Книга задумана именно как подробное руководство по управлению кораблем под названием «Семейное счастье». Я не думаю, что её будут читать молодые люди, только собирающиеся вступить в брак: ведь они наивно полагают, что та любовь, которую они сейчас чувствуют, поднимет их на крыльях и перенесет в эдемский сад, где они будут жить долго и счастливо. Лишь те, кто уже понял, что даже самая неземная любовь не гарантирует нам бесконечного счастья и блаженства в семье, сможет найти необходимую информацию в этой книге о разных сторонах и этапах супружества.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Корабль «Семейное счастье» (Психотерапевтическое путешествие в море отношений) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЭТАПЫ СУПРУЖЕСТВА
Никогда не задумывались о том, почему большинство литературных и кинематографических историй о большой любви заканчиваются или смертью, или расставанием героев? В лучшем случае мы видим их уже состоявшимися и абсолютно счастливыми лет эдак через «надцать» после вступления в брак. Совершенно невозможно представить себе Ромео и Джульетту спустя три года семейной жизни, ругающихся по поводу того, чьи родители им больше помогают с детьми или финансово. Те счастливые зрелые семьи, которые мы видим в литературе, — как они прошли через ссоры первых 10–15 лет и дожили до этого благообразия? Авторы этого не описывают.
Сказки оказались добрее к нам и показывают, что для того, чтобы в конце сказать: «жили они долго и счастливо и умерли в один день», героям нужно пройти множество испытаний. Избранница Финиста — Ясна Сокола семь посохов истерла, семь cапогов истоптала, пока воссоединилась с возлюбленным, Психея выполнила три трудновыполнимых задания своей свекрови, что позволило ей обрести мудрость и прожить глубокую личностную трансформацию. Иванушка-дурачок, только став Иваном-Царевичем и победив разных чудищ, вновь обретает свою суженную. К сожалению, информация об испытаниях содержится в сказках в символическом виде, требующем умения дешифровщика. Ею не так-то легко воспользоваться неискушенному читателю. Древние мифы и сказы пытаются донести до нас истину о том, что без испытаний и препятствий семья и пара не могут состояться. Нет счастливого союза, в котором все было гладко с первых дней и до конца жизни. Есть прекрасный анекдот о секрете подобного безоблачного счастья:
Жену, на золотой свадьбе спрашивают:
–
Как вам удалось прожить так долго и так счастливо?
–
Когда мы поженились, сели в бричку и поехали домой. По дороге лошадь споткнулась. Мой Ванечка сказал «раз». Спустя какое-то время лошадь споткнулась второй раз, Ванечка вынул пистолет и застрелил лошадь. Я возмутилась: «Ванечка, как же можно быть таким жестоким!». Мой Ванечка сказал «раз», и с тех пор мы больше не ссорились.
На самом же деле именно в первые 10–15 лет, наполненные бесконечными испытаниями и вызовами нашей любви, верности, терпению, мудрости и умению трудиться, идет выращивание нового живого и жизнеспособного существа — нашей семьи.
Двое, вступая в отношения, порождают как бы своего первого ребенка — их отношения. Этот ребенок может оказаться абортированным, если отношения закончились быстро и не привели ни к чему. Но, если отношения продолжились и перешли в супружеские, то можно сказать, что ребенок родился. В этот момент наша семья в самом начале своей жизни, чтобы окрепнуть и повзрослеть, ей потребуется много времени. Интересно то, что развивается этот ребенок в точности так же, как и реальное человеческое существо.
Все мы знаем, что существуют законы развития эмбриона и новорожденного — и точно так же, как на определенной неделе у зародыша появляется ручки и ножки, а младенец начинает садиться, ползать, ходить и говорить строго в этой последовательности. У каждого ребенка это наступает в свое время, но последовательность этапов развития у всех одинаковая. Так же и в супружеских отношениях: один этап всегда сменит другой и последовательность этих стадий ничто не может нарушить.
