Сборник статей педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Восточной зоны РБ

Елена Владимировна Рыбакова

В сборнике представлены статьи педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Восточной зоны РБ. ГБОУ Белорецкая коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник статей педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Восточной зоны РБ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Абуталипова Г. Р. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД НОВЫМИ СЛОВАМИ И ПОНЯТИЯМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

учитель историивысшей квалификационнойкатегории ГБОУ Белорецкая коррекционнаяшкола для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья

Общение — один из главных факторов жизни человека в обществе.

Однако, активный и пассивный словарь наших детей ниже возрастной нормы. Речь часто страдает нарушением и расстройством, отличается неправильным построением фраз, невыразительностью.

Проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом.

Коррекция мышления и речи — одна из главных задач коррекционной школы.

История как учебный предмет, имеет большие возможности для развития слабых сторон познавательной деятельности учащихся: внимания, умения сравнивать, анализировать и, конечно, развитие устной речи.

Работа над формированием связной речи ведётся на каждом уроке.

Систематическая словарная работа на уроке расширяет словарный запас, дает представление о развитии истории, помогает правильно употреблять новые слова.

Исторический материал является для учащихся наиболее сложным, т.к. не связан с их личным опытом и является для них абстрактным.

Трудности усвоения исторических терминов и бедность словарного запаса требует тщательной работы над понятием: теоретико-практическое пояснение, многократное повторение про себя и вслух, запоминание, многократное использование понятия в разных частях урока, закрепление игровыми методами и приемами, и при возможности связь с современностью.

Словарная работа обязательный вид деятельности на каждом уроке.

Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, учатся их объяснять, выделять,

находить в тексте учебника, употреблять в ответе. Ведут исторический

словарь. Таким образом, за счет вариативного повторения новых терминов

формируется активный и пассивный исторический словарь учащихся.

От класса к классу словарная работа усложняется: увеличивается объем

активного словаря по теме. Так в 7 классе даются не более 2—3

новых слов, в то время как, в 8 классе это количество может увеличиться до 4-

5 слов. В старших классах дается задания на самостоятельное объяснение

новых слов.

Основными приемами работы с понятиями могут служить сравнение

понятий по существующим признакам с помощью учителя.

Например: на уроке «Развитие русской промышленности» составляется таблица сходство и различия крепостных крестьян и рабочих.

Возможны следующие пути формирование учащихся исторических понятий:

— перечисление фактов, событий характеризующих понятий;

— простое описание изучаемого события, явления;

— сжатое объяснение в ходе устного рассказа или комментированного чтения

учебника;

— конкретный пример, описывающий понятия.

В создании разнообразных ярких представлений об историческом

прошлом особое место принадлежит использованию наглядных методов

обучения.

Различные средства наглядности позволяют создать целостную

картину об изучаемом понятии, уточнить и закрепить его.

Исторический образ, сформированный на основе яркого зрительного

образа, лучше усваивается и остаться в памяти детей.

Недаром говорит русская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем

сто раз услышать»

Использование иллюстраций учебника, настенных картин, карт,

презентаций способствует формированию у детей исторического образа.

Использование настенных картин пробуждает интерес и познавательную активность.

Например: при отработке понятия «славяне» и работе с картиной

«Славянский поселок», прошу у ребят ответить на вопросы:

— где жили славяне?

— как выглядел поселок?

— опишите, во что одеты славяне?

Ребята с интересом обсуждают увиденное, в классе почти не остается

пассивных.

Эту же работу можно провести и со слайдом презентации.

В различных видах деятельности на уроках уместно проведение

беседы, в ходе которой формируется активный исторический словарь.

Вопросы к беседе заранее продуманные позволяют сконцентрировать

внимание учащихся на новых понятиях, устанавливают обратную связь по

ходу усвоения нового материала, совершенствует понятийный аппарат.

Важным приемом являются наводящие вопросы или вопросы с

незначительной подсказкой учителя.

Для закрепления новых слов эффективно применение задания: «Вставь

слово».

— Первый русский царь (Иван IV)

— Он вступил на престол в году. (1547)

— Народ прозвал его (Грозным)

— При Иване Грозном существовала Дума (Боярская).

— Было создано войско (стрелецкое)

Были присоединены земли Сибирского ханства благодаря походу

казаков во главе с………… (Ермак)

Подобные тексты составлены у меня почти на каждую тему.

Например:

Наши предки древние…….. В…. веке у славян образовалось государство. Первым князем стал…….. Столицей государства был город……..

Поэтому государство называлось……..……..

Были в государстве и другие города……,…….,………

Правил государством……. У князя было войско-………..

Он собирал с народа налог-…….

