Хотите, чтобы ваш ребенок знал английский, занимался с удовольствием, мог использовать язык в любых жизненных ситуациях? Платите серьезные деньги за английский ребенка, а толку нет? Мы многое планируем, но к изучению языка часто относимся несерьезно. Стихийно начинаем обучать ребенка, и также внезапно прекращаем, реагируем на сложности в школе или вузе. Часто изучение языка выливается в бесконечные догонялки с программой. В силу непонимания принципов обучения и спонтанных решений родителей, изучение языка превращается в длительный дорогостоящий квест. Результат при этом многих не радует. Как и английскому научить, и сэкономить финансы? Руководитель школы иностранных языков, преподаватель с более чем 20-летним стажем, Елена Резникова, расскажет, когда начинать, как мотивировать ребенка, организовать его деятельность, выбрать преподавателя или курсы, контролировать успехи. Каждый родитель сможет посчитать затраты на английский при разных стратегиях и выбрать подходящий вариант.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Образовательный маршрут вашего ребенка. Как выучить английский» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Когда нужно начинать изучать английский язык.
Английский с детского сада, английский с трех, английский с года. Наверняка, уже есть методики обучения английскому внутриутробно. Предложений всегда море, если есть покупатели, готовые купить. Продадут Вам всегда с большим удовольствием. А вот останетесь ли вы довольны результатом, большой вопрос. В этой главе мы рассмотрим варианты начала занятий английским языком в разном возрасте, как это скажется на результате и продолжительности занятий.
Ранний дошкольный возраст
Заниматься с малышами до 4-5 лет лучше всего по методу гувернантки, когда мама, владеющая английским языком или настоящая англоговорящая гувернантка общается с ребенком только на английском. Запомните, если вы-мама, и вы выбрали такой метод, вам нужно все время общаться со своим ребенком только на английском. Дети сообразительны, они быстро поймут, что мама понимает русский и могут отказаться общаться на иностранном языке. Также вас могут ожидать небольшие проблемы в более взрослом возрасте, о которых подробнее будет в главе…(про невозможность подобрать группу). Но если все делать последовательно, не бросать обучение, то к старшим или даже средним классам школы ваш ребенок уже будет свободно говорить по-английски на уровне, сравнимым со взрослой речью носителя языка.
Общаться на уровне 2-летки ребенок начнет уже через несколько месяцев обучения. Но словарный запас и сложность речи будет соответствовать уровню дошкольника. Этого будет недостаточно для дальнейшего использования языка во взрослой жизни. Поэтому такой ученик будет работать в свое время над чтением, письмом, грамматикой точно так же, как делают это носители языка, британские школьники.
Если вы не готовы полностью переходить на английский, можно включать упомянутые выше английские песенки малышу во время игр или других домашних дел. Вы удивитесь, как много могут запомнить дети, просто слушая хорошую подборку.
Даже специально не занимаясь английским, вы можете создать для ребенка хорошую языковую среду и подготовить его к изучению языка. Подобный материал можно легко найти в интернет сети, если в поисковик ввести запросы:
Mother Goose Rhymes,
lymerics,
nursery songs,
simple songs,
rhymes for kids
Сколько денег вам будет стоить такой путь к английскому, читайте в главе «Образовательные маршруты. Маршрут 1».
Старший дошкольный возраст.
Если эмигрировать вы не собираетесь, а вам как родителю важно дать ребенку хороший старт в английском, к концу школы выйти на высокий уровень, вполне можно начинать в старшем дошкольном возрасте, в 4-5-6 лет. В таком возрасте уже доступны обучающие занятия. Они могут быть групповыми или индивидуальными, главное условие — регулярность занятий. Любые перерывы в занятиях в дошкольном возрасте дают мощный откат в навыках. Может даже случиться так, что после длительного перерыва ребенок забудет все, что выучил за год или два.
Если вы собираетесь заниматься с ребенком самостоятельно, лучше приобрести готовый УМК (учебно методический комплект) с подробной книгой для учителя, где будет написано, как проводить уроки. В поисковик можно ввести следующие запросы:
student's book
pre-school
pre-school children books
young learners books
Наиболее популярные издательства, которые выпускают учебники для дошкольников.
