Елена Александровна Макарова – директор Консультационной службы «Налоги. Бизнес. Право», кандидат экономических наук, магистр юриспруденции и предприниматель. Многие стремятся стать предпринимателями, бизнесменами, сгенерировать идею и быстрее открыть свое дело, погружаясь в управление. Предприниматель не хочет ломать голову над проблемами, в то время как юристы и бухгалтеры могут обманывать или быть попросту некомпетентны. Как разобраться самому и не наступить на все грабли законодательства? Книга «Юридические хитрости для вашего бизнеса» развеет мифы и станет вашим практическим подспорьем в том, как: – купить готовый бизнес или открыть свой; – зарегистрировать ИП или ООО; – платить налоги и не разориться; – проходить налоговые проверки; – обезопасить свой бизнес от недобросовестных контрагентов; – заставить трудовое законодательство работать на себя и многое другое. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридические хитрости для вашего бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Зачем эта книга?
В последние годы уйти в бизнес призывают все: и бизнес-гуру, и бизнес школы, и различные фонды, которые даже готовы дать денег начинающим предпринимателям, и различные организации, составляющие так называемую инфраструктуру поддержки бизнеса (ассоциации, союзы, центры поддержки). А сколько заманчивых предложений в сети! Купи франшизу, открой свой бизнес без копейки вложений, стань свободным…
И вы решились на открытие собственного бизнеса? Значит, вы уже знаете, что и как вы будете делать. Более того, наверняка вы прошли уже несколько тренингов и прочитали не одну книгу о создании и развитии бизнеса «с нуля». Но на тренингах так легко получить позитивный заряд, когда все рассказывают сказочные истории о том, как они легко оказались в бизнесе, выстроили свою империю и наслаждаются успехом. И вот вы уже заражены идеей своего собственного бизнеса, вы уже знаете, как начать, как привлечь первых клиентов, вы уже обучились подбору и управлению персоналом, выстраиванию воронки продаж, сложным переговорам и отладке бизнес-процессов… Скорее всего, вы даже получили ряд юридических и бухгалтерских консультаций по вопросам, связанным с регистрацией бизнеса. Но прежде чем начать, прочитайте эту книгу.
Зачем?
Приходилось ли вам, перед тем как зарегистрировать свой бизнес, бывать не на мотивационных тренингах, а на семинарах, например, по налогообложению, трудовому праву или, допустим, санитарному или экологическому законодательству? Можно я предположу, как это было у вас?
Вы ничего не поняли.
Вернее, так: вы поняли, что к бизнесу столько непомерных требований, что даже ознакомиться со всеми ими жизни не хватит. Сначала расстроились, потом пришли к простому мнению: ну ведь другие-то как-то работают. Нужно просто начать. А там разберемся по мере возникновения проблем. И вообще, для этого есть бухгалтеры и юристы, пусть они разбираются. Найму специалистов или обращусь в консалтинговую компанию, пусть они решают все эти вопросы, а моя задача — организовать сам бизнес-процесс: создать команду, настроить непрерывный клиентский поток…
А потом мы доверяемся бухгалтеру, юристу, кадровику… Они специалисты, они знают.
Я больше двадцати лет занимаюсь консультированием и тех, кто хочет создать свой бизнес, и тех, кто уже в бизнесе давно, и я вижу, на какие грабли наступают чаще всего. На мой вопрос «А почему вы решили сделать именно так?» получаю обычно два варианта ответа:
• мои знакомые так делают;
• мой знакомый бухгалтер (юрист) сказал, что только так можно.
Вот буквально недавно:
— Мы сыну фирму открыли, будет углем торговать. Нам бы бухгалтера подыскать, кто в НДС соображает. У нас есть бухгалтер, но она в НДС не очень понимает.
— А чем конкретно ваш сын будет заниматься?
— Ну, я же говорю, углем торговать.
— А можно подробнее мне объяснить. Как торговать? У кого покупать? Кому продавать?
— Да нет, вы не поняли меня. Мы ничего продавать не будем. Он будет перевозить уголь на грузовике. У нас заказчик есть — угольный разрез. Они готовы заключать договоры на перевозку угля, но только с теми фирмами, кто им счета за перевозку с НДС будет выставлять.
— Понятно. А много предполагается персонала?
— Директор (сын наш), бухгалтер, кадровик, наверно, нужен. Ну и водитель, разумеется. Так-то сын будет ездить, но вдруг ему подмена какая нужна, вдруг рейсов за день много будет.
— Когда вы общались с представителем угольной компании, он так прямо и сказал: «Договор на перевозку заключим исключительно с юридическим лицом, которое работает с НДС»?
— В смысле с юридическим лицом? Он сказал, с фирмой.
— А мы можем ему позвонить и уточнить их требования к перевозчику?
Позвонили. Уточнили. Единственное условие — чтобы перевозчик работал с НДС. Никаких требований по организационно-правовой форме нет.
Я уточняю у клиента:
— А что конкретно вы уже сделали? Фирму-то уже зарегистрировали?
— Ну да, я же говорю, фирму открыли. Вот сегодня печать сделали и документы в банк увезли, чтобы счет открыть. Так вы нам бухгалтера-то посоветуете?
— Да-да, посоветую. Только у меня еще вопрос, уж извините, если вам кажется, что лезу не в свое дело. А вы уже посчитали, вам это выгодно будет?
— Ну, конечно. Они 6000 рублей за рейс платят. Там только 1500 на бензин, остальное — наше. Ну, зарплата, конечно, за рейс водителю будет 2500. Так что 1500 рублей — за рейс чистая прибыль. Очень выгодно.
