Метод Елены Васильевой в cаморазвитие личности

Елена Михайловна Васильева, 2021

Если Вы хотите преодолеть препятствия в саморазвитии; если Вы хотите научиться воспринимать позитивно себя и свои ситуации; если Вы хотите научиться принимать себя, ориентироваться на победы и извлечения уроков из проигрышей; если Вы хотите научиться находить самое эффективное решение, то всё это Вы сможете отыскать в программе саморазвития личности. В ней содержатся 56 упражнений по саморазвитию, 19 мандал двух систем «Преодоление препятствий в осуществлении намерений саморазвития» и «Саморазвитие личности», колода метафорических ассоциативных карт «Поиск и реализация ресурсов саморазвития» и 46 таблиц – путеводителей для самодиагностики, самонаблюдения и самосовершенствования. Книга предназначена для психологов и тех, кто интересуется саморазвитием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метод Елены Васильевой в cаморазвитие личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Препятствия в осуществлении намерений саморазвития

Все люди постоянно и непрерывно меняются. Направление изменения или вперёд к развитию, или назад к деградации зависит от того, сколько в жизни человека произошло тяжёлых для него событий, и как он их воспринял. В результате возникают негативные подсознательные программы, которым мы безоговорочно подчиняемся. Даже не осознавая этого. И это продолжается до тех пор, пока в разуме находится энергетический заряд, связанный с негативным прошлым. И таких эпизодов множество. Они могут быть в любом возрасте, с разными людьми, в разных ситуациях.

Негативное прошлое человека забирает энергию, и оказывает существенное влияние на самооценку, и поэтому часто её трудно поднять на высокий уровень. Неприятные события оказывают существенное влияние на качество наших решений, на концентрацию внимания, на способность быть «здесь и сейчас», на пребывание в потоке того, что запланировано, чем необходимо и хочется заниматься в моменте. И, конечно, тормозят или даже мешают достичь желаемого.

Тогда человек с досадой замечает, что его продуктивность не такая, как хотелось бы. А в результате возникают раздражение, подавленность, усталость, а порой даже апатия, беспомощность или отказ от своих целей.

Как выйти из этого замкнутого круга? Как преодолеть препятствия в осуществлении намерений саморазвития? Прежде всего, «врага надо знать в лицо». Какие это препятствия и в чём они появляются?

Во-первых, во время выбора позитивного понимания жизненных обстоятельств, основанных на собственной ответственности, возникают следующие препятствия:

сомнения в успехе саморазвития из-за нехватки доказательств, суждений, оснований для окончательного принятия решения, от которого проще отказаться;

колебания заставляющие перестраивать, трансформировать своё мнение, мешающие сделать выбор;

иррациональные убеждения, усвоенные с детства и в последующие периоды жизни в виде настоятельных правил и указаний, как, что и когда думать, чувствовать, действовать;

неопределённые жизненные цели, отсутствие направления личного курса и готовности ему следовать, потому что для окончательного выбора не хватает определённости.

Во-вторых, во время избегания, отказа от позиции ободрения и принятия себя, ориентированных на победы и извлечение уроков, возникают следующие препятствия:

страх перемен при перестройке жизненного сценария, когда необходимо отказаться от удобных, старых привычек, когда пугает неизвестность;

страх быть отвергнутым появляется, когда видится опасность в изменившихся обстоятельствах, которые могут повлечь за собой лишение уважения, признания, привести к потере дружбы или любви;

чувство вины появляется, когда избранная позиция осознается как ошибочная, нарушающая чьи-то интересы;

низкая самооценка, неприятие себя вызывают неуверенность в способности успешно претворять в жизнь избранную позицию.

В-третьих, из-за неудовлетворённости результативностью поиска оптимального решения проблемы, возникают следующие препятствия:

сопротивление переменам может вызвать противодействие из-за возникших затруднений или из-за противоположных интересов и благ;

самосаботаж возникает из-за противоречия между «хочу» решить проблему и «страшно» отказаться от привычек и стандартов;

привычная зона комфорта отвечает основным требованиям и тем самым мешает искать новые оптимальные решения;

опыт неуспеха, воспоминания о нём усиливают страхи, заставляют остерегаться новых вариантов решения проблемы.

В наблюдении за динамикой появления новых мыслей, новых чувств, новых действий Вам могут помочь следующие таблицы:

Таблица 12. «Стимульная таблица для наблюдения за саморазвитием во Внутреннем мире «Я и Я»,

Таблица 13. «Стимульная таблица для наблюдения за саморазвитием во Внешнем мире «Я и Другие».

