В основе содержания и структуры предлагаемого учебного-методического пособия лежит концепция практической подготовки школьников к газетному ремеслу на основе творческой деятельности. Пособие поможет изучить основы журналистики, а под этим подразумевается: освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею, использовав один из газетных жанров. Пособие предназначено для педагогов общеобразовательных школ, реализующих программы познавательной внеурочной деятельности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От игры в газету до профессионального мастерства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АКУЛЯТА ПЕРА»
Тема занятия: «Профессия — журналист»
Цель занятия: рассказать о профессиях журналистики, показать, кто может стать настоящим журналистом, вырабатывать умения работы с текстом в газетном жанре, привлекать внимание к обсуждаемым проблемам.
Быть журналистом — значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать — это значит особым образом жить. (М. Кольцов)
Ход занятия
1. Ознакомление с планом элективного курса «Основы журналистики».
2. Работа с рассказом Татьяны Тэсс о профессии журналиста.
Весной, перед выпускными экзаменами, я часто получаю письма от школьников девятых и десятых классов, письма, похожие одно на другое: «Я очень хочу стать журналистом. Мне нравится эта профессия, потому что можно много ездить, бывать за границей, встречать много необычных людей. Напишите, пожалуйста, что для этого надо сделать?» Читаешь эти письма и думаешь: боже мой, какой простой и легкой они представляют себе профессию журналиста! Эти девочки и мальчики мало представляют себе, что стоит за каждым очерком, какое порой это мученье, подчас бессонные ночи, когда встаешь из-за стола еле живая, ходишь и думаешь все об одном и ищешь одно, единственно верное решение…
Сама я начала писать потому, что не писать не могла, и считаю, что без прямой, непреодолимой потребности в этом, без ощущения, что иной жизни для тебя сейчас быть не может, журналистикой, литературой заниматься нельзя. Это ощущение сильное и сложное, к его голосу надо уметь прислушаться, не спутав ни с чем другим! Опасней всего потребительское отношение к профессии!
Выбирая своей профессией журналистику, надо прежде всего думать о том, что ты можешь ей дать, а не о том, что она может дать тебе. Это правило, на мой взгляд, относится и к людям другой профессии.
В моем родном городе Одессе почти каждый мальчик, едва ему исполнилось семь-восемь лет, говорил, что обязательно будет капитаном дальнего плавания: капитаны видят удивительные страны, сказочные рифы и острова, ведут в далекие океанские странствования огромные мощные суда… Капитанами дальнего плавания становились лишь очень немногие из них, те, кто не представлял своей жизни без моря, те, чей характер, способности и воля совпадали с требованиями их прекрасного и трудного дела…
Одним из первых и главных качеств журналиста я считаю острое чувство ответственности: перед читателем, перед газетой, перед самим собой — за каждое написанное слово. Речь идет не только об элементарной ответственности за точность факта, цифры, изложения событий. Есть еще сложная ответственность перед своим героем, перед человеком, о котором пишешь.
Еще острей становится чувство ответственности, когда журналист сталкивается со сложным человеческим конфликтом, от правильного решения которого порою зависит чья-то судьба. В таких случаях журналисту приходится быть судьей, иногда обвинителем, иногда защитником и обязательно терпеливым, объективным исследователем.
Многое, ох многое надо выяснить, узнать, проверить и с самим собой не раз обсудить, прежде чем сделать вывод и поставить в конце очерка точку.
— Объясните, как вы понимаете следующие высказывания:
Опасней всего потребительское отношение к профессии. Журналисту приходится быть судьей, иногда обвинителем, иногда защитником…
— Как вы думаете, правы ли те, кто говорит, что журналистом надо родиться? Придерживается ли этой точки зрения Т. Тэсс?
— Сравните отрывок из письма одного школьника с рассказом Т. Тэсс. Какую общую мысль можно выделить в них?
Почему сегодня многим хочется писать? Может, этим многим кажется, что писать легче, чем стоять у станка или добывать руду? А может, этим многим просто хочется запечатлеть свою фамилию и инициалы на газетной полосе; или у них работа журналиста ассоциируется с богатыми гостиницами в различных городах мира и с возможностью завести многочисленные знакомства?
Все эти вопросы беспрестанно преследуют меня… Ведь я хочу стать журналистом.