Cambridge Univercity Press
Oxford Univercity Press
Pearson Education
Express Publishing
Многие пособия для начальной школы уровня Starter также подходят для занятий с 5-6-летками.
Занятия должны быть исключительно в устной форме, обучение чтению и буквам до 6 лет преждевременно. Многие дети в этом возрасте еще не все готовы к соотнесению буквы как символа со звуком, не понимают этой связи. Поэтому на изучение букв может уйти год или даже два. Это слишком долго, можно уделить это время более полезным и доступным ребенку вещам.
Здесь обязательно возмущенно возразит какая-нибудь мама: «Как это не умеют, моя Лиза научилась читать в 4 года!» Отлично, скажу я ей, у вас способный ребенок, но так могут не все. Скорее, не так. Читать в 4 года могут единицы. Радуйтесь, вы вытянули счастливый билетик. Для большинства детей раннее обучение чтению — бесполезная трата времени.Гораздо более продуктивным будет наращивание устных конструкций (в методике это называется пэттернами-Patterns) и увеличение словарного запаса малыша. В 6-7 лет, когда обычно дети уже знают русские буквы, изучение английского алфавита будет легким и быстрым.
И уж конечно, не нужно тратить время на письмо. Не все дети умеют правильно держать карандаш, рука у ребенка такого возраста устает быстро. Гораздо полезнее в этом возрасте различные штриховки, задания обвести по контуру и подобное. Но это можно с успехом делать и вне занятий английским языком.
К сожалению, а может, и к счастью, хорошие учебники для дошкольников написаны полностью на английском языке. И книги для учителя тоже. Поэтому если у мамы с английским не очень, а начать очень хочется, лучше либо продолжать смотреть мультики и обучающие видео, либо отвести на очные курсы английского.
Обязательно очные. В этом возрасте дети еще не умеют учиться. Если вы выбираете онлайн занятия в этом возрасте, вам придется постоянно сидеть рядом с экраном вместе с вашим пятилеткой и делать разминку, всякие приседания, хлопать в ладоши и что там еще по ходу урока будет нужно, исполняя все это с задорным энтузиазмом, чтобы поддерживать мотивацию ребенка. По сути, записывая маленького ребенка на онлайн курсы английского, вы обрекаете себя на то, что будете делать половину работы преподавателя. Иначе малыш быстро потеряет интерес, потому что удерживать его длительно пока не умеет. Конечно, в рекламе онлайн курсов для малышей об этом не говорят.
Найти хорошие очные курсы сейчас несложно, родитель сможет заняться во время занятия своими делами, а все остальное сделает специалист. На что обратить внимание при выборе курсов, читайте в главе «Как выбрать курсы английского языка».
Ну вот, подумали сейчас многие. Опять реклама чего-то платного. А как же мечта о «быстро, качественно и недорого»? А желательно, совсем бесплатно. Увы, хочу вас разочаровать. Иностранный язык — это всегда дорого. Только вы не всегда платите деньгами. Часто — временем своей жизни, упущенными возможностями или выгодами. Но если вы получаете этот бонус, то вам становятся открыты самые разные двери.
Первый класс школы
Ребенок уже умеет читать на русском языке, различает звук и букву, умеет соединять звуки в слоги и слова. Это очень важное умение, на формирование которого больше не нужно отвлекаться на занятиях языком! Можно просто использовать это и научиться читать очень быстро. Я часто собираю группы первоклассников в конце 1 класса на короткие вводные курсы и занимаюсь волшебством, за 8-12 занятий мои первоклассники начинают читать. У таких учеников нет сложности в начале второго класса, когда школа требует очень быстрого освоения чтения на английском.
Ничего удивительного в таких замечательных успехах, конечно же, нет, просто я даю детям материал в самый подходящий момент, когда они готовы к чтению. Поэтому переход к чтению на английском дается быстро и легко.
Так что же, нет никакой разницы, занимался ребенок до этого времени, или он в первом классе начнет «с нуля?»