А теперь соотнесём сферы самосознания в саморазвитии и препятствия.

Как преодолеть, избавиться от рассмотренных выше препятствий в осуществлении намерений саморазвития, Вы узнаете в следующих параграфах этой главы.

Прежде чем приступить к упражнениям, позволяющим преодолеть препятствия в саморазвитии, предлагаю рассмотреть пример из моей практики, позволяющий понять алгоритм работы с упражнениями.

Иван обратился с запросом: «Почему меня часто одолевает лень?». Он жаловался на захватившее его безделье. Одним из методов работы с проблемой использован модифицированный тест «16 ассоциаций» К. Юнга [35].

Инструкция. Внимательно прочитайте вопрос, который написан над таблицей и вдумайтесь в его содержание.

Затем, в столбце «стимул», прочитайте первое незаконченное предложение (Джозеф М. Сакс [21]) и допишите, завершите его мыслью о себе. Той мыслью, которая первой придёт в голову. Это самая точная мысль. И так до конца допишите все 16 незаконченных предложений. Это надо сделать быстро, не оценивая, чтобы исключить вмешательство логики.

Теперь соедините по парам фразы. Здесь необходимо прочитать первую пару и записать ассоциацию, пришедшую в голову. Получится 8 ассоциаций, которые тоже надо объединить в пары. По аналогии, сделайте так же, что и в предыдущий раз. Получится 4 ассоциации. Затем 2 и, наконец, одна. Это Ключ, который поможет ответить правильно на вопрос.

Необходимо вспомнить, какое событие Вашей жизни связано с этой ассоциацией?

Если возникнут трудности, ответьте на следующие вопросы, быстро и не задумываясь. Они непременно приведут Вас в тот самый момент Вашей жизни.

— Сколько мне лет в этом моменте? Хотя бы примерно.

— Это происходит летом, осенью, зимой, весной? Хотя бы примерно.

— Это происходит на улице, или в каком-то помещении?

— Кроме меня в этом моменте есть ещё кто-то? (Женщина, мужчина, дети)

— Этот кто-то просто присутствует или активно участвует в происходящем?

— Ты представляешь, что произошло, что стало причиной проблемы, которая сейчас нейтрализуется?

После того, как Вы вспомнили ситуацию и многое поняли, подумайте, что Вам надо сделать, чтобы разрешить проблему? Составьте пошаговый список дел. Если какой-то шаг сложный для вас — разделите его на мелкие части. Очень важно, чтобы программа действий состояла из заданий не очень трудных, но и не лёгких, таких, чтобы надо делать некоторые усилия, тогда Ваши дела сдвинутся с мёртвой точки.

В помощь рекомендую использовать авторскую колоду метафорических ассоциативных карт «Поиск и реализация ресурсов саморазвития». Сформулируйте запрос, как задание, например: «Какое наилучшее решение моей проблемы избавления от лени, видит моё подсознание?». Можно сформулировать более подробный запрос. Решать Вам.

Затем вытащите одну карту вслепую или назовите номер карты и отыщите её. Внимательно её рассмотрите.

Найдите себя и других персонажей.

Подумайте, что хотите Вы?

Что хотят присутствующие?

Какие чувства испытываете Вы?

Какие чувства испытывают присутствующие?

Что хотите сделать Вы?

Что хотят сделать присутствующие?

Рассматривайте внимательно и ищите конструктивный ответ на Ваш вопрос. Даже если картинка, на первый взгляд, не предвещает ничего хорошее, полезное можно найти в ней всегда!

Дополнительно к колоде карт есть авторская колода «Слова». Вслепую вытащите слово, которое даст Вам подсказку. Если всё равно будет не совсем понятно, можно вытаскивать до 3-х слов и разложить слова в приемлемой для Вас последовательности. Ищите ответы для разрешения своей проблемы.

Приёмы работы с МАК смотри в Приложении 3.1.

Примечание. В колонке «Стимул» слова, написанные обычным шрифтом — это задания методики, а выделенные Жирным шрифтом — написаны клиентом. Все остальные колонки, заполнены клиентом.

Рассмотрим пример заполнения таблицы Игорем (17 лет) — учащегося колледжа.

Таким образом, мы получили информацию по всем колонкам и, в том числе, есть Ключ, который позволил продолжить работу с причинами сложившейся ситуации у клиента Игоря.

Итак, по заданному образцу можно приступить к выполнению Ваших упражнений.