И точно так же, как мы не можем оставить ребенка без заботы и ухода без риска для его жизни, и правила этого ухода прописаны во множестве книжек для родителей, точно так же и наши новорожденные отношения требуют от нас определенного поведения и умонастроения на каждом из этапов.
Когда ребенок может обходиться без постоянной опеки родителей? Когда мы уже видим четко проступающий контур его личности? Когда мы уже можем полагаться на него и получать от него поддержку и помощь? Я думаю, родители согласятся со мной, что каждый возраст показывает нам отдельные грани взрослости и самостоятельности ребенка. Если в год мы уже можем не держать его на помочах и доверить ему самостоятельно передвигаться, а к двум годам самостоятельно есть за общим столом, то в 7 он уже может сам контролировать свои учебные обязанности (если, конечно, мы позволяем ему взрослеть, а не держим все время в зависимости, излишне опекая). Почему же мы требуем совсем другого от «ребенка-отношений»? С первых дней мы, вместо того чтобы вкладывать в них всего себя, хотим брать от них, требуем, подвергаем испытаниям и проверкам. Мы не понимаем, что каждый год и каждый этап раскрывает лишь одну сторону зрелости семьи. Так же, как ребенок развивается через кризисы и стабильные периоды, так и семья не может пройти сквозь годы совместной жизни без кризисов.
Я часто замечала, что если на первом сеансе человек, рассказывая о семье своих родителей, говорит, что они никогда не ссорились, я понимаю, что нам с этим клиентом предстоит долгая и упорная работа по раскапыванию скрытых обид и подавленных чувств. Обычно я спрашиваю: а за счет кого они не ссорились? Кто поступался своими интересами, кто отказывался от своих чувств, кто не жил той жизнью, которой бы хотел, ради мира в семье? Обычно этим человеком в семье и являлся мой нынешний клиент.
Кризисы в семье должны быть, без них нет развития. Каждый кризис приносит вполне определенное испытание. Каждый этап супружества заканчивается или начинается кризисом, как и из одного возраста ребенок переходит в другой только через кризис. Это общий закон развития. Семьи, которые проходят через кризисы, решив требуемые на этом этапе задачи, становятся крепче, сплоченнее и надежнее. Обретают силу для последующих совместных испытаний. Те же, кто испугался кризиса, чаще всего или поворачивают свой корабль обратно в бухту, тем самым пытаясь остановить любое развитие семьи, замораживают отношения в ней на долгие годы, либо пытаются пересесть на другой корабль, вступая в новые связи и создавая каждый раз новые союзы, наивно полагая, что тем самым спасли себя от кризисов любви.
Не прав был Толстой, сказав, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему. Работая с несчастными семьями, я очень хорошо вижу, что несчастные семьи попадают в одни и те же ловушки, не проходят одни и те же испытания.
Если на первом этапе, требующем решения вполне определенных задач, они не были решены, то семья все равно вступит во второй этап, но только с «отягощенным анамнезом» — и решать задачи второго этапа будет уже сложнее и возникнет трудно разрешимый кризис. Так что, при всем уважении ко Льву Николаевичу, все несчастные семьи несчастны тоже одинаково. И вот это-то и расстраивает. Ужасно жаль, что замечательно умные и красивые люди, наступая на одни и те же грабли, калечат собственную жизнь, делают несчастными множество людей вокруг: своих родителей, детей и друг друга, наконец, из-за того, что не имеют под рукой руководства, где было бы написано: сейчас вы вступили в такую-то и такую-то области семейной жизни. С Вами происходит то-то и то-то, и делать надо то-то и то-то. Понятно, что ни одно руководство не сможет учесть всех индивидуальных различий и уникального сочетания факторов, которые есть в каждой конкретной ситуации. Именно поэтому гораздо полезнее прорабатывать эти принципы и правила в группах на семинарах или с семейным консультантом. Но и знание общих закономерностей также очень способствует выходу из тупиков. Как минимум, важно понимать, что кризисы будут. Они свидетельство вашего роста и развития.
