаться найти смысл жизни? «Заповедник» — не только история противостояния отцов и детей, но и история поиска жизненного пути, формирующегося на фоне дикой природы России. Природа, как и главная героиня борется за свое будущее, каким оно будет и от кого зависит попытайтесь узнать из этой истории. Автор дарит читателю не только историю, но и пищу для размышления о проблемами охраны природы в России, знакомит с профессиями государственного инспектора и полевого эколога.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Заповедник» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
***
Учеба в университете кардинально отличалась от учебы в школе: хочешь учись, а если нет, держать никто не будет. Но, как и прежде, интереса у Нади она не вызывала, приходилось заниматься не тем, что нравилось. Хотя в этом она тоже еще не разобралась, важнее найти то, что нравится, или учить то, что, вероятнее всего, по мнению мамы, пригодится в жизни? Оставаясь без ответа, пыталась зазубрить ответы на вопросы по дисциплине, никоим образом не относящейся к охране природы, — математическое моделирование. Хотя, может, и имело, но, как это применить, Надя не представляла. От непонимания, бесполезных попыток разобраться и понять, прежних попыток объяснить преподавателю о возникшей загвоздке горло сковала горечь обиды, стыда и безысходности. Тщетны были даже попытки остановить слезы; не в силах совладать с эмоциями сдалась, взяла в руки маленькое махровое полотенце, дала волю чувствам, а разум помог им высвободиться.
Нельзя говорить, что не понимаешь, говори: затрудняюсь ответить. Не отвлекай преподавателя глупыми вопросами, если все поняли, а ты — нет, сиди и молча разбирайся. Сложно? Значит, не ту профессию выбрала, ищи программу легче или зубри, зубри, зубри. И слышишь ты это всю жизнь. Не желая ударить в грязь лицом, не желая быть униженной, осмеянной, молчи, не высовывайся, спиши у соседа или из готовых домашних заданий, главное ведь — показать результат. Наде казалось, что все это останется в школе, но, как говорила бабушка, «увы и ах». Как найти выход из этого положения, знать все невозможно, а там, где унижают, знать и не хочется.
К тому моменту, как в комнату вошла Аида, Надя давно отбросила ненавистную дисциплину и разбиралась с другой проблемой.
— Чего такая грустная?
— Да потому что только начали учиться и уже тему диплома подавай. Да я даже еще сути профессии не поняла.
— Что-то рано вам об этом сообщили, — удивилась Аида, — обычно эту тему поднимают к концу первого курса, в начале второго. Хотя у вас исследования связаны с обработкой множества материалов, не только литературы, может, поэтому.
— Мы, видно, особенные. Еще бы в первый день сказали, где наши темы дипломов, — насупившись, сказала Надя и вновь ощутила подкатывающий к горлу ком, попыталась сглотнуть.
— Не переживай, — сказала Аида, — можно обратиться к преподавателям или поспрашивать у старших курсов, на какие темы они пишут.
— Да я вообще пока ничего не понимаю, у нас шесть дисциплин, из которых часть вообще никакого отношения к экологии не имеет. К чему они, не понимаю, — Надино состояние было направлено не на решение проблемы, это была попытка выговориться, сбросить негатив. Так было всегда, все новое воспринималось остро, как что-то чужеродное и ненужное, и деться от этого было некуда.
— У меня такие тоже были на первом курсе. Потерпи, на втором курсе будут профильные, — сказала Аида, приподняв лоб и наклонив задумчиво голову влево, как бы сомневаясь в своем ответе.
— Надеюсь. А как ты с темой определилась? — интересовалась Надя, надеясь, что ее подход будет действенным.
— Нам раздали темы курсовых, мне понравилась, и, когда сдавала работу, спросила у преподавателя, можно эту тему взять для диплома. Он одобрил и договорились, что с ним писать диплом буду.
— Здорово. Меня ни одна из нынешних дисциплин не зацепила. Не хочу брать то, к чему нет интереса, потому что наворочу ерунды, — голос Нади звучал жестко. В словах Аиды Надя слышала интерес к тому, что она делает, ей хотелось того же.
— Не паникуй раньше времени, время есть, — оптимистично произнесла соседка.
— Главное, чтобы у них замыкания головного мозга не произошло, не решили, что тему надо сейчас же.
Соседка вскоре ушла, а Надя принялась готовить ужин. Разогрела на сковороде склеенные макароны с тушенкой, приправленные куриной приправой «Роллтон», нарезала неровными кусками хлеб и развела кофе «три в одном», которое еще больше вызывало жажду.
Вечер был занят подготовкой доклада, повтором пройденного материала. Как только руки дошли до ненавистного предмета и темы «Метод Монте–Карло», Надя стала нервничать. «Ну на кой черт оно мне сдалось? Я что, физик ядерщик? Давайте еще теорию черных дыр изучать или внеземные цивилизации». Дойдя до пика непонимания, бросив ручку на стол, Надя легла на кровать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Заповедник» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других