1. Преодоление препятствий в выборе саморазвития (проактивное самопознание)

1.1. Упражнение «Избавление от сомнений в успехе саморазвития»

Марк отважно собрался приступить к реализации своих новых планов, связанных с ремонтом квартиры, с одной стороны, он думал, что хочет изменить обстановку дома, но с другой, внутренний голос подсказывал, что ему это «не по плечу». У него возникли опасения, растерянность, смятение из-за нечётко выстроенных или даже противоречивых мыслей. Он вдруг начинал думать, что не уверен в себе, что он сделал ошибочный выбор. И что ему не следовало брать на себя так много. А когда мы вместе с Марком стали анализировать его сомнения, то выяснили, что он просто не знает, каким он хочет видеть результат своего ремонта. И ещё, оказалось, что он не знает, сколько нужно купить обоев для его комнаты, как клеить обои в углах и т.д. То есть его сомнения появились просто из-за незнания, что и как делать.

После того, как он расписал подробно желаемый результат ремонта, составил план и определил необходимые шаги для осуществления плана, сориентировался в том, что он знает и умеет, а в чём ему нужна помощь. Кроме этого, он определил, к кому сможет обратиться за поддержкой, и от его сомнений не осталось и следа.

Если у Вас есть сомнения по какому-либо поводу, задайте себе вопрос: «Почему я сомневаюсь или не верю, что достигну своей цели?». А потом запишите все свои мысли, которые пришли Вам в голову, не оценивая их.

А затем, отложите свои записи и выполните следующее упражнение. Оно поможет найти выход из сложившейся ситуации.

Примечание. Инструкцию и пример заполнения таблицы смотрите в начале главы 2.

После того, как Вы поработали с ключами с помощью колоды метафорических ассоциативных карт «Поиск и реализация ресурсов саморазвития». Смотрите Приложение 3. И нашли ответ на свой вопрос: «Какое наилучшее решение моей проблемы избавления от сомнений в успехе саморазвития, видит моё подсознание». Можно приступить к раскрашиванию мандалы «Избавление от сомнений в успехе саморазвития», смотрите Приложение 1. Рисунок 1.

Это поможет Вам усилить и сохранить позитивные эмоции по поводу проработки, полученного Вами результата в избавлении от сомнений в успехе саморазвития.

1.2. Упражнение «Избавление от колебаний во время выбора»

Светлана — человек колеблющийся во всём. Но больше всего её утомляют колебания в выборе наряда, когда ей надо пойти на работу, или на вечеринку с друзьями. Она долго перебирает вещи в шкафу, затем начинает их примерять, и, в конце концов, «забракованный» наряд бросает на диван. Когда времени остаётся очень мало, а на диване лежит разбросанная большая часть её одежды, она быстро надевает то, что у неё вызывает меньше всего нареканий и выбегает из дома. Выйдя из дома, она продолжает думать, что лучше бы надо было ей надеть синюю юбку, нет, лучше фиолетовое платье и т.д. Её колебаниям нет конца…

Мы вместе со Светланой рассмотрели в этой ситуации все её реакции. Реакция — это действия наугад, сгоряча, вслепую. Она часто повторяет одно и того же действие снова и снова. Такая реакция часто сбивает, уводит в сторону, заводит в тупик, потому, что у девушки отсутствует изначально программа действий. И ещё силён страх, сделать неправильный выбор.

И в этой стрессовой ситуации Светлана реагирует, она не делает выбор. Она знает, что её выбор будет ошибкой. А выбор — это ценность, достоинство, мощь. Делая выбор, человек проявляет свою силу, и добивается перемен.

Осознав причину своих колебаний, девушка смогла выстроить стратегию выбора в рассмотренной нами ситуации. А затем, и в других ситуациях, где она предпочитала реагировать, а не выбирать.

Так вот выбор предполагает веру человека в то, что он обязательно добьётся своего, во что бы то ни стало, а реакция стимулирует страх и колебания вместо выбора. Как преодолеть колебания, Вам поможет следующее упражнение.

Примечание. Инструкцию и пример заполнения таблицы смотрите в начале главы 2.

После того, как Вы поработали с ключами с помощью колоды метафорических ассоциативных карт «Поиск и реализация ресурсов саморазвития» (смотрите Приложение 3), и нашли ответ на свой вопрос: «Какое наилучшее решение моей проблемы избавления от колебаний во время выбора, видит моё подсознание?». Можно приступить к раскрашиванию мандалы «Избавление от колебаний во время выбора», смотрите Приложение 1. Рисунок 2.