Семья — это группа, сплоченный союз (даже семья, которая в кризисе). И у этой группы есть свои законы существования и развития. Свои этапы и задачи, которые надо научиться решать вместе на каждом из этапов. Причем последовательность этих этапов супругам важно знать, как маршрут пути путешественнику.
Моя книга — это попытка посмотреть на семью в ракурсе этапов ее развития, с одной стороны, и в ракурсе командного взаимодействия, с другой.
Теперь давайте перейдем к этапам супружества. Их семь, причем разные авторы и концепции называют их по-разному, однако все выделяют только 7 этапов, и, по сути, все говорят об одних и тех же закономерностях, выделяя различные аспекты каждого из периодов.
Не правда ли, удивительно, что так много самых важных вещей в нашем мире связанно с числом 7? Семь нот в гамме. Семь цветов у радуги, семь энергетических центров в теле человека — не зря семь называют божественным числом. Говоря об этапах супружества, я возьму за основу несколько источников, т.к., на мой взгляд, они отлично дополняют друг друга, и таким образом получится более целостная картина.
Хотелось бы начать с обращения к такому направлению в психологии, как сказкотерапия, сослаться на известного российского сказкотерапевта Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву. Она выделяет семь уровней отношений, анализируя сказки, мифы и предания. В своей книге «Он и Она. Тайный шифр сказки отношений» Татьяна Дмитриевна утверждает, что знания об этой семиуровневой матрице отношений рассеяны в различных сказках разных народов. Во многих историях идет рассказ о том, как герои «осваивали» только первые два уровня. В других повествуется о третьем и четвертом уровнях отношений. В мифах о древних богах и легендах о мудрых правителях зашифрованы отношения пятого уровня. В волшебных историях мы находим указание на шестой и седьмой уровни отношений. Итак, вот эти семь уровней отношений:
•
l
-й уровень отношений
— испытание силы друг друга;
•
2-й уровень отношений
— прикосновение к тайне другого;
•
3-й уровень отношений
— сакральная близость;
•
4-й уровень отношений
— сотворчество в создании новой жизни;
•
5-й уровень отношений
— совершенствование среды обитания и окружающей действительности;
•
6-й уровень отношений
— забота о настроении и состоянии друг друга;
•
7-й уровень отношений
— духовная поддержка. Вершина пирамиды — единство духовное и социальное.
Также из анализа сказок возникла следующая классификация этапов отношений. Юнгианский аналитик Кларисса Эстес приводит её в своей знаменитой книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях». Она называет это этапами развития природы любви. И выделяет их на примере анализа одной инуитской сказки. Так как эта сказка нам понадобится для понимания этапов отношений, то позволю себе привести её целиком.
Женщина-Скелет
Она совершила что-то такое, от чего ее отец разгневался. В чем именно она провинилась, никто уже не помнит, только отец притащил ее на берег моря и сбросил со скалы вниз. Рыбы обглодали ее плоть и выели глаза. Остался скелет, который подводные течения перекатывали по дну.
Однажды рыбак отправился ловить рыбу. Надо сказать, что многие в свое время наведывались в этот залив, но наш рыбак уплыл далеко от родного дома и не знал, что местные рыбаки стараются держаться отсюда подальше, потому что здесь водится нечистая сила.
И надо же было случиться, чтобы крючок, заброшенный рыбаком, зацепился как раз за ребро Женщины-Скелета. «Должно быть, на этот раз попалась большая рыба, — подумал рыбак. — Наконец-то!» В мыслях он уже прикидывал, сколько людей удастся накормить такой огромной рыбой, насколько ее хватит, как долго он сможет отдыхать от своих обязанностей добытчика. Рыбак боролся с тяжелым грузом, висевшим на крючке, а морская вода кипела и пенилась, лодка-каяк подпрыгивала и дрожала, потому что та, что лежала на дне, пыталась освободиться. Но чем больше она боролась, тем больше запутывалась в леске. Несмотря на все свои усилия, она неудержимо приближалась к поверхности, влекомая зацепившейся за ребра леской.