Можно много раз повторить детям и записать «Царь — правитель

государства», но не подкрепленный зрительным образом, исторический

термин так и останется пустым звуком.

Рассмотрим иллюстрацию учебника или слайд презентации

— Во что одет царь?

— Как он держится? (важно)

— Что у него в руках? (символы царской власти — скипетр, держава)

На следующем уроке показываю другую иллюстрацию. Спрашиваю:

— Покажите, где здесь царь?

— Почему вы так думаете?

Дети отвечают:

— Он лучше всех одет. У него в руках скипетр и держава.

— Он держится важно, ему все кланяются.

— Почему?

— Он самый главный, он правитель государства. Ему все подчиняются.

Историческое понятие сформировано.

— А кто сейчас управляет нашей страной?

В классе найдётся ученик, который ответит: «Президент».

В формировании исторического образа «Государство Киевская Русь»

большое значение имеет историческая карта.

Здесь используются и развиваются знания детей, полученные на уроках

географии.

Это работа длительная, систематическая. Порой необходимо преодолеть

страх детей перед выходом к доске.

Опять же — сформировав понятие, связываем с современностью.

— А как называется государство, в котором мы живем?

Игра еще один из методов формирования исторических понятий.

Тест — очень распространённая сейчас форма опроса. Но стоит сказать детям: «Мы сегодня поиграем в игру «Отгадай слово», как настрой детей меняется, появляется интерес, внимание.

Возможны два варианта.

1.Даётся слово и возможные варианты ответов к нему.

Например: Священник

а. Человек, работающий в поле.

б. Служитель церкви.

в. Дружинник

2.Когда на вопрос непосредственно даются ответы.

Какая вера была у славян?

а. Язычество.

б. Мусульманство.

в. Христианство.

Использование игр таких, как

1. «Отгадай слово»

Например: «изображение Бога из дерева или камня» (идол)

«жилище славян» (изба).

2.«Убери лишнее»:

Например: «Опорой княжеской власти была:

— кольчуга

— дружна

— булава

Или: Кольчуга — Плуг — Палица — Меч

Для закрепления новых слов дается игра «Третий лишний».

Например: Рюрик — Перун — Святослав

Сталин — Хрущев — Жуков

При повторении темы «Соседи славян» можно дать анаграммы:

Плоовцы (половцы).

Епечениг (печенеги).

Вигикин (викинги).

Толивцы (литовцы).

Болрыга (болгары).

Множество раз повторенное слово остаётся в памяти у детей.

Интересно проходит игра «Нади ошибку».

«В 1907 году началась первая русская революция. В результате неё царь Александр III отрёкся от престола, и к власти пришло временное правительство».

С удовольствием ребята играют в игру «Отгадай героя» или историческая азбука.

Например: Кто сказал?

«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»

(Александр Невский)

Этот князь многое сделал для Руси: превратил в огромную державу, создал

первую оборонительную линию на рубежах государства, ввёл новую религию — христианство.

(Владимир)

или другой вариант:

Подняв клинки из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду неслись с лязгом, визгом,

К мохнатым гривам наклонясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

О каком событии идёт речь? /Ледовое побоище/.

Игра «Аукцион». На карточках написаны даты или новые слова. Правильно ответивший ученик получает карточку. За определённое количество карточек ставится оценка. Эта игра неизменно вызывает интерес и оживление у учащихся и служит закреплению новых слов.

Интересна и такая игра: на названную букву написать слова, связанные с пройденной темой.

Например: после темы «Наша Родина — Россия» — буква Р. Дети записывают слова:

Родина, Россия, россияне, русские, РОД, родня.

Возможна и такая игра: «Одень русского война». Здесь не только повторяются новые слова, но и продолжается формирование исторических понятий

Или вариант «Одень русского воина и немецкого рыцаря».

Или: Выберите из перечисленных слов предметы быта крестьянской избы. Даются слова:

кровать люстра

лучина полати

шкаф лавка

сундук кресло

Здесь закрепляются новые слова лучина, сундук, полати.

Игра «Крестовица»

Начало Первой мировой войны 2 марта 1917 года

Февральская революция 1914 год

Отречение Николая II от престола октябрь 1917 года

Октябрьская революция февраль 1917 года

Подбор современных технологий, методов урока помогают успешно решать

задачи образования и воспитания детей с проблемами в развитии речи.

Благодаря разнообразным видам работ над новыми словами и понятиями удаётся повысить интерес учащихся, познавательную активность, что способствует лучшему запоминанию, а в целом — более успешной коррекции речи и мышления. Помогает социализации детей с проблемами в развитии.

Литература

— Ворожейкина Н. И., Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.

— Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.

— Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

— История России: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.

— Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.

— Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.

— Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.

— Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник статей педагогов коррекционных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Восточной зоны РБ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я