— Давайте еще раз все посчитаем….
Через час клиент убегал «убивать бухгалтера, который их под монастырь хочет подвести» и заодно искать деньги на ликвидацию только что открытого юридического лица…
Почему? Да потому. Стандартные «грабли»: по совету знакомого бухгалтера открыли юридическое лицо, вместо того чтобы зарегистрировать сына в качестве индивидуального предпринимателя.
Кстати, в 99 % случаев открытие юридического лица вместо ИП — стратегическая ошибка, которая влечет за собой достаточно весомые финансовые расходы и неудобства в расчетах (особенно при выводе денег из общества учредителями фирмы).
Другой клиент:
— Скажите, а в этом году есть изменения по налогам для фермеров?
— А вы как зарегистрированы? Как КФХ?
— Да, КФХ, без работников. Плачу единый сельскохозяйственный налог.
— А чем занимаетесь?
— Сельским хозяйством.
— А конкретнее?
— Птицей.
— Выращиваете?
— Нет, просто продаю.
— Птенцов покупаете, выращиваете и продаете взрослых особей?
— Нет, зачем так сложно. Я, вообще, в городе живу. Где я их выращивать буду? На балконе? Покупаю в соседнем регионе, привожу и продаю на рынке.
— Так вы не сельским хозяйством занимаетесь, а торговлей. Вы вообще не можете применять систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
— Ну, я так уже 5 лет работаю, и все нормально. Все так работают.
— Так это до первой проверки.
— Да меня налоговая каждый год проверяет! Камералит!
— Это не вас проверяют, а только вашу годовую декларацию. Просто смотрят: ту ли форму сдали, в те ли строки цифры вписали, правильно ли сумму дохода на ставку налога умножили. У вас же ни разу налоговики документы никакие не требовали для проверки?
— Нет, конечно.
— Значит, и не проверяли вас еще. Поэтому так вы будете работать только до первой проверки.
— А потом?
— А потом…
Опять клиент побежал… делиться новостью со своими «соратниками-фермерами», торгующими на рынке живой птицей.
И в этой истории уже не просто на грабли наступили, а активно на них попрыгали. И организационно-правовая форма не та, и система налогообложения. Первопричина ошибок — непонимание, что такое деятельность сельхозтоваропроизводителя.
Кстати, на каждом из своих семинаров по организации бизнеса я задаю слушателям такой вопрос: «Я сейчас опишу, чем занимается предприниматель, а вы посчитайте, сколько у него видов деятельности. Предприниматель стал изготавливать мебель на заказ от населения. Потом стал предлагать сборку произведенной мебели на дому у клиента. Со временем купил грузовичок и стал предлагать услуги доставки изготовленной им мебели до места установки (за дополнительные деньги, разумеется). Потом ему поступил заказ от муниципального учреждения на изготовление школьной мебели, он произвел мебель, и ему оплатили за такую поставку на расчетный счет. Через какое-то время он стал принимать заказы от других организаций и предпринимателей, торгующих мебелью в розницу, и стал продавать им свою мебель оптом (к тому времени он уже имел несколько типовых моделей, которые пользовались большой популярностью, и производство этих моделей было поставлено на поток). А еще позже сам открыл свой магазин и стал продавать свою мебель в розницу. Так сколько же видов деятельности осуществляет предприниматель?»
Примерно 19 из 20 слушателей считают, что больше одного вида деятельности (а на семинары ко мне приходят не только начинающие предприниматели, но и опытные бухгалтеры, юристы и бизнесмены с большим предпринимательским стажем). Кто-то даже насчитывает 5 видов деятельности (а однажды один даже 8 видов насчитал). Что обнаруживают в примере: бытовые услуги по изготовлению мебели, производство, бытовые услуги по сборке мебели, грузоперевозки, оптовую торговлю, розничную торговлю.
И только один из двадцати разумно заявляет:
— Да вы что, там один вид деятельности. Производство мебели.
Один из двадцати! И этот вопрос я задаю уже двадцать лет! И получаю одну и ту же статистику: прав один из двадцати! Соответственно, 19 из 20 переплачивают налоги, неправильно ведут учет, применяют неправильную систему налогообложения, лишаются мер господдержки для производителей, применяют (скорее всего) неправильные ставки по налогам, не пользуются причитающимися льготами…
Вы все ещё думаете, что ваш бухгалтер или юрист уж таких-то примитивных ошибок не совершает? А давайте все проверим?
В этой книге я расскажу вам простым языком, без массовых ссылок на нормы закона и судебную практику (ну, кое-какие основные-то ссылки будут), о самых важных аспектах вашего бизнеса, о которых должны знать именно вы, а не только ваш бухгалтер и юрист. А вы заодно и проверите: насколько те специалисты, которые дают вам рекомендации и консультируют вас, сами «в теме», направляют ваши действия в нужное русло, а не пользуются вашим абсолютным незнанием законодательства, получая свои гонорары.
В этой книге 13 глав, одни из них совсем короткие, другие — не очень. Одна глава — один аспект бизнеса, требующий глубокого изучения и нормативно-правовой базы, и судебной практики. И я сделала это за вас, я изучила эти аспекты настолько глубоко, насколько это возможно, поэтому своими выводами готова с вами поделиться. Понимание каждого из этих аспектов, хотя бы в общих чертах, помогает предпринимателю сэкономить огромные деньги, а в некоторых случаях — спасти свой бизнес от банкротства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридические хитрости для вашего бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других