Рыбак как раз пытался поддеть добычу сачком и поэтому не видел, как из воды показался голый череп, не видел поблескивающие в глазницах кораллы, не видел ракушки, облепившие желтые зубы. Потом он обернулся, держа в руках сачок, и тут увидел Женщину-Скелет во всей красе: она свисала с носа каяка, вцепившись в него длинными передними зубами.
«А-а-а! — вскрикнул бедняга, и от ужаса сердце у него ушло в пятки, глаза полезли на лоб, а уши запылали огнем. — А-а-а!» — завопил он и сбил ее с каяка веслом, а потом стал грести к берегу, как угорелый. От страха он не сообразил, что скелет попался на его удочку, и совсем перепугался, когда увидел, что ужасный призрак следует за ним к берегу. Куда он ни направлял свою лодку, Женщина-Скелет не отставала; ее дыхание собиралось над водой клубами пара, а руки тянулись к нему, будто желая схватить и утащить на дно.
«А-а-а-а-а!» — закричал он, добравшись до берега. Одним прыжком он выскочил из каяка и, сжимая в руке удочку, бросился наутек. А кораллово-белый скелет, все еще обвитый леской, лязгая, запрыгал вслед за ним. Он на скалы — Женщина-Скелет за ним. Он через ледяную тундру — она следом. Он пробежал по мясу, разложенному для просушки, и разметал его в клочья своими сапогами-муклуками. Неотступно следуя за ним по пятам, Женщина-Скелет подхватила несколько мороженых рыбин и стала жевать: ведь у нее во рту так давно не было ни крошки. Наконец рыбак добрался до своей снежной хижины, иглу, нырнул в лаз и на четвереньках прополз внутрь. Он лежал во тьме, задыхаясь и всхлипывая, а сердце стучало как бубен — самый гулкий бубен. Наконец-то он в безопасности, в полной безопасности, да, в безопасности! Слава богам, слава Воропу и изобильной Седне… наконец-то… он… в безопасности. Он зажег коптилку, и — о ужас! — на снежном полу ворохом костей лежала она: пятка зацепилась за плечо, колено застряло между ребрами, нога закинута за локоть. Потом он не мог сказать, что это было: может быть, свет смягчил ее черты или все дело в том, что он был одинок. Только в сердце его зажглась искра доброты, он медленно протянул почерневшие от сажи руки и, что-то ласково приговаривая, как мать, утешающая ребенка, принялся распутывать рыболовную леску. «Вот так, вот так, — сначала он освободил пальцы ног, потом лодыжки. Вот так, вот так».