Разница есть. Представьте, ученик-это сосуд, он наполняется знаниями. Понемногу, по капельке. Все, что вы добавляете в сосуд, остается там. Какая-то часть испаряется, но какая-то остается. Если были качественные занятия в дошкольном возрасте, сосуд наполнялся регулярно и длительно, там наверняка будет, с чем продолжать работать даже после перерыва. Особенно если занятия были построены не на логическом методе, когда объясняют правила, а на практическом, когда ученик использует английский язык. Те самые песенки и чанты (речевки под музыку), которые так много поются на уроках с дошкольниками, накрепко запоминаются на подкорке. Ученик может потом и не понимать, откуда у него ощущение, как правильно сказать ту или иную конструкцию. А благодарить нужно педагога-дошкольника, который честно отработал ее до автоматизма. Дети, получавшие хорошие занятия в дошкольном возрасте, даже после перерыва показывают более быстрый прогресс, чем дети, начавшие изучать язык в 1 классе или позже.
Как я уже упомянула, обучение чтению — основная задача для детей возраста 1 класса. Но устную речь, понимание на слух никто не отменял. Устной работы все еще очень много на занятии, и это хорошо. Объемный устный курс, опережающий чтение, дает ученику возможность почувствовать незнакомый язык, привыкнуть к непривычным конструкциям.
В разных языках фразы строят по-разному. Мы говорим «У меня есть…», англичанин скажет «я имею…» При устном опережении мы просто заучиваем фразу, не переводя ее и не отвлекаясь на слова. И вопросов не возникает ни у кого. Если же сначала дать письменную форму «I have got..» — велик шанс, что ученик просто переведет, ведь слов-то три! I-у have-меня got — есть. Другой пример «I am a pupil» — «я ученик» — также вводит в ступор начинающих даже не очень маленьких. Ведь в английском предложении слов четыре, а в русском два. Почему? Если не фиксироваться на форме, на том, как фраза записана, заучивание конструкций происходит быстрее. Вместо долгих и бесполезных объяснений, мы 20 раз используем эту конструкцию в течение 3 минут. Вот и вся тайна.
Итак, начало изучения английского в первом классе — одна из самых доступных стратегий и успешного начала изучения английского. В любом городе сейчас легко найти подходящую группу, в которую можно привести ребенка. Выбор онлайн групп также велик..Про выбор групп читайте в отдельном разделе. Ребенок получит достаточно устной практики и научится читать до того, как в школе появится такой предмет, как английский язык. Короткие курсы перед вторым классом в этом плане хуже, вы получите только чтение, но это, в любом случае, лучше, чем ничего.
Второй класс школы.
Очень многие родители планируют начало дополнительных занятий по английскому на 2 класс. В это время в школе появляется предмет «английский язык». Если вы начинаете решать проблему только во 2 классе, вы уже немножко опоздали, гарантировано получите некоторое количество неприятных ощущений, связанных со школьным английским. Причины мы все знаем: большие разношерстные группы, несоответствие программы возможностям обучающихся, потери времени на школьных уроках впустую.
В школьных учебниках подразумевается, что в течение сентября необходимо освоить алфавит и научиться читать на английском. Большинству неподготовленных учеников не хватает на это времени и способностей. Это вызывает стресс, неприятие предмета, ученики все время в ситуации неуспеха, родители тоже нервничают. Зачем составлять такие программы обучения, вопрос отдельный. Усугубляет ситуацию тот факт, что английский в начальной школе считается вторым по сложности предметом после математики, что зафиксировано в СанПиН. Про СанПин мы уже рассказывали в 1 главе.
Итак, если вы обратили внимание на английский только во 2 классе, ваш ребенок уже обречен на отставание. Потребуется время, чтобы он мог соответствовать требованиям школьного учителя. Наберитесь терпения и дайте ребенку пару-тройку месяцев, дальше он выправится.
В случае, если школа с языковым уклоном, адаптация займет больше времени. Это логично, количество уроков там больше, программа убегает еще быстрее. Для учеников из школ с углубленным изучением я бы советовала начинать заниматься английским раньше, чем в 1 классе.