Это поможет Вам усилить и сохранить позитивные эмоции по поводу проработки, полученного Вами результата в избавлении от сомнений в успехе саморазвития.

1.3. Упражнение «Избавление от иррациональных убеждений»

Мне позвонил взволнованный Сергей. Он говорил о том, что много работает, но денег семье не хватает постоянно, что жена его «пилит», что ребёнок хочет компьютер, а он весь в долгах и не может порадовать семью обновками. Я спросила его: «Как Вы думаете, почему у Вас так складывается?». Он сразу начал рассказывать, что его родительская семья бедная, что родители много работают, но живут от зарплаты до зарплаты. И в итоге сказал, что так ему видно на роду написано: сколько не работай, всё — равно не разбогатеешь.

В чём же причина? Дело в том, что каждый человек в своей жизни создаёт совокупность мыслей и верований, которым осознанно и неосознанно следует. Среди этих убеждений немало таких, которые мешают продуктивной самореализации личности из-за их тупиковой предписанной ультимативности и внешней значимости. Вот и Сергей переполнен иррациональными убеждениями, что деньги даются трудно, сколько ни работай, не разбогатеешь, что если родители живут в бедности, то и детям на роду написано быть бедными.

Что в этих убеждениях? В них установки влекущие пренебрежение самим собой. В них заложено отрицание желания что-то сделать для себя конструктивное. И поэтому, Сергей делает выбор не в своих интересах, а против себя. Мы проработали каждую из названных им иррациональную установку по этому вопросу, наметили программу изменений и постепенно дела его пошли в гору.

Чтобы преодолеть иррациональные убеждения важно позволить себе идти вперед. В этом поможет Вам следующее упражнение.

Примечание. Инструкцию и пример заполнения таблицы смотрите в начале главы 2.

После того, как Вы поработали с ключами с помощью колоды метафорических ассоциативных карт «Поиск и реализация ресурсов саморазвития». Смотрите Приложение 3. И нашли ответ на свой вопрос: «Какое наилучшее решение моей проблемы избавления от иррациональных убеждений, видит моё подсознание». Можно приступить к раскрашиванию мандалы «Избавление от иррациональных убеждений», смотрите Приложение 1. Рисунок 3.

Это поможет Вам усилить и сохранить позитивные эмоции по поводу проработки, полученного Вами результата в избавлении от сомнений в успехе саморазвития.

1.4. Упражнение «Избавление от неопределённости жизненных целей»

Анну Дмитриевну сократили на работе. Она работала на кондитерской фабрике укладчицей. Клиентка сказала, что она в 45 лет потерялась и не знает, что ей делать. Я спросила её: «Анна Дмитриевна, а что Вы по-настоящему хотите, что для Вас ценно? Вам важно найти ответ на мой вопрос, чтобы Вы поняли, какую новую историю Вы хотите видеть в своей жизни, какого будущего Вы хотите? Кем Вам нужно быть? Что делать, чтобы это сделало Вас, наконец, счастливой?». Она, не задумываясь, ответила: «Не знаю?».

Несмотря на её скоропалительный ответ, мы всё же начали отыскивать её желания. Причём, это были те желания, которые она назвала мечтой. И, конечно, сама не верила в эту сказку. И она нашла то, что поможет ей обрести себя в эти тяжёлые для неё времена.

Рекомендую Вам, дорогой читатель, возьмите свой дневник или листок бумаги. А теперь запишите все свои желания и стремления. При этом очень важно быть открытым удовольствию и любви, легким чувствам. Ведь правда ощущается легко. Любовь ощущается легко. Удовольствие ощущается легко. Все, что открывает ваше сердце, чувствуется легким. А ложь и неправда чувствуются тяжелыми. Так что, если Вы чувствуете вокруг себя тяжесть, вероятно, причина в том, что Вы переняли какую-либо ложь. Именно эти чувства станут для вас индикаторами Ваших целей.

И когда Вы это выясните, Вы будете точно знать шаги, которые Вам нужно совершать для того, чтобы воплотить жизнь своей мечты. Вы создадите дорогу и, идя по ней, Вы будете воплощать то, что Вы по-настоящему цените.

Чтобы помочь себе избавиться от неопределённости жизненных целей выполните следующее упражнение.

Примечание. Смотрите инструкцию и пример заполнения таблицы в начале главы 2.

