Аспекты диджитализации социальных и образовательных систем

Елена Рыбакова

Книга посвящена процессам ИТ-преобразования жизнедеятельности современного человека: общение, обучение, профессиональная занятость в динамично меняющихся условиях. Авторы акцентируют внимание на системных и частных аспектах цифровизации современной общественной жизни, в том числе – обеспечивающей адресную поддержку детей и взрослых с особенностями в развитии.

Оглавление

Авторы: Рыбакова Елена, Султанова Роза, Гаязова Гульшат, Лобачёва Елена, Рыбаков Дмитрий, Русакова Надежда

© Елена Рыбакова, 2023

© Роза Султанова, 2023

© Гульшат Гаязова, 2023

© Елена Лобачёва, 2023

© Дмитрий Рыбаков, 2023

© Надежда Русакова, 2023

ISBN 978-5-0060-2834-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ

Цифровизация среды и диджитализация деятельности взрослых и детей была ожидаема и запрашиваема социумом, гражданами, сообществами. Как показывают наши исследования, и детское население также демонстрировало признаки готовности и запроса, преферентности и ориентированности по отношению к сущности и средствам информационно-технологического преобразования занятости различных социальных, возрастных, нозологических (то есть имеющих отнесённость к специфике состояния здоровья) групп и категорий субъектности.

Страхи социума и профессиональных, родительских сообществ в отношении цифровой, информационной, клиповой экспансии, с одной стороны, оправданны ввиду и определённых оперативных, средовых, информационных рисков, — и самой сущности глобальных изменений общества, человеческой занятости и коммуникации.

Вместе с тем наши исследования в течение ряда лет показывают, что и детское население, внутренне и интегративно, тяготело к иной плотности, иной креативности, парадоксальности, диалектичности и динамизму информационного поля, нежели социальные и образовательные системы готовы были предоставить современному детству. Так что, во-первых, кризисным было уже данное несоответствие, во-вторых, кризис характеризовал и установки, инструментарий, ориентиры взрослых сообществ.

Принципы гуманизации, субъективации, паритетности образования и коммуникации, которыми в разной степени руководствовались педагоги и родители, а также обучающиеся, осознанно и подсознательно, недостаточно реализовались ещё и в силу неполноты представлений взрослых о потребностях, преферентной сфере, возможностях и перспективах категорий получения образования.

Соответственно, взрослые сообщества, находящиеся в кризисном, информационно и аксиологически дефицитарном, нестабильном состоянии, — стали ныне наиболее эффективными моделями саморазвития и интегративной активности, индивидуально и коллективно, для растущих категорий населения.

Особо значимые аспекты данных процессов в течение ряда лет являются одним из приоритетных направлений исследовательского сотрудничества преподавателей кафедры педагогики факультета психологии ФГБОУ ВО УУНиТ (Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Уфимский университет науки и технологий, ранее — ФГБОУ ВО БашГУ, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный университет), в том числе — авторская группа данного издания, монопроектов в контексте проведённого макроисследования, в котором приняли участие учёные Российской федерации и зарубежных научных коллективов, организаторы конференций и издательские субъекты, практики и общественники, руководители образовательных организаций и представители ведомств, студенты и выпускники, слушатели курсов и родители обучающихся различных групп детского населения, в том числе иностранные граждане и их дети.

Медицинские аспекты, клинические риски и здоровьесберегающие технологические компоненты в данном проблемно-аналитическом кластере курирует к. м. н. Гаязова Гульшат Анифовна, доцент кафедры педагогики факультета педагогики ФГБОУ ВО УУНиТ, проблемы семейной, корпоративной поддержки обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) исследует в нашей научной и авторской группе к. п. н., доцент названного образовательного субъекта Султанова Роза Миниахметовна, зона ответственности старшего преподавателя кафедры, Отличника образования Республики Башкортостан Рыбаковой Елены Владимировны — научная интеграция и сотрудничество с российскими и зарубежными сообществами, международными научно-исследовательскими и практикоориентированными объединениями, форумами, образовательными субъектами, а сетевой администратор информационно-технологических ресурсов и проектов исследовательской, авторской группы, куратор научно-волонтёрских сообществ кафедры и других субъектов сотрудничества — Рыбаков Дмитрий Геннадьевич, дизайнер издательского проекта. Русакова Надежда Николаевна, специалист Учалинского управления образованием, и преподаватель кафедры, учитель-логопед Лобачёва Елена Львовна также осуществляют организацию и поддержку научно-волонтёрских групп исследования.

Авторы выражают благодарность всем участникам данного исследовательского сотрудничества и коллегам, проявившим интерес к нашей работе, способствовавшим интеграции исследовательского продукта в широкие круги науки, практики, социального развития и приглашают продолжить эффективное взаимодействие в интересах детского населения и всего общества.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я