Также будут сложности у детей с дислексией. Им трудно научиться читать и на родном, и на иностранном языке. К сожалению, в программе 2 класса главный упор делается как раз на чтении. В этом случае нужно набраться терпения и ждать. Могу поделиться своими наблюдениями. Примерно к 4 классу большинство дислексиков, которые занимались у меня, научились читать на английском. До этого времени приветствуется устное обучение.
Что же, нет детей, которые не занимаются дополнительно?Есть, конечно. Есть даже хорошисты и отличники, но они тоже копят свой набор пробелов, которые напомнят о себе позднее. Потому что причина не в родителях и не в детях. И даже не в учителях. Причина в слишком высоком темпе школьной программы. Дети не успевают, а учитель должен успеть пройти учебник. И он либо бежит «по верхам», либо каждый год оставляет большие части учебника непроработанными. А ведь это части учебной программы, кирпичики, из которых строится здание. Будет ли прочной постройка, если в фундаменте во многих местах пустота?
Многие родители решают сами помогать ребенку с английским. Это прекрасно, общие дела объединяют семью. Ребенку важна поддержка, а взрослые могут повторить школьную программу. Вы отлично проведете время. Главное, чтобы это было в радость. Если вы чувствуете, что вам тяжело даются эти занятия, возникают споры и ссоры — ни к чему хорошему такая помощь не приведет, вы своими действиями убьете мотивацию изучать предмет, а это довольно хрупкая конструкция. Подробнее про то, как влюбить ребенка в английский читайте в главе…
Не каждый родитель может помочь ребенку самостоятельно. Некоторые ищут репетитора. Это хороший способ, но нужно отметить, что занятия должны быть не по программе школьного учебника, а по отдельной программе. Нанимая репетитора для выполнения домашних заданий, вы получаете только выполненную домашку. Больше ничего. Почему так получается, что делать с домашними заданиями читайте в главе выполнение домашнего задания в главе…
В общем и целом, второй класс это хорошее время для того, чтобы начать заниматься и прийти к концу школы к намеченным результатам. Главное-учитывать особенности своего ребенка и не требовать от него больше, чем он на данный момент может.
3-6 класс школы.
Здесь есть два варианта. Первый-когда способный ребенок, отличник или хорошист долго старался вытянуть школьную программу самостоятельно, но уже не получается. Либо родители много помогали в начальной школе, но программа становится все сложнее, родителю не хватает знаний. Тогда он приходит на дополнительные занятия и сталкивается со следующими проблемами. Пробелов накоплено много, их необходимо закрывать. Присоединиться к ровесникам, которые начали во 1-2 классе, невозможно, они уже выше уровнем.
Иногда таких детей приходит много, и можно открыть новую группу специально под их задачи, но обычно им предлагают присоединиться к ученикам помладше. Это означает более детский учебник и более детский подход: песенки, игры с карточками. Например, 11-12-летнему подростку это может быть уже не интересно.
Допустим, вы нашли такую группу, где собрали именно таких детей, ранее не занимавшихся, примерно одного возраста. Нужно помнить, что у каждого из них свои пробелы. Эту тему ваш Петя знает хорошо, а его сосед Вася — плохо, а на следующей неделе будет наоборот, поэтому кое-где придется притормаживать, ожидая отстающих. До полугода уходит на срабатывание заново собранной группы. Если у вас хватит терпения, после этого срока вы начнете получать бонусы от группового вида обучения.
Совет: если вы родитель такого подростка, вам проще найти несколько друзей такого же уровня и привести в обучающий центр, чтобы под вашего ребенка открыли новую группу.
Также всегда можно найти индивидуальные занятия. Но я считаю, что именно начальный и средний школьный возраст — идеальное время, чтобы сэкономить на занятиях английским, записав ребенка в группу, ведь группа дешевле индивидуальных занятий в 2-3 раза, а общение с ровесниками поддерживает мотивацию к дальнейшему изучению языка.
Есть еще один вариант, когда ребенок к 5-6 классу совершенно ничего не знает. Как уж так получается, одному богу известно, но такие случаи бывают. Здесь помогут только индивидуальные занятия или махнуть на английский вовсе и как-то договариваться со школьной аттестацией.