Он трудился всю ночь и под конец закутал ее в меха, чтобы согреть. Теперь все кости Женщины-Скелета были на своих местах, как положено у человека. Он достал кремень и, отрезав часть своих волос, развел маленький костер. Время от времени, смазывая жиром драгоценное дерево своей удочки и сматывая леску из жил, он поглядывал на нее. А она, закутанная в меха, не говорила ни слова — не смела, — чтобы рыбак не вытащил ее из хижины, не сбросил со скал, не разбил ее кости. Рыбак стал клевать носом, забрался под меховые одеяла и скоро уснул. Бывает, что, когда человек спит, у него из глаза выкатывается слезинка. Никому не ведомо, какой именно сон бывает тому причиной, но мы знаем, что этот сон навеян печалью или тоской. Так случилось и на этот раз. Женщина-Скелет увидела, как в свете коптилки блеснула слеза, и вдруг ей ужасно захотелось пить. Позвякивая костями, она подползла к спящему и приникла к слезинке ртом. Эта одна-единственная слеза была как река, и она все пила и пила, пока не утолила свою многолетнюю жажду. Потом она легла рядом с рыбаком, проникла в него и вынула его сердце, гулкий бубен. Села и стала бить в него с обеих сторон: «Бом-бомм! Бом-бомм!» И под этот ритм бубна она запела: «Плоть-плоть-плоть! Плоть-плоть-плоть!» Чем дольше она пела, тем больше ее кости обрастали плотью. Так она напела себе волосы, и зоркие глаза, и красивые полные руки. Напела себе лощинку между ногами, напела груди — такие длинные, чтобы ими можно было обернуться для тепла, и все остальное, что нужно женщине. Когда все у нее было на месте, она песней сняла со спящего мужчины одежду, забралась к нему в постель и тесно прижалась к нему. Она вернула обратно его сердце, гулкий бубен, и так они и проснулись — сплетясь телами, соединенные новой связью, доброй и прочной. Люди, которые не помнят, из-за чего с ней приключилась беда, говорят, что она уплыла вместе с рыбаком, и их кормили досыта те существа, которых она знала, когда жила под водой. Люди говорят, что это чистая правда, а больше они ничего не знают.
Рассмотрим, какие же этапы развития любви выделяет К.П. Эстес.
Первый этап — иллюзии и слепоты. Разве не с этого начинаются все отношения любви? С потребности любить. Мы хотим влюбиться, испытываем томление о любви, мечтаем и фантазируем о прекрасном принце или принцессе, которых хотим повстречать. Эта потребность предшествует встречи. Мы вглядываемся в каждого: не он ли это моя долгожданная половинка? Так же и рыбак в сказке плывет к неведомым берегам в надежде поймать самую большую рыбу.
Затем закономерно и неизбежно наступает этап крушения иллюзии и бегства. Большинство отношений на этом и заканчиваются. И лишь те пары, которые смогли как следует запутаться (читай обрасти обязательствами и связями), как герои сказки запутались в снастях, переходят на следующий этап отношений. Этап понимания, через которое приходит сострадание к партнеру. Именно на этом этапе пары часто обращаются к психологу, чтобы понять и разобраться в причинах боли и непонимания. Четвертый этап — этап возникновения и доверия. В сказке этот этап наступает, когда рыбак, оставив скелет в жилище, ложится спать, тем самым проявляя доверие к тому, что ранее его пугало. Пятый — этап исцеления душевных ран, нанесенных нашим прошлым опытом. Как видим, пока о любви не было сказано ни слова. Любовь возникает лишь на шестом этапе. Именно это очень удивляет пары, считающие, что иллюзии начала отношений и были любовью, которую они утратили. В сказке этот этап поэтично описан через образ бубна из сердца. В шаманской традиции то, из чего сделан бубен, очень важно, так как он открывает дверь в иной мир. Бубен, сделанный из кожи тотемного животного, открывает дверь в мир предков, бубен из кожи волка — в загробный мир, а бубен из сердца открывает доступ в мир любви.
И, наконец, седьмой этап — этап слияния. Это именно то, что в библии называется «стать одной плотью». Не многие пары проходят через все семь этапов. Мне в силу профессии чаще всего приходится видеть пары, которые остановились в своем развитии на первых двух этапах. Нужно сказать, что эти первые два этапа совершенно закономерно наступают в любом браке. Закидывая крючок в море жизни, мы вытаскиваем себе в качестве добычи не воплощенное счастье, а человека со своими проблемами, ранами и иллюзиями. Все это рано или поздно проявится в наших отношениях. Проявится для того, чтобы мы смогли помочь друг другу исцелиться и стать такими, как нас задумал Бог. Мне очень нравится высказывание, что когда мы любим, то видим друг друга такими, как нас сотворил Бог, когда разлюбим — то такими, какими нас сделали родители.