–-Выразите свое отношение к рассуждениям автора о профессии журналиста; используя конструкции я думаю, что автор…; мне кажется, что…; я совершенно согласен с точкой зрения автора на …; по-моему…
— Прочитайте ещё раз эпиграф к уроку и прокомментируйте его.
3. Работа с рассказом журналиста В.Пескова.
Моя профессия
Я люблю свою профессию. Это, наверное, самое главное, когда мы говорим о профессии и человеке.
Я выбирал профессию, когда отец, позванивая солдатскими медалями, вернулся с войны. Он не мог указать сыну дорогу, потому что сын рос без отца и был для него загадкой.
Главное я все-таки узнал от отца: «Счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом».
Поначалу казалось, любимое дело — возиться с мальчишками. Работал пионерским вожатым. Потом был киномехаником, фотографом. В газету зашел скорее из любопытства. Заметку, к моему ужасу, напечатали и попросили что-нибудь еще принести. Через месяц высокий молодой редактор позвал меня в кабинет. Не хочу ли я работать в газете? Мне показалось, что редактор смеется…
Через неделю мне объявили первый выговор * за ошибку в газете. Еще через месяц у меня было шесть выговоров. Больше объявлять их уже не было смысла. Я пришел к редактору с заявлением: «По собственному желанию…». Редактор порвал бумажку и сел рядом.
— Слушай, я тебя очень прошу, не делай ошибок…
Очень важно на поворотах жизни встретить человека, который может порвать бумажку и сесть рядом.
Мать не могла поверить, что равную отцовской зарплату можно было получать за «писанье». Мать и теперь говорит: «У тебя работа нетрудная — тяжелей карандаша ничего не поднимаешь».
Недавно в отпуске я перелистывал старый «Курьер ЮНЕСКО». Подсчитано, что среди людей разных профессий самый короткий срок жизни у журналистов.
«Трое суток шагать, трое суток не спать…» Это в песне или на самом деле? На самом деле.
На космодроме мы не спали по четверо суток. Некогда было спать. Днем — событие. Потом лихорадка писания. Потом диктовка на телеграфную ленту. Потом тревога: все ли попало в газету? Потом заготовки на завтра. Для сна оставалось один — два часа, но спать все равно не могли: слишком велико было возбуждение.
На целине я прошел по талому снегу тридцать пять километров, время от времени выливая из сапог воду.
В Антарктиде репортаж приходилось писать в самолете и передавать из самолета в Москву.
Может быть, это только в поездках, может быть, отдыхаешь, когда вернешься в редакцию? Нет! Если вы ночью проходили мимо редакции, вы не могли не заметить: здесь долго светятся окна. Журналисты работают!
Моя газета. Ночью наш дом похож на огромный корабль. Светятся окна. Моя палуба на шестом этаже. Тут мой рабочий стол, мои друзья. Сюда я приношу все, что узнал и увидел. Тут меня критикуют и говорят доброе слово. Отсюда я уезжаю, и сюда возвращаюсь. Эта палуба дала мне все, что я имею за душой. Моя газета — это как первая любовь.
Газета утверждает высокие нравственные идеалы, учит бороться за правду, воспитывает чувство прекрасного, зовет к труду. Это и мои идеалы. Поэтому любовь взаимна.
Именем моей «Комсомольской правды» названы дальние острова на Севере и горы в Антарктиде. Это счастье — работать в газете, именем которой названы дальние земли и острова.
— Скажите, за что же любит В. Песков свою профессию. Как вы думаете, помогли ли
В. Пескову предыдущие профессии стать профессиональным журналистом?
-Публикации какого журналиста привлекают ваше внимание? 'Объясните почему.
Домашнее задание:
— Составьте по рисункам (см. приложение) юмористический рассказ «Будни журналиста».
4.Слово учителя о профессиях журналистики.
Корреспондент, редактор, ведущий, корректор, служба верстки, фотограф, художник, оператор, монтажер — профессии журналистики.
5. Просмотр фильма о А.Н. Жигайлове, фотокоре, почетном ветеране ИТАР ТАСС.
6. Подведение итогов
— Кто же может стать настоящим журналистом. Назовите качества такого человека.
(Журналист — человек ответственный, общительный, объективный и любопытный. Творчество — основа журналистского мастерства. Слагаемые журналистского творчества — знание психологии, нестандартное мышление, эрудиция)
— Назовите профессии журналистики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От игры в газету до профессионального мастерства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других