Хочу подчеркнуть, что заниматься «для себя» можно в любом возрасте и при любых способностях. Если школьные отметки не брать во внимание, то и нулевого ребенка можно потихоньку подтягивать. Иногда очень медленно. К сожалению, ничего не знающие дети к 5-6 классу, не берутся на пустом месте. Очень редко бывает, что не повезло с учителем, но чаще все-таки проблемы с памятью, вниманием, волевой сферой. Часто таким детям нужен в первую очередь дефектолог, а не преподаватель английского. Не стоит пугаться этого слова, лучше решить проблему, чем закрывать на нее глаза.
Радует, что сейчас много грамотных родителей, которые понимают своих детей и с терпением относятся к невысокому темпу успехов. Если у вас ребенок приносит не очень хорошие отметки по всем предметам, нужно набраться терпения и принять, что занятия будут с вами на многие годы, снизить свою планку ожиданий и радоваться даже небольшому продвижению. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой. Таким детям может быть показано прохождение одного и того же уровня английского по 2 раза по разным учебникам, и, конечно, очень важен выбор грамотного специалиста.
С поиском репетитора для ученика 3-6 класса возраста может возникнуть неожиданная проблема: преподаватели, которые работают с детьми младшего возраста, таких больших уже не берут. Те, кто работает со старшей школой, предпочитают учеников постарше, которые сдают экзамены, потому что они меньше пропускают и более ответственны. Создается странная ситуация: с одной стороны, выбор хороших репетиторов меньше, чем для малышей или старшеклассников. С другой стороны, в массе своей сами родители, которые дотянули до такого возраста ребенка, прежде чем обратиться к специалисту, не очень заинтересованы в знаниях как таковых, чаще их беспокоят неважные отметки в школе. Они экономят, отменяя уроки после того, как написаны контрольные, перед каникулами, норовят попозже начать в сентябре. Как только главная проблема решается, отметки чуть улучшаются, они прекращают занятия. Многие репетиторы участвовали в похожих диалогах в мессенджерах:
16.05.20**
-Здравствуйте. Завтра занятия не будет, ребенок уезжает на лето к бабушке.
-Добрый день. Можно продолжить заниматься онлайн.
-Там нет интернета, к сожалению. В сентябре обязательно продолжим занятия.
23.12.20**
-Добрый день. Завтра пропустим. У Саши елка.
-На какой день перенесем этот урок?
-Никак не получится, до Нового года уже не будем заниматься.
И самое любимое.
Здравствуйте. У Ани больше нет домашнего задания до каникул, заниматься пока не будем.
Дорогой читатель, вы же помните в главе про уровни английского я писала, что имеет значение не количество месяцев или лет занятий английским, а количество часов. Таким образом пропускается огромное количество часов. Продвижение происходит медленно. Отставание по программе большое, часто родители не довольны успехами и скоростью освоения программы, но не признают, одна из главных причин — отсутствие дисциплины посещений.
Репетитора также не радует доход, ведь из-за неотработанных пропусков он зарабатывает гораздо меньше, чем предполагалось в начале сотрудничества, а также выслушивает критику от родителей. Это не очень приятно. Если есть варианты, хороший специалист часто выбирает другую возрастную категорию. Следовательно, у родителей выбор репетиторов становится еще меньше. Это замкнутый круг.
Я не утверждаю, что все родители 3-6 классников такие, как описаны чуть выше. Есть и очень дисциплинированные, те, для кого знание английского является ценностью, просто по разным причинам раньше не получалось заниматься системно. Ответственные родители вынуждены страдать в результате сложившейся ситуации. Может оказаться так, что выбор хорошей группы в этом возрасте будет лучшим выходом, даже несмотря на то, что придется присоединиться к ученикам помладше.
Когда будет достигнут необходимый уровень при начале занятий в 3-6 классе, читайте в главе"Образовательные маршруты". Это маршруты 4 и 5.
7-11 класс школы.