Не каждая пара готова так посмотреть на это испытание и продолжить двигаться к следующим этапам супружества вместе. Поэтому все последующие этапы брака не наступают сами по себе. Чтобы войти в них, надо изменить жизненную установку от бегства и поиска себе, любимому, самых лучших партнеров («ведь я этого достойна» — главный девиз этой жизненной стратегии) к пониманию: а почему мне достался человек, создающий мне такие проблемы, и чему меня эти жизненные испытания могут научить, как я должен измениться, чтобы быть счастливым? Согласитесь, что такое изменение жизненной установки само по себе не происходит, а требует внутренней работы. Сами по себе растут только сорняки. Оставьте невозделанным кусок земли под вашим окном — сорняки вырастут на нем незамедлительно и без всяких усилий с вашей стороны, а вот розы никогда там сами не появятся.
И последний источник, к которому хотелось бы обратиться, говоря об этапах супружества, я открыла для себя несколько лет назад. Это учение о семье и браке, изложенное в христианстве и ведической культуре. Меня не устает поражать (лучше я не устаю поражаться) и вдохновлять мудрость, целостность и глубина этих древних знаний и их удивительное созвучие с представлениями юнгианских аналитиков, сказкотерапевтов и системных семейных терапевтов. Обратите внимание, что все источники, которые помогают нам в понимании законов развития любви и супружества, — это древние духовные тексты или древние сказки и предания. Эти источники на протяжении веков и тысячелетий хранили эти знания как нечто важное, открываемое лишь ищущим.
На протяжении нескольких лет я вела психодраматическую группу «Портрет супружества», опираясь на цикл видео-лекций американского пастора и проповедника Брюса Уилкинсона «Библейский портрет супружества», в которых он излагает основные положения Библии касательно семьи и брака. Цитаты и ссылки из этого семинара будут мной неоднократно использоваться в некоторых частях книги. Не менее ценную информацию, очень помогающую мне в работе с семьёй, я почерпнула и из лекций по аюрведическим принципам построения гармоничных семейных отношений в изложении Торсунова О.Г. и Таргаковой М.З.
Какие же этапы выделяются этими авторами?
Все фазы развития любовных отношений в ведах разделяются на цивилизованные и нецивилизованные отношения. Иначе говоря, на те, которые произойдут сами собой, как мы уже обсуждали выше, и те, которые требуют большой работы души и сознания. Первые три этапа отражают законы функционирования органов чувств, а именно: голод, насыщение и отвращение. Следующие четыре стадии и есть истинно человеческие проявления любви и разумности — это 4) фаза терпения и труда, 5) фаза уважения и доверия, 6) дружба и 7) божественная любовь.
Теперь хотелось бы свести все это в таблицу, чтобы читателю было легче соотносить информацию из различных источников друг с другом.
№
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
К.П. Эстес
Веды и / Библия
1
Испытание силы друг друга
Иллюзии и слепота
Любовный голод / оставление родительской семьи
2
Прикосновение к тайне другого
Разрушение иллюзий и бегство
Насыщение и Пресыще-
ние / прилепление друг к другу
3
Сакральная близость; духовная поддержка, единство
Распутывание отношений и понимание. Возникновение сострадания
Фаза ссор
№
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
К.П. Эстес
Веды и / Библия
4
Сотворчество в создании новой жизни
Возникновение доверия
Фаза терпения и внутренней работы
5
Совершенствование среды обитания и окружающей действительности. Управление королевством
Исцеление прошлых ран
Возникновение уважения
6
Забота о настроении и состоянии друг друга
Возникновение любви
Дружба
7
Единство и духовная поддержка
Слияние и единство
Божественная любовь
Теперь, анализируя эту таблицу, мы видим, что каждым автором или источником рассматриваются некие отдельные аспекты или проявления каждого из этапов. Мы же попытаемся свести это воедино.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Корабль «Семейное счастье» (Психотерапевтическое путешествие в море отношений) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других