Эта книга – путешествие в страну орнамента и символов, и не только. Она будет полезна всем, кто увлекается искусством, орнаменталистикой, этнографией и антропологией, а также начинающим искусствоведам, художникам и историкам.Повествование написано в форме диалога с профессором, знающим абсолютно всё о тайнах орнамента – этого самого древнего знакового языка, известного человечеству. В книге освещены основные законы развития европейской культуры через символические образы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Знак. Символ. Человек. Повесть-исследование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О чём думал первобытный человек
Многие годы большинство учёных считали, что первобытный человек не умел думать, жил только рефлексами16, закрепляющими в его сознании практический опыт, и не умел мыслить. То есть не было у нашего замечательного предка размышлений о жизни, которые выражались бы в определенных выводах и требовали бы передачи этих знаний другим людям.
Учёные доказывали, что развитие жителя древнекаменного века (по-гречески это слово звучит как «палеолит»17) было связано исключительно с вопросами выживания: как спрятаться от грозы, как не умереть от голода, как не попасть в лапы хищника. Считалось, что и чувствовать прекрасное человек также не умел. А тем более, сохранить информацию или передавать её!
Несомненно, жизнь нашего предка была окружена множеством опасностей. И трудновато было бы встретить палеолитического человека с книгой в руках или за мольбертом. Тем не менее, свои «студии» и важнейшие для последующей истории размышления, у древних были. На это указывает высокая культура пещерного жителя, которая стала выводом из очень напряжённого и чуткого слушания всего мироздания, о котором мы уже говорили… Это было началом всей человеческой культуры. Так появился магический танец, звук и орнамент. Более двухсот тысяч лет назад человек научился изображать красоту мира и обобщать его в орнаменте! В период энеолита18 это искусство достигло своего наивысшего расцвета.
Древний художник был настолько талантлив, что росписи на стенах пещеры Альтамира19 в Испании кажутся нарисованными каким-нибудь современным гением. Когда этнограф-любитель Марселино Саутуола нашел их в 1878 году, научное сообщество не поверило в их древность и достоверность. Саутоулу обвиняли в том, что с помощью своих друзей-художников он подделал росписи, чтобы прославиться.
И только после обнаружения подобной живописи в других странах, представители науки вынуждены были поверить в правдивость его открытия.
Наши далёкие предки творчески изучали окружающий мир и чувствовали его, по всей видимости, намного-намного глубже, чем мы. Посмотрите на рисунок альтамирского быка — в нём уже определился образ животного, как символ мощной земной стихии, её несокрушимости. Это изображение, немного обработанное современным художником, известно сегодня всему миру. Древний мастер был первооткрывателем, творцом с детской непосредственностью гения.
В Цонской пещере, в Грузии, сохранилось изображение креста, хорошо знакомого нам орнаментального знака. Эта историческая находка относится к позднему или, как его принято называть, верхнему палеолиту (более 30 тысяч лет назад). Крест высечен древнейшим человеком на известняковой плите.
РИС. 14. Бизон из Альтамирской пещеры.
Материал из Википедии. Фото НКО
Зачем первобытный охотник и собиратель его изобразил? Учёные считают, что он был отметкой какого-то явления, очень для человека важного. Но какого? Цонский крест зафиксировал не ритм, потому что знак одинок. Очевидно, что крест является пересечением двух направлений: вертикального и горизонтального.
Предполагают, что цонский знак мог быть фиксацией четырёх сторон света: севера, востока, юга и запада. Это было ощущением земного пространства. Честно говоря, оно и сейчас у нас не изменилось. Мы до сих пор находим себя на местности путем определения четырех сторон света.
— Компас? — удивились мы.
— Конечно! — ответил Иван Георгиевич.
Сейчас, после многих лет развития науки о символах, мы можем сказать, что крест для древних стал символом пересечения мира Божественного с природным, земным. И в точке соприкосновения этих двух миров находится основная идея Творения — человек.
Эта расшифровка креста была впервые предложена в Древней Греции и после уже не изменялась, а только усложнялась в более поздних культурах.
Крест, изображение которого в палеолите встречается гораздо реже, чем, например, спирали или волнообразные линии, тем не менее, является одним из самых древнейших и межнациональных знаков. Он присутствует в древних и новых культурах всех без исключения народов планеты и имеет длительную и очень интересную историческую судьбу, к которой мы еще вернёмся в нашем рассказе.
Человек каменного века знал не только о четырёх сторонах света. Он изображал орнаментальный ряд как ритм большого мироздания, стараясь, чтобы и его собственная жизнь полностью совпадала с живым пульсом природы. Древний мыслитель находил всё новые примеры подобия малого большому.
Он делил лунный год на составляющие его периоды. Это отражалось в древних календарях, которые изображали не только череду дней, месяцев, лет, но указывали на основные солнечные и лунные астрономические явления: равноденствия, затмения и другие, без которых наша жизнь немыслима и сейчас.
Многочисленные находки календарей на костях и бивнях мамонта, на каменных пластинках — удивительно! Пульс и ритм природы!..
Однажды с известным российским антропологом20 М. М. Герасимовым21 произошла вот такая история. В стойбище первобытного человека под названием Мальта, на берегу реки Белой в Сибири, он обнаружил стержень из бивня мамонта, пролежавший в земле двадцать пять тысяч лет.
РИС. 15. Жезлы палеолита и календарно-астрономическая таблица. Рисунок автора
Вроде бы, ничего странного в этом стержне не было — обычное древнейшее изделие, украшенное ритмично расположенными насечками, напоминающими серп луны.
Но насторожил молодого учёного именно чёткий ритм орнамента на стержне. Он сосчитал эти лунообразные знаки, каверны, как называют их археологи. Потом тщательно все записал, и, первым в мире, сделал вывод об осмысленном, не хаотическом нанесении орнамента на древнем изделии.
Научный мир всегда относил этот декор к изображениям шкуры, волосяного покрова, татуировки… Потребовалось около шестидесяти лет, чтобы по достоинству оценить интуицию тогда еще совсем молодого учёного!
Долгие и сложные поиски специалистов и научные споры привели к тому, что стержень-жезл22 со стоянки Мальта предстал, наконец, перед миром как лунно-солнечный календарь, с отметками лунного месяца, фаз, предсказаниями затмений солнца и луны.
Большая заслуга в этом принадлежал российскому историку и археологу академику В. Е. Ларичеву23.
Некоторые учёные до сих пор не соглашаются с астрономической расшифровкой подобных орнаментов, состоящих из насечек-каверн, на каменных и костяных изделиях. Видимо, полное признание интеллектуальных, а, главное, духовных способностей наших предков — пока ещё дело будущего.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Знак. Символ. Человек. Повесть-исследование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
16
Рефлекс (от латинского reflexus — «обратное движение», «отражение») — реакция организма человека или животного на внешний мир, осуществляемая при участии нервной системы.
17
Палеолит — начальный и самый длительный этап в истории человечества. Наши предки использовали для бытовых и культурных целей камень. Палеолит подразделяется учёными на три периода и длился более двух миллионов лет.
18
Энеолит — медно-каменный век, переходный период между каменным и бронзовым веком. III—IV тыс. до н. э.
19
Пещера в Испании с многоцветной росписью эпохи верхнего палеолита. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО c 1985 года.
21
Герасимов Михаил Михайлович (1907—1970) — выдающийся российский антрополог, скульптор, археолог. Первым в мире предложил метод реконструкции портрета человека
по костям черепа.