После того, как Вы поработали с ключами с помощью колоды метафорических ассоциативных карт «Поиск и реализация ресурсов саморазвития». Смотрите Приложение 3. И нашли ответ на свой вопрос: «Какое наилучшее решение моей проблемы избавления от неопределённости жизненных целей, видит моё подсознание». Можно приступить к раскрашиванию мандалы «Избавление от неопределённости жизненных целей». Смотрите Приложение 1. Рисунок 4.

Это поможет Вам усилить и сохранить позитивные эмоции по поводу проработки, полученного Вами результата в избавлении от сомнений в успехе саморазвития.

2.Преодоление препятствий в позиции саморазвития (профицитное самоотношение)

2.1.Упражнение «Избавление от страха перемен»

У Зои дочь — подросток. Девочка не слушается маму. Но стоит Зое сказать, что за непослушание, девочка будет лишена вечерней прогулки, всё становится на свои места. Дочь беспрекословно выполняет требования мамы. Зоя понимает, что хотя девочка и становится послушной, но внутри она не согласна с мамой. Потому, что как говорила Зоя: «Если с ней по-хорошему, то дочь не слушается». Матери очень хочется наладить взаимное понимание с девочкой, но как только подросток протестует, в ход снова идут санкции.

Женщина думает, что хочет измениться, но делает шаги в другую сторону, это противоположные намерения, при которых она может думать, что хочет измениться, говорить, что желает измениться, но её подсознание направляет в другую сторону.

Страхи Зои вызваны тем, что ей не нравиться то, что её ожидает, если она изменит своё поведение. Истинная причина такого поведенческого тупика — принятие ситуации, в которой она находится. Потому, что это дарит чувства безопасности и привычного комфорта. А непредсказуемое, желаемое будущее, не возникает при мысли о привычном комфорте.

Если у Вас есть страх перемен, чтобы помочь себе избавиться от него Вы можете выполнить следующее упражнение.

Примечание. Смотрите инструкцию и пример заполнения таблицы в начале главы 2.

После того, как Вы поработали с ключами с помощью колоды метафорических ассоциативных карт «Поиск и реализация ресурсов саморазвития». Смотрите Приложение 3. И нашли ответ на свой вопрос: «Какое наилучшее решение моей проблемы избавления от страха перемен, видит моё подсознание». Можно приступить к раскрашиванию мандалы «Избавление от страха перемен». Смотрите Приложение 1. Рисунок 5.

Это поможет Вам усилить и сохранить позитивные эмоции по поводу проработки, полученного Вами результата в избавлении от сомнений в успехе саморазвития.

2.2. Упражнение «Избавление от страха быть отвергнутым»

Ученик 5-го класса Витя — новичок в классе. Родители переехали на новую квартиру, и мальчику пришлось поменять школу. Мама встревожена: в старой школе у него было много друзей, а в новой он ни с кем не подружился и стал замкнутым.

Витя рассказал мне, что он очень боится, что не понравится одноклассникам. Поэтому на перемене он всегда в стороне. Сначала было спокойно, а теперь некоторые мальчишки стали над ним подсмеиваться. Он в растерянности. Я стала расспрашивать мальчика о том, как он учится, чем увлекается. И оказалось, что и учится он хорошо, и умеет рисовать, и даже играет на трубе (2 класс музыкальной школы). На вопрос, почему ты не проявляешь активно свои способности в классе, Витя ответил, что боится не понравиться одноклассникам.

Отверженный человек не принимает своё право на бытие. Он — бежит от себя самого, и как бы хочет сказать: «Меня никто не любит, меня просто невозможно полюбить». Он считает, что не представляет никакой ценности, что не может проявлять свою истинную сущность в этом мире, чувствует, что не можете быть собой.

Для самовыражения такой человек считает себя недостаточно умным, или недостаточно внешне привлекательным. Может играть роль ограниченного человека с примитивными знаниями. У него преобладают отрицательные эмоции. Он не доволен своим телом и часто бывает вялым.

Чтобы избавиться от страха отверженности, выполните следующее упражнение.

Примечание. Смотрите инструкцию и пример заполнения таблицы в начале главы 2.

После того, как Вы поработали с ключами с помощью колоды метафорических ассоциативных карт «Поиск и реализация ресурсов саморазвития». Смотрите Приложение 3. И нашли ответ на свой вопрос: «Какое наилучшее решение моей проблемы избавления от страха быть отвергнутым, видит моё подсознание?». Можно приступить к раскрашиванию мандалы «Избавление от страха быть отвергнутым». Смотрите Приложение 1. Рисунок 6.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метод Елены Васильевой в cаморазвитие личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я