Психология Родины. Глубины русской самобытности

Елена Владимировна Кардель, 2022

На новом витке истории коллективный Запад, не усвоив уроки прошлого, начал очередной «крестовый поход» против нашей страны. На сей раз это не обычное противостояние Русского мира и западной цивилизации. Это – судьбоносная битва между Светом и Тьмой. И в этой решающей битве мы обязаны ПОБЕДИТЬ! Во славу наших великих предков и ради потомков! А для этой Победы нам всем важно понять: кто мы? откуда мы? зачем мы?.. Ответы на эти и другие вопросы составляют содержание книги

Оглавление

Можно ли жить без Родины?

«Можно сбежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя».

Гораций

Спросите у человека, уехавшего на постоянное место жительства в другую страну, о том, что он чувствует по отношению к оставленной Родине. Даже если он не ответит или начнёт ругать свою Родину, этот вопрос отзовётся в его душе ностальгией, вызовет в его памяти до боли знакомые образы.

Человек может сменить географическое положение, но не в силах изменить своё прошлое, удалить из сознания связанные с этим прошлым эмоции и чувства. Он если не явно, то в глубине души будет мечтать о том, чтобы вернуться на Родину, или хотя бы взглянуть на свои родные края, пройтись по местам своего детства и отрочества, вдохнуть полной грудью воздух родной земли.

Даже временно находясь вдали от своей Родины, человека нередко охватывает чувство тоски по родной стороне. И как порой радостно и приятно услышать в чужих краях знакомый язык и родную речь, будто ты встретился с давним другом.

Живя на родной земле, человек может не замечать важность Родины в его жизни, но стоит ему переехать в другое место, отличное от родного, как вдруг оживают в нём воспоминания. И тогда он ощущает нехватку того живительного тепла, которым способна согреть его только родственная душа или же отчий дом. Недаром ведь классик писал, что: «…и дым Отечества нам сладок и приятен».

Только там, вдали от своей Родины, человек начинает думать о ней, скучать и желать вернуться. И даже не потому что в чужой стороне поджидает множество испытаний и бед, а судьба-проказница ставит подножки, слабым — коверкая жизни, а сильных делая ещё сильнее. Нет. Просто у каждого где-то в истерзанном сердце живёт что-то своё, личное, близкое и родное, и теплится огонёк надежды.

Многие русские писатели и поэты, находясь за пределами России, очень остро чувствовали любовь к Родине и обращались к теме о ней в своём творчестве. Были и те, кто в силу сложившихся обстоятельств, прожили на чужбине в достатке и благополучии десятки лет, но сердца их всегда принадлежали России. И в чужих краях ей одной они были верны.

Великий композитор Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя».

Любовь к Родине и тоска по ней жила и в сердце Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953). Находясь в эмиграции, он посвятил Родине своё стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…». Он рассказывал в нём о своём доме, о Малой Родине, о том уголке России, который остался в его душе. Всё это описывается так, словно поэт до сих пор живёт в этом месте. И он действительно живёт там, но только в своих воспоминаниях.

Разлуку с Родиной Бунин переносил тяжело. Он не хотел оставлять Родину, но ему пришлось это сделать. А любовь к Родине осталась в нём навсегда.

В ком живёт это чувство, тому невозможно избавиться от Родины внутри себя. Эта внутренняя Родина не отпускает и не отпустит человека до самой его смерти. В этом смысле печальна и незавидна эмигрантская доля — участь людей, которые вынужденно покинули Россию и страдали от этого всю свою жизнь. Неслучайно многие эмигранты желали быть похороненными на своей Родине.

Владимир Набоков оставил Россию в юности, и ностальгия стала его трагедией. С какой силой в его стихах звучит мучительная любовь к Родине:

<…> «Но где бы стезя ни бежала,

нам русская снилась земля.

Изгнание, где твоё жало,

Чужбина, где сила твоя?» <…>

«Родина (Бессмертное счастие наше…)», Владимир Владимирович Набоков (1899–1977).

Мечта вновь оказаться в своём Отечестве отражается и в его снах. Воплощение этой мечты было опасным, но в сердце уже зрела готовность заплатить жизнью за исполненье мечты.

В конце концов, тоска по Родине становится для Набокова невыносимой. В стихотворении «К России» он обращается к родной стране с просьбой оставить его, не мучить своими «слепыми наплываниями». Он готов лишить себя любимых книг, «отказаться от всяческих снов», чтобы не встречаться в них с Родиной, и главное — «променять на любое наречье» самое дорогое в изгнании — родной язык. Так и случилось, он его променял. И написал «Лолиту»… Словно изменил саму сущность свою, ибо русский язык был для него островком Родины на чужбине.

Ещё один известный поэт, «певец земли русской», Сергей Есенин признавал, что в основе его творчества лежит любовь к Родине.

«Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосёт глаза. <…>

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах весёлый пляс. <…>

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

«Гой ты, Русь, моя родная», Сергей Александрович Есенин (1895–1925).

Отрыв от Родины для человека, не лишённого духовности, всегда очень болезнен. Это — потеря незримой связи со своим истоком, со своими корнями, с землёй предков, это — утрата комфортного ощущения привычной культурной среды и милой сердцу родной природы. В таких случаях говорят, что сердце осталось на Родине. И действительно, жить без Родины, без любви к ней — всё равно, что жить без сердца.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841), волею судеб вынужденный отправиться на Кавказ в ссылку, с болью в сердце покидал Россию. Этой метафизической болью пронизано его стихотворение «Тучи».

«Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?..» <…>

Делая акцент на бесстрастности и равнодушии туч, поэт подчёркивает страдания изгнанника, обращающегося к тучкам со своим внутренним монологом.

Как ложится сравнение с «тучками» на поведение осуждающих свою страну соотечественников, уехавших по своей собственной воле. Так и хочется, вслед за Лермонтовым, произнести: «… Нет у вас Родины, нет вам изгнания».

Нелестные, унизительные слова о своей Родине — это не отсутствие любви к ней. Нет! Это — просто обида конкретного человека на самого себя. Детская, эгоцентричная, малодушная обида.

По доброй русской традиции хочется посочувствовать таким людям, и искренне их пожалеть.

В прежние времена потеря возможности жить на Родине для многих была трудным жизненным испытанием. Сейчас люди относятся к этому немного иначе. Есть и те, кто сознательно меняет своё место жительства, переезжая в другую страну, где, по их мнению, жить выгоднее и комфортней. Для кого-то рамки понятия «Родина» расширились до масштабов планеты. Они считают себя людьми мира — космополитами.

Но так ли это благоприятно для них самих?..

Конечно, физически жить без Родины, на чужой земле — вполне вероятно. Мы знаем тому много примеров. Это — дети влиятельных толстосумов, продажных чиновников и так называемых «звёзд».

Но есть ли у них Будущее?..

Вот в чём главный вопрос.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я