Бывают случаи, когда на английский обращают внимание только в 7-10 классе. Это напряженный период: в школе появляются профильные предметы с углубленной программой обучения, начинается подготовка к экзаменам. Присоединиться в группы получится в основном к более младшим по возрасту детям. Это неплохой вариант для того, чтобы получить базовые знания, понимая, что на восполнение пробелов уйдет довольно много времени.
Если же английский стал нужен для поступления, лучше не терять время и приступить к индивидуальным занятиям у опытного педагога, который специализируется на работе с этим возрастом и подготовке к экзаменам. Ученику нужно настроиться прикладывать много самостоятельных усилий для получения высоких результатов. Ведь придется проходить уровни в интенсивном режиме.
В последних главах этой книги вы найдете много полезных советов для родителей, которые хотят самостоятельно помочь своему ребенку. Ученики старших классов могут использовать эти советы и для самостоятельной работы. Это увеличит темп прохождения уровня. Например, на уроке с преподавателем получить теорию, а потом дома выучить все слова до автоматизма самостоятельно. Или разобрать новую грамматическую конструкцию, а дома выполнить 4 листа с упражнениями на эту тему.
Я описала очень соблазнительную схему для родителя, не правда ли? Просто мечта экономной матери! В реальности подростки, способные на такую схему работы, встречаются нечасто. Иначе из школы все выходили бы со свободным английским, ведь там в основном так и делают: дают только теорию, а практику на самостоятельное изучение. Поэтому призываю родителей быть реалистами, и если английский входит в систему ценностей вашей семьи, начинать занятия раньше, чем старший школьный возраст. А если уж так случилось, что не вышло, то увеличивать количество уроков. Например, 3 раза в неделю вместо стандартных двух, продолжать занятия на летних каникулах. Такая стратегия ближе к успеху, чем обещать преподавателю, что ученик будет выполнять очень много самостоятельной работы, которую их ребенок выполнять в реальности не будет, а потом удивляться, почему результаты ОГЭ хуже, чем предполагалось.
Многие родители возразят: Я начинал серьезно изучать язык в 10 классе, и у меня все успешно получилось!
У меня вопрос к такому родителю, в каком году это было? В каком классе тогда начинали изучать язык в школе? Было ли столько же возможностей для изучения языка, как сейчас? 30 или 40 лет назад изучение английского осуществить было существенно сложнее, язык массово начинали учить с более позднего возраста. Сейчас все поменялось.
Я поступала в вуз со знаниями сегодняшних хорошо подготовленных 8-9 классников. Был грамматический тест, на устном экзамене нужно было прочитать текст, ответить на вопросы и сделать небольшой краткий пересказ. Это в разы проще современного ОГЭ. Не было письма, не было проверки понимания на слух.
Если ваш ребенок повторит ваш сценарий изучения языка в современных условиях, когда у многих сверстников к концу школы уже есть высокий уровень, он обречен на ситуацию неуспеха. Он будет соревноваться не с вашими одноклассниками, которые и читали-то на английском с трудом, а с современными школьниками, многие из которых к концу школы уже могут свободно использовать язык.
Я давно наблюдаю эту интересную тенденцию. Если раньше начало занятий с репетитором в любом классе сразу давало заметный результат в виде хороших отметок, то сейчас это совершенно не так. Если в 90-е годы в группе никто не мог слова сказать, и вдруг одна ученица начинала что-то читать, худо-бедно отвечать на вопросы, радостная англичанка с чувством выполненного долга ставила ей пятерки. Пару месяцев занятий на курсах или с репетитором — и ты звезда. Сейчас многие занимаются дополнительно, поэтому так быстро выделиться уже не получается. Нужно полностью соответствовать требованиям программы. Чем позже начнешь, тем дольше не сможешь соответствовать.
Какой же вывод можно сделать? Обучение ребенка английскому начинайте заранее, чтобы получить результат к тому моменту, когда он вам понадобится, чтобы не пришлось принимать поспешных решений, переделывать и сожалеть об ошибках.Авралы часто приводят к нерациональным тратам времени и денег. Планируйте обучение вашего ребенка, чтобы образовательный маршрут был наиболее последовательным.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Образовательный маршрут вашего ребенка. Как выучить английский» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других